Напоминание

"Развитие и коррекция психических познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Амелина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №4 "Берегея"
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие и коррекция психических познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работыпо теме:

«Развитие и коррекция психических познавательных процессов у дошкольников с

ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Разработала воспитатель Амелина Елена Васильевна, 2017 г.

План.

1.

Актуальность и значимость театрализованной деятельности, как средства развития и

коррекции психических познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ (задержка

психического развития).

2.

Разновидность игр-драматизаций и театрализованных представлений, используемых

мною в работе.

3.

Методические приемы руководства театрализованной деятельности.

4.

Банк инновационных и методических разработок по теме опыта работы.

5.

Интерактивные формы работы с родителями.

6.

Проведение мониторинга образовательного процесса (результаты, выводы).

7.

Алгоритм дальнейшего профессионального роста с учетом результатов мониторинга

и особенностей детей с ОВЗ (задержка психического развития).

Описание опыта работы.

1.

Актуальность темы. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов

дошкольного образования отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах

специфических

для

детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Имея многолетний опыт работы в группе компенсирующей направленности для

детей с ОВЗ (задержка психического развития), я обратила внимание на недоразвитие

познавательной

деятельности,

эмоционально-волевой

и

коммуникативной

сферы,

нарушение поведения у таких детей. Их особенность состоит в том, что слабо развиты

навыки владения собственным телом, координация движений, тонкая моторика рук, в

результате чего игровая деятельность детей носит процессуальный характер, действия

сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски.

Театрализованная деятельность – это способ развития и коррекции всех психических

познавательных процессов.

Это натолкнуло меня на поиск специальных инновационных методик и технологий,

которые бы давали положительную динамику в коррекционно-развивающем образовании

дошкольников

с

ОВЗ

и

успешной

их

адаптации

в

социуме.

Я

решила

использовать

элементы артпедагогики (художественная педагогика) и арттерапии (терапия искусством):

сказкотерапия

и

игротерапия. Целью

моей

деятельности

определилось

-

развитие

и

коррекция

познавательной

и

эмоционально-волевой

сферы

у

дошкольников

с

ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности: игр

и сказок (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-

эстетическое развитие»).

Актуальность и важность темы моего опыта так же подтверждаются положениями о

генетической связи игры и искусства, которые содержатся в исследованиях психологов П.

П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Л. С. Выготский писал, что драматизация

представляет

собой

самый

распространенный

вид

детского

творчества,

который

проявляется в самых разнообразных видах – сочинение, импровизация коротких сценок,

инсценирование готового материала.

Игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания, развития и коррекции

дошкольников:

-

способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности ребенка

– самостоятельности, инициативы, эмоциональной отзывчивости, воображения…;

-

активизируют словарь, формируют диалогическую, эмоционально насыщенную речь;

-

способствуют освоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация,

модуляция голоса);

-

влияют на

нравственное

развитие,

являясь

своеобразным

тренингом

в

усвоении

этикета, норм поведения;

-

развивают творчество детей: речевое, выразительное, художественное, музыкальное;

-

обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к

литературе и театру.

Н ач а л ь н о е

д и а г н о с т и ч е с ко е

о б с л ед ов а н и е показало,

что

уровень

игровой

деятельности

ребенка

с

задержкой

психического

развития

в начале учебного

года – ниже среднего.

1.В

играх-драматизациях

наблюдается

стереотипность,

формальность

действий,

отсутствовал интерес к драматизации, не было элементов последовательного сюжета.

2.Дети не знали, как действовать с атрибутами различных видов театра, не могли

применять

средства

образной

выразительности,

не

сопровождали

игровые

действия

речью.

3.Грубо нарушена общая и мелкая моторика, дети неловки.

4.Имелся

весьма

скудный

запас

таких

знаний и

умений,

которые

у

нормально

развивающихся детей имеются уже в преддошкольный период.

5.У

большинства

детей

значительно

снижен интерес

к

окружающему

миру,

наблюдалось

отставание

в

темпе

развития наглядно-действенного

мышления,

отсутствовала возможность решения наглядно-образных задач, элементарное логическое

мышление замедленно.

Так

как

вне

направленного

развития

игра,

в

частности

игра-драматизация,

у

дошкольников с ЗПР не достигнет такого

уровня

развития,

при

котором

она

могла

бы

иметь развивающее воздействие на их психику, чтобы

повысить уровень игровых

навыков я поставила следующие задачи:

1. повысить собственные знания по методике проведения театрализованных игр;

2.обеспечить

организацию

развивающей

среды

для

развития

навыков

театрализованной игры;

3.решать

умственные,

воспитательные

и

коррекционные

задачи

через

игру-

драматизацию;

4.с

помощью

эффективных

приемов

вызывать

у

детей

интерес

и

стойкое

положительное отношение к различным видам театра, формировать собственно игровые

действия;

5. работу проводить в тесном содружестве с родителями, учителем-дефектологом и

другими узкими специалистами.

