Напоминание

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Егорова Вера Дмитриевна
Должность: учитель, английский язык
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашия
Наименование материала: Статья
Тема: КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование





Назад




Егорова В.Д.

(г. Чебоксары, Россия)

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК

ИНСТРУМЕНТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УЧАЩИХСЯ

Аннот ация. В

статье

обосновывается

способ

повышения

межкультурной

коммуникации

учащихся

путём

внедрения в

рамках

общеобразовательного

учреждения

клуба

интернациональной

дружбы

(КИД). Добровольная внеурочная активность учащихся, опирающаяся на

интересе к изучению иностранного языка, позволяет в значительной мере

опережать основной курс. Помимо этого, КИД способствует в воспитании

личности, а также прививает основы современного общества: патриотизм,

толерантность

и

интернационализм.

Вместе

с

тем

основная

роль

в

организации работы принадлежит учителю английского языка, чья главная

задача - организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала

ребят, увлекла их.

Ключевые слова: английский язык, клуб интернациональной

дружбы, межкультурная коммуникация.

Всё новое – это хорошо забытое старое. Эта фраза очень точно

описывает

КИД.

Для

начала,

обратимся

к

истории

нашей

страны.

Наибольшая популярность КИД приходится на 3-юю четверть ХХ века на

территории СССР. КИД представлял собой добровольные сообщества при

образовательных учреждениях и дворцах пионеров, целью которых были

внутрисоюзные

и

международные

контакты

со

сверстниками.

Руководителями

и

кураторами

таких

клубов

выступали

учителя

иностранных языков. Будучи студенткой ВУЗа, а затем и начиная свою

профессиональную деятельность, я и сама принимала активное участие в

жизни

КИД.

К

сожалению,

с

развалом

СССР,

завершилась

и

их

деятельность.

Однако

последние

несколько

лет

ознаменованы

повсеместным

возрождением

клубов

по

всей

России,

Клубы

стали

появляться о: в школах, колледжах, ВУЗах, центрах детского творчества.

Как и в советское время, КИД – это

добровольное объединение, созданное

из числа учащихся образовательных учреждений, где помимо языковой

практики,

одновременно

происходит

формирование

у

детей

норм

социального поведения и коммуникации, характерных для гражданского

общества.

Идея организовать КИД в нашей школе не возникла на пустом месте.

Этому предшествовал большой опыт организации урочных и внеурочных

встреч

с

носителями

языка.

В

нашей

стране

в

каждом

регионе

по

различным

причинам

пребывают

граждане

иностранных

государств,

являющиеся носителями языка и культуры, это и специалисты области

науки

и

образования,

студенты

иностранцы

отечественных

вузов,

аспиранты,

приехавшие

по

учебным

программам,

и

туристы

и

т.д.

Привлечение

их

к

процессу

преподавания

английского

языка

дает

возможность учащимся участвовать в живом общении с носителями языка.

В

конце

90-х

основными

участниками

таких

занятий

были

студенты

иностранцы, 2000-х частыми гостями уроков стали аспиранты иностранцы,

участники программ по обмену и обучению, иностранцы, работающие в

нашей стране. Основой среди волонтёров являются студенты-иностранцы,

аспиранты,

приехавшие

по

учебным

программам.

Привлечение

их

к

процессу преподавания английского языка дает возможность учащимся

участвовать

в

живом

общении

с

носителями

языка.

На

сегодняшний

момент КИД нашей школы объединяет учеников из восьми классов и трёх

наших постоянных волонтёров: Марка, Анну и Борха.

Основной целью является содействие в формировании общественно-

политической активности учащихся, приобщение их к патриотическим и

интернациональным традициям народов России и мира, а также развитие

общения

на

английском

языке

и

формирование

толерантности

по

отношению к жизни зарубежных сверстников. В этой связи комплексная

цель,

направленная

на

воспитание,

образование

и

развитие

личности

учащихся конкретизируется в данном курсе кружковой работы следующим

образом:

развитие

познавательных

интересов

учащихся

в

области

страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников за рубежом;

– установление дружеских связей с учащимися других стран путем

переписки по электронной почте;

– подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на

английском языке в письменной и устной формах;

– расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей

эрудиции;

– воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению

иностранного языка, толерантности по отношению к своим сверстникам за

рубежом, потребности в практическом использовании английского языка.

