Автор: Колосова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс
Тема: "Хранители религиозных мировых культур и их роли в сохранении религиозных традиций"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Колосова Светлана Юрьевна
Предмет: ОРКСЭ Модуль Основы мировых религиозных культур
УМК « Школа России»
МБОУ «СОШ № 12», г. Ангарск
Класс: 4
Тип урока: Комбинированный
Тема
Хранители предания в религиях мира.
Цель
1.
Сформировать представление о хранителях религиозных мировых культур и
их роли в сохранении религиозных традиций;
Задачи
Дидактические: познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
Развивающие: развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;
Воспитательные: формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям
УУД
ЛичностныеУУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать
свои предположения.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Планируемые результаты
-знать когда появились хранители предания, кто такие жрецы,
- какую роль в иудаизме играли мудрецы ( раввины),
-что такое иерархия в христианской церкви,
-как организована мусульманская община.
-о буддистской сангхе и буддистских учителях.
Основные понятия
жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.
Межпредметные связи
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Ресурсы:
Учебник « Основы мировых религиозных культур»
основные
дополнительные
Толковые словари, словари терминов, учебные пособия «Основы мировых религиозных культур».
Электронное приложение к учебному пособию
Формы урока
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая
работа.
Технология
Дидактическаяя
структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к
достижению
планируемых
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Мотивация
(самоопределение)
к
учебной деятельности.
Этап
п р ед п ол а г а е т
осознанное вхождение
у ч а щ е г о с я
в
пространство
учебной
деятельности на уроке;
создание
условий
для
возникновения
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
деятельность («хочу»),
выделения
содержательной
области («могу»).
Учащиеся на листах
знаками «+» или «--»
выражают согласие
или несогласие с
утверждением
учителя.
По окончании
экспресс- опроса
обсуждаются и
исправляются ошибки.
Фронтальное
обсуждение.
Учитель желает детям
успешной работы на
уроке . Проводит
небольшой «Экспресс-
опрос» по домашнему
заданию.
В ходе последующей
беседы обозначается
тема урока.
Метод: словесный.
«Экспресс-опрос» по
домашнему заданию
Актуализация знаний
по теме.
Коммуникативные
-умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждение,
личностные УУД
-мотивирование на
работу.
2 .
А к т у а л и з а ц и я
знаний
и
фиксация
индивидуального
затруднения в пробном
д е й с т в и и . Этап
предполагает создание
м о т и в а ц и и
к
самостоятельному
Ребята перечисляют
родственные слова
(охрана, хранить,
хранение и т.д.)
Высказывают свои
определения
предложенных слов.
Работа в парах,
Разбор по составу
слова хранитель. а для
этого вспоминают, от
какого слова оно
произошло. Подбор
однокоренных слов к
слову хранитель
- Что означает это
Разбор по составу
слова хранитель,
подбор однокоренных
слов к слову хранитель
Познавательные
(анализ, синтез ).
Коммуникативные-
умение достаточно
точно выражать свои
мысли.
выполнению пробного
учебного
действия;
актуализацию
знаний,
умений
и
навыков,
д о с т а т о ч н ы х
д л я
построения
нового
спо соба
д е й с т в и й ;
тренировку
соответствующих
мыслительных
операций;
создание
з а т р у д н е н и я
в
индивидуальной
деятельности
учащихся,
ф и кс и р у е м о е
и м и
самими.
фронтальная работа.
слово?
- Что означает слово
предание?
- А если соединить эти
два слова, то какое
получится
словосочетание?
- Тема нашего урока
«Хранители предания
в религиях мира»
Метод: частично-
поисковый, словесный
3. Выявление места и
причины
затруднения.
Этап
п р ед п ол а г а е т
выявление и фиксацию
учащимися
м е с т а ,
шага,
где
возникло
затруднение;
определение
причины
затруднения
-
каких
конкретно
з н а н и й ,
умений не хватает для
решения
и сход н о й
задачи
такого
класса
или типа.
Учащиеся пытаются
ответить на вопросы,
но единого мнения
нет.
- Потому что мы этого
не знаем.
- Узнать, кто это
-хранители предания и
что они сохраняют?
Фронтальная работа.
- Так кто же такой
хранитель предания?
- Что может хранить
этот человек?
- Почему ответы на
вопросы разные?
