Логопедический тренинг с участием детей и родителей старшей логопедической группы "Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить!"
Автор: Обиходова Лилия Игоревна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 75" Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Логопедический тренинг с участием детей и родителей старшей логопедической группы "Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить!" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75»
Логопедический тренинг с участием детей и родителей
старшей логопедической группы
«
Чтоб
красиво
говорить
,
надо
с
пальцами
дружить
!»
Разработала и провела:
Обиходова Л. И., учитель-логопед,
Логопедический тренинг проведён в рамках
организации работы с родителями для детей
и родителей старшей логопедической группы
Согласовано: ____________ /Гулина И.Е./,
заведующий МАДОУ «Детский сад №75»
Березники, февраль 2016
Логопедический тренинг для детей и родителей
старшей логопедической группы
"Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить"
«Ум ребёнка находится на кончиках его
пальцев»
В.А.Сухомлинс
кий
Цель тренинга:
Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики; развитие
чувства
единства,
сплочённости;
приобретение
навыков
действовать
согласованно; развитие коммуникативных навыков; развитие эмоциональной
сферы.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, 1 лист ватмана с нарисованным стволом дерева, цветная
бумага,
ножницы,
клей,
фломастеры,
распечатка
варианта
гимнастики
«Пальчиковые
шаги»,
прищепки,
силуэты
предметов
с
недостающими
деталями, счётные палочки, изображения для штриховки, клубок жесткой и
колючей веревки, магнитофон, музыкальные записи.
Ход тренинга:
1. Вводная часть.
2. Основная часть (тренинг).
3. Заключительная часть (рефлексия).
Вводная часть.
- Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом тренинге
«Чтоб
красиво
говорить,
надо
с
пальцами
дружить!»
Сегодня
мы
Вас
познакомим с играми, направленными на развитие мелкой моторики.
-
Мы
часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая
моторика? Это движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно
развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге
человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены
очень
близко.
Стимулируя
мелкую
моторику,
мы
активируем
зоны,
отвечающие за речь. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию
мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
Кроме того, движения пальцев и
кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится
около
1000
важных,
биологически
активных
точек.
Воздействуя
на
них,
можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так,
массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец
– печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Таким образом, тренировка движений пальцев кисти рук является важным
фактором
развития
речи
ребенка
и
мощным
средством
повышения
работоспособности коры головного мозга.
- А наши дети покажут Вам, какие игры и упражнения можно использовать,
чтобы развивать мелкую моторику. Встречайте!
Под музыку дети входят в зал и рассаживаются рядом с родителями.
Фонограмма №1.
Основная часть.
- Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить. И начнём мы с массажа
пальцев рук.
Массаж пальцев рук «Пальцы - дружная семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых
центров коры головного мозга.
Читает логопед
Выполняют дети и родители
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмично
сжимаем
и
разжимаем
кулачки.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик – малышок!
Ой! Указательный забыли!
Поочередно массировать названные
пальцы правой и левой руки.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять:
Каждый
палец
на
обеих
руках
поочередно
соединяем
с
большим
пальцем.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
И про зайку не забудем:
Ушками водить мы будем!
Выполняем движения по тексту.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Каждый
палец
на
обеих
руках
поочередно
соединяем
с
большим
пальцем.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Руки в лягушек будем превращать.
Пальчиковая гимнастика
Цель:
развитие
мелкой
моторики
рук,
координация
речи,
движения
и
речевого дыхания.
«Лягушки»
Две весёлые подружки
Ни минуты ни сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Сжимаем руки в кулачки и кладём на стол пальцами вниз. Резко выпрямляем
пальцы, рука как бы подпрыгивает над столом, и опять сжимаем руки в
кулачки.
- Наши лягушки решили стать пианистками.
«Пианино»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Держим
кисти
рук
над
столом
и
по
очереди
слегка
ударяем
каждым
пальцем о стол, как будто играем гаммы.
- Пригласили наших лягушек выступить на концерте за океан. А повёз их -
капитан. «Капитан»
Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне – капитан,
Изучает океан.
Сжимаем
правую
руку
в
кулачок,
вытягиваем
большой
палец
вверх
и
вращаем им в одну, потом в другую сторону. То же самое проделываем
левой рукой.
- Стоп машина! Задний ход! Дырка в судне! Не везёт!
«Дырка»
Быстро пальчиком вращаем
И сильнее нажимаем.
Если долго так крутить
Можно дырку просверлить.
Сжимаем левую руку в кулачок, вытягиваем большой палец и нажимаем им
на ладонь правой руки. Делаем вращательные движения в одну и другую
сторону. То же самое проделываем с правой рукой.
- Путешествию конец! Кто всё сделал – молодец!
