Автор: Дрозденко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад компенсирующего вида №3 "Радуга"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
«Использование инновационных технологий
в работе с детьми с нарушением зрения»
Мир меняется, и меняются требования к человеку, а соответственно
меняются и требования к образованию на всех ступенях.
25
апреля
2013
г.
Президент
России
В.В.
Путин
определил
суть
современного образования таким образом: «Научить молодых людей думать
и мыслить».
Дошкольное детство в России совсем недавно стало оформляться и
восприниматься обществом как самостоятельная и важная образовательная
ступень. Соответственно изменились и требования к качеству дошкольного
образования.
Чрезвычайно быстрые темпы развития всех сторон жизни общества
делают
неэффективным
традиционное
обучение,
направленное
на
формирование знаний, умений и навыков: очевидно, что такое содержание
устаревает
раньше,
чем
человек
оканчивает
среднюю
школу.
Новые
образовательные требования ориентированы на формирование человека,
способного постоянно получать новые знания, осваивать новые способы
действий.
Умение
учиться
становится
приоритетной
целью
образования.
Такой подход определяет новые требования к образовательным результатам
в дошкольном образовании и, как следствие – к технологиям их достижения
в образовательной деятельности.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,
где
происходит
сохранение
самоценности
дошкольного
детства
и
где
сохраняется сама природа дошкольника.
Самооценка,
умение
оценить
себя
и
своего
товарища,
умение
мотивировать себя на получения необходимых знаний - именно на такого
дошкольника и стоит социальный заказ перед дошкольными учреждениями.
В каждом дошкольном учреждении для решения этой задачи должна
быть выстроена своя система работы, которая учитывает индивидуальность
своих воспитанников и возможности педагогического коллектива.
Для детей с нарушениями зрения содержанием этой работы является:
формирование
представлений
о
зрительных
сенсорных
эталонах;
развитие сенсорно-зрительного опыта;
развитие предметности восприятия;
формирование
способов
обследований
предметов
окружающего мира;
формирование
целостных
представлений
о
предметном
мире;
развитие восприятия глубины пространства;
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего
мира,
замечать
их
форму,
цвет,
формировать
действия
с
предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Из-за нарушения зрения дети не могут воспринимать окружающий мир
во
всем
его
качественном
многообразии,
так
как
искажается
система
сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с
ослаблением познавательных процессов.
Характерным
для
слабовидящих
является
большой
размах
индивидуальных
колебаний
в
объеме
памяти,
скорости
запоминания,
соотношения механического и осмысленного запоминания.
Детям
с
нарушением
зрения
свойственно
также
недостаточное
осмысление
запоминаемого
материала.
Трудности
классификации,
сравнения,
анализа
и
синтеза,
связанные
с
нечетко
воспринимаемыми
качествами
объектов,
трудностями
дифференцирования
существенных
и
несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти.
Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления
имеют тенденцию к угасанию.
В
специальной
Программе
(коррекционных)
образовательных
учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.
Плаксиной
не
обозначена
задача
развития
творческих
способностей
и
воображения у дошкольников с нарушением зрения.
Поиск эффективных методов и приемов работы с современными
детьми с нарушением привел нас к использованию наряду с палочками
Кюизенера, блоками Дьенеша, развивающими играми Никитина, технологии
ТРИЗ и технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные
лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
ТРИЗ – педагогика выбрана нами одним из методов в работе с детьми с
тяжелыми нарушениями зрения, так как, способствует развитию творческого
потенциала ребенка через все доступные каналы восприятия.
Цель
работы:
формирование
системно-диалектического
мышления
используя все сохранные анализаторы.
