Автор: Конюков Антон Владимирович
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная работа на цикле Геронтопсихология
Раздел: дополнительное образование
Воспитательная работа на цикле Геронтопсихология.
Медицинская сестра, работающая с пациентом позднего возраста должна
учитывать множество факторов, которые в других обстоятельствах могли бы
показаться не столь существенными, однако именно данная группа пациентов
требует повышенного внимания, терпения и понимания.
Физиологические, соматические и психологические особенности данного
возраста, в нашей стране в большинстве случаев накладываются на
социальную составляющую, что может затруднить контакт медицинского
работника и пациента.
Что это за социальная составляющая?
Безусловно низкое материальное положение большинства подобных
пациентов, но помимо этого и
Но гармоничный, доверительный контакт является безусловным залогом
успешного взаимодействия, а, в конечном счете, и успешного лечения. По
этому сегодня на лекциях по геронтопсихологии основной акцент, делается
не столько на собственно психологию пожилого и старческого возраста,
сколько на поведенческие и коммуникативные навыки слушателей.
Работать с больным и тем более с пожилым больным означает не только
уметь использовать свои навыки общения
Нельзя забывать о фундаментальных условиях использования навыков,
которые позволяют наладить эффективные взаимоотношения между медиком
и пациентом. Медик выступает не только как субъект лечащий, но и как,
прежде всего, помогающий. Для помощника существуют несколько коренных
условий, при соблюдении которых взаимодействие становится максимально
эффективным:
Три главных коренных условия обеспечения эффективных взаимоотношений:
1. Наличие эмпатии.
2. Отсутствие осуждения.
З. Искренность.
Эмпатия – сопереживание – есть совпадение между субъектами
взаимодействия; «вчувствование»; Познание человеком внутреннего мира
другой личности, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость на
различные переживания другого. Это не столько рациональное осмысление
проблем другого, а скорее эмоциональное стремление откликнуться на его
проблему. Можно сказать так: «Мы принимаем другую позицию, можем даже
сочувствовать ей, но действуем по-своему».
Настоящая эмпатия требует больше, чем только способности ощущать другой
“внутренний мир”, как будто свой собственный. Здесь требуется больше, чем
только способность понять, что другой человек имеет в виду. Эмпатия
требует и чувствительности к выражаемым эмоциям, и вербальной
способности передавать это чувственное понимание на языке, настроенном
на эмоции другого человека.
Когда мы говорим об эмпатии то должно понимать, что это явление не всегда
является обязательным свойством личности, что оно может быть выражено у
разных людей не одинаково ярко, но всё же это свойство является
тренируемым. Главное сформировать мотивацию к сопереживанию.
Пример упражнения направленного на развитие эмпатических навыков:
Для этого упражнения требуются три человека. Пусть каждый сыграть все
три роли. Не следует обсуждать свои реакции, пока каждый не отыграет все
три.
Первый — пожилой человек, перенесший инсульт. После инсульта он (она)
временно потерял речь.
Второй — врач.
Третий — медсестра.
Пациент ложится и молчит. Врач беседует с другими сотрудниками о
пациенте. Они говорят друг с другом, обсуждая план лечения пациента.
Они не обращаются к пациенту.
Когда будут проиграны все три роли три раза, можно обсудить, что каждый из
участников чувствовал, когда играл свои роли.
Это упражнение требует достаточного количества времени для
выслушивания друг друга. Но в результате совместного обсуждения можно
заметить различия в отношениях, заметить, в чем проявлялось сочувствие.
Не осуждение – «Я» не «ОН», моя культура не его культура. И русская, и
немецкая корова мычат одинаково, а озвучиваем это мычание мы по-разному.
Так какая корова мычит правильно? Не осуждение это понимание того что
все мы разные и ни кто не реагирует одинаково. Очень вредное высказывание
в межличностном общение звучит так: «Вот я бы на твоём месте…».
Невозможно прожить жизнь другого человека и испытать его опыт, как он
или она выстрадали его, но мы можем выразить им свое сочувствие. Когда
мы сочувствуем, мы, в некотором смысле, ставим себя на место другого
человека, как бы живя с ним его жизнью, переживая с ним его чувства. Когда
мы внимательно выслушиваем и вступаем в мир другого человека, как он или
она понимают его, и смотрим на проблемы с точки зрения пациента, мы
испытываем сочувствие. Это нечто другое, чем симпатия. Пациент может
казаться не симпатичным, никто не может нравиться всем, но умение
сопереживать снимает часть эмоционального напряжения которое, связанно с
нашей индивидуальной эмоциональной окраской отношений.
Пример упражнения на отработку техники не осуждения:
Предполагается работа с партнером. Один говорит, другой слушает.
Говорящий. Поговорите относительно чувств, которые Вы находите
недопустимыми или сложными для обсуждения с другими. Например: гнев...
ревность... половые чувства...
Слушающий. Только слушайте, безо всякой реакции. Обратите внимание, что
происходит внутри Вас, когда Вы слушаете.
Сделайте двухминутный перерыв. Поменяйтесь ролями.
В результате последующего обсуждения результатов упражнения участники
смогут почувствовать (понять), каково раскрыть эти чувства другому
человеку, каково было слушать другого без ответа или оценки.
В случае если нет партнера для этого упражнения, можно записать на бумаге
неприемлемые, на взгляд участника, чувства, особенно те, которые не хотели
бы обсуждать с другим.
Исполняя роли слушателей или помощников, участники упражнения
используют навыки консультирования, и должны постоянно осознавать свои
собственные ценности и отношения. Если мы не будем делать этого, мы не
услышим точно другого. В результате упражнения мы придем к выводу что,
оказание помощи, нечто большее, чем применение нескольких изученных
приемов, это процесс, который вовлекает всего человека
Искренность же означает честность по отношению к самому себе. Однако
это условие может оказаться труднее, чем, кажется. Но только когда мы
честны с собой, мы можем быть действительно честны с другими.
