Напоминание

Пропаганда изучения танцевальной культуры разных стран мира.


Автор: Гасперская Ольга Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Дом детского творчества № 5
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская
Наименование материала: Танцы разных стран
Тема: Пропаганда изучения танцевальной культуры разных стран мира.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО г.Иркутска Дом детского творчества№5.

ПРОЕКТ

«Танцы разных стран»

Педагог дополнительного образования

Гасперская Ольга Борисовна

Иркутск 2017г.

Цель проекта:

Пропаганда изучения танцевальной культуры разных стран

мира.

Задачи проекта:

1.

Ознакомление с танцевальным искусством, обычаями и

традициями народов разных стран мира.

2.

Расширение кругозора в области теории, истории и

танцевальной лексики народных танцев.

3.

Активизация самостоятельного изучения танцевальной

культуры разных стран мира.

План подготовки проекта.

1.

Выбор страны и танца.

2.

Подбор музыкального сопровождения.

3.

Изучение танцевальной лексики.

4.

Постановка танцевальных номеров.

5.

Изготовление сценических костюмов.

6.

Подбор теоритического материала.

7.

Представление проекта.

История происхождения танца.

Как и музыка, танец прочно вошёл в жизнь человека. Трудно сказать,

что древнее: танец или песня. Скорее всего, танец и песня появились

одновременно

на

заре

человечества.

Танец

возник

из

разнообразных

движений и жестов, связанных с охотой на диких животных, с трудовыми

и бытовыми процессами, с эмоциональными впечатлениями человека от

окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного

человека сопровождались танцем: рождение и смерть, война и охота,

избрание нового вождя и исцеление больного. В танце выражалась просьба

о послании дождя на землю, либо о его прекращении; просьба об удачной

охоте либо о плодородии; об избавлении от болезни либо о защите. Когда

всё складывалось удачно , исполняли танцы радости.

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в

результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших

проявлений народного творчества. Мир велик и разнообразен. Сколько

стран и народов, таково разнообразие народного творчества.

Бурятский танец Ёхор

Танец

этот

по

своему

происхождению

искусство

древнее,

исполняется он по кругу в сопровождении ёхорных песен. Круг считается

древнейшим оберегом от злых сил и чем больше участников

занято в

танце, тем больше удачи он принесёт. В современном бурятско – русском

словаре ёохор переводится как бурятский хоровод.

Буряты - единственный из современных монголоязычных народов, у

которых до сих пор сохранился круговой танец. Танцуют этот танец и по

большим праздникам, таким как Сагалган и Сурхэрбан, и на свадьбах, и в

ритуале

посвящения

в

шаманы.

В2000

году

стали

снова

проводиться

забытые Ёрдынские игры. Своё название игры получили от имени сопки

ЁхэЁрдо, у подножия которой они проводятся. Это межродовой бурятский

праздник. Проводится он летом в долине реки Анги, куда съезжаются

тысячи

бурятов

со

всего

Прибайкалья.

Основным

действием

этого

праздника является танец Ёхор, который исполняется вокруг горы Ёхэ

Ёрдо и объединяет тысячу, а то и более человек.

Кроме

танца

ёхор

у

бурятов

до

сих

пор

бытует

танец

орла,

который исполняет победитель традиционных состязаний борцов.

Девушки для гостей танцуют плавный приветственный танец с

дындыком

-

шёлковым

полотенцем

белого

или

голубого

цвета,

означающее чистоту своих помыслов.

Хореографы

и

искусствоведы

Бурятии

бережно

сохраняют

традиции

и

обычаи

своего

народа.

Народная

артистка

СССР

Лариса

Сахьянова

как

то

в

своём

интервью

сказала:

«заслуга

хореографов

и

искусствоведов

Бурятии

состоит

в

том,

что

в

своей

работе

они

постоянно

черпают

из

народного

творчества

все

необходимые

материалы, сюжеты, песенные мелодии, народную музыку, обращаются к

богатейшим народным традициям».

Так оно и есть. В золотой фонд музыкального искусства Бурятии

вошли самобытные балеты: «Красавица Ангара» и «Сын Земли», а также

оперы:

«Эихэ-булат

батор»

и

«Побратимы».

