Автор: Першина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Широкая масленица"
Раздел: дошкольное образование
Першина Наталья Анатольевна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»,
г.Ступино
Московской области
Проект «Масленица» в средней группе
Тема проекта: «Широкая масленица»
Тип проекта: Познавательно-творческий, общественно-полезный,
краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя (с 24.02-28.02.2017)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями,
народными праздниками. Одним из таких праздников является большое
народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся
желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами
угоститься, да песни попеть. Глубокое, нравственное начало содержит чин
покаяния в день Прощённого Воскресения. Масленица один из самых
радостных и светлых праздников на Руси. Даёт детям возможность понять
всю глубину, широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного
праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья
«Масленица» силами воспитателей, родителей и детей. Познакомить детей с
традициями проведения этого праздника можно опираясь на Программу
«Приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но
непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое
представление о нём.
Цель проекта: повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
1)
Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества.
2)
Развивать художественно-творческую деятельность путём
ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства
русской культуры
3)
Формировать любовь к Родине, её традициям.
4)
Ориентировать родителей, воспитанников на приобщение детей к
русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традициям народного праздника – Масленицы
через сопереживание и непосредственное участие в их действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному
празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Театрализованные постановки с участием детей
Консультации родителям
Этапы реализации проекта:
I.
Этап – подготовительный (разработка проекта)
Подбор методической и художественной литературы, музыкальных
произведений, картин и иллюстраций по теме.
Подготовка информации для родителей о народном празднике
«Масленица»
Планирование и проведение занятий, совместной и игровой
деятельности с детьми
Привлечение родителей к участию создания куклы «Масленица»
II.
Этап – основной
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие
Беседы о празднике, о его праздновании на Руси
Наблюдение за изменениями в природе
Рассматривание и обсуждение картин
Чтение и заучивание закличек, поговорок.
Стишков, дразнилок, частушек.
Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с
опорой на соответствующие иллюстрации
Знакомство детей с пословицами о масленице.
Разучивание хороводных игр, русских народных песен.
Физическое развитие
Обучение русским народным играм
Проведение соревнований и игр-эстафет.
Продуктивная деятельность
Рисование по теме: «зимние забавы».
Рисование «ой блины, блины, блины, вы блиночки мои».
Рисование на тему «масленица».
Коллективный труд: изготовление куклы «масленица»
Развлечение «Масленицу встречаем – всех блинами угощаем»
Проведение праздника «прощание с масленицей»
Мероприятия к проекту:
Понедельник
«Встреча»
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»
- изготовление куклы «Масленица»
Вторник
«Заигрыш»
Продолжать
знакомить
детей
с
русским
народным
календарным
празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Ручеёк», «Весёлая карусель»
- хороводные игры «Вдоль по улице метелица идёт»
- разучивание масленичных закличек.
Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»
- чаепитие с блинами в группе
Четверг
«Разгуляй»
Разучивание
народных
подвижных
игр
и
обрядовых
песен.
Воспитание
уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
Продолжать
знакомить
детей
с
русским
народным
календарным
празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Ручеёк», «Весёлая карусель»
- хороводные игры «Вдоль по улице метелица идёт»
- разучивание масленичных закличек.
- «Снежный тир»
Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание
уважительного отношения к народным традициям.
- досуг «Масленица»
- лакомство блинами
III Этап - заключительный:
Проведение праздника «Проводы масленицы»
• Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
• Сценарий праздника: «Масленица»
• Перечень народных игр, закличек.
• Рисунки детей.
Выход проекта:
Создание альбома с фотографиями
Родительское собрание по итогам масленичной недели
Итог:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло
обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей
любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети
ближе познакомились с народными традициями. Работа по проекту
помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.
Сделанная мной подборка различных игр и игр - инсценировок на
развитие двигательных и музыкальных способностей, дали
возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику,
движения. Дети получили возможность почувствовать себя
свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих
силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим
интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют
чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила
перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и
содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными
делами, радостью творчества.