Пример упражнения на отработку навыков понимания своих суждений:
Возьмите по очереди каждое из следующих слов: Мужчины, женщины,
деньги, работа, дети, брак. Напишите предложения для каждого слова,
содержащие глаголы: “должен”, “должны”, “не должен” или “не должны”.
В результате совместного, безоценочного обсуждения мы наверняка увидим
что, даже в пределах единой культуры каждый из нас сделает различные
утверждения. Когда же мы работаем с людьми отличной от нашей
собственной культурной традиции, различий в таких высказываниях будет
еще больше.
Человеку в роли слушающего очень важно знать, когда он может высказывать
собственные суждения, а когда воздержаться от осуждения говорящего и его
представлений. Принципиально то, чтобы и в дальнейшем говоривший мог
доверять слушателю, который не критиковал его и, таким образом, оказался
более открытым для чувств и мыслей говорившего человека.
Что случается, если слушающий не отдает себе отчет в своих собственных
суждениях? Это может создать барьер между ними.
Помимо этих трёх важнейших условий существует целый ряд требований.
Выполнение этих требований дисциплинирует человека, снижает
психологическую зависимость и защищает самого медика от тех негативных
эмоций, которые могут возникать в общении с пациентом.
Это требования:
1. Соблюдение времени
2. Учёт границ конфиденциальности
3. Умение определять границы оказания медицинской,социальной и
психологической помощи.
Соблюдение времени важное условие – «трудно оставить одинокого
человека, который хочет поболтать. Но если Вы будете помнить, что Вы
попадаете в ловушку и теряете время, и Вам, вероятно, придется скомкать
остальную часть Вашего дня из-за этого. Ведь вас ждут не только этот
пациент, но и другие». Обида плохой помощник в налаживании
качественного взаимодействия. Необходимо четко разграничивать время.
Пример: Социальная медицинская сестра и пациентка Г.Н.
“Здравствуйте, Г.Н.., как Вы поживаете? Я могу остаться сегодня с Вами в
течение 20 минут. Завтра, если хотите, я смогу прийти в то же самое время и
провести с Вами еще полчаса”.
Сестра удостоверилась, что Г.Н. услышала то, что она сказала. И осталась
ровно на 20 минут. Она приостановила беседу за две или три минуты прежде,
чем вышло время, чтобы не собираться второпях. На следующий день она
пришла точно в обещанное время.
Наиболее вероятным результатом таких действий станет то, что, вам
начнут доверять и полагаться на вас в том, что вы говорите. Вы также
заметите, что тем самым проявляете заботу о себе, поскольку будете работать
эффективнее, и вам не придется весь день спешить.
Формальные (ролевые) отношения при оказании помощи складываются
согласно определенному кодексу этики. Одна область этого кодекса касается
конфиденциальности. «Легко говорить о конфиденциальности, но иногда
трудно гарантировать, что информация, полученная Вами в процессе Вашей
работы, действительно останется конфиденциальной. Всегда соблазнительно
обсудить других людей с кем-то еще, но Вы должны сопротивляться этому
искушению. Хороший руководящий принцип - не говорить ничего, как бы
соблазнительно ни было поделиться информацией и опытом». Если и
говорить, то только в обезличенной форме. Естественно это не касается
информации, которую необходимо сообщить лечащему врачу.
Что же касается границ оказания помощи, то медик должен четко
осознавать рамки своей компетентности и не выходить за них! Есть
проблемы, которые могут решить только специалисты.
Пример:
Осуществляя заботу о пожилом человеке, построив с ним доверительные
взаимоотношения, в отдельных случаях вам станет понятно, что проблема
лежит в области медицины или психиатрии, и вашей компетенции может
оказаться недостаточно, чтобы совладать с ней. Если возможно, вы должны
уговорить человека проконсультироваться у соответствующих специалистов
или, при получении осознанного согласия клиента, самостоятельно
направить его в соответствующее учреждение (если вы обладаете таким
правом). Надо твердо уяснить, что пока человек не представляет опасности
для себя или других, он имеет право выбора — обращаться за помощью или
отказаться от нее. Эта проблема особенно актуальна, если вы работаете с
человеком, который как вам кажется, имеет суицидальные намерения.
Пример для социальных работников: «Мне жаль, что Вы сейчас ощущаете
такую безнадежность и беспомощность. Но, мне не хватает навыков помочь
Вам. Я обеспокоен этим. Однако я нахожусь в трудной ситуации, видя, что вы
не хотите обратиться к врачу, и я буду вынужден обсудить это с моим
руководителем и прежде, чем мы встретимся снова».
Так же большое значение на лекции придается вопросам обучения
родственников пациентов, особенно тех, пациентов которые страдают
психическими расстройствами (Сосудистая деменция, болезнь Альцгеймера
и т.п.). Для медика важно знать, что в его отсутствие больному могут помочь,
ведь далеко не каждый даже близкий родственник понимает те проблемы,
которые испытывает больной, или же не может адекватно принять эти
проблемы.
Таким образом, воспитание специалиста на данной лекции идет по двум
направлениям: Во-первых, это приобретение знаний в области психологии,
которые помогают объяснить особенности поведения, деятельности в
большинстве случаев. Такие знания стимулируют развитие личности. Во-
вторых, это обучение коммуникативным умениям, а в практической части
коммуникативным навыкам, позволяющим медицинской сестре выстраивать
наиболее позитивные отношения с пациентами, защищать себя и пациента от
возможных негативных влияний среды.