Напоминание

Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей.


Автор: Денисова Елена Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35"
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЗДАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представ- ляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием. Для развития у ребенка потребности в речевом общении, т.е. желания разговаривать с детьми и взрослыми, стремления выразить в слове свои мысли, чувства, переживания, необходимо с первых же дней пребывания в группе наладить содержательную жизнь детей. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Разнообразные творческие и подвижные игры, занятия, прогулки и наблюдения, яркие детские празд-ники – все это наполняет содержанием жизнь детей и, естественно, становится содержанием их речи. Необходимо подчеркнуть значение ролевых игр в развитии речи детей. Эти игры дают возможность самого широкого общения и обмена мыслями. Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса, сближению и объединению детей в дружный коллектив, где нет места обидам и ссорам. Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается и, конечно, при таких условиях не может быть правильного развития речи детей. Важным условием развития речи детей является образец для подража- ния. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. В семье иногда взрослые разговаривают с детьми дошкольного возраста так называемым «детским» языком: «бо-бо» вместо больно. Бывают слу- чаи, когда родители подлаживаются под детский язык с его неправильным произношением: «Натасенька, дяй лютьку» вместо «Наташенька, дай ручку».
Несдержанные родители допускают резкий, раздражительный тон, даже крик и грубые слова в обращении с детьми, не учитывая того, что ребенок все перенимает и сам начинает грубо разговаривать с окружающими, в том числе и с родителями. Все это бывает от недостатка педагогических знаний у родителей или от недооценки роли воспитания детей в дошкольном возрасте. Необходимым условием развития речи детей является разнообразная речевая практика, так как овладеть языком можно лишь в процессе пользо- вания им. Речевая практика детей имеет большое место в их общении друг с другом в играх, забавах, труде. Особенно важное значение имеет речевое общение со взрослыми – разговор педагога с ребенком в повседневной жизни. Забота о здоровье и особенно о состоянии нервной системы, о гигиене уха, горла, носа ребенка имеет большое значение для развития его речи. Многие инфекционные заболевания дают осложнение – воспаление среднего уха, что может привести к понижению слуха, а это задерживает развитие речи. Педагог должен быть внимательным к состоянию здоровья каждого ребенка, консультироваться с врачом по поводу недомоганий, соблюдать все правила гигиены. Чрезвычайно важно обеспечить спокойную обстановку в жизни группы, доброжелательное отношение ко всем детям, не допускать насмешек и поддразнивания тех детей, у которых есть какие-либо недостат- ки речи. Денисова Е. Г. Учитель-логопед МБДОУ № 35 г. Воронежа.


В раздел образования