«Спинка»
А теперь одну ладошку
Развернём наоборот
И похлопаем немножко,
Пусть другая отдохнёт.
Хлопаем тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой,
меняем руки местами.
- Руки наши разогреты, теперь можно приступить к более трудному заданию,
играм с подручным материалом.
Постарайтесь-ка, друзья,
Выложить из горошин букву «К».
Игра с горохом «Выложи из горошин букву «К»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление зрительного образа буквы
«К», упражнение в согласованности действий партнёров.
Дети
совместно
с
родителями
на
картонных
заготовках,
покрытых
тонким слоем пластилина, выкладывают букву «К».
Фонограмма №2.
- Солнышку взгрустнулось,
За тучку спряталось опять.
Давайте ему подарим прищепки-лучики,
Штук я думаю пять или восемь.
Сосчитать мы вас попросим.
Игра с прищепками «Прикрепи к солнышку лучики-прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение в счёте до пяти и больше.
Дети совместно с родителями прикрепляют к картонной модели солнышка
прищепки-лучики.
- Предлагаю поиграть:
Для бабушки животных и птиц будем покупать.
Речевая игра с движением «Купила бабушка себе курочку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых
центров
коры
головного
мозга,
координация
речи,
движения
и
речевого
дыхания.
Купим мы бабушка себе курочку! (2 раза)
Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах! (Выполняются соответствующие
движения)
Купим мы бабушка себе уточку! (2 раза)
Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе индюшонка! (2 раза)
Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку –
кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе кисоньку! (2 раза)
Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та!
Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе собачонку! (2 раза)
Собачонка – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды!
Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе поросёнка! (2 раза)
Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонка – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу!
Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку –
кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе коровёнку! (2 раза)
Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонка – ав-ав!
Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та!
Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!
Купим мы бабушка себе лошадёнку! (2 раза)
Лошадёнка – нуки-нуки! Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-
хрюки! Собачонка – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-
булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!
- Пальчики наши – это ножки.
Они шагают дружно по дорожке.
Если по ступенькам ты пройдешь,
В гости к Карлсону сразу попадёшь.
Игра «Пальчиковые шаги»
Цель:
развитие
внимания,
координации
движений,
развитие
мелкой
моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного
мозга.
Дружит Карлсон с Малышом,
Полетать бы им вдвоём!
«Малыш, на крышу поднимайся,
Ко мне на спину забирайся".
- Посмотрите на фигурки - образцы!
Если выложите из счётных палочек такие же,
То будете молодцы!
Игра со счётными палочками «Выложи из счётных палочек картинку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие логического мышления.
Фонограмма №3.
- Наши руки – волшебники просто,
Превратятся в кого угодно.
Хочешь в зайца, а хочешь в лису,
Но гусей ты не встретишь в лесу.
Игра «Волшебный зоопарк»
Цель: развитие внимания, координация движений с речью, развитие мелкой
моторики рук.
Логопедическая распевка «Гуси» Т.А. Овчинниковой
Фонограмма №4.
- Можно превратить наши руки в зайчика, лису, лягушку, бабочку.
Дети
совместно
с
родителями
повторяют
за
логопедом
движения
и
правильную установку пальцев рук.
Совместная аппликация «Ладошковое дерево»
Цель:
ощущение единства между детьми и родителями, привитие навыка
совместной деятельности, развитие мелкой моторики рук.
- В окончании нашего тренинга мы предлагаем вам создать ладошковое
дерево. Вам нужно будет обвести свои ладошки, вырезать их и приклеить к
нашему дереву.
Фонограмма №5.
Дети совместно с родителями делают ладошковое дерево.
- Какое
красивое у нас получилось дерево! Теперь у Вас в группе будет
всегда тепло и светло, ведь вон, сколько ручек согревают группу!
Молодцы!
Заключительная часть.
Игра «Заклинание»
Цель: релаксация, позитивный настрой на следующую встречу.
- Сегодня мы с Вами поиграли во много интересных игр. А теперь открою
Вам тайну, волшебные слова, которые надо каждый день повторять себе:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Сжимаем
и
разжимаем
кулачки
ритмично
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.
Все пальчики на каждой из рук по
очереди
здороваются
с
большим
пальцем.
- Вот и закончился наш тренинг «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами
дружить!»
Игры, с которыми мы вас сегодня познакомили,
вы можете
совместно проводить дома со всей семьёй! В играх можно лучше понять
ребёнка! В играх можно помочь ребенку исправить имеющиеся проблемы с
моторной сферой. А самое главное – Вы с ребенком станете ближе друг
другу. Взаимодействие, совместная деятельность и совместные игры очень
важны для развития ребёнка!
- Рады будем видеть вас на следующей встрече. Ждём ваших предложений!
Что бы вы хотели узнать в дальнейшем?
ПРИЛОЖЕНИЕ