2.В своей работе использую следующую разновидность игр-драматизаций:

1.

пальчиковый

театр

когда

надо

одновременно

показать

несколько

персонажей

благодаря пальчиковым атрибутам («Репка», «Волк и козлята», «Колобок»).

2.

Театр

петрушки,

игры-драматизации

с

куклами

би-ба-бо,

когда

куклы

обычно

действуют на ширме («Петрушка – помощник», «Буратино», «Варежка»).

3.

Театр картинок, «живые картинки» - на фланелеграфе, наборном полотне, картинки

персонажей

и

декорации

(«Под

грибом»,

«У

солнышка

в

гостях»,

«Путешествие

капелек»).

4.

Настольный

театр

разыгрываются

обычные

игрушки

или

фигурки

на

подставке

(«Маша и медведь», «Теремок», «Курочка Ряба»).

5.

Игра – импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки с

помощью выразительных средств. Готовый сюжет ведет за собой игру.

6.

Мини-спектакль с оформлением сцены – на полу, в сказочном домике, в «Русской

горнице» – это театр фабричных образных игрушек («Осень в лесу», «Три медведя»).

7.

Театрализованное представление или спектакль по сказке с костюмами, оформлением

декораций и т. д. («В мире много сказок», «В гостях у бабушки-сказительницы»).

2.1.Игры – драматизации (или театрализованные игры) включаю в такие

виды коррекционно-образовательного процесса:

-непосредственно

образовательная

деятельность

(«Ознакомление

с

художественной

литературой»).

-Вечер развлечений, праздники, досуги.

-Тематические гостиные, дни открытых дверей /с участием родителей, коллег/.

-Самостоятельная театрализованная деятельность детей.

-ДОП - работа кружка «В гостях у сказки» с увлеченными детьми.

-Экскурсии в мини-музей «Образная игрушка» с презентацией экспонатов.

2.2.Составила

план-схему

поэтапной

работы

по

руководству

игрой

драматизацией, которая включает в себя:предварительную работу; подбор атрибутов,

костюмов,

игрушек;

распределение

ролей;

проведение

самой

игры-драматизации;

проектирование последующей работы.

3.Использую следующие методические приемы в руководстве игрой – драматизацией.

Младшая

группа.

Текст

читаю

я,

а

дети

исполняют

определенные

действия

(«Кошкин дом»). Читаю текст 2-3 раза для повышения звуковой сосредоточенности детей и

последующему возникновению самостоятельных игр. Использую потешки, песенки, стихи,

иногда

с

игрушками

это

способствует

возникновению

самостоятельной

игры-

драматизации. Дети учатся некоторым способам игровых действий по образцу. Использую

прием показа некоторых движений: как машут крыльями птички, как они летают, как

неуклюже ходят медвежата и т. п.

Разыгрываю сценки издетского быта с игрушками,

организуя

игры

на

темы

литературных

произведений

А.

Барто

«Игрушки»,

З.

Александровой «Мой мишка», С. Капутикяна «Маша обедает» и др.

Провожу

игры,

носящие

характер

упражнений:

дети

выбирают

себе

игрушки,

придумывают сюжет и обыгрывают его («Цыпленок и утенок», «Волк и коза», «Грустный

зайчик и веселая лягушка»). Развивая сюжет, использую игрушки, мелкий строительный

материал, привлекаю детей к имитации движений зверей.

Средняя группа. Дети продолжают развивать сочетание в роли движение и слово,

развивать чувство партнерства. Усложняются методы и приемы. Дети ведут рассказ от

первого

лица,

сопровождая

слова

движениями,

представляют

себя

кем-нибудь,

рассказывают о себе. Например: «Я – хитрая лиса. Посмотрите, какая я красивая, какой у

меня хвост, какие ушки». Использую настольный театр по произведениям

«Перчатки»,

«Колобок»,

«Лиса,

заяц,

петух»

и

др.

Сначала

провожу

драматизацию

отрывков

произведения, а затем драматизацию всей сказки.

Старшая группа. У детей развиваю умения самостоятельно находить способы образной

выразительности,

развивать

чувство

партнерства.

Дети

присматриваются

к

поведению

животных,

особенности

поведения

людей,

их

интонации,

движения.

Для

развития

воображения предлагаю задания, например, «Представь себя иным», этюды на выражение

мимики,

жестов,

например,

«Покажи,

о

чем

расскажу».

