Автор: Немцова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №3
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Многообразие форм и видов детской деятельности, в удивительном мире детских изобретений с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Многообразие форм и видов детской деятельности,
в удивительном мире детских изобретений с детьми с ОВЗ»
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Всё начинается с детства-истина, не требующая доказательств, поэтому
педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой
качества дошкольного образования, эффективного развития ребёнка.
Дошкольный период жизни-важнейший в поло-ролевой социализации
человека. В дошкольные годы ребенок приобретает представления о содержании
типичного ролевого поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает
поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.
Как воспитывать, и развивать малыша, чтобы это соответствовало природе,
уникальным возрастным и зарождающимся половым особенностям,
индивидуальным склонностям и интересам,-центральная проблема дошкольной
педагогики.
В контексте ФГОС ДО приоритетным направлением является овладение
способами когнитивной деятельности, поэтому важную роль в гуманизации
образовательного процесса детского сада, лежит через раскрытие потенциальных
возможностей ребенка, в формировании творчества которого играет
конструирование, как специфический вид деятельности:
из строительных материалов;
из деталей конструктора;
из природного материала и дерева, т.е. «бросовый» материал;
из объемных бумажных форм;
конструирование по типу оригами и «Танграм»
из крупногабаритных модулей;
компьютерное конструирование.
Маленькие дети находятся в периоде усиленного роста, они жаждут
деятельности, поэтому им важно предоставить материал, соответствующий их
силам. В этом возрасте-дети исследователи, изобретатели и фантазеры, и нужно
им дать возможность широко проявлять эти стороны их существа.
Сущность духовной жизни ребенка-дошкольника проявляется в игре.
Важное дело для воспитателя-выбрать материал для игры.
Наблюдая за ними обращаем внимание на то, что дошкольники собирают и
хранят, как сокровища, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом
доме: пустые коробки, пробки, пуговицы и пр Данный материал настолько
разнообразен, что работая с ним, дети с ОВЗ естественным образом развивают
сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер, формируют реальные
представления об окружающем мире, обогащают умением действовать с
предметами, их свойствами и признаками.
В аспекте ФГОС ДО задачей педагога является поддержка детской
инициативы, прийти на помощь в решении проблемы. Всё это ведет к развитию
детского потенциала, а в частности к созданию детских проектов. Современные
требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, что
способы познания будут основным содержанием работы с детьми,
обеспечивающим развитие творчества в увлекательной деятельности, когда в
такой атмосфере поиска создаются оригинальные работы, и представляются в
виде презентации перед группой детей.
Таким образом, перед педагогами основной Цель является:
Создание современной образовательной среды по формированию
потенциальных возможностей детей с ОВЗ, обеспечивающей создание ситуации
успеха через применение технологии конструирования в интеграции
образовательных областей дошкольного образования.
В результате этой деятельности формируются следующие задачи:
В социально – личностной сфере: готовность и способность к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить
жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива,
способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление
отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
В интеллектуальной сфере: Острота, оригинальность, гибкость мышления,
наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли,
технические умения, способность к практическому приложению знаний,
способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания,
память.
В творческой сфере: Пытливость, любознательность, изобретательность в
играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании
материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и
находить оригинальный результат, склонность к завершенности игр и детских
проектов.
Удивительный мир детских изобретений отвечает современным
требованиям ДО, а именно это проявляется в детской проектной деятельности.
Исследовательская детская проектная деятельность, носит
индивидуальный характер.
Этапы:
I этап-на нем необходимо создание ситуации в ходе которой, ребенок
самостоятельно приходит к формированию исследовательской задачи,
II этап-оформление проекта
III этап-защита
IV этап-выставка проектов и подшивка в книгу.
Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Космос» выясняется, что в
следующий раз при
старте космического корабля перед космонавтами будет стоять задача запуск
космического спутника. Конструкторам (дети) необходимо разработать и создать
спутник. Дети проявившие желание в этой разработке, рассматривают
иллюстрации, энциклопедии, обращаются за помощью к педагогу по поводу,
какой применить материал, как правильно изготовить, чтобы он был надежный,
делают зарисовки, и изготавливают продукт дома, при этом применяя бросовый
материал, или конструктор. В группе проводится защита продукта, с применением
рифмовок или стихов, составленных совместно с ребенком, далее устраивается
выставка продукта (ов), и обыгрывается детьми в свободной деятельности (в
играх…).
В этом виде проекта целесообразно применять технологическую карту,
создавая ее с детьми по предложенному продукту.
Творческая проектная деятельность- это создание нового творческого
продукта, она может быть,
индивидуальной
коллективной
отличие её долгосрочность(обсуждение и выбор идеи 2-3 недели),
замысел не предполагает ответа на вопрос.
Этапы:
I этап-подготовительный обсуждение возможных тем проектов (смысл
праздника День защиты детей);
II этап-определение мотива участия в предстоящей деятельности (как
поздравить, воспитатель- я люблю детский сад и детей);
III этап-идеи реализации проекта (как поздравить младших дошкольников с
этим праздником, отметить оригинальность идей);
IV этап-зарисовка идей (которые предложили);
Vэтап-демонстрации своих работ сверстникам. В заключении выбрать
идею (можно разделить среди мальчиков и девочек, но всё же свести к
безопасности), которая реализовывается в ходе творческого проекта (дети
голосую фишками), устанавливается очередность жеребьевки. (например,
изготовление кукол-оберегов: кукла-кормилка и кукла-соня);
VI этап-информирование проекта родителям (идея проекта, рисунок или
название вывешивается на стенд);
VII этап-организация работы по замыслу
а) подбирают нужный материал,
б) изготавливают
VIII этап- представление получения продукта (презентация)
IX этап-презентация продукта творческого проекта. (не только пригласить
в гости детей младшего возраста, но и создать в группе мини-мастерскую,
которая будет пополнятся различным материалом-по интересам детей).
Такие творческие проекты отражают интересы ребенка.
Нормативная проектная деятельность или нормотворческие
Этапы:
I этап-выявить ситуацию
II этап-пространство возможностей
III этап-рисовать самые фантастические сюжеты
IV этап-рассказ о своих рисунках
V этап-подумать, как вести себя, чтобы избежать нежелательной ситуации.
VI этап-зарисовка правил (не запрещается)
VII этап-объяснить, что нарисовали, создать окончательный «знак» правил
VIII этап-выполнение этого знака (создание альбома, под рисунком
подписать, что обозначает знак) «Как вести себя в ходе игры»
Например, подгруппа детей играли в напольный строитель сооружая
постройку «Корабль»-не завершив игру их позвали на занятие, другая подгруппа
увидев данную постройку спросив у педагога разрешения переоборудует
конструкцию под свой задуманный замысел «Машина», продолжает игру.
Освободившаяся подгруппа по возвращению видит, что произошла
реконструкция- возмущается. В результате, произошел конфликт.
Предлагается зарисовка истории,
Как должны вести себя мальчики в данной ситуации
Предлагается создать «знаки» правил:
Зеленый-играй во, что хочешь,
Желтый-играй, но не изменяй сюжет,
Красный- в игру входить нельзя.
Удивительный мир детских изобретений с ОВЗ в образовательном
процессе-создает условия для максимального раскрытия потенциальных
возможностей каждого ребенка, его интересов и склонностей; уважения права
ребенка на выбор занятия в свободное время; поощрения бережного и
гуманистически целесообразного способа поведения в предметном мире,
деятельностного подхода-субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми, а
также на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира-
формирует предпосылки учебной деятельности ребенка-дошкольника.