Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей.
Автор: Денисова Елена Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35" Населённый пункт: Город Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ БЛАГОПРИЯТНЫХ
УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представ-
ляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок
живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх,
занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.
Для развития у ребенка потребности в речевом общении, т.е. желания
разговаривать с детьми и взрослыми, стремления выразить в слове свои
мысли, чувства, переживания, необходимо с первых же дней пребывания в
группе наладить содержательную жизнь детей.
Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи
человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и
ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком
относится и к детям дошкольного возраста. Разнообразные творческие и
подвижные игры, занятия, прогулки и наблюдения, яркие детские празд-ники
– все это наполняет содержанием жизнь детей и, естественно, становится
содержанием их речи. Необходимо подчеркнуть значение ролевых игр в
развитии речи детей. Эти игры дают возможность самого широкого общения
и обмена мыслями.
Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса,
сближению и объединению детей в дружный коллектив, где нет места
обидам и ссорам.
Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их однообразна, то речь
у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать,
запас слов медленно увеличивается и, конечно, при таких условиях не может
быть правильного развития речи детей.
Важным условием развития речи детей является образец для подража-
ния. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи
которых они подражают.
В семье иногда взрослые разговаривают с детьми дошкольного возраста
так называемым «детским» языком: «бо-бо» вместо больно. Бывают слу-
чаи, когда родители подлаживаются под детский язык с его неправильным
произношением: «Натасенька, дяй лютьку» вместо «Наташенька, дай ручку».
Несдержанные родители допускают резкий, раздражительный тон, даже
крик и грубые слова в обращении с детьми, не учитывая того, что ребенок
все перенимает и сам начинает грубо разговаривать с окружающими, в том
числе и с родителями.
Все это бывает от недостатка педагогических знаний у родителей или от
недооценки роли воспитания детей в дошкольном возрасте.
Необходимым условием развития речи детей является разнообразная
речевая практика, так как овладеть языком можно лишь в процессе пользо-
вания им.
Речевая практика детей имеет большое место в их общении друг с
другом в играх, забавах, труде.
Особенно важное значение имеет речевое общение со взрослыми –
разговор педагога с ребенком в повседневной жизни.
Забота о здоровье и особенно о состоянии нервной системы, о гигиене
уха, горла, носа ребенка имеет большое значение для развития его речи.
Многие инфекционные заболевания дают осложнение – воспаление
среднего уха, что может привести к понижению слуха, а это задерживает
развитие речи.
Педагог должен быть внимательным к состоянию здоровья каждого
ребенка, консультироваться с врачом по поводу недомоганий, соблюдать все
правила гигиены. Чрезвычайно важно обеспечить спокойную обстановку в
жизни группы, доброжелательное отношение ко всем детям, не допускать
насмешек и поддразнивания тех детей, у которых есть какие-либо недостат-
ки речи.
Денисова Е. Г.
Учитель-логопед МБДОУ № 35 г. Воронежа.