В

этих

произведениях

искусства

ярко

выражены

национальные

традиции

бурятского

народа,

разноцветье Ёхора вовлекает зрителей этих спектаклей в мир всеобщего

праздника.

Русские народные танцы

На народные танцы России наложили отпечаток различные обряды

и обычаи русского и других славянских народов,например: начало сева, сбор

урожая,

приход

весны,

а

также

семейные

праздники.

В

ХVI

столетии

русская церковь выступает против народных танцев, так как считает

это

возвращением

к

языческим

верованиям,

но

несмотря

на

это

народноетанцевальное искусство дошло до наших дней и сохраняется как

профессиональными ансамблями, так и самодеятельными коллективами.

Русские народные танцы имеют самые разнообразные названия: иногда по

песни,

под

которую

танцуются

(Барыня,

Утушка,

Калинка),иногда

по

количеству танцующих пар (Шестёра, Семёра, Восьмёра), иногда название

определяет рисунок танца.

Древнейшим русским танцем является хоровод. Наиболее типичен

вид хоровода - это игровой, в нём все танцующие ходили спесней по кругу,

а один или несколько человек разыгрывали содержание песни внутри круга.

Так

как

танец

этот

был

посвящён

солнцу,

то

и

наибольшее

распространение получили круговые хороводы. Для хоровода подходило

любое место: и широкий луг, и лесная поляна, и просторный двори роща.

Кроме круговых, танцевали так называемые ходовые хороводы. В

таких

хороводах

девушки

и

парни

медленным

спокойным

шагом

торжественно и важно прогуливались вдоль деревни, исполняя плавную

песню. Иногда такой хоровод двигался от избы к избе и по пути к нему

присоединялись

новые

участники.

В

некоторых

местностях

хоровод

начинался на вечерней заре, а заканчивался на восходе солнца, охватывая

при этом несколько деревень.

Бывали и скорые плясовые хороводы. Они

сопровождались

живой

весёлой

песней

и

исполнялись

с

различными

проходками, притопами, кружением и другими скорыми движениями.

Хороводы исполнялись на всех праздниках культового происхождения.

Это продолжалось даже после принятия христианства на Руси. Традиция

водить хороводы дошла до наших дней. Дети, да и взрослые тоже, с

удовольствием

водят

хороводы

вокруг

Новогодней

ёлки,

а

на

дни

рождения танцуют и поют «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай».

Помимо

массовых

хороводных

плясок

большое

место

в

русских

народных танцах занимали парные и сольные. В парной пляске участвуют

парень

и

девушка.

Особенность

такой

пляски

состоит

в

том,

что

танцующие не держаться за руки, а танцуют друг перед другом или один

вокруг другого.

Сольная пляска сопровождалась игрой на народных инструментах:

гуслях, домре, сопелях, балалайках и рожках. Пляска могла сопровождаться

и песней, которую пели собравшиеся вокруг люди. Одна из разновидностей

сольной пляски – перепляс. В старину перепляс исполнялся только парнями

или

молодыми

мужчинами.

Основное

содержание

этой

пляски

состязание в виртуозности, лихости, изобретательности и мастерстве

исполнения различных замысловатых коленец.

Ещё

одним

из

популярных

русских

народных

танцев

является

кадриль.

Танец

этот

более

позднего

происхождения,

чем

хоровод

и

перепляс. Это массовый парный танец, в котором может участвовать

любое, чаще всего чётное количество пар. В кадрилях обязательно должен

участвовать распорядитель, который даёт команду о том, какую фигуру

должны выполнять танцующие.

Если до революции русские танцы и пляски исполнялись в основном на

праздниках и игрищах, то потом они стали занимать большое место в

репертуаре

профессиональных

театров.

К

тому

же

появился

ряд

талантливейших хореографов, которые сумели создать буквально школу

русского народного танца. Это руководители знаменитых ансамблей: И.

А. Моисеев, Н.С. Надеждина, М.С. Годенко и ряд других хореографов.

Испанские танцы

Конечно никого не оставит равнодушным зажигательный испанский

танец - Фламенко. 6 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила этому танцу

статус объекта Всемирного Наследия. Фламенко, искусство народного

танца и пения, зародилось в южной провинции Испании – Андалусии. Даже

сейчас, когда стиль фламенко завоевал весь мир, не утихают споры о его

происхождении. Даже название этого танца исследователи толкуют по

разному.

