Автор: Егорова Вера Дмитриевна
Должность: учитель, английский язык
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашия
Наименование материала: Статья
Тема: КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование
Егорова В.Д.
(г. Чебоксары, Россия)
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК
ИНСТРУМЕНТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Аннот ация. В
статье
обосновывается
способ
повышения
межкультурной
коммуникации
учащихся
путём
внедрения в
рамках
общеобразовательного
учреждения
клуба
интернациональной
дружбы
(КИД). Добровольная внеурочная активность учащихся, опирающаяся на
интересе к изучению иностранного языка, позволяет в значительной мере
опережать основной курс. Помимо этого, КИД способствует в воспитании
личности, а также прививает основы современного общества: патриотизм,
толерантность
и
интернационализм.
Вместе
с
тем
основная
роль
в
организации работы принадлежит учителю английского языка, чья главная
задача - организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала
ребят, увлекла их.
Ключевые слова: английский язык, клуб интернациональной
дружбы, межкультурная коммуникация.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Эта фраза очень точно
описывает
КИД.
Для
начала,
обратимся
к
истории
нашей
страны.
Наибольшая популярность КИД приходится на 3-юю четверть ХХ века на
территории СССР. КИД представлял собой добровольные сообщества при
образовательных учреждениях и дворцах пионеров, целью которых были
внутрисоюзные
и
международные
контакты
со
сверстниками.
Руководителями
и
кураторами
таких
клубов
выступали
учителя
иностранных языков. Будучи студенткой ВУЗа, а затем и начиная свою
профессиональную деятельность, я и сама принимала активное участие в
жизни
КИД.
К
сожалению,
с
развалом
СССР,
завершилась
и
их
деятельность.
Однако
последние
несколько
лет
ознаменованы
повсеместным
возрождением
клубов
по
всей
России,
Клубы
стали
появляться о: в школах, колледжах, ВУЗах, центрах детского творчества.
Как и в советское время, КИД – это
добровольное объединение, созданное
из числа учащихся образовательных учреждений, где помимо языковой
практики,
одновременно
происходит
формирование
у
детей
норм
социального поведения и коммуникации, характерных для гражданского
общества.
Идея организовать КИД в нашей школе не возникла на пустом месте.
Этому предшествовал большой опыт организации урочных и внеурочных
встреч
с
носителями
языка.
В
нашей
стране
в
каждом
регионе
по
различным
причинам
пребывают
граждане
иностранных
государств,
являющиеся носителями языка и культуры, это и специалисты области
науки
и
образования,
студенты
иностранцы
отечественных
вузов,
аспиранты,
приехавшие
по
учебным
программам,
и
туристы
и
т.д.
Привлечение
их
к
процессу
преподавания
английского
языка
дает
возможность учащимся участвовать в живом общении с носителями языка.
В
конце
90-х
основными
участниками
таких
занятий
были
студенты
иностранцы, 2000-х частыми гостями уроков стали аспиранты иностранцы,
участники программ по обмену и обучению, иностранцы, работающие в
нашей стране. Основой среди волонтёров являются студенты-иностранцы,
аспиранты,
приехавшие
по
учебным
программам.
Привлечение
их
к
процессу преподавания английского языка дает возможность учащимся
участвовать
в
живом
общении
с
носителями
языка.
На
сегодняшний
момент КИД нашей школы объединяет учеников из восьми классов и трёх
наших постоянных волонтёров: Марка, Анну и Борха.
Основной целью является содействие в формировании общественно-
политической активности учащихся, приобщение их к патриотическим и
интернациональным традициям народов России и мира, а также развитие
общения
на
английском
языке
и
формирование
толерантности
по
отношению к жизни зарубежных сверстников. В этой связи комплексная
цель,
направленная
на
воспитание,
образование
и
развитие
личности
учащихся конкретизируется в данном курсе кружковой работы следующим
образом:
–
развитие
познавательных
интересов
учащихся
в
области
страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников за рубежом;
– установление дружеских связей с учащимися других стран путем
переписки по электронной почте;
– подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на
английском языке в письменной и устной формах;
– расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей
эрудиции;
– воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению
иностранного языка, толерантности по отношению к своим сверстникам за
рубежом, потребности в практическом использовании английского языка.
