Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание на уроках литературы."


Автор: Лычаная Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ №5
Населённый пункт: город Алексеевка Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание на уроках литературы."
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание на уроках литературы.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Более чем за двадцать

постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети,

воспитывавшиеся не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках.

Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в

социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее

возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей

от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А

это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению

полноценное духовно – нравственное воспитание. И у нас должно хватить мужества

поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на

уроках литературы. Если с этих

позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма

печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система

духовно - нравственного образования и воспитания. Духовно - нравственный запас,

оставленный нашими предками, почти исчерпан. По словарю С. И.

Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил,

поведение. Духовный – 1)

относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.

На уроках литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову,

потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму

человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация

помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и

познать себя как представителя русской нации.

Велика роль уроков литературы в духовно - нравственном развитии школьников, ведь

«Книга – это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение

нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное

чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное

слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Специфика

нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель –

подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками

писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется

процесс самопознания, через познание других. Наши дети учатся у героев полюбившихся

произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Наблюдение

над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное:

зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о

том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

Итак, учитель - словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше

осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Духовно - нравственное

воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей

доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим

миром.

Я думаю, что развитие нравственности учащихся на уроках литературы должно стать

основной целью учителя.

В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде

обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к

проблемам нравственности в произведениях. Художественная литература для изучения

темы нравственности, совести, добра и зла. Слово может окрылить ребёнка, вызвать

желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие

отношения, познакомиться с нормами поведения. Например, читаем рассказ А. Гайдара

"Совесть". Выводим проблему совести. Ищем главную мысль: в человеке многое

"намешано" (плохое — обман Нины, хорошее — Нина, не раздумывая, спасает малыша).

Рассматриваем сюжет. Делаем вывод, что Нина — живая душа, способная испытывать

муки совести. Автор хочет вызвать в читателе сочувствие. Возвращаемся к смыслу

названия. Ищем определения слова совесть в словарях. Пишем сочинение-эссе на тему

«Что такое совесть» Подобным образом рассматриваем программные произведения,

делая акцент на нравственные проблемы. «Муму» (разговор о протесте Герасима

против самодурства и рабства), и "Кавказский пленник" (к разговору о товариществе) и

др. В 6-7 классах обращаемся к духовной литературе. Христианство внесло в

словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи. «И слово стало плотию и

обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.,1:14), — объясняет происхождение

поэзии Библия. Упор делается на агиографический жанр. «Житие Сергия

Радонежского», оказавшее большое влияние на формирование христианских моральных

устоев в Древней Руси. Для русского человека трудовой подвиг также важен, как и

мученический. Житие призывает быть скромным, жить, помогая людям, творить добро,

созидая. Изучая рассказ А.А. Платонова «Юшка», учащиеся часто жалеют Юшку, но не

видят главного, что герой, подобно святым, совершает трудовой подвиг, а люди не видят

праведности бытия Юшки, не знакомы с праведным образом жизни, поэтому издеваются

над Юшкой, не понимают его. Таким образом

и

зучение духовной литературы на уроках

позволяет учащимся расширить представление об изучаемых произведениях, глубже

проникать в тексты, но и одновременно с этим приобщиться к внеклассному чтению. Я

считаю, что воспитание у школьников личностного отношения к художественным

произведениям и их героям, активизация их внимания к нравственным проблемам

изучаемых произведений – это тот прием, с помощью которого решается проблема

нравственного воспитания в школе.

Обращение к золотому фонду русской литературы – творчеству писателей XIX века –

помогает нам дать ответ на самые главные проблемы человеческой жизни.

В 9 классе при изучении литературы XVIII века обязательно обращаемся к

сравнительному анализу Псалтири и её переложений в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р.

Державина.

Среди

общих

причин

обращения

Державина

к

христианским

духовным

мотивам

и

лирике необходимо отметить, во-первых, традиционность такого обращения для русской

поэзии. Во-вторых, произведения духовной тематики позволяли в аллегорической форме

касаться

проблем

современной

поэтам

общественной

жизни.

Третья

причина

приобщение

Державина

к

сокровищнице

мировой

литературы.

Четвёртая:

духовная

лирика давала поэтам возможность выразить собственные личные чувства, связанные с

перипетиями судьбы. До Державина в этом жанре преобладало морализаторское начало,

названия стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у Державина иногда

и отсылка к соответствующему псалму отсутствует, но очень выразительны авторские

заглавия: «Властителям

и

судиям»,

«Радость

о

правосудии»,

«Братское

согласие».

Стихотворение «Истинное счастье» — переложение 1-го псалма, в котором рисуется

образ человека, находящегося под постоянным покровительством Божества, у Державина

нет принципиального отступления от канонического текста.

Державин:

Блажен тот муж, кто ни в совет

ни в сонм губителей не сядет,

Ни пойдет нечестивым вслед.

В псалме:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не

сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1).

У Державина:

Подобно он во всём успеет,

Когда и что ни сотворит...

В Библии: «...и во всём, что ни делает, успеет». (Пс.1:3)

Как и пророк Давид, автор у Г.Р. Державина считает, что всё в руках Божих и всё

человеку даётся в своё время. По названию стихотворения Державина — «Истинное

счастье» — можно предположить, что именно душевный покой, спокойная совесть для

него и есть синоним «счастья». Но самое главное, что получают учащиеся в итоге, —

это понятие о духовно-нравственных ценностях, чтение хорошей духовной литературы,

приобщение к глубокому и вдумчивому чтению, что так катастрофически не хватает

современным школьникам.

В итоге учащиеся соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через

себя. В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительно важной,

особенной, эта роль — роль сохранения и передачи духовной культуры нации. Одна из

задач, способствующих реализации этой высокой цели, — обучение общению с

художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру

человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.

Библиография:

1.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В

русском переводе с параллельными местами.

2.

Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. – 356

с.

3.

Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с.

4.

Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2003.—476 с.

5.

Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.



В раздел образования