При
организации
и
проведении
образовательной
деятельности
с
использованием ТРИЗ решаются задачи коррекционной направленности:
формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении
этой задачи обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за
монокулярного
характера
зрения
испытывают
значительные
трудности
в
цветоразличении
при
определении
насыщенности
цвета,
оттенков,
целостности и размеров предметов);
формирование
умения
обследовать
предмет
и
выделять
основные
признаки
с
помощью
работы
всех
сохранных
анализаторов
(решения
данной
задачи
необходимо
для
полноценного
восприятия
окружающего
мира
и
дальнейшего
развития
творческого
мышления
на
основе сенсорного опыта);
развитие
прослеживающей
функции
глаз,
фиксации
взора,
зрительного внимания, зрительной памяти
формирование умения у детей видоизменять, преобразовывать,
комбинировать
имеющиеся
представления
в
памяти
(создавать
на
этой
основе относительно новые образы и ситуации).
Образовательная
деятельность
с
использованием
ТРИЗ
помогает
освободить
и
полностью
использовать
творческий
потенциал,
самостоятельность
детей
с
нарушениями
зрения,
развивает
фантазию,
способность к наблюдению, повышает самооценку детей. Ребенок действует
творчески,
находит
методы
и
приемы
для
выхода
из
нестандартных
ситуаций,
учится
мыслить
не
шаблонно,
основываясь
на
собственном
чувственном опыте.
Чем
же
привлекла
нас
технология
интенсивного
развитиятнтеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
“Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича?
А привлекло то, что основная идея технологии заложена в основу игр и
становится
максимально
действенной,
так
как
игра
обращается
непосредственно
к
ребенку
добрым,
самобытным,
веселым
и
грустным
языком
сказки,
интриги,
забавного
персонажа
или
приглашения
к
приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается
почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон
участников игры от 2-3 лет до средней школы.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между
ребенком
и
взрослым,
благотворно
влияющая
на
гармоничное
развитие
малыша.
С помощью игр можно решить большое количество образовательных
задач. Незаметно для себя наш малыш осваивает цифры и буквы; узнает и
запоминает цвет и форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве;
тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание,
память, воображение.
Благодаря
развивающим
играм
дети
придумывают
и
воплощают
задуманное
в
действительность.
Сочетание
вариативности
и
творчества
делают
игры
интересными
для
ребенка
в
течение
длительного
периода
времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Игры
В.В.
Воскобовича
помогают
детям
с
нарушением
зрения
выработать
навыки
быстрого
произвольного
переключения
внимания,
развивают
зрительное
восприятие,
зрительно-моторную
координацию,
упражняют глазодвигательную систему, что, в свою очередь, способствует
восстановлению нарушенного зрения и подготовке ребенка к школе.
Непременным
условием
развития
детского
интеллекта
является
обогащенная предметно-пространственная среда, которая создана в наших
группах.
Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок.
Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями,
приключениями
забавных
персонажей
и
одновременно
занимательными
вопросами,
проблемными
задачами,
упражнениями
на
моделирование
и
преобразование
предметов.
Обогащение
образовательной
среды
детского
сада
играми
Воскобовича
приводит
к
решению
нескольких
задач
в
организации деятельности педагога:
1. Обогащается предметное пространство группового помещения, при
этом оно становится развивающим;
2. Оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе
организации
непрерывной
образовательной
деятельности
детей,
как
самостоятельной, так и совместно с педагогом;
3.
Систематическое,
поэтапное
использование
игровой
технологии
неизменно
дает
устойчивый
положительный
результат
в
развитии
дошкольников.
У
детей,
можно
сказать
на
глазах,
развивается
понятливость
и
формируется
довольно
высокий
уровень
познавательного
развития,
поскольку
полноценное
развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
остается
актуальным
всегда.
Известно,
что
комплексное
развитие
интеллектуальной
сферы
в
дошкольном
возрасте
повышает
успешность
обучения
детей
и
играет
большую
роль
в
образованности взрослого человека.
Используя эти технологии наши дети стали более общительными, не
боятся высказать свое мнение, быстрее запоминают материал, более уверены
в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Они вместе с
взрослыми учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения,
развивают свою фантазию.
Не надо плакать и огорчаться, если вам достался кислый лимон, –
сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного
несчастного
человека
меньше
и
на
одного
счастливого
больше.
Решая
различные
проблемы
вместе
с
детьми,
мы
приближаемся
к
миру
более
гармоничному и совершенному.