Автор: Коноплева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №17
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей.
(из опыта работы воспитатель Коноплева Т.В. г.Ревда ДОУ № 17 СОП № 2)
Влияниеяние
театрализованной
деятельности
на
развитие
речи
детей
неоспоримо.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и
проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее
ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий
можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными
методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший
материал
словесного
творчества
народа.
Увлеченный
привлекательным
замыслом
театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в
театральной
игре
можно
использовать
в
повседневной
жизни.
помогает
усвоению
богатства родного языка, его выразительных средств.
Появляется живой интерес к
самостоятельному познанию и размышлению, совершенствует артикуляционный аппарат,
формируется
диалогическая,
эмоционально
насыщенная
речь,
дети
получают
эмоциональный
подъём,
стимулирует
активную
речь.
Я
поставила
задачу
–
создать
условия
для активной театральной деятельности. В ходе работы были проведены
следующие мероприятия для коллег, на ГМО города: выставка методической литературы и
альбома по теме «Виды театров» и ее презентация, консультация «Кукольный театр: кукла
в руках взрослого, кукла в руках ребенка», оформление фотовыставки «Юные актеры»,
мастер-класс
по
постановке
театрализованного
представления
(
на
ГМО
города),
консультация для педагогов «Театрализованные игры, их преимущество».
Анализируя
программно-методические
материалы,
была
разработана
программа
и
содержание
методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для
речевого
развития
дошкольников;
создание
предметно-развивающей
среды
для
применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами
театрализованной деятельности; приобщение родителей к совместной театрализованной
деятельности. Для решения
поставленных задач, в работе
использовала следующие
педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии;
личностно-
ориентированного
взаимодействия
педагога
и
детей,
инд ив ид уа л ь но -
дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях; игровые
технологии;
интегрированное
обучение;
взаимодействие
с
семьёй;
групповые;
проблемное обучение.
Содержание
деятельности: Артикуляционная гимнастика; скороговорки; загадки ;
упражнения
на
активизацию
словарного
запаса;
упражнения
на
интонационную
выразительность речи; игры со словами и без слов; хороводные игры; подвижные игры с
героями;
инсценирование
сказок,
потешек,
стихов;
показ
театрализованных
представлений. За учебный год разработаны : рабочая программа «Мир театра» ; сценарии
«Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по
пожарной
безопасности», сценарии
к
сказкам;
конспекты
непо средственно-
образовательной деятельности: «Комплексные мероприятия по сказкам для детей 4-5 лет».
Созданы: картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические
упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь»,
«Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные
игры».
Оформлены:
альбом:
«Виды
театров»;
папка-передвижка
«Мир
театра»;
фоторепортажи: «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку». Огромная
работа проведена совместно с родителями. Рекомендации для родителей: «Домашний
кукольный
театр»,
«Расскажи
детям
сказку»,
буклеты,
консультации,
Разработки
родительских собраний и др. Для обогащения предметно – развивающей среды в группе
были разработаны и реализованы театрализованные представления с участием родителей
«Сказки своими руками» (возраст
3-4 года).Были изготовлены персонажи сказок и
атрибуты к ним из разных материалов. Результатом проекта было выступление детей на
родительском
собрании
«Инсценирование
театральных
отрывков
из
любимых
сказок
детьми». А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать
сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
Виды
театров, используемые в работе: перчаточный, настольный, кукольный,
пальчиковый,
театр на фланелеграфе, костюмированый, масочный, театр на палочках, теневой.
Работа
с
родителями: родительские
собрания,
встреча
за
круглым
столом,
вечера
вопросов и ответов, анкетирование, дни открытых дверей, проекты, «Дни добрых дел»,
«Почтовый ящик», проекты, консультации, создание буклетов и брошюр, выставка книг,
индивидуальные
беседы,
досуг,
выставка
фотографий,
фотовыставки
с
рассказом,
творческие совместные выставки, папки передвижки.
Вывод:
Анализ
программно-методического
обеспечения
позволил
отобрать
и
систематизировать программно-методические средства, позволяющие совершенствование
грамматического
строя
речи
ребенка,
его
звуковой
культуры,
монологической,
диалогической
формы
речи,
эффективному
общению
и
речевой
выразительности;
совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей, активизация
мыслительного процесса и познавательного интереса у детей. На будущий год поставлены
следующие задачи: для детей - воспитание творческого, раскованного, эмоционального,
общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего
партнера
во
взаимодействии;
воспитание
и
развитие
внутренней
(воля,
память,
мышление,
внимание,
воображение,)
и
внешней
(чувства
ритма,
темпа,
чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом
ребенке.,
используя
при
этом
творческие
приемы:
(диалоговое
общение,
ролевые
инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть,
рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
просмотр
видеофильмов; слушание аудиозаписи; проектов; хороводное и индивидуальное пение;
разговор по телефону;
нетрадиционные методы рисования и аппликации;
коллаж из
сказок; релаксации; музыкотерапия