Автор: Амелина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №4 "Берегея"
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие и коррекция психических познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работыпо теме:
«Развитие и коррекция психических познавательных процессов у дошкольников с
ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Разработала воспитатель Амелина Елена Васильевна, 2017 г.
План.
1.
Актуальность и значимость театрализованной деятельности, как средства развития и
коррекции психических познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ (задержка
психического развития).
2.
Разновидность игр-драматизаций и театрализованных представлений, используемых
мною в работе.
3.
Методические приемы руководства театрализованной деятельности.
4.
Банк инновационных и методических разработок по теме опыта работы.
5.
Интерактивные формы работы с родителями.
6.
Проведение мониторинга образовательного процесса (результаты, выводы).
7.
Алгоритм дальнейшего профессионального роста с учетом результатов мониторинга
и особенностей детей с ОВЗ (задержка психического развития).
Описание опыта работы.
1.
Актуальность темы. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов
дошкольного образования отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Имея многолетний опыт работы в группе компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ (задержка психического развития), я обратила внимание на недоразвитие
познавательной
деятельности,
эмоционально-волевой
и
коммуникативной
сферы,
нарушение поведения у таких детей. Их особенность состоит в том, что слабо развиты
навыки владения собственным телом, координация движений, тонкая моторика рук, в
результате чего игровая деятельность детей носит процессуальный характер, действия
сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски.
Театрализованная деятельность – это способ развития и коррекции всех психических
познавательных процессов.
Это натолкнуло меня на поиск специальных инновационных методик и технологий,
которые бы давали положительную динамику в коррекционно-развивающем образовании
дошкольников
с
ОВЗ
и
успешной
их
адаптации
в
социуме.
Я
решила
использовать
элементы артпедагогики (художественная педагогика) и арттерапии (терапия искусством):
сказкотерапия
и
игротерапия. Целью
моей
деятельности
определилось
-
развитие
и
коррекция
познавательной
и
эмоционально-волевой
сферы
у
дошкольников
с
ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности: игр
и сказок (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-
эстетическое развитие»).
Актуальность и важность темы моего опыта так же подтверждаются положениями о
генетической связи игры и искусства, которые содержатся в исследованиях психологов П.
П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Л. С. Выготский писал, что драматизация
представляет
собой
самый
распространенный
вид
детского
творчества,
который
проявляется в самых разнообразных видах – сочинение, импровизация коротких сценок,
инсценирование готового материала.
Игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания, развития и коррекции
дошкольников:
-
способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности ребенка
– самостоятельности, инициативы, эмоциональной отзывчивости, воображения…;
-
активизируют словарь, формируют диалогическую, эмоционально насыщенную речь;
-
способствуют освоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация,
модуляция голоса);
-
влияют на
нравственное
развитие,
являясь
своеобразным
тренингом
в
усвоении
этикета, норм поведения;
-
развивают творчество детей: речевое, выразительное, художественное, музыкальное;
-
обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к
литературе и театру.
Н ач а л ь н о е
д и а г н о с т и ч е с ко е
о б с л ед ов а н и е показало,
что
уровень
игровой
деятельности
ребенка
с
задержкой
психического
развития
в начале учебного
года – ниже среднего.
1.В
играх-драматизациях
наблюдается
стереотипность,
формальность
действий,
отсутствовал интерес к драматизации, не было элементов последовательного сюжета.
2.Дети не знали, как действовать с атрибутами различных видов театра, не могли
применять
средства
образной
выразительности,
не
сопровождали
игровые
действия
речью.
3.Грубо нарушена общая и мелкая моторика, дети неловки.
4.Имелся
весьма
скудный
запас
таких
знаний и
умений,
которые
у
нормально
развивающихся детей имеются уже в преддошкольный период.
5.У
большинства
детей
значительно
снижен интерес
к
окружающему
миру,
наблюдалось
отставание
в
темпе
развития наглядно-действенного
мышления,
отсутствовала возможность решения наглядно-образных задач, элементарное логическое
мышление замедленно.
Так
как
вне
направленного
развития
игра,
в
частности
игра-драматизация,
у
дошкольников с ЗПР не достигнет такого
уровня
развития,
при
котором
она
могла
бы
иметь развивающее воздействие на их психику, чтобы
повысить уровень игровых
навыков я поставила следующие задачи:
1. повысить собственные знания по методике проведения театрализованных игр;
2.обеспечить
организацию
развивающей
среды
для
развития
навыков
театрализованной игры;
3.решать
умственные,
воспитательные
и
коррекционные
задачи
через
игру-
драматизацию;
4.с
помощью
эффективных
приемов
вызывать
у
детей
интерес
и
стойкое
положительное отношение к различным видам театра, формировать собственно игровые
действия;
5. работу проводить в тесном содружестве с родителями, учителем-дефектологом и
другими узкими специалистами.