Одни считают, сто оно происходит от названия птицы «фламинго»

(от испанского «flamenco»). Другие полагают, сто название этого стиля

произошло от латинского слова «flamma», что означает – огонь. Есть

версия, чтона стиль Фламенко существенно повлияла цыганская музыка. В

ХV векев Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились

они по южному побережью страны в провинции Андалусия. Эти цыгане

называли себя «фламенкос», и именно с их появлением на испанской земле

началась история появления стиля фламенко. Но ведь цыгане кочевали и

по другим странам, почему же именно на испанской земле появился такой

стиль. Это произошло так.

По

своему

обычаю

они

стали

перенимать

и

переосмысливать

местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и

собственно испанская; и из этого сплава родился такой неповторимый и

искромётный стиль Фламенко.

К ХIIIвеку жанр фламенко почти окончательно сложился. В любой

таверне

можно

было

послушать

кантаора

(певца

фламенко).

Любой

крупный

городской

или

деревенский

праздник

становился

поводом

для

проведения

фиесты

фламенко.

Лучшими

кантаорами

и

байлаорами

(танцорами фламенко) по-прежнему оставались цыгане.

Число поклонников фламенко росло с каждым днём. Искренность и

страсть, которой были наполнены выступления, нашли широкий отклик в

сердцах людей разной национальности.

Международная известность пришла к фламенко в 1921 году, когда

знаменитый импресарио Сергей Дягилев организовал театрализованное

шоу в стиле фламенко на парижской сцене. С той поры и по сегодняшний

день интерес к этому жанру неуклонно растёт. Влюбившись во фламенко

однажды, остаёшься его поклонником навсегда!

Танцы индии.

Народный индийский танец, является, прежде всего, видом отдыха,

неотъемлемой

частью

любого

праздника

или

собрания,

способом

общения.

Все

значимые

события

в

жизни

индийского

народа

сопровождаются танцем. Это и сбор урожая, и период цветения деревьев,

и

свадьба,

и

рождение

ребёнка,

и

религиозные

праздники.

В

Индии

танцуют

все

от

«мала

-

до

велика».

Ни

один

индус,

заслышав

звуки

барабана, не сможет устоять на месте.

Рождение

танцевального

искусства

в

Индии

носит

религиозный

характер. Учёные искусствоведы считают, что это произошло около 5

тысяч лет назад. По приданию - мир был создан танцующим богом Шивой,

поэтому

танец

первоначально

исполнялся

в

храмах

и

носил

характер

молитвы.

Бог

Шива

один

из

трёх

великих

богов

индуизма.

Шива

Натараджа – это владыка танца. В одной руке он держит барабан, а во

второй – огонь; жесты двух других рук показывают, что он защитит и

спасёт тех, кто ему покланяются.

Индийский танец принято разделять на классический и народный.

Движения

классического

танца

были

канонизированы,

то

есть

исполнялись

и

исполняются

до

сих

пор

по

определённым

законам

с

определёнными движениями и жестами. Движения народных танцев не

имеют зафиксированных письменных традиций.

Индия – большая страна, в ней живёт большое количество

этнических и лингвистических групп.В этой стране встречается огромное

разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате

танцуют свои народные танцы. У каждого танца свой характер и свой

костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев

юга

страны,

но

любой

танец

этой

страны

несёт

определённую

информацию. В индийских танцах важна не только техника, но и смысл,

жесты, выражение лица; только тогда исполнители сумеют приковать к

себе восторженные взгляды зрителей.

Самый известный танец штата Пенджаб (территория на северо –

западе Индии и северо – востоке Пакистана) -Бхангра. Исполняют танец

мужчины. Основные движения танца – это прыжки, подскоки на одной и

двух

ногах,

повороты,

активные

движения

плечами,

хлопки

и

щелчки

пальцами. Мужчины в этом танце демонстрируют физическую ловкость

и выносливость. Не менее яркая и живая женская версия танца Бхангры–

Гидда.

Танец

может

исполняться

группой

женщин,

парой

или

сольно.

Женщины

одеты

в

яркие

костюмы

и

движения

танца

не

менее

зажигательны, чем у мужчин.