- Так, какая же
возникла проблема?
Какую цель поставим
перед собой?
Метод словесный.
Знакомство с
основами светской и
религиозной морали,
понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
обществе.
Регулятивные-
постановка
учебной
задачи,
Коммуникативные-
умение
оформлять
свои мысли в устной
форме;
слушать
и
понимать речь других
Познавательные-
произвольное
построение
речевого
высказывания.
4. Построение проекта
выхода из затруднения
("открытие"
детьми
нового
знания).
Этап
предполагает
обдумывание
Читают текст.
Выделяют
предложения.
Коллективная работа.
Прочитать текст
учебника и подумать
какие предложения
можно выделить для
составления проекта.
Метод: словесный,
Работа с текстом
учебника
Овладение навыками
смыслового чтения
текста.
Коммуникативные-
инициативное
сотрудничество
Личностные -интерес
к способу действия,
Регулятивные -
у ч а щ и м и с я
в
коммуникативной
ф о р м е
п р о е к т а
буд у щ и х
у ч е б н ы х
действий:
постановку
ц е л и ,
п о с т р о е н и е
плана
д о с т и ж е н и я
цели, выбор метода и
средств
разрешения
проблемной
ситуации
(алгоритмы
модели,
учебник).
эвристическая беседа
по тексту
проговаривать
последовательность
действий на уроке;
работать по
коллективно
составленному плану.
5.Реализация
построенного проекта.
Этап
п р ед п ол а г а е т
решение
и сход н о й
задачи
(обсуждение
различных
вариантов,
предложенных
учащимися,
в ы б о р
оптимального
варианта);
фиксацию
преодоления
затруднения;
уточнение
характера
нового знания.
Учащиеся
разбиваются на
группы по четыре
человека. Каждому
участнику группы
даётся номер. Ученики
с одинаковыми
номерами из разных
групп образуют новую
группу
единомышленников,
читают и анализируют
заданный раздел
учебника. После
изучения
возвращаются в свою
(первоначальную)
группу, делятся
знаниями и заполняют
таблицу.
Работа в группах.
- Сначала мы ответим
на вопрос: что
сохраняют хранители
предания в религиях
мира? Для этого мы
разобьёмся на группы .
Члены первой группы
собираются и изучают
раздел «Мудрецы
иудеев»,
Второй группы- раздел
«Христианские
священнослужители»,
Третьей группы–
раздел «Мусульманская
община»,
Четвёртой группы–
раздел «Буддийская
община»
- После изучения и
обсуждения всего
прочитанного
материала вы
заполните таблицу в
группах
Чтение и анализ текста
Формирование
понятий :жрец,
раввин, епископ,
священник, диакон,
иерархия, умма, имам,
хафиз, сангха, лама.
Познавательные-
умение
ориентироваться
в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя;
д об ы ват ь
н о в ы е
з н а н и я :
находить
ответы
на
вопросы,
используя
у ч е б н и к ,
с в о й
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную на уроке.
Коммуникативные-
умение
оформлять
свои мысли в устной
форме;
слушать
и
понимать речь других
- Как вы думаете,
почему во всех
религиях мира
существуют хранители
предания?
Метод словесный.
6
. Первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием
во
внешней
речи.
Этап
предполагает усвоение
детьми нового способа
действий при решении
типовых
задач
с
их
проговариванием
во
в н е ш н е й
р е ч и
(фронтально,
в
парах
или группах).
Учащиеся называют
слова жрец, раввин,
епископ, диакон,
иерархия, умма, имам,
сангха, лама.
Учащиеся называют
слова раввин,
священник, диакон,
имам, лама и
записывают их в
Словарь терминов.
- Варнава.
Фронтальная форма
работы.
. - Какие новые слова
вам встретились при
чтении?
- Какие из новых слов
называют хранителей
предания в различных
религиях? Давайте
прочитаем толкование
этих слов в словаре.
– Кто может назвать
имя главного хранителя
предания всех христиан
Чувашии?
- Варнава – митрополит
Чебоксарский и
Чувашский происходит
из древнего
священнического рода.
При активном участии
и огромном вкладе
Владыки Варнавы
возрождена
историческая часть г.
Чебоксары. Открыта
«Дорога к Храму». Не
только христиане, но и
все горожане
благодарны за это
Формирование
представлений о
светской этике,
религиозной культуре
и их роли в истории и
современной России.
