Автор: Иванченко Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №77
Населённый пункт: Иркутская область, город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в про-цессе ознакомления с окружающим миром Прибайкалья
Раздел: дошкольное образование
Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в про-
цессе ознакомления с окружающим миром Прибайкалья
Иванченко Е.А., воспитатель
МБДОУ г.Иркутска детский сад №77
В.А. Сухомлинский писал: «Природа - «клад» красоты, общаясь с ней, дети обога-
щаются духовно, нравственно, заряжаются энергией добра. Общение с природой - воспи-
тание сердца. Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном лет-
нем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торже -
ственную тишину ночи, - услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудес -
ную музыку жизни. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,
научить любить, понимать и беречь природу - задача взрослых».
Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как
средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из мо-
гущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное
воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонно-
стью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с
детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать,
как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.
Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с другими людьми и
огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение худо -
жественных произведений о природе, использование дидактических игр и лексических
упражнений природоведческой тематики способствуют более эффективному обогащению
словаря, так как дети младшего дошкольного возраста обладают способностью эмоцио -
нально воспринимать природное окружение.
Знакомство с природой – одно из средств развития словаря у детей дошкольно -
го возраста. И это время нельзя упустить, что и обуславливает актуальность нашей темы:
«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с
природным миром».
В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий педагог
Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а пред -
посылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.
Задачу воспитания Ф. Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка.
Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый сло-
варь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Раз-
витие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.
Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отме-
тить вклад, который внес К.Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного
обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершен-
ствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления.
К.Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три
цели:
1.
развитие дара слова;
2.
усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной ли-
тературой;
3.
усвоение грамматики, или логики языка.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи
и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с
тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Бедность словаря мешает
полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, бо-
гатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня
умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов под-
готовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учрежде-
нии состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с
детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружаю-
щим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Было
замечено,
что младшие
дошкольники знают
значительное
количе-
ство слов, обозначающих предметы посуды, одежды, техники, мебели, овощи и фрукты,
животных и птиц, предметы и явления природы. Однако путают внешне сходные предме-
ты (половник и ложку, сковороду и тарелку, шорты и трусы, рубашку и кофту, платье и са -
рафан, иногда не различают видовые понятия (лимон и апельсин, машину грузовую и легко-
вую). Путают такие обобщающие слова как овощи и фрукты, одежда и обувь. Наблюдается
незнание наречий, обозначающих пространственные отношения (справа и слева, впереди,
сзади, некоторых прилагательных, обозначающих цвета (розовый, голубой, а также бед-
ность словарного
запаса
прилагательных, обозначающих
качества,
величину,
свойства
предметов.
На основе полученных данных проводили работу по формированию словаря млад-
ших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим.
Комплекс педагогических мероприятий с детьми включал: непосредственно образо-
вательную деятельность с группой детей, дидактические игры и упражнения, наблюдения
за окружающим на прогулке, чтение художественной литературы.
В рамках непосредственно образовательной деятельности формировали представ-
ления младших дошкольников об окружающем и на основе этих представлений вводили в
речь новые слова и активизировали уже усвоенную лексику. Использовали разнообразный
демонстрационный материал (предметы, игрушки, картины, задания, направленные на то,
чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
Стремились, чтобы речь взрослого была четкой, выразительной, неторопливой.
Каждый сюжет преподносился в живой, эмоциональной форме. Особое внимание уделяли
приемам обогащения и уточнения словаря (показ с называнием, многократные повторения
нового слова или фразы, хоровые и индивидуальные ответы, объяснение назначения пред-
мета, поручения, предполагающие ответ действием, а также приемам активизации слова-
ря (вопросы, сочетание показа и объяснений воспитателя и т. д.).
В процессе наблюдений на прогулке не только формировали у детей представления
о предметах и явлениях окружающего мира, их качествах и свойствах, частях и деталях,
действиях, выполняемых ими, но и активизировали необходимую лексику. Хорошо зареко-
мендовали себя вопросы:
– на активизацию названий предметов, их частей и деталей, действий, качеств и
свойств (например, «Какое небо (чистое, голубое? Какая погода? (Ясная, солнечная). А
если небо закрыто тучами? Тогда оно какое? (Хмурое, серое). А какая погода? (Пасмур-
ная)»;
– помогающие осознать прямое и переносное значение слов («Почему сосульки на
солнечной стороне «плачут»? Как они это делают?; Посмотрите, как цветет береза. Поче -
му цветы у берез называются сережками? Какие еще бывают сережки?»);
– на подбор сравнений («Какой ствол у березы (белый, с черными полосками). На
что он похож? (На сарафан)»).
В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий
обогащали лексику детей, а потом активизировали ее в дидактических играх (с предмета-
ми, настольно-печатных).
В повседневной жизни и в процессе ОД читали детям художественные произведе-
ния, помогающие обогатить словарь малышей (сказки, рассказы, стихотворения, песенки,
потешки и т. д.). После чтения или рассказывания проводили беседу по прочитанному,
направленную на выяснение того, как малыши поняли произведение, запомнили последо-
вательность событий и их взаимосвязь. Особое внимание уделяли лексической работе.
Мы понимали, что успех деятельности зависит от взаимодействия с родителями. В
связи с этим проводили родительские собрания («Развитие речи младших дошкольников»,
консультации («Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада, систематически об-
новляли уголок для родителей («Что и как читать детям дома», «Речевые игры и упраж-
нения с малышами»).
Итак, природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эф -
фективным средством развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Огромна
её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием
форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и
эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет воз-
можность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гар-
моничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при
разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок мо-
жет только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов,
объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь: на-
звания животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе
очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что
видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом,
порхает поблизости, ласкается к нему.
Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преем -
ственности
дошкольного
и
начального
общего
образования,
необходимым
условием
успешности
учебной
деятельности,
важнейшим
направлением
социально-личностного
развития.
Таким образом, процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного воз-
раста в процессе ознакомления с окружающим будет проходить эффективнее при следую-
щих педагогических условиях: отборе содержания словарной работы с учетом требований
программы воспитания и обучения, деятельности детей, задачами ознакомления с окружа-
ющим; использовании разнообразных методов и приемов словарной работы при проведе-
нии мероприятий по ознакомлению с окружающим; взаимодействии с родителями.
Литература
1.
Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей [Текст] / Н.Е.
Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2007. - №1. – С. 22 – 27.
2.
Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.- 379 с.
3.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский.
– СПб.: Союз, 2010. – 93 с.
4.
Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] // Программа и методические рекомен -
дации для работы с детьми / В.В. Гербова. - М., 2007.
5.
Гогоберидзе, А.Г., Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный пе-
риод в жизни человека [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория
и практика. – № 1 – 2011.
6.
Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада [Текст] /
Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.// Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просве-
щение, 1993. – 271с.
7.
Запорожец, А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольно -
го возраста [Текст] / А.В. Запорожец - 1968, №7, с.55.
8.
Коротаева, А.Е. Творческая педагогика для дошкольника / А.Е. Коротаева // Дошкольное
воспитание. - 2006. - № 6. стр. 32-34
9.
Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебн. пособие. / Под ред.
Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 1984.-240 с.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сос. Е.С.Рапацевич - Мн.:
«Соврем. слово», 2005. - 720 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007.
– 208с.
12. 47. Струнина, Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Е.М.
Струнина, О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2012.-288 с.
13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихее -
ва. - М., 1981.
14.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,
2005. – 159 с.