Повышению
интереса
к
деятельности
клуба
среди
участников
способствует занимательность, вызванная подбором интересных заданий и
лингвистических игр. Корректно составленный план позволяет поэтапно
знакомить детей с историей, культурой, жизнью и бытом народов мира,
с ф о рм и р о ват ь
ум е н и е
п р и м е н я т ь
з н а н и я
н а
п р а кт и ке ,
в
интернациональных
акциях,
форумах
и
фестивалях,
развить
познавательный интерес к различным отраслям знаний.
Работа
в
клубе
осуществляется
по
нескольким
направлениям
и
секциям:
–
секция
«Мировое
турне»,
мастера
заочных
путешествий,
повышают
интерес
к
изучению
иностранного
языка
и
расширение
кругозора через приобщение к культуре страны. Для изучения обычаев и
традиций
стран
ежегодно
проводятся
такие
праздники
и
вечера
как:
«Тайны Рождества», «День всех Святых», «День благодарения», «День
Святого Валентина». На этих праздниках члены клуба рассказывают об их
происхождении, разучивают песни и поздравления, готовят традиционные
блюда,
танцевальные
номера.
Большой
энтузиазм
позволяет
им
погрузиться в атмосферу праздников, ощутить свою причастность к ним.
Клуб путешественников осуществляет заочные путешествия по различным
зарубежным
странам,
знакомят
учащихся
с
культурой
и
традициями
зарубежных
стран,
условиями
повседневной
жизни
и
учебы
своих
сверстников, молодежными организациями, вопросами экологии;
– секция «Самиздат», проще говоря - творческий актив, оформляет и
выпускает стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись
работы КИД;
– секция «Телеграмма» - это наиболее коммуникабельные ребята,
они помогают остальным понять азы переписки, особенности написания
личного и официального письма, правил его оформления, правильного
написания адреса, обращения, выражения мыслей на английском языке,
умение задавать вопросы и отвечать на полученные письма и вопросы в
них, умение закончить письмо. Необходимо знание компьютера, умение
набирать
тексты,
форматировать
его,
сохранять,
делать
исправления
и
отправлять
по
электронной
почте.
Умение
работать
с
полученной
информацией из писем и информацией из интернета.
–
секция
«Исток»
призвана
воспитывать
у
учащихся
любовь
и
гордость к своему родному краю, уважительное отношение и интерес к
русской культуре и истории, чувства толерантности к истории и культуре
других народов страны и мира.
В современном мире, английский язык стал основным инструментом
международного общения. Проблема мотивации в изучении иностранных
языков
становится
чрезвычайно
актуальной.
При
этом
расширились
технические
возможности,
преподавание
стало
более
динамичным
и
насыщенным
живым
общением
с
носителями
языка,
что,
несомненно,
делает изучение английского языка более интересным и качественным.
Именно поэтому как результат мы получаем повышение качества знаний
по
английскому
языку,
высокую
мотивацию
к
изучению
иностранного
языка, использование страноведческого материала и писем в обучении
английскому
языку
на
уроках,
а
также
участие
учеников
в
коммуникационных проектах.
Итак, анализ работы клуба интернациональной дружбы показывает
высокую
результативность
функционирования
в
образовательном
учреждении.
КИД
даёт
учителю
возможность
применять
самые
разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний
учащихся. Среди учащихся же формируется повышенный уровень знаний в
целом
ряде
учебных
предметов:
помимо
английского
языка,
это
информатика, география, история. При проведении занятий во внеурочное
время создаются реальные ситуации общения, в том числе с привлечением
носителей языка – волонтёрами, раскрываются творческие возможности
детей.