Дети

изображают

несколько

персонажей сразу, сначала в движении, без слов, потом со словами, а все отгадывают, кто

это был. Предлагаю детям представить, как обращается к колобку заяц (лиса) и т. п.

Отражаем сюжеты сказок в изобразительной деятельности.

Подготовительная группа. Использую прием «нравственной лесенки», где более

точно показано эмоциональное отношение детей к тому или иному персонажу. Провожу

игру «Хорошо – плохо» (характеры героев, их поступки). Дети объясняют, почему он

поступил плохо, как бы он поступил на месте героя.

После восприятия сказки и игр-драматизаций

провожу с детьми и родителями

следующую работу:

1. Фиксирую все, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.

2.

Веду запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

Родители ведут записи дома. Использую интернет переписку по электронной почте.

3.

Фиксирую ситуации, возникающие естественно и созданные специально, в которых

необходимо

проявить

нравственные

качества,

изображенные

в

сказочных

ситуациях.Составляю характеристики на детей, которые участвовали в ситуациях.

4.

Провожу совместную деятельность с детьми по изобразительной деятельности, на

которой предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных

ранее.

Для организации игры-драматизации соблюдаю следующие условия:

- наличие и развитие представлений и интереса детей к различным видам театра;

- разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и

инсценировок по литературным произведениям;

- овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной

деятельности;

- серьезного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм

детей в театр.

4.

Несомненно,

моим

достоинством

считаю

составленный «Банк

инновационных

и

методических разработок по коррекции, развитию и воспитанию дошкольников с

ОВЗ посредством театрализованной деятельности», который состоит из определенных

компонентов:

4.1.Созданная мною в группе во взаимодействии с родителями развивающая

предметно-пространственная

среда,

соответствующая

требованиям

ФГОС

ДО,

способствует

развитию

театрально-творческих

способностей

детей.

Построенное

развивающее пространство группы по принципу интеграции, моделирования и на основе

гендерного принципа, отражает интересы девочек и мальчиков. При отборе предметного

содержания образовательной среды ориентируюсь на «зону актуального» развития «самого

слабого» и «зону ближайшего» развития «самого сильного» в группе ребёнка. Учитываю

рациональность

размещения,

безопасность

и

соответствие

санитарно-гигиеническим

и

педагогическим требованиям. Практически всё оборудование группы имеет коррекционную

направленность.

4.2.Владею современными методами психолого-педагогической диагностики, что

позволило

мне

разработать

диагностические

карты

по

разделам

адаптационной

образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

4.3.Разработала программу дополнительного образования «В гостях у сказки» по

театрально-игровой деятельности. Применяемые мною специальные методы и приёмы

коррекционно-развивающей работы, направлены на соблюдение охранительного режима,

коррекцию и развитие познавательной активности, адаптацию детей в социуме, с учётом

принципа дифференцированного подхода и индивидуальной коррекционной работы через

личностно-ориентированный подход.

4.4.Разработала картотеку театрализованных игр, игр-пантомим, сделала подборку

дидактического материала с использованием элементов сказкотерапии; скорректировала

схему работы со сказкой, внедрив в работу игровой практикум «Чтобы сказка не скучала».

В работе результативно использую мнемотаблицы, пиктограммы.

4.5.Моей

авторской

находкой

являются

разработки

вариантов

проведения

организованной

образовательной

деятельности,

модели

интерактивных

игр,

в

которых

грамотно

сочетаются

практическая

и

театрально-игровая

деятельность,

стимулируется

познавательная и речевая активность.

4.6.Большую

педагогическую

ценность

имеет

созданный

мною

Центр

для

самостоятельной

театрально-игровой

деятельности,

где

дети

пользуются

настольными

дидактическими играми («В гости к сказке», «По следам колобка», «Путешествие Красной

шапочки»

и

др.),

экспонатами

мини-музея

«Образная

игрушка»

(игрушки-сюрпризы,

игрушки-мультяшки,

сюжетно-образные

игрушки,

театрализованные

игрушки

и

др.),

занимательными

заданиями

для

освоения

элементов

речевого

общения,

развития

художественного творчества и интеллектуально-познавательных процессов («Сказочный

лабиринт», «Что сначала, что потом», «Дорисуй…» и т.п.).

5.

Требования ФГОС ДО позволили пересмотреть мою работу с родителями (законными

представителями).

Проведение

практикумов,

адресных

консультаций

по

решению

коррекционно-развивающих

и

воспитательных

задач

строю

в

тесной

взаимосвязи

с

родителями, активизируя и повышая их педагогическую грамотность. Деятельность Школы

для родителей и семейного клуба «Творческая гостиная»

нашли отражение на «Сайте

доверия» и в переписке по электронной почте не только с родителями воспитанников, но и

родителями детей, не посещающих наш детский сад. В Дни открытых дверей в рамках

долгосрочного

проекта

включается

много

практического

показа

для

родителей

подгрупповой

образовательной

деятельности

и

«индивидуального

маршрута»

с

целью

ознакомления

с

инновационными

методами

и

формами

работы

с

детьми.

