Напоминание

Педагогика и практика


Автор: Коротких Светлана Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 212
Населённый пункт: г. Новосибирска
Наименование материала: "Развитие произвольной памяти на уроках математики в начальной школе"
Тема: Педагогика и практика
Раздел: начальное образование





Назад




Коротких Светлана Романовна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ №212» г. Новосибирска

«

Развитие произвольной памяти на уроках математики в начальной школе»

2017 г.

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких

частных процессов, связанных друг с другом. Памятью называют отражение

прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и

последующем припоминании того, что он воспринимал, чувствовал или, о

чем думал (Крутецкий В. А.)

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять

механизмы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания,

поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше

знать о нашей памяти.

В школьной практике наблюдается проблема развития и выявления

особенностей памяти в определенном возрасте. В данном исследовании в

качестве «проблемного» возраста выбран младший школьный возраст:

произвольная (смысловая) память младших школьников, ее особенности и

развитие. Актуальность и значимость данной проблемы и послужили

мотивом выбора данной темы.

Целью является изучение и анализ произвольной памяти в младшем

школьном возрасте, и их включение в учебный процесс; выявление

эффективности приемов развития произвольной памяти.

Задачи:

1.

Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2.

Выявить и описать особенности произвольной памяти, реализуемые в

учебном процессе в условиях начальной школы.

3.

Вывить апробировать эффективные приемы развития произвольной

памяти младших школьников на уроках математики.

4.

Составить психолого-методические рекомендации к организации

процесса заучивания и развития произвольной памяти младших

школьников.

Проблема данной работы состоит в выявлении особенностей произвольной

(смысловой) памяти младших школьников, определяющих успешность в

учебном процессе.

Объектом исследования является память, как психический познавательный

процесс, связанный с отражением прошлого опыта человека,

проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем

воспроизведении.

Предмет данного исследования являются особенности произвольной

(смысловой) памяти в младшем школьном возрасте на уроках математики.

Гипотеза: если умело использовать на уроках математики в начальной школе

специальные приемы для развития смысловой памяти, то это приводит к

более эффективному ее развитию, что отражается в качествах памяти, таких

как продуктивность, объем.

Значимость данного исследования заключается в разработке приемов

развития произвольной памяти младших школьников на уроках математики, в

подборе методик изучения произвольной (смысловой) памяти младших

школьников, в составлении психолого-методических рекомендаций к

организации процесса заучивания.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 (7) до

10 (11) лет (по возрастной периодизации Даниила Борисовича Эльконина),

что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной

школы. Основной деятельностью младшего школьника является учение,

направленное на приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление

систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Известно, что учебная деятельность характеризуется как ведущая в том

случае если у ребенка сформирован учебный мотив, если эта деятельность

является для него субъективно привлекательной, если в контексте данной

деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и

сверстниками, а также если возникают новообразования психики.

Главной особенностью памяти младших школьников является буквальность

(дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти

младшего школьника проявляется в воспроизведении текстов. Привязанность

к тексту помогает ребенку осуществить самоконтроль за деятельностью,

соотнести предложенный и воспроизведенный материал. Буквальность

запоминания обогащает активный словарный запас ребенка, развивает

литературно-оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К

третьему классу у ребенка появляются «свои слова» при воспроизведении

учебного материала.

Буквальность воспроизведения является показателем произвольности памяти.

Произвольное запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. В

одном случае ученик должен запомнить точнее или даже совсем точно, как в

учебнике, в другом случае - запомнить так, чтобы рассказать своими

словами. В этом случае необходима целенаправленность, как особенность

произвольной памяти.

Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.

Заучивая наизусть, младшие школьники не используют рациональные

приемы запоминания. Когда нужно повторить материал комбинированно – в

целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по

смыслу, поэтому хуже понимают. Порой младшие школьники склонны к

механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри

запоминаемого материала, но делать вывод о том, что это, является

особенностью памяти в этом возрасте, было бы неверно. Иногда полагают,

что дословность запоминания является возрастной особенностью памяти

детей младшего школьного возраста. Дословное воспроизведение у младших

школьников находит свое объяснение и в том, что дети этого возраста не

владеют еще в достаточной мере речью, чтобы свободно передавать

содержание запоминаемого материала своими словами. Боясь искажения при

воспроизведении, маленькие школьники стремятся запомнить все дословно.

При правильной организации процесса запоминания школьник не будет

запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером

учебной задачи. В ориентировке учащихся на выполнение конкретных

мнемических задач при запоминании ими учебного материала заключается

один из важных путей развития целенаправленного произвольного

запоминания и воспроизведения у младших школьников.

Целенаправленность запоминания и воспроизведения в значительной мере

выражается в выборе и использовании путей достижения мнемической

задачи.

Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием

обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического,

смыслового запоминания и развитие способностей сознательно управлять

памятью и регулировать ее проявления (произвольной памяти).

Таким образом, при обучении младших школьников необходимо учитывать

особенности их произвольной памяти, что позволит достичь более высоких

результатов в учебной деятельности.

Мы в своей работе, проанализировав учебники начальной школы по

математике, выделяем следующие приёмы развития смысловой памяти:

На основании результатов, полученных в ходе проведения методик, а так же

на основе изученной теории развития смысловой памяти предлагаются

следующие рекомендации.

Для развития смысловой памяти необходимо проводить работу по трем

основным этапам логического запоминания:

- осознать цель запоминания

- понять смысл запоминаемого материала

- анализировать материал

Для этого:

С первого класса нужно учить детей рациональным способам

запоминания: группировать материал по смыслу, составлять смысловую

опору запоминания и др. Проводить с детьми логическую обработку

запоминаемого материала: логическое расчленение, сравнение,

группировку, обобщение, установление связи с ранее запоминаемым

материалом. Ставить перед школьниками задачи, которые

соответствующим образом направляют его внимание, побуждают его

активно запоминать, лучше вникать в смысл запоминаемого материала,

иначе повторять, усиливать самоконтроль. Учить детей составлять и

использовать смысловые опоры: схемы, таблицы, рисунки. Создавать на

уроке ситуацию общения, которая будет направлена на решение

проблемных ситуаций, которые создает учитель, а может быть и сами

ученики. Причем эта ситуация должна быть благоприятна и комфортна.

Предлагать задания творческого характера. Вовлекать детей в

мнемоническую деятельность.



В раздел образования