Напоминание

"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС"


Авторы: Барышевская Марина Валерьевна, Светлова Лидия Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: пос.Ржавки Солнечногорский р-н Московской обл.
Наименование материала: Исследовательско-творческий проект "Капелька"
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

Исследовательско-творческий проект

«Капелька»

(средняя группа)

Выполнили: Барышевская М.В.

Светлова Л.А.

Ржавки 2016 г.

Паспорт проекта

Вид

проекта: среднесрочный (октябрь-ноябрь)

Тип

проекта: исследовательско-творческий

Участники: дети средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатели

Актуальность:

Во время прогулки после дождя дети с интересом стали рассматривать

образовавшиеся лужи. Это явление вызывают большой восторг у дошкольников и, помимо

восторга, также возникает множество вопросов. Почему образуются лужи? Почему вода

капает? Что такое лед и снег? Мы решили путем экспериментирования разобраться

в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Участие детей

в проекте позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах,

развить связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность.

2

Экологическое воспитание подрастающего поколения занимает все большую роль в

педагогическом процессе. Интересы детей повышаются и им уже не достаточно

элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного

обновления представления о неживой природе.

Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о

воде.

Задачи

проекта:

Познакомить детей средней группы со свойствами и состояниями воды.

Развивать мелкую моторику.

Поддерживать

стремление

детей

активно

вступать

в

познавательное

общение,

высказывать своё мнение.

Активизировать речь.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании

дошкольников.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых

организмов.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

У

детей

появятся

исследовательские

умения,

соответствующие

возрасту

(будут

задавать

вопросы

природоведческого

характера,

устанавливать

причинно-

следственные

связи,

появится

потребность

получить

экспериментальным

путем,

научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).

Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании

дошкольников.

Структура проекта

Тема проекта

Неизведанное рядом

3

Название проекта

Капелька

Тип проекта

Исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой

Цель

Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой

природе – о воде.

Задачи

Образовательные области

Физическое развитие

Разучить подвижные игры, утренние

зарядки, физминутки по теме «Вода».

Социально-

коммуникативное

развитие

Формировать культурно-гигиенические

навыки: привычку мыть руки, умываться.

Познакомить с правилами безопасного

обращения с материалами, инструментами

и оборудованием в процессе проведения

опытов, экспериментов.

Воспитывать у детей навыки совместного

взаимодействия в процессе

экспериментальной деятельности, при

выполнении парных и коллективных

творческих работ по изодеятельности,

умение согласовывать свои действия,

желание работать сообща.

Формировать трудовые навыки в ходе

организации опытов: подготовить и убрать

рабочее место.

Безопасность

Познавательное

развитие

Расширить и углубить представления детей

о воде, её свойствах, состояниях.

Сформировать представления детей о

значении воды в жизни человека и всего

живого на Земле.

Развивать логическое мышление детей

через применение символов-моделей.

4

Обобщить сведенья детей о водоёмах, о

водном транспорте.

Речевое развитие

Чтение

художественной

литературы

Познакомить детей с художественными

произведениями, пословицами,

поговорками, загадками по теме «Вода»

Развивать речь, усложняя формы речевого

общения: монологи (описательно-

повествовательные), диалоги (вопросно-

ответные), полилоги (коллективное

обсуждение – в ходе обсуждения

экспериментов).

Участники

проекта

Дети, воспитатели, родители

Сроки

выполнения

Октябрь – ноябрь 2016 г.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность

педагогов

1.

Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.

2.

Составить план работы по реализации проекта.

3.

Пополнить уголок экспериментирования материалами и

оборудованием.

4.

Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме .

5.

Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания

творческих работ по теме.

6.

Разработать итоговое занятие с использованием творческих

работ, выполненных детьми с родителями.

7.

Разработать и создать символы, обозначающие свойства и

состояния воды.

8.

Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».

5

9.

Организовать выставку детских творческих работ по теме.

10.

Провести просветительскую работу с родителями по

организации познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников и ОБЖ. Познакомить родителей с содержанием

консультации «Как организовать опыты с водой дома».

11.

Систематизировать методическую деятельность по разработке

и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в

ДОУ.

Создать информационный материал:

Для родителей: консультации.

Для педагогов: презентация по организации познавательно-

исследовательской деятельности дошкольников

.

Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные

физминутки.

Деятельность

детей

Рассматривание иллюстраций и рисунков детей по теме «Вода в

природе».

Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что

такое вода?»

Подвижные игры, дидактические игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками,

отгадывание загадок о воде.

Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах,

аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря»,

«Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Опыты с водой.

