Автор: Миронова Светлана Александровна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 2072
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Родительские онлайн-собрания – как один из инновационных подходов применяемых в современном образовательном процессе.
Раздел: дошкольное образование
Родительские онлайн-собрания – как один из инновационных подходов
применяемых в современном образовательном процессе.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его
развитие,
образование,
воспитание,
социальная
защита
и
поддержка
его
достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей,
необходимо повышать их педагогическую культуру.
Деятельность
родителей
и
педагогов
в
интересах
ребенка
может
быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им
лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и
способности.
Для
реализации
данной
задачи
хорошим
подспорьем
является
проведение
родительских собраний.
Задачи
и
цели
родительского
собрания: расширение педагогического кругозора
родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация
совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и
демонстрация учебных и других достижений учащихся.
В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения
родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных
целей
и
задач
по
формированию
новой
личности
воспитанника,
ученика.
Родительское
собрание
-
не
просто
форма
связи
семьи
и
образовательного
учреждения, это место получения важной педагогической информации, трибуна
пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
Сотрудничество
педагога
с
родителями
может
проводиться
в
разнообразных
формах
с
использованием
разных
методов
педагогической
деятельности.
В
практической работе педагог использует коллективные и индивидуальные формы
взаимодействия. Приняты такие формы работы с родителями: общие родительские
собрания;
лекции
по
педагогике,
психологии,
этике,
физиологии
и
гигиене;
тематические
консультации;
педагогические
практикумы
по
рассмотрению
и
анализу
различных
ситуаций
воспитания
ребёнка
в
семье
и
образовательном
учреждении;
обзор
популярной
литературы
для
родителей;
обмен
опытом
воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей; день
семьи
в
школе;
школа
молодого
родителя;
презентация
семейного
опыта
воспитания; родительский ринг; круглый стол; собрания-диспуты; проигрывание
педагогических ситуаций; совместные собрания вместе с детьми; тематические и
индивидуальные консультации; деловая игра.
В
педагогической
деятельности
при
проведении
родительских
собраний
активно используются как традиционные, так и разнообразные нетрадиционные
формы
проведения.
Систематическое
применение
в
работе
с
родителями
нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам
воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом,
повышению педагогической культуры.
Среди
традиционных
форм
проведения
собрания
чаще
всего
используют
тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения
знаний. Тематика родительских собраний обычно определяется в соответствии с
планом
работы
образовательного
учреждения
на
текущий
учебный
год
и
обсуждается с родительским комитетом.
Понимание целей и задач стандартов нового поколения требует активного
вовлечения родителей, которое возможно только благодаря интерактивным формам
взаимодействия.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании
проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают.
Расширить
диапазон
методов
взаимодействия
в
рамках
собрания
позволяет
использование интерактивных форм и методов проведения собрания.
Интерактивные
методы
воспитания
обозначают
воспитание
через
участие
и
взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю»,
говорится
в
китайской
поговорке.
Методология
участия
и
взаимодействия
полностью вовлекает в процесс воспитания.
Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники
которого
рассуждают,
аргументируют
свои
выводы,
вступают
в
дискуссию
с
оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.
В педагогической практике использование интерактивных методов позволяет
решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные
методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это
достаточно
сложно:
призывы
любого
учителя
или
психолога
«высказать
свое
мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского
собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют
сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести
себя
принципиально
иначе.
Интерактивные
методы
ломают
традиционные
стереотипы
родительского
собрания:
оно
становится
особым
пространством,
наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает
готовность
родителей
к
взаимодействию
с
психологом,
педагогами
и
другими
специалистами. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с
их
помощью
проясняются
родительские
ожидания,
представления,
тревоги
и
страхи,
причем,
поскольку
их
диагностическая
направленность
для
родителя
неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее
воздействие оказывает фактор социальной желательности.
Использование данной системы дает множество преимуществ образовательному
учреждению.
Онлайн
родительские
собрания
–
это
идеальный
инструмент
проведения мероприятий с большим количеством участников. Кроме того, любое
мероприятие,
которое
проводится
в
рамках
этой
системы,
записывается
и
сохраняется
в
базе
данных.
Для
доступа
к
онлайн
трансляции
не
требуется
дополнительное программное обеспечение, нужен только компьютер, Интернет и
веб-камера. Родители смогут участвовать в ходе родительского собрания в любой
момент, находясь даже на работе – это главный и очевидный плюс электронного
формата.
Данный способ проведения родительских собраний выводит на новый уровень
вовлеченность
родителей
в
образовательный
процесс.
Все
привыкли
к
традиционным форматам родительских собраний, сейчас формат совершенно иной.
С
помощью
внедрения
IT-технологий
в
образование
родители
становятся
активными
участниками
образовательного
процесса.
Вся
семья
воспитанника,
ученика
может
собраться
у
компьютера
и
принять
участие
в
родительском
собрании.
Система управления онлайн-собраниями проста в использовании и не требует
закупки
дополнительного
оборудования.
Для
организации
мероприятия
нужен
только компьютер или ноутбук, подключенный к интернету. Доступ для родителей
также
прост
–
им
заранее
высылается
ссылка,
а
также
логин
и
пароль.
Устанавливать какие-либо программы не нужно.
Во время онлайн-собрания родители могут задать вопрос через чат или голосом,
отправив соответствующий запрос. По итогам мероприятия всем его участникам
доступна
архивная
видео-запись.
Одновременно
на
связи
могут
находиться
несколько сотен человек.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна
вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей
была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы,
совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том как важно
для
современного
образовательного
учреждения
тесное
и
плодотворное
взаимодействие с родителями воспитанников, учащихся. Ведь педагоги не могут не
считаться
с
их
мнением
по
поводу
образовательной
программы,
качества
образования,
компетентности
педагогов
и
других
проблем
образовательного
учреждения. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных
задач, так и в нравственном воспитании.
Работа
по
привлечению
родителей
в
воспитательный
процесс
очень
сложна,
поэтому педагог должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное
направление.
Опыт показывает, что благодаря хорошо организованной совместной деятельности
образовательное
учреждение
и
семья
становятся
действительно
партнерами
в
воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет
определенные роли.
В
отличие
от
стабильного
общества,
в
котором
в
течение
хотя
бы
столетия
осуществлялась
преемственность
между
поколениями
через
семейное
и
общественно-государственное
воспитание,
в
нашем
сегодняшнем
обществе,
переживающем
революционные
изменения
всех
базовых
общественных
и
государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы
человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи
с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически
означает формулирование «социального заказа» нашего общества.
Список литературы:
1.
Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания:
беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград:
Учитель, 2007.;
2.
Совместные
воспитательные
проекты:
родительские
собрания,
семейные
вечера, спортивные развлечения, проекты/ авт.-сост. М. К. Господникова. –
Волгоград: Учитель, 2009.;
3.
Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ сост. Л. В.
Голубева, Г. П. Попова. - М: Учитель, 2006.;
4.
Н. Сертакова, «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Родительские собрания, конференции, дискуссии.» - М., Учитель2015 г.