2.В своей работе использую следующую разновидность игр-драматизаций:
1.
пальчиковый
театр
–
когда
надо
одновременно
показать
несколько
персонажей
благодаря пальчиковым атрибутам («Репка», «Волк и козлята», «Колобок»).
2.
Театр
петрушки,
игры-драматизации
с
куклами
би-ба-бо,
когда
куклы
обычно
действуют на ширме («Петрушка – помощник», «Буратино», «Варежка»).
3.
Театр картинок, «живые картинки» - на фланелеграфе, наборном полотне, картинки
персонажей
и
декорации
(«Под
грибом»,
«У
солнышка
в
гостях»,
«Путешествие
капелек»).
4.
Настольный
театр
–
разыгрываются
обычные
игрушки
или
фигурки
на
подставке
(«Маша и медведь», «Теремок», «Курочка Ряба»).
5.
Игра – импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки с
помощью выразительных средств. Готовый сюжет ведет за собой игру.
6.
Мини-спектакль с оформлением сцены – на полу, в сказочном домике, в «Русской
горнице» – это театр фабричных образных игрушек («Осень в лесу», «Три медведя»).
7.
Театрализованное представление или спектакль по сказке с костюмами, оформлением
декораций и т. д. («В мире много сказок», «В гостях у бабушки-сказительницы»).
2.1.Игры – драматизации (или театрализованные игры) включаю в такие
виды коррекционно-образовательного процесса:
-непосредственно
образовательная
деятельность
(«Ознакомление
с
художественной
литературой»).
-Вечер развлечений, праздники, досуги.
-Тематические гостиные, дни открытых дверей /с участием родителей, коллег/.
-Самостоятельная театрализованная деятельность детей.
-ДОП - работа кружка «В гостях у сказки» с увлеченными детьми.
-Экскурсии в мини-музей «Образная игрушка» с презентацией экспонатов.
2.2.Составила
план-схему
поэтапной
работы
по
руководству
игрой
–
драматизацией, которая включает в себя:предварительную работу; подбор атрибутов,
костюмов,
игрушек;
распределение
ролей;
проведение
самой
игры-драматизации;
проектирование последующей работы.
3.Использую следующие методические приемы в руководстве игрой – драматизацией.
Младшая
группа.
Текст
читаю
я,
а
дети
исполняют
определенные
действия
(«Кошкин дом»). Читаю текст 2-3 раза для повышения звуковой сосредоточенности детей и
последующему возникновению самостоятельных игр. Использую потешки, песенки, стихи,
иногда
с
игрушками
–
это
способствует
возникновению
самостоятельной
игры-
драматизации. Дети учатся некоторым способам игровых действий по образцу. Использую
прием показа некоторых движений: как машут крыльями птички, как они летают, как
неуклюже ходят медвежата и т. п.
Разыгрываю сценки издетского быта с игрушками,
организуя
игры
на
темы
литературных
произведений
А.
Барто
«Игрушки»,
З.
Александровой «Мой мишка», С. Капутикяна «Маша обедает» и др.
Провожу
игры,
носящие
характер
упражнений:
дети
выбирают
себе
игрушки,
придумывают сюжет и обыгрывают его («Цыпленок и утенок», «Волк и коза», «Грустный
зайчик и веселая лягушка»). Развивая сюжет, использую игрушки, мелкий строительный
материал, привлекаю детей к имитации движений зверей.
Средняя группа. Дети продолжают развивать сочетание в роли движение и слово,
развивать чувство партнерства. Усложняются методы и приемы. Дети ведут рассказ от
первого
лица,
сопровождая
слова
движениями,
представляют
себя
кем-нибудь,
рассказывают о себе. Например: «Я – хитрая лиса. Посмотрите, какая я красивая, какой у
меня хвост, какие ушки». Использую настольный театр по произведениям
«Перчатки»,
«Колобок»,
«Лиса,
заяц,
петух»
и
др.
Сначала
провожу
драматизацию
отрывков
произведения, а затем драматизацию всей сказки.
Старшая группа. У детей развиваю умения самостоятельно находить способы образной
выразительности,
развивать
чувство
партнерства.
Дети
присматриваются
к
поведению
животных,
особенности
поведения
людей,
их
интонации,
движения.
Для
развития
воображения предлагаю задания, например, «Представь себя иным», этюды на выражение
мимики,
жестов,
например,
«Покажи,
о
чем
расскажу».
Дети
изображают
несколько
персонажей сразу, сначала в движении, без слов, потом со словами, а все отгадывают, кто
это был. Предлагаю детям представить, как обращается к колобку заяц (лиса) и т. п.
