Напоминание

"Организация комплексного подхода к воспитанию обучающихся социально и педагогически запущенных"


Автор: Концевенко Анжела Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ КК КМСК
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: презентация
Тема: "Организация комплексного подхода к воспитанию обучающихся социально и педагогически запущенных"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация комплексного подхода к воспитанию

обучающихся социально и педагогически

запущенных

Чтобы

воспитать

человека

во

всех

отношениях

,

нужно

знать

его

во

всех

отношениях

.

К

.

Д

.

Ушинский

«Социальная запущенность подростков» – это несформированность у

индивидов свойств субъекта социокультурной деятельности и общения;

искажение их ценностных ориентаций и социальных установок

основные проявления социальной запущенности:

– неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности

– низкая способность к социальной рефлексии;

– трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками

воспитательно-образовательной работы, следствием которых является

несформированность подростка как субъекта учебно-познавательной, и

других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать

труднообучаемость, трудновоспитуемость, то есть собственно педагогическую

трудность подростка и низкий уровень его субъектности в

учебно-познавательном процессе.

Педагогическая запущенность – это состояние,

противоположное развитости, образованности (обученности).

Социально и педагогически запущенные подростки имеют ряд лично-

стных особенностей, а именно:

высокую тревожность;

высокую степень дезадаптации;

низкую самооценку;

эмоционально-волевую незрелость;

недостаточную управляемость;

низкий социальный статус, проявляющийся

в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями,

которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию

в целом.

Информация, полученная на основании наблюдений и анализа

классных руководителей групп 1 курса

Общие принципы профилактики и коррекции

социально-педагогической запущенности подростков:

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и

коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и

специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на

гармонизацию ее развития.

5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических

методов.

Диагностические мероприятия в отделении Д-4 проводятся как в групповой так в

индивидуальной форме с использованием различных методов и средств.

«Несуществующее животное»

Используемый материал: пластилин.

Групповая коррекция поведения с использованием

метода ролевой игры.

Оказание индивидуально-ориентированной

психологической, социальной помощи

подросткам.

Психолого-педагогическая поддержка социально и

педагогически запущенных подростков

может быть завершена только в том случае, если в

подростке удается пробудить потребность

самосовершенствования, самовоспитания.

Самовоспитание начинается с самоанализа, с

самокритичного отношения к себе. Кроме того,

самовоспитание предполагает существование некоего

идеала, выбранного в качестве образца поведения,

определенных нравственных ценностей и критериев, с

позиции которых человек оценивает себя, свое

поведение.

Работа психолога с дезадаптивными подростками

предполагает выявление как слабых, так и сильных

сторон личности трудновоспитуемых детей и

подростков, которые, с одной стороны, требуют

психолого-педагогической коррекции, а с другой —

составляют здоровый психологический потенциал

личности, на который можно опираться в процессе

воспитания, перевоспитания, самовоспитания. Здесь

очень важно выявить возможную акцентуацию

характера подростка, то есть крайнее проявление

нормы, отклонения, которыми можно справиться

совместными усилиями психолога и педагога, и которые

должны быть учтены при индивидуальном

педагогическом подходе к воспитанию

Результативность системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с проблемами в

воспитании и обучении напрямую зависит от классного руководителя и от того как он найдет «ключик» к

нему.

С подростками легче работать педагогу:

Общительному

Внимательному

Доброму

Оптимистичному

Обладающему чувством юмора.

Подростки уважают педагога, который:

Держит слово, точно выполняет обещанное

Мастер своего дела

Энергичен, организовывает увлекательные дела

Личность, умен, остроумен

Понимает обучающихся

Внимателен и тактичен

Работа с подростками данной категории

непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса

и поэтому носит общепедагогический характер.

Как медоты работы мы делаем упор на группы методов:

1.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной

деятельности:

—создание ситуаций эмоционального переживания,

—создание ситуаций занимательности,

—создание ситуаций опоры на жизненный опыт,

—создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

2. Организация жизни и деятельности подросткового

воспитательного коллектива:

—создание ситуаций личностной и групповой перспективы,

—коллективные игры,

—выработка коллективно-единых требований,

—коллективные соревнования,

—коллективное самообслуживание.

3.Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

—уважение,

—педагогическая требовательность,

—убеждение,

—осуждение,

—понимание,

—доверие,

—побуждение,

—сочувствие,

—педагогическое предостережение,

—анализ поступка,

—решение конфликтной ситуации.

Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование

активности подростка:

—пример, разъяснение,

—ожидание радости,

—снятие напряжения,

—обращение к самолюбию, самоуважению,

—обращение к любви, состраданию, стыду.

—требование,

—внушение.

Для педагогически запущенных обучающихся

подросткового возраста на первый план

выходят проблемы профессионального самоопределения

и подготовки к рабочим профессиям,

психологическая коррекция личности

и социально-психологическая коррекция

межличностных отношений.

Работа социального педагога и педагога-психолога

строится на углубленном изучении психо - социальных проблем

обучающихся отделения Д-4 и единстве взаимодействия.

Профилактика курения среди подростков является необходимой

составляющей воспитательного процесса

Необходимость применения

антитабачных профилактических

мер в данном случае объясняется,

в первую очередь, тем, что

психика ребёнка в подростковом

возрасте нестабильна, и,

вследствие этого, возрастает в

значительной мере риск

приобрести вредную привычку на

всю жизнь.

Огромное влияние на

формирование мировоззрения в

таком возрасте оказывает мнение

сверстников.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма

и культуры межнациональных отношений

и его формирование осуществляется

как в системе учебных занятий, а также в процессе

разнообразных форм внеклассной работы.

Формирование у обучающихся патриотических взглядов и убеждений.

устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма

и культуры межнациональных отношений достигается только при условии,

если знания обучающихся по этим вопросам приобретают характер

личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Особое внимание в отделении Д-4 уделяется дисциплине. Как учебной,

так и во время внеучебной деятельности на территории отделения.

Все педагоги сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Мы

предъявляем к обучающимся определенные требования и ожидаем, что их

поведение будет им соответствовать. Но взаимодействие учителей и

сложных подростков - это "улица со встречным движением", Часто

отношение обучающегося к педагогу выражается в форме конфликтного,

проблемного поведения.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями

дисциплины, необходимо:

распознать истинный мотив поступка;

в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в

ситуацию и прекратить выходку;

разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к

постепенному снижению в будущем числа подобных проступков у этого

ученика.

Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое

разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом

и подростком. И здесь необходимо единство требований всех участником

образовательного процесса..

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-

эмоциональных проблем и попадания его в «группу риска»-правильно организованная

досуговая деятельность(как в ОУ, так и за его пределами)

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

!

ПЕДАГОГ

ПСИХОЛОГ

:

Концевенко

А

.

Г

.



В раздел образования