Деятельность

родителей

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка

экспериментирования.

6

Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения

воды».

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Создание рисунков по теме.

Практический

результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение

уголка по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал,

оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, презентации Power

Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для

изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический: DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Рефлексия

Презентация детей «Что мы знаем о воде?»

Планируемый

результат

реализации

проекта

У детей сформируются начальные представления о

воде, как источнике жизни живых организмов.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения

и деятельности в природе.

У детей появятся исследовательские умения,

соответствующие возрасту (будут задавать вопросы

природоведческого характера, устанавливать причинно-

следственные связи, появится потребность получить

экспериментальным путем, научаться фиксировать

наблюдения, используя схемы-модели).

Повысится воспитательная компетентность родителей в

экологическом образовании дошкольников.

7

8

Прогулка "Наблюдение за дождем"

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени,

часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели,

деревья стоят голые .

1.Организационный момент. Отгадывание загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он гуляет. (дождь)

2.Наблюдение

-Сегодня у нас на улице дождливая погода. Осенью часто

идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все

вокруг становится мокрым, воздух – влажным, на земле

образовались лужи.

-Какой дождь: холодный или теплый? Вспомните, какой

дождь был летом?

- Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди

усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.

3.Художественное слово. Заучивание стихотворения.

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, сотри!-

Он пускает пузыри.

З. Александрова

6.Дидактические игры

«Придумай предложение». Цель- закреплять умение составлять предложения с заданным словом.

«Как шумит вода». Цель - закрепить произношение звуков (с) и (ш).

7.Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Рисование на мокром песке «Графический диктант»- нарисовать, как идет дождь из тучки.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик

погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

9

Шел неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газона не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел. Газон засох.

Опыты дома «Чудесные превращения воды»

Опыт «Что такое пар?»

10

11

12

13

14

Опыт «Откуда берутся облака?»

15

Опыт «Что такое иней?»

16

17

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности

«Снег и лёд»

средняя группа

Цель: расширять представления о явлениях неживой природы.

Задачи:

• Познакомить со свойствами снега и льда.

• Познакомить со способами превращения воды из одного состояния в другое.

• Формировать навык обследования предметов по инструкции педагога.

• Учить задумываться над вопросом «Что будет, если…».

• Учить рассуждать, сравнивать.

Активизировать

в

речи

детей слова:

липкий,

холодный, прозрачный, цветной, твердый, гладкий.

• Активизировать память и внимание.

• Прививать интерес к природе.

Предварительная

работа:

наблюдение

на

прогулке

за снегом,

льдом,

чтение

стихотворений

о

зиме,

рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Оборудование: снег в тарелке, лед. замороженный в формочках, салфетки, подкрашенная

вода в стаканчиках, картинки с зимними сюжетами.

Ход занятия.

Воспитатель:

Д е т и

п од ход я т

к

о к н у

и

рассматривают,

что

происходит

на

улице.

Обратите

внимание

на

о садки.

Ка к и е

встречаются

зимой

чаще

всего

(снег,

какой

бывает снегопад? (Сильный, когда почти ничего не

видно,

хлопья снега

большие

и

частые, снег

валит

стеной,

и,

не

успевая

таять,

наносит

сугробы;

слабый,

когда

снежинки

перепархивают

одна за другой, и сразу тают, упав на землю).

Загадки.

18

СНЕГ

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе).

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают,

Но даже – не тают!

(Снежинки.)

Опыт «Таяние снега».

Цель: знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в тарелку. Принести в группу и

поставить

в

теплое

место.

От

комнатной

температуры снег

растает,

образуется

вода.

Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег – белый, холодный, снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Физминутка «Снежинки»

Мягкие пушинки

Белые снежинки

Над землей кружатся.

На землю ложатся,

Ноги засыпают.

И сейчас же тают!.

Воспитатель:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах ты, зимушка-зима,

Белоснежная пришла!

Загадки.

Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает.

(Лед.)

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает,

От матери рожден

И сам ее рождает.

19

(Лед.)

Воспитатель:

правильно

отгадали

загадки.

Мы

с

вами

на

прогулке

разливали

воду

по

формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вода замерзла, потому что на улице сильный мороз. А вода при

низкой температуре замерзает. А почему у нас получились разноцветные льдинки?

Ответы детей.

Воспитатель. Вы наблюдательны, правильно –воду мы подкрасили.

Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки. Если взять льдинку в руки, она

растает.

Опыт со льдом.

Цель: ознакомить со свойствами льда.

Ход опыта: бросьте льдинки на стол и рассмотрите кусочки

льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на

ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.