Отражаем сюжеты сказок в изобразительной деятельности.
Подготовительная группа. Использую прием «нравственной лесенки», где более
точно показано эмоциональное отношение детей к тому или иному персонажу. Провожу
игру «Хорошо – плохо» (характеры героев, их поступки). Дети объясняют, почему он
поступил плохо, как бы он поступил на месте героя.
После восприятия сказки и игр-драматизаций
провожу с детьми и родителями
следующую работу:
1. Фиксирую все, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
2.
Веду запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
Родители ведут записи дома. Использую интернет переписку по электронной почте.
3.
Фиксирую ситуации, возникающие естественно и созданные специально, в которых
необходимо
проявить
нравственные
качества,
изображенные
в
сказочных
ситуациях.Составляю характеристики на детей, которые участвовали в ситуациях.
4.
Провожу совместную деятельность с детьми по изобразительной деятельности, на
которой предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных
ранее.
Для организации игры-драматизации соблюдаю следующие условия:
- наличие и развитие представлений и интереса детей к различным видам театра;
- разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и
инсценировок по литературным произведениям;
- овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной
деятельности;
- серьезного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм
детей в театр.
4.
Несомненно,
моим
достоинством
считаю
составленный «Банк
инновационных
и
методических разработок по коррекции, развитию и воспитанию дошкольников с
ОВЗ посредством театрализованной деятельности», который состоит из определенных
компонентов:
4.1.Созданная мною в группе во взаимодействии с родителями развивающая
предметно-пространственная
среда,
соответствующая
требованиям
ФГОС
ДО,
способствует
развитию
театрально-творческих
способностей
детей.
Построенное
развивающее пространство группы по принципу интеграции, моделирования и на основе
гендерного принципа, отражает интересы девочек и мальчиков. При отборе предметного
содержания образовательной среды ориентируюсь на «зону актуального» развития «самого
слабого» и «зону ближайшего» развития «самого сильного» в группе ребёнка. Учитываю
рациональность
размещения,
безопасность
и
соответствие
санитарно-гигиеническим
и
педагогическим требованиям. Практически всё оборудование группы имеет коррекционную
направленность.
4.2.Владею современными методами психолого-педагогической диагностики, что
позволило
мне
разработать
диагностические
карты
по
разделам
адаптационной
образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4.3.Разработала программу дополнительного образования «В гостях у сказки» по
театрально-игровой деятельности. Применяемые мною специальные методы и приёмы
коррекционно-развивающей работы, направлены на соблюдение охранительного режима,
коррекцию и развитие познавательной активности, адаптацию детей в социуме, с учётом
принципа дифференцированного подхода и индивидуальной коррекционной работы через
личностно-ориентированный подход.
4.4.Разработала картотеку театрализованных игр, игр-пантомим, сделала подборку
дидактического материала с использованием элементов сказкотерапии; скорректировала
схему работы со сказкой, внедрив в работу игровой практикум «Чтобы сказка не скучала».
В работе результативно использую мнемотаблицы, пиктограммы.
4.5.Моей
авторской
находкой
являются
разработки
вариантов
проведения
организованной
образовательной
деятельности,
модели
интерактивных
игр,
в
которых
грамотно
сочетаются
практическая
и
театрально-игровая
деятельность,
стимулируется
познавательная и речевая активность.
4.6.Большую
педагогическую
ценность
имеет
созданный
мною
Центр
для
самостоятельной
театрально-игровой
деятельности,
где
дети
пользуются
настольными
дидактическими играми («В гости к сказке», «По следам колобка», «Путешествие Красной
шапочки»
и
др.),
экспонатами
мини-музея
«Образная
игрушка»
(игрушки-сюрпризы,
игрушки-мультяшки,
сюжетно-образные
игрушки,
театрализованные
игрушки
и
др.),
занимательными
заданиями
для
освоения
элементов
речевого
общения,
развития
художественного творчества и интеллектуально-познавательных процессов («Сказочный
лабиринт», «Что сначала, что потом», «Дорисуй…» и т.п.).
5.
Требования ФГОС ДО позволили пересмотреть мою работу с родителями (законными
представителями).
Проведение
практикумов,
адресных
консультаций
по
решению
коррекционно-развивающих
и
воспитательных
задач
строю
в
тесной
взаимосвязи
с
родителями, активизируя и повышая их педагогическую грамотность. Деятельность Школы
для родителей и семейного клуба «Творческая гостиная»
нашли отражение на «Сайте
доверия» и в переписке по электронной почте не только с родителями воспитанников, но и
родителями детей, не посещающих наш детский сад. В Дни открытых дверей в рамках
долгосрочного
проекта
включается
много
практического
показа
для
родителей
подгрупповой
образовательной
деятельности
и
«индивидуального
маршрута»
с
целью
ознакомления
с
инновационными
методами
и
формами
работы
с
детьми.
