Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей


Автор: Растегаева Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3 п.Нарышкино общеразвивающего вида
Населённый пункт: п.Нарышкино
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии в

детском саду"
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. 1.
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни
человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного возраста. Все здоровьесберегающие технологии я разделяю на три группы: Цель: формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие. Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо: 1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. 2. Работа с семьей. 3. Создание здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающие педагогические технологии я реализую на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые путем создания личностно-развивающих ситуаций, относящихся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Принципы, которых я придерживаюсь, применяя здоровьесберегающие технологии:  “Не навреди!”  Принцип сознательности и активности.  Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.  Принцип всестороннего и гармонического развития личности.  Принцип доступности и индивидуальности.  Принцип систематичности и последовательности.  Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.  Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:  Дыхательная гимнастика. Цель: воспитание правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.  Массаж Цель: нормализация мышечного тонуса  Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики  Упражнения на координацию речи и движения Цель: развивать умение координировать речь и движение, развивать двигательную активность.  Динамические паузы. Цель: развитие психоэмоциональной устойчивости, укрепление физического здоровья детей, повышение функциональной деятельности мозга и тонизирование всего организма.  Гимнастика для глаз Цель: развитие зрительного анализатора.  Су-джок терапия (пружинные и шариковые массажеры) Цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга, повышение работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.  Релаксационные упражнения  Фоноритмика Цель: развивать речедвигательный анализатор с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений  Сказкатерапия Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.  Подвижные игры.  Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.  Закаливающие процедуры.
Результат использования здоровьесберегающих технологий:

 интеграция здоровьесберегающих технологий во все виды совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников;  обеспечение и поддержание психического и физического здоровья ребенка;  воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. В заключении хотелось бы остановиться на определении, раскрытым физиологом В.Д. Сонькиным. Здоровьесберегающая педагогическая технология - это: • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); • рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.


В раздел образования