Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей
Автор: Растегаева Екатерина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3 п.Нарышкино общеразвивающего вида Населённый пункт: п.Нарышкино Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей Раздел: дошкольное образование
детском саду"
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи
дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно
характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической
технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в
себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в
процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной
профессионально-педагогической деятельности.. Любая педагогическая технология должна быть
здоровьесберегающей.
1.
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования
доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной
деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их
здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни
человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических
мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего
дошкольного возраста.
Все здоровьесберегающие технологии я разделяю на три группы:
Цель: формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и
гармоничное развитие.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
2. Работа с семьей.
3. Создание здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающие педагогические технологии я реализую на основе личностно-
ориентированного подхода. Осуществляемые путем создания личностно-развивающих ситуаций,
относящихся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить
вместе и эффективно взаимодействовать.
Принципы, которых я придерживаюсь, применяя здоровьесберегающие технологии:
“Не навреди!”
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие
компоненты:
Дыхательная гимнастика.
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.
Массаж
Цель: нормализация мышечного тонуса
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики
Упражнения на координацию речи и движения
Цель: развивать умение координировать речь и движение, развивать двигательную активность.
Динамические паузы.
Цель: развитие психоэмоциональной устойчивости, укрепление физического здоровья детей,
повышение функциональной деятельности мозга и тонизирование всего организма.
Гимнастика для глаз
Цель: развитие зрительного анализатора.
Су-джок терапия (пружинные и шариковые массажеры)
Цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре
головного мозга, повышение работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
Релаксационные упражнения
Фоноритмика
Цель: развивать речедвигательный анализатор с целью формирования правильного
звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений
Сказкатерапия
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических
процессов.
Подвижные игры.
Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.
Закаливающие процедуры.
Результат использования здоровьесберегающих технологий:
интеграция здоровьесберегающих технологий во все виды совместной деятельности
педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников;
обеспечение и поддержание психического и физического здоровья ребенка;
воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его.
В заключении хотелось бы остановиться на определении, раскрытым физиологом В.Д.
Сонькиным.
Здоровьесберегающая педагогическая технология - это:
• условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.