Автор: Лычаная Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ №5
Населённый пункт: город Алексеевка Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание на уроках литературы."
Раздел: среднее образование
Духовно – нравственное воспитание на уроках литературы.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Более чем за двадцать
постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети,
воспитывавшиеся не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в
социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее
возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей
от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А
это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению
полноценное духовно – нравственное воспитание. И у нас должно хватить мужества
поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на
уроках литературы. Если с этих
позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма
печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система
духовно - нравственного образования и воспитания. Духовно - нравственный запас,
оставленный нашими предками, почти исчерпан. По словарю С. И.
Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение. Духовный – 1)
относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.
На уроках литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову,
потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму
человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация
помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и
познать себя как представителя русской нации.
Велика роль уроков литературы в духовно - нравственном развитии школьников, ведь
«Книга – это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение
нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное
чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное
слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Специфика
нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель –
подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками
писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется
процесс самопознания, через познание других. Наши дети учатся у героев полюбившихся
произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Наблюдение
над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное:
зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о
том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Итак, учитель - словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше
осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Духовно - нравственное
воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей
доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим
миром.
Я думаю, что развитие нравственности учащихся на уроках литературы должно стать
основной целью учителя.
В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде
обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к
проблемам нравственности в произведениях. Художественная литература для изучения
темы нравственности, совести, добра и зла. Слово может окрылить ребёнка, вызвать
желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие
отношения, познакомиться с нормами поведения. Например, читаем рассказ А. Гайдара
"Совесть". Выводим проблему совести. Ищем главную мысль: в человеке многое
"намешано" (плохое — обман Нины, хорошее — Нина, не раздумывая, спасает малыша).
Рассматриваем сюжет. Делаем вывод, что Нина — живая душа, способная испытывать
муки совести. Автор хочет вызвать в читателе сочувствие. Возвращаемся к смыслу
названия. Ищем определения слова совесть в словарях. Пишем сочинение-эссе на тему
«Что такое совесть» Подобным образом рассматриваем программные произведения,
делая акцент на нравственные проблемы. «Муму» (разговор о протесте Герасима
против самодурства и рабства), и "Кавказский пленник" (к разговору о товариществе) и
др. В 6-7 классах обращаемся к духовной литературе. Христианство внесло в
словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи. «И слово стало плотию и
обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.,1:14), — объясняет происхождение
поэзии Библия. Упор делается на агиографический жанр. «Житие Сергия
Радонежского», оказавшее большое влияние на формирование христианских моральных
устоев в Древней Руси. Для русского человека трудовой подвиг также важен, как и
мученический. Житие призывает быть скромным, жить, помогая людям, творить добро,
созидая. Изучая рассказ А.А. Платонова «Юшка», учащиеся часто жалеют Юшку, но не
видят главного, что герой, подобно святым, совершает трудовой подвиг, а люди не видят
праведности бытия Юшки, не знакомы с праведным образом жизни, поэтому издеваются
над Юшкой, не понимают его. Таким образом
и
зучение духовной литературы на уроках
позволяет учащимся расширить представление об изучаемых произведениях, глубже
проникать в тексты, но и одновременно с этим приобщиться к внеклассному чтению. Я
считаю, что воспитание у школьников личностного отношения к художественным
произведениям и их героям, активизация их внимания к нравственным проблемам
изучаемых произведений – это тот прием, с помощью которого решается проблема
нравственного воспитания в школе.
Обращение к золотому фонду русской литературы – творчеству писателей XIX века –
помогает нам дать ответ на самые главные проблемы человеческой жизни.
В 9 классе при изучении литературы XVIII века обязательно обращаемся к
сравнительному анализу Псалтири и её переложений в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р.
Державина.
Среди
общих
причин
обращения
Державина
к
христианским
духовным
мотивам
и
лирике необходимо отметить, во-первых, традиционность такого обращения для русской
поэзии. Во-вторых, произведения духовной тематики позволяли в аллегорической форме
касаться
проблем
современной
поэтам
общественной
жизни.
Третья
причина
—
приобщение
Державина
к
сокровищнице
мировой
литературы.
Четвёртая:
духовная
лирика давала поэтам возможность выразить собственные личные чувства, связанные с
перипетиями судьбы. До Державина в этом жанре преобладало морализаторское начало,
названия стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у Державина иногда
и отсылка к соответствующему псалму отсутствует, но очень выразительны авторские
заглавия: «Властителям
и
судиям»,
«Радость
о
правосудии»,
«Братское
согласие».
Стихотворение «Истинное счастье» — переложение 1-го псалма, в котором рисуется
образ человека, находящегося под постоянным покровительством Божества, у Державина
нет принципиального отступления от канонического текста.
Державин:
Блажен тот муж, кто ни в совет
ни в сонм губителей не сядет,
Ни пойдет нечестивым вслед.
В псалме:
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не
сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1).
У Державина:
Подобно он во всём успеет,
Когда и что ни сотворит...
В Библии: «...и во всём, что ни делает, успеет». (Пс.1:3)
Как и пророк Давид, автор у Г.Р. Державина считает, что всё в руках Божих и всё
человеку даётся в своё время. По названию стихотворения Державина — «Истинное
счастье» — можно предположить, что именно душевный покой, спокойная совесть для
него и есть синоним «счастья». Но самое главное, что получают учащиеся в итоге, —
это понятие о духовно-нравственных ценностях, чтение хорошей духовной литературы,
приобщение к глубокому и вдумчивому чтению, что так катастрофически не хватает
современным школьникам.
В итоге учащиеся соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через
себя. В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительно важной,
особенной, эта роль — роль сохранения и передачи духовной культуры нации. Одна из
задач, способствующих реализации этой высокой цели, — обучение общению с
художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру
человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.
Библиография:
1.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В
русском переводе с параллельными местами.
2.
Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. – 356
с.
3.
Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с.
4.
Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2003.—476 с.
5.
Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.