Вывод: Лед твёрдый, холодный, в тепле тает и превращается в

воду.

«Играем

с

льдинками»-свободная деятельность

детей,

они

выбирают

тарелочки,

рассматривают

и

наблюдают,

что

происходит с льдинками.

20

Опыт

Снег – это вода, изменившая своё состояние под воздействием холода.

Предварительная работа

- Чтение стихотворений о снеге. И. Суриков «Белый снег пушистый», А.Пушкин «Под

голубыми небесами».

- Рассматривание снежинок на варежках во время прогулки

-

Проведение

русской

народной

игры

«Снежная баба»

-

Заучивание

потешки

«Как

на

тоненький

ледок»

- Отгадывание загадок о снеге

Задачи: развивать наблюдательность,

умение

сравнивать,

а н а л и з и р о в ат ь ,

устанавливать

причинно-следственные

связи.

После прогулки мы увидели, что кто-то принёс в кармане случайно снег.

После сна мы обнаружили, что снега нет. Дети предположили, что снег кто-то унёс или он

растаял.

Цель: выяснить, куда исчез снег, и познакомиться со свойствами снега.

Мы разделились на две группы. Первая группа пошла, спрашивать у помощника воспитателя,

убирала ли она снег из раздевалки.

Вторая

группа

рассмотрела

образовавшуюся

лужу

и

предположила,

что

снег

всё-таки

растаял.

Все вместе мы провели исследование и наблюдение в процессе опыта.

Ход опыта

Перед ужином воспитатель принесла с улицы снег. Положила его в стеклянную банку и

оставила на время ужина в теплом помещении.

После ужина мы увидели, что в помещении снег начал таять, образовалась вода. Обратили

внимание, что вода грязная. И поэтому решили,

что

снег

есть

нельзя,

в

нём

много

вредных

микробов и можно заболеть.

Вывод

21

Снег под воздействием температуры тает, образуется вода.

Опыт

Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, тает, состоит из воды. Материалы,

кусочки льда, холодная вода, тазик, картинка с изображением айсберга.

Описание.

Воспитатель

выносит

на

прогулку сосуд с водой. Дети переливают воду в

тазик.

Они

обсуждают,

какая

вода,

какой

она

формы.

Вода

меняет

форму,

потому

что она

жидкость. Может

ли

вода

быть

твердой?

Что

произойдет

с

водой,

если

ее

сильно

охладить?

(Вода превратится в лед.) Через некоторое время

вода замерзает. Рассматривают образовавшийся лед. Чем лед отличается от воды? Можно ли

лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму.

Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет

кусок льда в миску, и дети наблюдают.

Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В

холодных морях плавают огромные глыбы

льда. Они называются айсбергами (показ

картинки). Над поверхностью видна только

верхушка айсберга. И если капитан корабля

не заметит и наткнется на подводную часть

айсберга,

то

корабль

может

утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?

Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем

с

льдинками»

свободная

деятельность

детей:

они

выбирают

тарелочки,

рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

22

СТИХИ О ВОДЕ И О ДОЖДЕ

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает ...

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей ...

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

Вода – это радость земли

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Воду ты всегда береги.

Гонит капля дождевая

Ручеѐк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые.

Потом… А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

А часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

***

Посмотрите, посмотрите,

Потянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

***

С неба падали снежинки

На замерзшие поля.

Ель окутали косынкой,

Белой шубой тополя.

И укрыли двор и сад.

Всякий снегу очень рад.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

***

Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром

исчез.

Не осталось ни пенька, ни

куста,

Только белая кругом

пустота.

Где же прячется птица и

зверь?

И куда за грибами теперь.

***

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

Их еле заметишь,

Так малы они,

Но где же ты встретишь

Такие огни?

23

ЗАГАДКИ О ВОДЕ В ПРИРОДЕ

Вода

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Мы говорим: она течѐт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперѐд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Сама пить не пьѐт,

А нас вынуждает.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Водопад

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревѐт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаѐт.

Море

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь

О берег бьѐтся.

Из него вода не пьѐтся,

Потому что не вкусна –

И горька и солона.

Кругом вода,

А с питьѐм беда.

Кто знает, где это бывает?

Пена

Белая вата плывѐт куда-то,

Хоть лови, не лови –

Не изловишь.

Волна, волны

По морю идѐт, идѐт,

А до берега дойдѐт –

Тут и пропадѐт.

В тихую погоду

Нет нас нигде,

Как ветер подует –

Бежим по воде.

Снег

Он всѐ время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идѐт и красит белым

Всѐ, что видит на пути.

Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватой наземь лѐг.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце припекло –

Одеяло потекло.

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идѐт.

На всех садится,

Никого не боится.

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

Живѐт - лежит,

Умрѐт - побежит.

Лежал, лежал,

Да в реку побежал.

Белая скатерть

Всю землю покрыла.

На дворе горой,

А в избе водой.

Ни ведѐрка, ни кисти,

Ни рук,

А побелит всѐ вокруг.

Снежинки

Что за звѐздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмѐшь - вода в руке?

Покружилась звѐздочка

24

Река

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море.

Течѐт, течѐт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

Берега

Два братца через мать

Друг на друга глядят.

Два братца друг на друга глядят,

А сойтись не могут.

Болото

Не вода, не суша -

На лодке не уплывѐшь

И ногами не пройдѐшь.

Не пройдѐшь, не проедешь -

Обойдѐшь стороной.

Водицы не попьѐшь

С синеватой пеленой.

Не море, не земля,

А кораблям плавать нельзя.

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги.

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое,

Рама зелѐная.

Молодые берѐзки

Свои перед ним

Поправляют причѐски.

И месяц, и звѐзды –

В нѐм всѐ отражается...

Как это зеркало называется?

Родник

Он без рук, он без ног.

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

Там, где корни вьются,

На лесной тропе,

Маленькое блюдце

Спрятано в траве.

Каждый, кто проходит,

Подойдѐт - нагнѐтся

И опять в дорогу

Силы наберѐтся.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Снеговик

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Снежная баба

Меня не растили –

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза - угольки,

Губы - сучки.

Холодная, большая.

Кто я такая?

Снежный ком

По снегу покатите –

Я подрасту.

На костре согреете –

Я пропаду.

Град

С неба крупа падает.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неѐ теперь ангина.

Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберѐт.

Лёд

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

В руках у Тани

Зима в стакане.

В огне не горит,

В воде не тонет.

Зимнее стекло

Весной потекло.

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

Прорубь

Шуба нова,

А на подоле дыра.

В новой стенке,

В круглом окне,

Днѐм стекло разбито,

А за ночь вставлено.

Сосулька

25

Ручей

Под осоку на песок

Уронили поясок.

И лежит - да не поднять,

И бежит - да не поймать.

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я еѐ сын родной,

А родился - весной.

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелѐной

Прячет хвостик голубой?

Роса

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днѐм,

Ищем, ищем - не найдѐм.

Вечером родится,

Ночь живѐт,

Утром умирает.

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах.

Что вверх корнем растѐт?

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдѐт,

Гвоздь упадѐт.

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слѐзы прячет,

А на солнце плачет.

Растѐт она вниз головою,

Не летом растѐт, а зимою.

А солнце еѐ припечет –

Заплачет она и умрет.

Висит за окошком

Кулѐк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной.

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там

нашлись.

ИГРА «РУЧЕЁК»

Правило: играющие встают друг за другом парами,

обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся

за

руки

и

держат

их

высоко

над

головой.

Из

сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок,

кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и,

проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец

коридора,

а

тот,

чью

пару

разбили,

идет

в

начало

«ручейка».

И

проходя

под

сцепленными

руками,

уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек»

движется — чем больше участников, тем веселее игра,

особенно весело проводить под музыку.

26

УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

Комплекс №1

27

1.

На зарядку становись!На зарядку

становись!

Просыпайтесь, поднимайтесь,

На зарядку собирайтесь!

Нужно распахнуть окошко,

Свежести впустить немножко.

Свежий воздух не простудит,

Он на пользу детям будет!

2.

Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

3.

Вращение головой

Упражнение простое,

Крутим влево головою.

А теперь круги направо.

Зарядились мы на славу!

4.

Рывки руками

Сжали руки в кулаки,

Начинаются рывки.

Левой, правой, левой, правой.

Молодцы, ребята, браво!

Нам такая физкультура

Укрепит мускулатуру!

5.

Наклоны в стороны

Встали прямо, ноги шире,

Подбоченились руками.

Наклонились в правый бок,

Влево наклонились,

А теперь еще разок,

И остановились.

6.

Приседания

Продолжаем мы зарядку,

И идем плясать вприсядку!

Раз – присели, два – привстали,

Еще разик! Не устали?

Энергичней приседаем!

7.

Бег на месте

Встали строем, как солдаты.

Бег на месте, аты-баты!

Побыстрей! Коленки выше!

Замедляем бег. Потише!

Дышим ровно, глубоко,

Медленно идем, легко.

Раз и два – считаем вместе.

Три, четыре. Стой на месте!