Повышению

интереса

к

деятельности

клуба

среди

участников

способствует занимательность, вызванная подбором интересных заданий и

лингвистических игр. Корректно составленный план позволяет поэтапно

знакомить детей с историей, культурой, жизнью и бытом народов мира,

с ф о рм и р о ват ь

ум е н и е

п р и м е н я т ь

з н а н и я

н а

п р а кт и ке ,

в

интернациональных

акциях,

форумах

и

фестивалях,

развить

познавательный интерес к различным отраслям знаний.

Работа

в

клубе

осуществляется

по

нескольким

направлениям

и

секциям:

секция

«Мировое

турне»,

мастера

заочных

путешествий,

повышают

интерес

к

изучению

иностранного

языка

и

расширение

кругозора через приобщение к культуре страны. Для изучения обычаев и

традиций

стран

ежегодно

проводятся

такие

праздники

и

вечера

как:

«Тайны Рождества», «День всех Святых», «День благодарения», «День

Святого Валентина». На этих праздниках члены клуба рассказывают об их

происхождении, разучивают песни и поздравления, готовят традиционные

блюда,

танцевальные

номера.

Большой

энтузиазм

позволяет

им

погрузиться в атмосферу праздников, ощутить свою причастность к ним.

Клуб путешественников осуществляет заочные путешествия по различным

зарубежным

странам,

знакомят

учащихся

с

культурой

и

традициями

зарубежных

стран,

условиями

повседневной

жизни

и

учебы

своих

сверстников, молодежными организациями, вопросами экологии;

– секция «Самиздат», проще говоря - творческий актив, оформляет и

выпускает стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись

работы КИД;

– секция «Телеграмма» - это наиболее коммуникабельные ребята,

они помогают остальным понять азы переписки, особенности написания

личного и официального письма, правил его оформления, правильного

написания адреса, обращения, выражения мыслей на английском языке,

умение задавать вопросы и отвечать на полученные письма и вопросы в

них, умение закончить письмо. Необходимо знание компьютера, умение

набирать

тексты,

форматировать

его,

сохранять,

делать

исправления

и

отправлять

по

электронной

почте.

Умение

работать

с

полученной

информацией из писем и информацией из интернета.

секция

«Исток»

призвана

воспитывать

у

учащихся

любовь

и

гордость к своему родному краю, уважительное отношение и интерес к

русской культуре и истории, чувства толерантности к истории и культуре

других народов страны и мира.

В современном мире, английский язык стал основным инструментом

международного общения. Проблема мотивации в изучении иностранных

языков

становится

чрезвычайно

актуальной.

При

этом

расширились

технические

возможности,

преподавание

стало

более

динамичным

и

насыщенным

живым

общением

с

носителями

языка,

что,

несомненно,

делает изучение английского языка более интересным и качественным.

Именно поэтому как результат мы получаем повышение качества знаний

по

английскому

языку,

высокую

мотивацию

к

изучению

иностранного

языка, использование страноведческого материала и писем в обучении

английскому

языку

на

уроках,

а

также

участие

учеников

в

коммуникационных проектах.

Итак, анализ работы клуба интернациональной дружбы показывает

высокую

результативность

функционирования

в

образовательном

учреждении.

КИД

даёт

учителю

возможность

применять

самые

разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний

учащихся. Среди учащихся же формируется повышенный уровень знаний в

целом

ряде

учебных

предметов:

помимо

английского

языка,

это

информатика, география, история. При проведении занятий во внеурочное

время создаются реальные ситуации общения, в том числе с привлечением

носителей языка – волонтёрами, раскрываются творческие возможности

детей.



В раздел образования