Автор: Концевенко Анжела Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ КК КМСК
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: презентация
Тема: "Организация комплексного подхода к воспитанию обучающихся социально и педагогически запущенных"
Раздел: среднее профессиональное
Организация комплексного подхода к воспитанию
обучающихся социально и педагогически
запущенных
Чтобы
воспитать
человека
во
всех
отношениях
,
нужно
знать
его
во
всех
отношениях
.
К
.
Д
.
Ушинский
«Социальная запущенность подростков» – это несформированность у
индивидов свойств субъекта социокультурной деятельности и общения;
искажение их ценностных ориентаций и социальных установок
основные проявления социальной запущенности:
– неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности
– низкая способность к социальной рефлексии;
– трудности в овладении социальными ролями.
Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками
воспитательно-образовательной работы, следствием которых является
несформированность подростка как субъекта учебно-познавательной, и
других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать
труднообучаемость, трудновоспитуемость, то есть собственно педагогическую
трудность подростка и низкий уровень его субъектности в
учебно-познавательном процессе.
Педагогическая запущенность – это состояние,
противоположное развитости, образованности (обученности).
Социально и педагогически запущенные подростки имеют ряд лично-
стных особенностей, а именно:
высокую тревожность;
высокую степень дезадаптации;
низкую самооценку;
эмоционально-волевую незрелость;
недостаточную управляемость;
низкий социальный статус, проявляющийся
в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями,
которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию
в целом.
Информация, полученная на основании наблюдений и анализа
классных руководителей групп 1 курса
Общие принципы профилактики и коррекции
социально-педагогической запущенности подростков:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и
коррекции.
2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и
специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.
5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических
методов.
Диагностические мероприятия в отделении Д-4 проводятся как в групповой так в
индивидуальной форме с использованием различных методов и средств.
«Несуществующее животное»
Используемый материал: пластилин.
Групповая коррекция поведения с использованием
метода ролевой игры.
•
Оказание индивидуально-ориентированной
психологической, социальной помощи
подросткам.
Психолого-педагогическая поддержка социально и
педагогически запущенных подростков
может быть завершена только в том случае, если в
подростке удается пробудить потребность
самосовершенствования, самовоспитания.
Самовоспитание начинается с самоанализа, с
самокритичного отношения к себе. Кроме того,
самовоспитание предполагает существование некоего
идеала, выбранного в качестве образца поведения,
определенных нравственных ценностей и критериев, с
позиции которых человек оценивает себя, свое
поведение.
Работа психолога с дезадаптивными подростками
предполагает выявление как слабых, так и сильных
сторон личности трудновоспитуемых детей и
подростков, которые, с одной стороны, требуют
психолого-педагогической коррекции, а с другой —
составляют здоровый психологический потенциал
личности, на который можно опираться в процессе
воспитания, перевоспитания, самовоспитания. Здесь
очень важно выявить возможную акцентуацию
характера подростка, то есть крайнее проявление
нормы, отклонения, которыми можно справиться
совместными усилиями психолога и педагога, и которые
должны быть учтены при индивидуальном
педагогическом подходе к воспитанию
Результативность системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с проблемами в
воспитании и обучении напрямую зависит от классного руководителя и от того как он найдет «ключик» к
нему.
С подростками легче работать педагогу:
Общительному
Внимательному
Доброму
Оптимистичному
Обладающему чувством юмора.
Подростки уважают педагога, который:
Держит слово, точно выполняет обещанное
Мастер своего дела
Энергичен, организовывает увлекательные дела
Личность, умен, остроумен
Понимает обучающихся
Внимателен и тактичен
Работа с подростками данной категории
непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса
и поэтому носит общепедагогический характер.
Как медоты работы мы делаем упор на группы методов:
1.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной
деятельности:
—создание ситуаций эмоционального переживания,
—создание ситуаций занимательности,
—создание ситуаций опоры на жизненный опыт,
—создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
2. Организация жизни и деятельности подросткового
воспитательного коллектива:
—создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
—коллективные игры,
—выработка коллективно-единых требований,
—коллективные соревнования,
—коллективное самообслуживание.
3.Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
—уважение,
—педагогическая требовательность,
—убеждение,
—осуждение,
—понимание,
—доверие,
—побуждение,
—сочувствие,
—педагогическое предостережение,
—анализ поступка,
—решение конфликтной ситуации.
Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование
активности подростка:
—пример, разъяснение,
—ожидание радости,
—снятие напряжения,
—обращение к самолюбию, самоуважению,
—обращение к любви, состраданию, стыду.
—требование,
—внушение.
Для педагогически запущенных обучающихся
подросткового возраста на первый план
выходят проблемы профессионального самоопределения
и подготовки к рабочим профессиям,
психологическая коррекция личности
и социально-психологическая коррекция
межличностных отношений.
Работа социального педагога и педагога-психолога
строится на углубленном изучении психо - социальных проблем
обучающихся отделения Д-4 и единстве взаимодействия.
Профилактика курения среди подростков является необходимой
составляющей воспитательного процесса
Необходимость применения
антитабачных профилактических
мер в данном случае объясняется,
в первую очередь, тем, что
психика ребёнка в подростковом
возрасте нестабильна, и,
вследствие этого, возрастает в
значительной мере риск
приобрести вредную привычку на
всю жизнь.
Огромное влияние на
формирование мировоззрения в
таком возрасте оказывает мнение
сверстников.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма
и культуры межнациональных отношений
и его формирование осуществляется
как в системе учебных занятий, а также в процессе
разнообразных форм внеклассной работы.
Формирование у обучающихся патриотических взглядов и убеждений.
устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма
и культуры межнациональных отношений достигается только при условии,
если знания обучающихся по этим вопросам приобретают характер
личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Особое внимание в отделении Д-4 уделяется дисциплине. Как учебной,
так и во время внеучебной деятельности на территории отделения.
Все педагоги сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Мы
предъявляем к обучающимся определенные требования и ожидаем, что их
поведение будет им соответствовать. Но взаимодействие учителей и
сложных подростков - это "улица со встречным движением", Часто
отношение обучающегося к педагогу выражается в форме конфликтного,
проблемного поведения.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями
дисциплины, необходимо:
распознать истинный мотив поступка;
в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в
ситуацию и прекратить выходку;
разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к
постепенному снижению в будущем числа подобных проступков у этого
ученика.
Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое
разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом
и подростком. И здесь необходимо единство требований всех участником
образовательного процесса..
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-
эмоциональных проблем и попадания его в «группу риска»-правильно организованная
досуговая деятельность(как в ОУ, так и за его пределами)
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!
ПЕДАГОГ
–
ПСИХОЛОГ
:
Концевенко
А
.
Г
.