Познавательные
УУД
-осознанное
построение
речевого
высказывания
устно,
информационный
поиск,
установление
причинно-
следственных
связей,
Коммуникативные
У У Д -
у м е н и е
с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли,
Л и ч н о с т н ы е
-
осмысление
морально
–
э т и ч е с к о г о
содержания событий и
действий.
доброе дело Варнаве.
- Хранителем предания
мусульман Чувашии
является Председатель
Духовного Управления
Мусульман Альбир-
хазрат Крганов.
Муфтий Альбир-хазрат
добился строительства
многих мечетей и
медресе, в том числе
мечети в г. Чебоксары.
Метод: эвристическая
беседа по тексту.
7.
Самостоятельная
р а б о т а
с
с амопроверкой
п о
эталону.
Э т а п
предполагает
самостоятельное
выполнение
учащимися
задания
с
использованием
н о в о г о
с п о с о б а
действия,
с а м о п р о в е р к у
н а
основе
сопоставления
с
э т а л о н о м .
Эмоциональная
направленность
данного этапа состоит
в
организации,
по
в о зм ож н о с т и ,
д л я
к а ж д о г о
у ч е н и к а
с и т у а ц и и
у с п е х а ,
мотивирующей
его
к
в к л ю ч е н и ю
в
Учащиеся предлагают
слова-ассоциации,
связанные с этим
понятием.
Самостоятельная
работа.
– Мы выяснили, что
сохраняют хранители
предания. А теперь
составим кластер
«Хранители предания»
- это…
Составление кластера
Личностные
-нравственно –
этическая ориентация,
Познавательные –
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости от
условий.
дальнейшую
познавательную
деятельность.
8 .
В к л ю ч е н и е
в
систему
знаний
и
повторение.
Э т а п
предполагает
в ы явление
г р а н и ц
применения
нового
знания,
повторение
учебного
содержания,
н е о бход и м о го
д л я
обеспечения
содержательной
непрерывности.
Просматривают
презентацию, отвечая
по ходу презентации
на вопросы учителя.
Просмотр
мультимедийной
презентации «
Хранители предания в
религиях мира».
Коммуникативные
-умение слушать и
вступать в диалог,
строить продуктивное
взаимодействие.
9.
Рефлексия
учебной
деятельности.
Э т а п
предполагает
оценивание
учащимися
собственной
деятельности,
фиксацию
неразрешённых
затруднений
на
уроке
к а к
н а п р а в л е н и й
буд у щ е й
у ч е б н о й
деятельности,
обсуждение
и
запись
домашнего задания.
Ответы учащихся с
примерами.
Примерный текст
синквейна.
Хранители предания.
Честные, уважаемые
Сохраняют, заботятся,
молятся.
Особо почитаются
– Что нового узнали на
уроке? Что вы хотели
бы сделать по
-другому? Что
понравилось или не
понравилось?
- Имам, раввин, лама,
священник – это
разные люди,
хранители предания
разных религий, но что
их всех объединяет?
- Недавно в России
была перепись
населения. Духовные
наставники всех
религий одними из
первых поддержали это
важное
государственное
мероприятие. Владыка
Варнава благословил
Знание, понимание и
принятие
обучающимися
ценностей как основ
культурных традиций
многонационального
народа России.
Личностные УУД –
самоопределение,
самоотношение и
самооценка
коммуникативные
УУД (умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли),
познавательные
(синтез, осознанное
построение речевого
высказывания
письменно)
Регулятивные- оценка
того. Что усвоено и
что ещё подлежит
усвоению.
всеми верующими.
переписчиков и всех
христиан Чувашии,
показав добрый пример
участия в «благом для
государства» деле.
Муфтий Альбир-хазрат
Крганов призвал всех
верующих принять
участие в переписи,
тем самым выполнить
свой гражданский долг.
-
Обобщением
всего
с к а з а н н о г о
б у д е т
синквейн
«Хранители
предания», который мы
с вами составим вместе
Домашнее
задание
по
выбору
- Рассказать близким о
хранителях преданий в
религиях. Узнать о том,
ч т о
х о т е л а
б ы
сохранить
ваша
семья
для потомков?
- Найти и предложить
нам свои иллюстрации
к тексту учебника.