Автор: Бердинская Эльвира Галиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ритмических способностей у детей
Раздел: дошкольное образование
Развитие ритмических способностей у детей.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен
года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета
обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная
связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом
выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению
ритмического
рисунка
слов,
их
слоговой
структуры,
ускоряет
развитие
других
лингвистических
способностей
(например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и
познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической
деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во
времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников
форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики,
учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию
чувства ритма ведется в процессе овладевания детьми различными видами деятельности: музыкальной, физкультурной,
изобразительной (рисование, аппликация, лепка), по развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр
и игр – драматизаций.
Рекомендации по развитию чувства ритма.
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Слушайте музыку.
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Ребенок с конца первого – начала второго
года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно
приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь,
чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением.
Если малыш все еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки;
отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку.
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных
инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, о медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
«Часы»
Тик – так, тик – так, все часы идут вот так (наклоны головы к плечам).
«Непослушный дождик»
Дождик – кап! Дождик – кап!
То сильней, то тише.(ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить рукой)
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)
«Прогулка»
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку … бух! (сесть на пол на последнем слове)
Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап – кап – кап (поочередно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох – мох – мох (поднять руки над столом, сжимать – разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочередно всех пальцев лево руки)
Кто нашел его, друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!
****
Ох, ох, что за гром? (руки к щекам, наклоны в стороны)
Муха строит новый дом! (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук – тук (хлопки руками)
Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать «замком» по столу и расцепить руки).
****
Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
****
Наша елка велика (круговое движение руками)
Наша елка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля, ля, ля!
Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!
«Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)
Мы качаем головой (наклоны головы вправо, влево)
Мы руки поднимаем (руки вверх)
Мы руки опускаем (руки вниз)
Мы руки разведем (руки в стороны)
И побежим кругом (бег).
Рисуйте узоры.
Декоративно – орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную
композицию.
Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки.
Исключайте лишние слова из ритмического ряда.
«Какое слово лишнее?»
Мак, бак, рак, банан.
Сом, ком, крокодил, дом.
Лимон, вагон, кот, батон.
Ветка, клетка, диван, сетка.
И.т.д.
Подбирайте рифмующиеся слова.
Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и
развитию фонематического восприятия.
Игра «Подскажи словечко»
Я сегодня утром рано
Умывался из – под … (крана)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался … (зайка)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула … (зайчишку)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки)
Чтобы ноги отдохнули
Посиди – ка ты на…(стуле)
Верещунья, белобока,
И зовут ее … (сорока)
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо .. (речка)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно … (карандаш)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке … (лапу)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему … (штанишки)
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на … (машине)
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
В реке большая драка
Поссорились два … (рака)
Между гор издалека
Течет бурная … (река)
Мы купили кошке
Новые (сапожки