Автор: Золотухина Галина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Королёв Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно - нравственное вопитание в школе
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное воспитание в школе.
Сегодня никто не будет отрицать, что религиозные институты оказывают существенное
влияние на формирование воспитательного потенциала всего общества, а также на уклад
жизни людей. Влияние сказывается на реальных условиях жизни взрослых и детей, на
отношениях между людьми, на духовно – нравственном развитии ребёнка в детских
общностях и социальных группах. Государство, учитывая это обстоятельство, впервые в
новой истории сформулировало в 2007 году и законодательно закрепило требование:
«Содержание образования должно… обеспечить формирование духовно – нравственной
личности». (Закон РФ « Об образовании» ст.14,п.2.) С этого времени каждое
образовательное учреждение обязано решать эту задачу своими ресурсами. Методология
этого движения в настоящее время представлена Федеральным государственным
стандартом второго поколения, по которому с сентября 2011 года работают школы на
начальной ступени образования.
Новое направление образовательной политики нашего государства просматривается в
выступлениях руководителей страны. Так, президент России В.В.Путин в интервью
журналу Time по случаю вручения премии «Человек года 2007» прямо говорит, что «Нет,
и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве
от религиозных ценностей». Речь идёт о духовном и нравственном богатстве народа, о
вере в Россию, о ценности глубокой привязанности к родной земле и родной культуре, о
необходимости ощущать себя единым народом.
Дети - основа будущего любого государства. Становление личности начинается с
вхождения ребёнка в мир нравственных ценностей, выработанных всей историей
человечества. Духовно – нравственный мир растущего ребёнка, тот фундамент, на
котором и будет строиться вся его последующая жизнь. Если дети отличают хорошее от
плохого, способны противостоять злу и насилию, уважают старших, любят родителей и
близких, это и есть положительный результат воспитания.
«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши
слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной». А С. Макаренко.
Отсутствие духовного развития, как мы видим сейчас, привело к нравственному
опустошению, исчезли слова: добро - как источник радости ,мир и согласие в душе;
покаяние – отречение от зла; благодать - которая вызвана добрыми делами и любовью к
близким; милосердие – как милость в сердце, и таких слов можно перечислить
множество. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жёстче, жестокосерднее.
Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только…
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек
из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его
уста…» Евангелие от Луки. Современные детские психологи стали фиксировать новые
проявления нарушений психологического здоровья детей – притупление способности к
сопереживанию, дефицит душевной щедрости и искренности, скудность и
приземлённость интересов. В этом деструктивную роль играет новый фактор – экран:
экран телевизора, компьютера, телефона. Происходит искажение детской картины мира.
В настоящее время духовно – нравственное воспитание в общеобразовательной школе
приобрело особую значимость. В нашей школе такое воспитание проводиться постоянно –
на уроках литературы, истории, духовного краеведения, рисования и конечно же музыки.
Те праздники, события, проекты, которые проводятся и существуют в школе, все
направлены на духовно – нравственное воспитание.
Известно, что традиция - это великое слово. Этимологически и исторически означает
предание. В традиции своего народа человек живёт счастливо, радостно, миролюбиво.
Вне традиции духовность и нравственность не входят в сущность человеческого бытия.
Через традицию человек соотносит себя со своим народом, основывает свою семью,
взращивает свою личность. Поэтому мы стремимся развивать и поддерживать традиции,
которые существуют в нашей школе. Вот уже несколько лет у нас проходят фестивали
патриотической песни, национальных культур, в которых участвуют дети 1 по 11 классы.
Проводятся тематические праздники: «День матери», «Хлеб всему голова» и т.д. особо
хочу отметить участие нашей школы в конкурсе в рамках присуждения ежегодной премии
губернатора Московской области «Наше Подмосковье», где был представлен проект «По
зову сердца». В нём представлены все направления и дела, которые осуществляют наши
дети. Акции, которые были проведены нашими детьми: «Добрые руки не знают скуки»,
«Зона милосердия», «Улыбка», «Забота», «И я помогаю», «От сердца к сердцу». В рамках
этого проекта был проведён концерт силами учащихся нашей школы, который прошёл с
большим успехом, в зале не было ни одного свободного места. Желающих посмотреть
было так много, что концерт пришлось повторить ещё раз. Средства от концерта были
направлены в реабилитационный центр «Забота».
В программу по музыке внесён новый музыкальный пласт – духовная музыка, который
неразрывно связан с церковным календарём. Каждый год мы проводим такие праздники
как «Рождество Христово», « Святые земли русской», «День славянской письменности и
культуры». Эти праздники любимы детьми и вызывают у них большой интерес. Чтобы
успешно осуществлять духовно – нравственное воспитание ребёнка, надо преобразовать
уклад школьной жизни. Как мы это понимаем? Это то, какие учителя работают в школе, их
квалификация, нравственные качества, владение методами обучения и воспитания.
Культурно – бытовые условия рекреаций, столовой, библиотек, наличие предметных
лабораторий, компьютерных классов и т.д. Ключевым условием в духовно – нравственном
воспитании является личность учителя, развитие его педагогической культуры, понимание
во имя кого, осуществляется служение на педагогическом поприще.
Рассказ Н Сухининой «Повестка в суд на имя Гамлета».
Из века в век главным качеством учителя, ученики называют его доброту и любовь к ним.
Характеристика педагогической любви дана апостолом Павлом в первом послании к
коринфянам.
1.
Любовь долготерпит
2.
Любовь милосердствует
3.
Любовь милосердствует
4.
Любовь не превозносится, не гордиться,
Не бесчинствует
не ищет своего
5.Не раздражается, не мыслит зла
6.Не радуется неправде, сорадуется истине
7.Всё покрывает, всему верит
8.Всего надеется, всё переносит
9.Любовь никогда не перестаёт
Золотухина Г. И. учитель музыки
МБОУ СОШ №15 г. Королёв