Народный танец штата Гуджарат – Дандия Рас. Танец чаще всего

исполняют на празднике Наврате, когда осенью в течение 9 дней и ночей

покланяются богине плодородия – Парвати. В танце принимают участие,

как

взрослые,

так

и

дети,

как

мужчины,

так

и

женщины.

Танцующие

держат в руках расписанные палочки и ударяют ими в такт музыки,

образуют при этом круги и другие хореографические фигуры. Сейчас этот

танец в большой моде, его танцуют в больших городах на всех праздниках

и общественных мероприятиях.

Ещё

один

из

популярных

танцев

штата

Гуджарат

это

часто

исполняемый фольклорный танец Гарба. Женщины хлопают в ладоши и

движутся под этот простой ритм с глиняными горшочками на головах. В

танце могут участвовать и мужчины. В настоящее время этот танец

популярен во всей Индии.

Ни одна страна мира не сохранила в такой неприкосновенности

своего внешнего облика и колорита, как Индия. Ни в одной стране мира не

танцуют

так

зажигательно

и

самоотверженно

свои

национальные

танцы, как в этой стране, несмотря на то, что много лет она была

колонией Великобритании.

Молдавские танцы

Исторически

сложилось,

что

Молдавия

граничила

с

Австрией,

Буковиной и Румынией, поэтому музыкальная и танцевальная культура

этих

стран

имеет

много

общего.

Тем

не

менее,

хореографы

и

балетмейстеры

очень

трепетно

относятся

к

своему

национальному

колориту.

В

молдавской

народной

хореографии

сохранились

элементы

древнейших

народных

традиций.

Наиболее

распространённый

танец

Молдавии – хора. В этом танце исполнители под медленную музыку идут

по кругу, взявшись за руки.

В XIX веке получил распространение быстрый танец – жок. Этот

танец

настолько

популярен,

что

этим

словом

стало

называться

массовое гуляние, фестиваль народного танца. Главная цель фестиваля-

дать возможность каждому гостю влиться в мир темпераментных и

зажигательных мелодий, песен и танцев этой страны.

Для

молдавских

танцев

очень

характерен

быстрый

темп

и

искрящийся

темперамент.

Значительно

меньше

в

молдавской

хореографии медленных, плавных танцев. К ним относятся старинные

хороводные танцы – хора и оляндра.

Очень

популярны

танцы,

отражающие

национальные

черты

молдавского народа: жизнерадостность, жгучий темперамент и задор.

Например:

молдовеняска,

жок,

букурия,

для

этих

танцев

характерен

быстрый темп, парное исполнение, синкопированные ходы и движения.

Рисунок молдавских танцев очень разнообразен, он изобилует движениями

по

кругу

и

диагоналям,

выстраиванием

в

линии

и

полукруг,

движения

танцев лёгкие и быстрые.

Молдаване

бережно

относятся

к

своим

традициям

и

культуре,

берегут своё песенное и танцевальное искусство, совершенствуют его,

наполняют старинные песни и пляски новым содержанием, отвечающим

потребностям современного человека.

Закончить своё выступление я хочу замечательными словами поэта:

О, танец! Ты-мечты моей стремленье!

Прекрасней ничего на свете нет,

Чем торжество любви и вдохновенья,

Оваций восхитительный букет!

В нём буйство красок, нежных чувств мгновенья,

Мельканье рук, движенье бёдер, ног…

О танец! Ты - великое творенье,

Волнующий, божественный восторг.

Л и т е р а т у р а

В.И.Уральская «Природа танца». Москва. «Советская Россия» 1981г.

В.Кучеров

«Балет

Бурятии».

Улан

Удэ.

«Бурятское

книжное

издательство» 1979г.

Е.Васильева «Танец». Москва. «Искусство» 1968г.

О.Савчук,

Н.Байдакова

«Школа

танцев

для

детей».

Санкт

Петербург. «Ленинградское издательство» 2009г.

Худеков С.Н. «Всеобщая история танца». Москва. «ЭКСМО» 2010г.

С.Шевлюга,

О.Горяинова

«Самоучитель

испанских

и

цыганских

танцев». Ростов на Дону. «Феникс» 2005г.



В раздел образования