Напоминание

Профилактика речевых нарушений у детей в общеразвивающей группе детского сада.


Автор: Витеско Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17 "Колобок"
Населённый пункт: Краснодарский край г -к Анапа
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей в общеразвивающей группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика речевых нарушений у детей в

общеразвивающей группе детского сада.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки

его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование

как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому

определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу

важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных, так как с каждым

годом растет число детей у которых наблюдаются речевые нарушения.

Нарушения бывают как сложные, так и простые. Не устраненные речевые

проблемы в детском саду приводят к тому, что в школе дети сталкиваются с

большими проблемами в обучении, особенно в младших классах и

скорректировать эти нарушения уже гораздо сложней.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ

грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного

воспитания ребёнка. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают речевое

развитие ребенка: владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха и т.д.

Для того, чтобы достичь все выше упомянутые цели, необходим ежедневный

системный подход, который способствует развитию речи и профилактике

речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Мой систематический

подход заключается в том, что в профилактики речевых нарушений у детей

старшего дошкольного возраста, я планирую и включаю ежедневно в

режимных моментах ДОУ следующие занятия:

-развитие правильного речевого дыхания

-развитие общей и мелкой моторики

-развитие артикуляционной моторики

-развитие чувства ритма (логоритмика)

-развитие связной речи

-развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Анализируя результаты проведённой работы, можно говорить о том, что

профилактика речевых нарушений дает хорошую динамику. Дети которые

усвоили артикуляционную гимнастику на занятиях, пошли к логопеду уже

подготовленными, и готовыми к постановке звуков (что отметили в обоих

случаях логопеды). Один ребенок, который уже посещал логопеда,

отрабатывал только постановку звука с специалистом, так как

артикуляционный аппарат был уже готов и органы артикуляции достаточно

натренированы, что существенно сэкономило время и упростило работу

логопеду и родителям мальчика.

С помощью речевых игр, по развитию фонематического слуха

большинство ребят стали со временем различать фонемы, что ранее давалось

очень тяжело.

Связная речь детей тоже дала положительную динамику, дети

подготовительной к школе группы хорошо пересказывают тексты, составляют

рассказы по сюжетным картинкам и без них.

Занятия по ручному труду, пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры и

массажи способствуют развитию речи, коммуникативных способностей

Дыхательная гимнастика способствует выработки у детей правильного

речевого дыхания, которое является основой для нормального

звукопроизношения в целом.

Одно из любимых детских занятий - логоритмика, тоже дала хороший

результат. Дети научились расслабляться, перевоплощаться, координировать

речь с движением, определять характер музыки и тд. К концу года, когда уже

видны результаты работы, вывод напрашивается сам, что системный подход

способствует развитию и профилактике речевых нарушений у детей

дошкольного возраста в общеразвивающей группе детского сада.



В раздел образования