Напоминание

"Многообразие форм и видов детской деятельности, в удивительном мире детских изобретений с детьми с ОВЗ"


Автор: Немцова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №3
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Многообразие форм и видов детской деятельности, в удивительном мире детских изобретений с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Многообразие форм и видов детской деятельности,

в удивительном мире детских изобретений с детьми с ОВЗ»

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Всё начинается с детства-истина, не требующая доказательств, поэтому

педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой

качества дошкольного образования, эффективного развития ребёнка.

Дошкольный период жизни-важнейший в поло-ролевой социализации

человека. В дошкольные годы ребенок приобретает представления о содержании

типичного ролевого поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает

поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.

Как воспитывать, и развивать малыша, чтобы это соответствовало природе,

уникальным возрастным и зарождающимся половым особенностям,

индивидуальным склонностям и интересам,-центральная проблема дошкольной

педагогики.

В контексте ФГОС ДО приоритетным направлением является овладение

способами когнитивной деятельности, поэтому важную роль в гуманизации

образовательного процесса детского сада, лежит через раскрытие потенциальных

возможностей ребенка, в формировании творчества которого играет

конструирование, как специфический вид деятельности:

из строительных материалов;

из деталей конструктора;

из природного материала и дерева, т.е. «бросовый» материал;

из объемных бумажных форм;

конструирование по типу оригами и «Танграм»

из крупногабаритных модулей;

компьютерное конструирование.

Маленькие дети находятся в периоде усиленного роста, они жаждут

деятельности, поэтому им важно предоставить материал, соответствующий их

силам. В этом возрасте-дети исследователи, изобретатели и фантазеры, и нужно

им дать возможность широко проявлять эти стороны их существа.

Сущность духовной жизни ребенка-дошкольника проявляется в игре.

Важное дело для воспитателя-выбрать материал для игры.

Наблюдая за ними обращаем внимание на то, что дошкольники собирают и

хранят, как сокровища, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом

доме: пустые коробки, пробки, пуговицы и пр Данный материал настолько

разнообразен, что работая с ним, дети с ОВЗ естественным образом развивают

сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер, формируют реальные

представления об окружающем мире, обогащают умением действовать с

предметами, их свойствами и признаками.

В аспекте ФГОС ДО задачей педагога является поддержка детской

инициативы, прийти на помощь в решении проблемы. Всё это ведет к развитию

детского потенциала, а в частности к созданию детских проектов. Современные

требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, что

способы познания будут основным содержанием работы с детьми,

обеспечивающим развитие творчества в увлекательной деятельности, когда в

такой атмосфере поиска создаются оригинальные работы, и представляются в

виде презентации перед группой детей.

Таким образом, перед педагогами основной Цель является:

Создание современной образовательной среды по формированию

потенциальных возможностей детей с ОВЗ, обеспечивающей создание ситуации

успеха через применение технологии конструирования в интеграции

образовательных областей дошкольного образования.

В результате этой деятельности формируются следующие задачи:

В социально – личностной сфере: готовность и способность к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к

обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы

значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых

установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить

жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива,

способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление

отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

В интеллектуальной сфере: Острота, оригинальность, гибкость мышления,

наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли,

технические умения, способность к практическому приложению знаний,

способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания,

память.

В творческой сфере: Пытливость, любознательность, изобретательность в

играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании

материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и

находить оригинальный результат, склонность к завершенности игр и детских

проектов.

Удивительный мир детских изобретений отвечает современным

требованиям ДО, а именно это проявляется в детской проектной деятельности.

Исследовательская детская проектная деятельность, носит

индивидуальный характер.

Этапы:

I этап-на нем необходимо создание ситуации в ходе которой, ребенок

самостоятельно приходит к формированию исследовательской задачи,

II этап-оформление проекта

III этап-защита

IV этап-выставка проектов и подшивка в книгу.

Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Космос» выясняется, что в

следующий раз при

старте космического корабля перед космонавтами будет стоять задача запуск

космического спутника. Конструкторам (дети) необходимо разработать и создать

спутник. Дети проявившие желание в этой разработке, рассматривают

иллюстрации, энциклопедии, обращаются за помощью к педагогу по поводу,

какой применить материал, как правильно изготовить, чтобы он был надежный,

делают зарисовки, и изготавливают продукт дома, при этом применяя бросовый

материал, или конструктор. В группе проводится защита продукта, с применением

рифмовок или стихов, составленных совместно с ребенком, далее устраивается

выставка продукта (ов), и обыгрывается детьми в свободной деятельности (в

играх…).

В этом виде проекта целесообразно применять технологическую карту,

создавая ее с детьми по предложенному продукту.

Творческая проектная деятельность- это создание нового творческого

продукта, она может быть,

индивидуальной

коллективной

отличие её долгосрочность(обсуждение и выбор идеи 2-3 недели),

замысел не предполагает ответа на вопрос.

Этапы:

I этап-подготовительный обсуждение возможных тем проектов (смысл

праздника День защиты детей);

II этап-определение мотива участия в предстоящей деятельности (как

поздравить, воспитатель- я люблю детский сад и детей);

III этап-идеи реализации проекта (как поздравить младших дошкольников с

этим праздником, отметить оригинальность идей);

IV этап-зарисовка идей (которые предложили);

Vэтап-демонстрации своих работ сверстникам. В заключении выбрать

идею (можно разделить среди мальчиков и девочек, но всё же свести к

безопасности), которая реализовывается в ходе творческого проекта (дети

голосую фишками), устанавливается очередность жеребьевки. (например,

изготовление кукол-оберегов: кукла-кормилка и кукла-соня);

VI этап-информирование проекта родителям (идея проекта, рисунок или

название вывешивается на стенд);

VII этап-организация работы по замыслу

а) подбирают нужный материал,

б) изготавливают

VIII этап- представление получения продукта (презентация)

IX этап-презентация продукта творческого проекта. (не только пригласить

в гости детей младшего возраста, но и создать в группе мини-мастерскую,

которая будет пополнятся различным материалом-по интересам детей).

Такие творческие проекты отражают интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность или нормотворческие

Этапы:

I этап-выявить ситуацию

II этап-пространство возможностей

III этап-рисовать самые фантастические сюжеты

IV этап-рассказ о своих рисунках

V этап-подумать, как вести себя, чтобы избежать нежелательной ситуации.

VI этап-зарисовка правил (не запрещается)

VII этап-объяснить, что нарисовали, создать окончательный «знак» правил

VIII этап-выполнение этого знака (создание альбома, под рисунком

подписать, что обозначает знак) «Как вести себя в ходе игры»

Например, подгруппа детей играли в напольный строитель сооружая

постройку «Корабль»-не завершив игру их позвали на занятие, другая подгруппа

увидев данную постройку спросив у педагога разрешения переоборудует

конструкцию под свой задуманный замысел «Машина», продолжает игру.

Освободившаяся подгруппа по возвращению видит, что произошла

реконструкция- возмущается. В результате, произошел конфликт.

Предлагается зарисовка истории,

Как должны вести себя мальчики в данной ситуации

Предлагается создать «знаки» правил:

Зеленый-играй во, что хочешь,

Желтый-играй, но не изменяй сюжет,

Красный- в игру входить нельзя.

Удивительный мир детских изобретений с ОВЗ в образовательном

процессе-создает условия для максимального раскрытия потенциальных

возможностей каждого ребенка, его интересов и склонностей; уважения права

ребенка на выбор занятия в свободное время; поощрения бережного и

гуманистически целесообразного способа поведения в предметном мире,

деятельностного подхода-субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми, а

также на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира-

формирует предпосылки учебной деятельности ребенка-дошкольника.



В раздел образования