Автор: Витеско Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17 "Колобок"
Населённый пункт: Краснодарский край г -к Анапа
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей в общеразвивающей группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Профилактика речевых нарушений у детей в
общеразвивающей группе детского сада.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки
его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование
как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому
определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу
важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных, так как с каждым
годом растет число детей у которых наблюдаются речевые нарушения.
Нарушения бывают как сложные, так и простые. Не устраненные речевые
проблемы в детском саду приводят к тому, что в школе дети сталкиваются с
большими проблемами в обучении, особенно в младших классах и
скорректировать эти нарушения уже гораздо сложней.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ
грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного
воспитания ребёнка. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают речевое
развитие ребенка: владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха и т.д.
Для того, чтобы достичь все выше упомянутые цели, необходим ежедневный
системный подход, который способствует развитию речи и профилактике
речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Мой систематический
подход заключается в том, что в профилактики речевых нарушений у детей
старшего дошкольного возраста, я планирую и включаю ежедневно в
режимных моментах ДОУ следующие занятия:
-развитие правильного речевого дыхания
-развитие общей и мелкой моторики
-развитие артикуляционной моторики
-развитие чувства ритма (логоритмика)
-развитие связной речи
-развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Анализируя результаты проведённой работы, можно говорить о том, что
профилактика речевых нарушений дает хорошую динамику. Дети которые
усвоили артикуляционную гимнастику на занятиях, пошли к логопеду уже
подготовленными, и готовыми к постановке звуков (что отметили в обоих
случаях логопеды). Один ребенок, который уже посещал логопеда,
отрабатывал только постановку звука с специалистом, так как
артикуляционный аппарат был уже готов и органы артикуляции достаточно
натренированы, что существенно сэкономило время и упростило работу
логопеду и родителям мальчика.
С помощью речевых игр, по развитию фонематического слуха
большинство ребят стали со временем различать фонемы, что ранее давалось
очень тяжело.
Связная речь детей тоже дала положительную динамику, дети
подготовительной к школе группы хорошо пересказывают тексты, составляют
рассказы по сюжетным картинкам и без них.
Занятия по ручному труду, пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры и
массажи способствуют развитию речи, коммуникативных способностей
Дыхательная гимнастика способствует выработки у детей правильного
речевого дыхания, которое является основой для нормального
звукопроизношения в целом.
Одно из любимых детских занятий - логоритмика, тоже дала хороший
результат. Дети научились расслабляться, перевоплощаться, координировать
речь с движением, определять характер музыки и тд. К концу года, когда уже
видны результаты работы, вывод напрашивается сам, что системный подход
способствует развитию и профилактике речевых нарушений у детей
дошкольного возраста в общеразвивающей группе детского сада.