Автор: Акулова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 244
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С
ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
Воспитатель МБДОУ № 244, г. Красноярска Акулова Ольга Николаевна.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано,
что
образовательные
программы
дошкольного
образования
должны
быть
направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования, в качестве основного принципа, выделен принцип формирования
познавательных
интересов
и
действий
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
Одной
из
задач,
в
соответствии
с
нормативным
документом
является
формирование
общей
культуры
личности
детей,
в
том
числе
самостоятельности
и
ответственности
ребенка,
формирования
предпосылок
учебной
деятельности.
Одной
из
структурных
единиц,
представляющей
определенное
направление
развития
и
образования
детей
является
«Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей,
любознательно сти
и
познавательной
м от и ва ц и и.
Формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
количестве, числе, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
Из анализа документов можно сделать вывод, что педагоги дошкольного
образования
должны
в
своей
непосредственной
деятельности
заниматься
развитием познавательной мотивации детей дошкольного возраста, так как она
является
социально
значимым
качеством
личности
и
формируется
у
дошкольников в различных видах деятельности.
Обратимся к истории.
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш (1916-2014 гг.)
настолько был влюблен в свою науку, что задался вопросом, почему многие
люди
считают
математику
трудной?
Не
из
детства
ли
растут
корни
этих
трудностей?
Многие
годы
Золтан
посвящает
исследованиям,
преподаванию
математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя
творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться
реальных
успехов
в
изучении
этой
науки.
В
1960
году Золтан
Дьенеш
предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют
кубиками Дьенеша).
Дидактический
набор «Логические блоки» состоит
из
48
объёмных
геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру.
Следовательно,
каждая
фигура
характеризуется
четырьмя
свойствами.
Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и
называют.
Логические блоки предст авляют
собой
эт алоны
форм
–
геометрические фигуры:
круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник.
Они
являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и
геометрическими
фигурами.
Наряду
с
логическими
блоками
в
работе
применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
Основная
цель:
развитие
интересов
детей,
любознательно сти,
познавательной мотивации и интеллектуальных способностей.
Мы
счит аем,
что
для
развития
познавательной
м о т и в а ц и и ,
любознательности
детей
дошкольного
возраста,
эффективно
использовать
логические блоки Дьенеша.
Обратимся к опыту работы воспитателей: Максимовой Р.Ю., Потылициной
А.А. и Ковалевой В.Н., МБДОУ № 244 г. Красноярска, которые работали над
развитием любознательности и познавательной мотивации через систему игр с
логическими блоками Дьенеша. Они считают, что игры с логическими блоками
Дьенеша можно назвать «Интеллектуальным тренингом», так как
- это четкая и
продуманная
система
заданий
на
развитие
познавательных
процессов:
восприятия,
внимания,
мышления,
памяти
и
воображения.
Задания
здесь
даются по принципу от простого к сложному. Разнообразие заданий вызывает
интерес
у
ребенка,
а
высокая
степень
повтора
обеспечит
необходимый
тренинговый
эффект.
Дети
овладевают
мыслительными
операциями
и
действиями,
такими
как:
сравнение,
обобщение,
классификация,
абстрагирование.
А
такое
понятие,
как
кодирование
и
декодирование
информации, важное не только в математике, но и в информатике.
Воспитатели
считают,
что
переступив
порог
школы,
вчерашний
дошкольник
попадает
в
совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с
этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или
будет
себя
чувствовать
в
нем
чужим
и
незащищенным.
Игры
с
блоками
Дьенеша не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет
осуществляться
систематично,
то
можно
быть
уверенным
в
результате:
тренируемые интеллектуальные процессы и качества станут помощниками, а не
препятствием
в
овладении
будущими
школьниками
образовательной
программой.
Мы считаем предложенный опыт интересным, так как в нем используются
не стандартные подходы к организации развития познавательной мотивации
через игры с логическими блоками Дьенеша.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу, что организация игр с
логическими блоками Дьенеша будет способствовать развитию познавательной
мотивации,
так
как
они
имеют
решающее
значение
в
обеспечении
разносторонне развитых детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и
индивидуальных
особенностей
направленных
на
формирование
общей
культуры личности детей, в том числе самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Список используемых источников:
1. Игровой методический комплекс к дидактическому материалу
«Логические блоки Дьенеша» составители Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б.,
Лабутина Л., дизайнер К. Вейгандт. ООО «Корвет», Санкт-Петербург, 2005.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Штепина
И.
С.
Особенности
развития
познавательной
активности
дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар.
науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,
2011. — С. 89-91.
4. Социальная сеть работников образования nsportalnsportal
Альбомы «Блоки Дьенеша»:
1.
Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года), - ООО «Корвет», С-Пб,
2010.
2.
Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-4 года), - ООО «Корвет», С-Пб,
2010Праздник в стране блоков, - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
3.
Давайте вместе поиграем, - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
4.
Лепим нелепицы, - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
5.
Маленькие логики 1, 2,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
6.
Поиск затонувшего клада, - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
7.
Спасатели приходят на помощь, - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.