Автор: Жидкова Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЦО "Технологии обучения"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Обыкновенные дроби"
Раздел: среднее образование
Урок-игра в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».
Тема урока: Обыкновенные дроби.
Цели: Образовательные: закрепить у учащихся умение выполнять действия сложения и
вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учить выделять целую часть из неправильной
дроби и наоборот.
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости,
ответственного отношения к учебе.
Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса;
формирование представлений о соотношении целого и его частей (часть меньше целого),
обучение представлению информации в различных видах (иероглифы, смешанное число и
неправильная дробь), формирование представлений о математическом языке, его компонентах,
историческом развитии.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Человек подобен дроби, где числитель - это
то, что он действительно собой представляет,
а знаменатель-то, что он себе воображает. Чем
больше знаменатель, тем меньше дробь. Коль
знаменатель-бесконечность, дробь равна нулю.
Л.Н.Толстой.
Вступительное слово учителя
Не каждый человек может стать великим математиком, но каждый учащийся должен
иметь хорошие знания по математике, сегодня мы проводим урок по теме:
«Обыкновенные дроби».
В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным
разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без
знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. У немцев
сохранилась такое выражение – «попасть в дроби», что означает – попасть в
трудное положение. В России есть аналогичное – «попасть в тупик». Трудности
при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы и
умножения, и сложения дробей. У многих народов дроби называли ломаными
числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по
математике – Л.Ф. Магницкий.
Интересное и меткое «арифметическое» сравнение делал Лев Николаевич
Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что
человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем
большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше
дробь.
…
1. Викторина (теоретический конкурс)
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
1)
Дайте понятие обыкновенной дроби.
2)
Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?
3)
Что показывает числитель обыкновенной дроби?
1
4)
Какая дробь называется правильной? Приведите примеры.
5)
Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры.
6)
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
7)
Можно ли сравнить две дроби с разными знаменателями и разными числителями,
если известно, что одна дробь правильная, а другая – неправильная?
8)
Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?
9)
Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
10) Дайте понятие смешанного числа.
устный счёт;
–
Ребята, давайте поиграем в игру “Счётная машина”?
Вспомним, какие требования к этой игре мы выработали (1. быстрота;
2. правильность; 3. тишина)
(Ученик, сидящий на последней парте, выполняет первое действие, результат передает
человеку, сидящему перед ним, 2 ученик выполняет 2 действие, передает результат следующему
и т.д.. Ученик, сидящий на первой парте, выполняет последнее действие, идёт к доске и
записывает конечный результат.)
2.
Вперед, вперед, вперед (устная работа в форме диктанта
Вычислите:
1)
5
3
5
1
Сравните:
1)
9
7
*
9
5
Впишите в рамочку
нужное число:
2
2)
8
4
8
7
3)
9
3
9
6
4)
7
4
1
2)
6
5
*
1
3)
5
6
*
1
4)
4
5
*
9
8
1)
6
2
= 1
2)
- 1 =
8
3
После 4 мин. работы каждый должен сам оценить себя, сравнив свои ответы с
правильными.
Оценка «5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«см» - 4 и меньше правильных ответов
Оценку команде ставит капитан, оценив результаты своей команды.
3.
Конкурс команд Каждой команде выдаются по три карточки с заданиями (у команд
карточки одинаковые). Время ограничено (8 мин.), решить задания кто-то один не успеет,
поэтому задания должны быть разделены между учащимися и проверены.
Карточка №1.
Найдите ошибки
(если ответ неверный,
зачеркните его и
напишите верный):
1)
7
2
9
7
4
3
7
6
5
2)
5
1
7
3
5
1
10
3)
7
2
4
7
2
3
7
4)
9
3
3
)
9
4
9
2
1
(
9
1
4
Карточка №2.
Определите правило
нахождения числа,
стоящего посередине,
по этому же принципу
вставьте
пропущенное число:
1)
8
3
;
8
7
;
8
4
10
5
; ? ;
10
3
2)
9
8
3
;
9
5
1
;
9
3
2
15
12
7
; ?;
15
5
5
3)
7
5
2
;
7
5
3
;
7
3
6
11
8
3
; ?;
11
4
9
Карточка №3.
Решите уравнения:
1)
19
15
12
19
18
25
х
2)
14
12
5
14
6
8
х
3)
42
27
3
42
3
2
)
42
24
3
(
х
4)
19
17
21
19
18
3
)
19
3
21
(
х
Когда время закончится, карточки с ответами сдаются членам жюри, у доски
проверяются и анализируются ответы.
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
4.
Тест. Каждому ученику выдается карточка с тестом, на которой он отмечает вариант
ответа.
Тест №1, №3, №5, …
1) Даны дроби:
8
11
;
10
9
;
5
6
;
9
2
;
3
3
;
7
1
.
Какие из них являются правильными?
А)
8
11
;
5
6
;
3
3
Б)
10
9
;
3
3
;
7
1
В)
10
9
;
9
2
;
7
1
2) Какое число стоит между числами
9
3
и 1?
А)
9
9
Б)
9
8
В)
7
9
Г)
9
1
Тест №2, №4, №6, …
1) Даны дроби:
8
11
;
10
9
;
5
6
;
9
2
;
3
3
;
7
1
.
Какие из них являются неправильными?
А)
8
11
;
5
6
;
3
3
Б)
10
9
;
3
3
;
7
1
В)
10
9
;
9
2
;
7
1
2) Какое число стоит между числами
7
4
и 1?
А)
7
2
Б)
7
7
В)
7
6
Г)
7
9
3
3) Представьте неправильную дробь
8
37
в виде смешанного числа.
А)
8
7
3
Б)
8
5
4
В)
8
3
5
4) Представьте смешанное число
7
4
6
в виде неправильной дроби.
А)
7
46
Б)
7
42
В)
7
64
5) Вычислите
)
8
4
8
1
(
5
А)
16
11
4
Б)
8
3
4
В)
8
4
4
6) Вычислите
10
7
2
10
5
1
10
3
5
А)
10
5
6
Б)
10
2
6
В)
10
3
6
7) Вычислите число, которое должно
стоять в квадрате 2 -
- 1 =
5
2
.
А)
5
2
1
Б)
5
3
1
В)
5
3
3) Представьте неправильную дробь
7
34
в виде смешанного числа.
А)
7
6
4
Б)
7
4
3
В)
7
1
5
4) Представьте смешанное число
8
7
5
в виде неправильной дроби.
А)
8
57
Б)
8
40
В)
8
47
5) Вычислите
)
5
1
5
3
(
7
А)
5
2
6
Б)
5
1
6
В)
10
6
6
6) Вычислите
10
6
3
10
4
2
10
2
7
А)
10
5
8
Б)
10
4
8
В)
10
2
8
7) Вычислите число, которое должно
стоять в квадрате 2 -
- 1 =
7
3
.
А)
7
4
Б)
7
4
1
В)
7
3
1
По истечении 5 мин. карточки с вариантами ответов для проверки передаются команде
соперников.
Учитель на доске открывает ответы к тестам:
Оценка «5» - 7 правильных ответов
«4» - 5-6 правильных ответов
«3» - 4 правильных ответа
«см» - 3 и меньше правильных ответов
Подведение итогов урока. Награждение команды-победителя.
4