Удовлетворенность родителей уровнем коррекции и развития их ребенка составляет 96%.

6.Вся

моя

работа

строится

на

диагностической

основе,

т.

к.

сегодня

невозможно

представить коррекционно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и

конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Я

выделила основные показатели развития детей дошкольного возраста с задержкой

психического

развития

в

процессе

театрализованной

деятельности:основы

театральной

культуры, речевая культура, эмоционально - образное развитие, навыки кукловождения,

создание предметно-игровой среды, основы коллективной творческой деятельности.

Мониторинг

овладения

детьми

необходимыми

навыками

и

умениями

по

разделу

«Театрализованная деятельность» провожу на основе игровых творческих заданий.

Сравнительный анализ навыков и умений детейпо результатам мониторингаза 2 учебных

года выглядит следующим образом:

Оценочные показатели: высокий ур.-5б., выше ср.ур.-4б., средний ур.-3б., ниже ср.-2б.,

низкий ур.-1б.

Группа

(10 чел.)

Первичный результат

в.ур. в/с ур. ср. ур. н/с.ур. н. ур.

Итоговый результат

в.ур. в/с.ур. ср. ур. н/с. ур. н. ур

Старшая группа

/2015-2016 уч. г./

- -50% 30% 20%

средний балл –2 б.

37%

20% 30% 30% 20% -

средний балл – 3,6 б. / 62%

Динамика - 25%

Подготовительная

группа

/2016-2017 уч. г./

20% 30% 30% 20% -

средний балл -3,6 б.

62%

40% 30% 20%10% -

средний балл -4,7 б. / 92%

Динамика - 30%

В таблице показано, что по итоговому результату на низком уровне не осталось ни одного

ребенка. В старшей группе на высоком уровне к концу года оказалось 20% детей, а выше

среднего – 30%

с учетом того, что в начале года не было ни одного ребенка. А в

подготовительной группе высокий уровень у 40% воспитанников, а выше среднего – у 30%.

Динамика достижения детей составила в старшей группе 25%, а в подготовительной - 30%,

что показывает высокий уровень эффективности проведенной работы.

Выводы.

Сравнительный

анализ

данных

мониторинга

в

период

«до»

и

«после»

проведения коррекционной работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии

подтверждает эффективность использованных методов и приемов игрового содержания, их

высокую результативность:

- дети приобщились к театральному искусству, повысился интерес к играм-драматизациям;

- у детей сформированы предпосылки к развитию артистизма, творчества, импровизации;

-

дети

осознанно

применяют

средства

образной

выразительности

(интонация,

жесты,

мимика);

-

у

воспитанников

средствами

театрального

искусства

развились

положительные

нравственные качества личности, освоено искусство общения, диалога.

Анализ результатов мониторинга выявил, что у большинства детей вызывают

затруднения такие разделы, как «Речевая культура», «Основы коллективной творческой

деятельности»,

«Эмоционально-образное

развитие»,

что

нормально

для

детей

с

нарушением интеллекта

.

Улучшения

в

усвоении

программного

материала

отмечены

по

таким

параметрам:

-«навыки кукловождения» (дети используют навыки кукловождения в работе над

спектаклем, игрой, импровизируют

);

-«основы элементарной театральной культуры» (проявляют более устойчивый

интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, называют различные

виды игр-драматизаций);

-«создание

предметно-игровой

среды»

(самостоятельно

или

с

небольшой

помощью выбирают место для игры, подбирают игрушки из различного вида театров,

используют декорации, изготавливают совместно с родителями персонажи и игрушки).

7.

Мой подход к работе с детьми с ОВЗ заслужил внимания у коллег нашего детского сада,

так

как

с

помощью

выработанной

мной

инновационной

системы

позволяет

повысить

качество результата по «Художественно-эстетическому развитию» с 33% до 83%.

Алгоритм дальнейшего своего профессионального роста:

1.Включить в структуру системы коррекционной работы социально-педагогический

модуль,

который

позволит

вносить

своевременные

изменения

в

процесс

реализации

индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

2.Обеспечить полноценное развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всех

основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,

познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности

детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к

себе и к другим людям.

Список использованной литературы.

2.Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников». Просвещение, 1991.

3.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Мозайка – Синтез, 2003.

4.Т.Б. Мазепина «Развитие навыков общения ребенка». М - 2002.

5.О.К. Васильева «Образная игрушка в творческих играх дошкольников», 2003.



В раздел образования