Удовлетворенность родителей уровнем коррекции и развития их ребенка составляет 96%.
6.Вся
моя
работа
строится
на
диагностической
основе,
т.
к.
сегодня
невозможно
представить коррекционно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и
конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Я
выделила основные показатели развития детей дошкольного возраста с задержкой
психического
развития
в
процессе
театрализованной
деятельности:основы
театральной
культуры, речевая культура, эмоционально - образное развитие, навыки кукловождения,
создание предметно-игровой среды, основы коллективной творческой деятельности.
Мониторинг
овладения
детьми
необходимыми
навыками
и
умениями
по
разделу
«Театрализованная деятельность» провожу на основе игровых творческих заданий.
Сравнительный анализ навыков и умений детейпо результатам мониторингаза 2 учебных
года выглядит следующим образом:
Оценочные показатели: высокий ур.-5б., выше ср.ур.-4б., средний ур.-3б., ниже ср.-2б.,
низкий ур.-1б.
Группа
(10 чел.)
Первичный результат
в.ур. в/с ур. ср. ур. н/с.ур. н. ур.
Итоговый результат
в.ур. в/с.ур. ср. ур. н/с. ур. н. ур
Старшая группа
/2015-2016 уч. г./
- -50% 30% 20%
средний балл –2 б.
37%
20% 30% 30% 20% -
средний балл – 3,6 б. / 62%
Динамика - 25%
Подготовительная
группа
/2016-2017 уч. г./
20% 30% 30% 20% -
средний балл -3,6 б.
62%
40% 30% 20%10% -
средний балл -4,7 б. / 92%
Динамика - 30%
В таблице показано, что по итоговому результату на низком уровне не осталось ни одного
ребенка. В старшей группе на высоком уровне к концу года оказалось 20% детей, а выше
среднего – 30%
с учетом того, что в начале года не было ни одного ребенка. А в
подготовительной группе высокий уровень у 40% воспитанников, а выше среднего – у 30%.
Динамика достижения детей составила в старшей группе 25%, а в подготовительной - 30%,
что показывает высокий уровень эффективности проведенной работы.
Выводы.
Сравнительный
анализ
данных
мониторинга
в
период
«до»
и
«после»
проведения коррекционной работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии
подтверждает эффективность использованных методов и приемов игрового содержания, их
высокую результативность:
- дети приобщились к театральному искусству, повысился интерес к играм-драматизациям;
- у детей сформированы предпосылки к развитию артистизма, творчества, импровизации;
-
дети
осознанно
применяют
средства
образной
выразительности
(интонация,
жесты,
мимика);
-
у
воспитанников
средствами
театрального
искусства
развились
положительные
нравственные качества личности, освоено искусство общения, диалога.
Анализ результатов мониторинга выявил, что у большинства детей вызывают
затруднения такие разделы, как «Речевая культура», «Основы коллективной творческой
деятельности»,
«Эмоционально-образное
развитие»,
что
нормально
для
детей
с
нарушением интеллекта
.
Улучшения
в
усвоении
программного
материала
отмечены
по
таким
параметрам:
-«навыки кукловождения» (дети используют навыки кукловождения в работе над
спектаклем, игрой, импровизируют
);
-«основы элементарной театральной культуры» (проявляют более устойчивый
интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, называют различные
виды игр-драматизаций);
-«создание
предметно-игровой
среды»
(самостоятельно
или
с
небольшой
помощью выбирают место для игры, подбирают игрушки из различного вида театров,
используют декорации, изготавливают совместно с родителями персонажи и игрушки).
7.
Мой подход к работе с детьми с ОВЗ заслужил внимания у коллег нашего детского сада,
так
как
с
помощью
выработанной
мной
инновационной
системы
позволяет
повысить
качество результата по «Художественно-эстетическому развитию» с 33% до 83%.
Алгоритм дальнейшего своего профессионального роста:
1.Включить в структуру системы коррекционной работы социально-педагогический
модуль,
который
позволит
вносить
своевременные
изменения
в
процесс
реализации
индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
2.Обеспечить полноценное развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всех
основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности
детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к
себе и к другим людям.
Список использованной литературы.
2.Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников». Просвещение, 1991.
3.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Мозайка – Синтез, 2003.
4.Т.Б. Мазепина «Развитие навыков общения ребенка». М - 2002.
5.О.К. Васильева «Образная игрушка в творческих играх дошкольников», 2003.