8.

Прыжки

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Волки зайцев напугали,

Зайцы быстро поскакали.

По дорожке прыг-скок,

Не догонит серый волк.

9.

Велосипед

Все на коврик улеглись,

Ножки все подняли ввысь.

Лежа, на велосипеде

Быстро мы сейчас поедем.

Резво крутим мы педали,

Пока ножки не устали.

Все, приехали, слезай!

Быстро на ноги вставай!

10. Успокаиваем дыхание

Хорошо позанимались.

Все трудились, все старались.

Отдохнуть пришла пора.

Ровно дышим, детвора!

Пусть немного мы устали,

Но, сильней и крепче стали.

Ежедневная зарядка

Помогает быть в порядке.

Утренние упражненья

Поднимают настроенье.

11. Водные процедуры

Снять усталость без следа

Помогает нам вода.

Умываемся под краном

Чисто-чисто, без обмана.

Полотенцем трем мы тело,

Что б оно порозовело.

Это, дети, очень мудро –

28

Спинку резче выпрямляем!

Начинать с зарядки утро.

Комплекс №2

Солнышко лучистое

29

Эй, Лежебоки, ну ка вставайте!

На зарядку выбегайте!

Хорошенько потянулись, наконец-то вы

проснулись!

Начинаем! Все готовы? Отвечаем

Все готовы!

Начинаем, все здоровы?! Я не слышу

Все здоровы!

Становитесь по порядку, на веселую

зарядку.

Приготовились, начнем и все вместе

подпоём!

Солнышко лучистое, любит скакать

С облачка на облачко перелетать!

Раз, два, три, четыре

раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре, пять

Еще раз

Все разрабатываем руки - нету места

больше скуки!

Все разрабатываем плечи - чтоб походу

было легче!

Все разрабатываем ноги - чтоб не уставать в

дороге!

Все разрабатываем шею - что бы пелось

веселее!

Солнышко лучистое, любит скакать

С облачка на облачко перелетать!

Раз, два, три, четыре

раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре, пять

Еще раз

Так, приготовьтесь, сей момент, самый

сложный элемент,

Надо пополам согнуться и руками земли

коснуться

Ну-ка, ноги не сгибать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Молодцы! Все постарались, разогнулись,

отдышались.

Солнышко лучистое, любит скакать

С облачка на облачко перелетать!

Раз, два, три, четыре

раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре, пять

Еще раз

Прыгают, скачут все на свете, даже зайцы и

медведи

А жирафы и слоны скачут прямо до луны.

Ходьба на месте

О.с. – руки через стороны вверх – вдох,

вниз – выдох

Хором – «все готовы!»

Хором – « все здоровы!»

Стоим на месте руки на поясе

Ходьба на месте

Подскоки на месте

Ходьба на месте

Повторение

О.с. – руки вытянуты перед грудью –

круговые движения в локтях

О.с. руки к плечам – круговые движения

1-2 - правую ногу поднять (согнутую в

колене), 3-4 – то же левой ногой

О.с. – руки на поясе,1-2 – голову повернуть

на право, 3-4 – то же на лево

Подскоки на месте

Ходьба на месте

Повторение

стойка ноги врозь, руки на поясе

Наклон вперед руками достать до пола

Стоим в согнутом положении

стойка ноги врозь, руки на поясе

Подскоки на месте

Ходьба на месте

Повторение

О.с. – руки на поясе, прыжки - вправо-

влево

О.с. – руки на поясе, прыжки - вперед

30

Кошки, белки, утки, свинки, все на

утренней разминке

Всем прибавилось настроенья от такого

пробужденья.

Солнышко лучистое, любит скакать

С облачка на облачко перелетать!

Раз, два, три, четыре

раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре, пять

Еще раз

назад

Шагаем на месте

Подскоки на месте

Ходьба на месте

Повторение

31

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь,

Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

Мою крышу и забор,

Мою улицы и двор.

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

32

Вот, что мы узнали о воде…

34

35

36

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

37

Дидактическая задача: закреплять

знания о различных состояниях воды, о

различных явлениях природы. Развивать

память, познавательную активность.

Материалы: карточки с

изображением различного состояния воды

(природных явлений): твердое (лед, снег),

жидкое (дождь, лужи), газообразное (пар).

Карточки с изображением разных времен

года (зима, весна, лето, осень).

Ход игры: на столе лежат

перевернутые карточки. Дети вытаскивают

по одной карточке, называют явление

природы, называют состояние воды и соотносят со временем года, когда это бывает.

Где нужна вода?

38

39

40

41



В раздел образования