Автор: Устименко Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №45
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : " Нам школа в жизнь открыла дверь" (По произведению С.Михалкова "Школа")
Раздел: начальное образование
Разработка урока по теме:
« Нам школа в жизнь открыла дверь»
(По произведению С.Михалкова «Школа»)
Тип урока: урок применения предметных умений.
Целевое назначение: применение предметных умений в условиях решения учебных задач
повышенной сложности.
Цели урока: познакомить детей с произведением;
показать значение художественного
мастерства поэта; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать
умение
работать
со
справочной
литературой;
развивать
умение
работать
в
группах;
пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину,
оперативность,
прочность
знаний;
совершенствовать
речевые
навыки:
умение
вести
беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему
изучению
литературы;
учить
анализировать,
выделять
главное,
сравнивать,
строить
аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная
–
воспитывать
культуру
общения;
любовь
к
жизни,
развивать
эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с
элементами
беседы,
демонстрация
слайдов,
аудио
фрагментов);
проблемный
метод,
исследовательский
Формирование УУД:
- Личностные УУД: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на
основе критериев успешности учебной деятельности.
-
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
-
Коммуникативные
УУД:
слушать
и
понимать
речь
других;
развивать
устную
и
письменную
речь,
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме;
договариваться
с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ
объектов;
сравнивать,
находить
ответы
на
вопросы
в
тексте,
иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта,
выявление смысла стихотворения, сопоставление различных понятий, приемов анализа
литературного произведения.
–
метапредметные
–
создание
условия
для
формирования
коммуникативной
и
культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор
аргументации
для
подтверждения
собственной
позиции,
выделение
причинно-
следственных
связей
в
устных
и
письменных
высказываниях;
самостоятельная
организация деятельности при работе с разными источниками информации.
–
личностные
–
формирование
духовно-нравственных
качеств
личности,
воспитание
заложенного автором в литературных произведениях позитивного отношения к жизни.
Ход урока.
1)
Организационный момент.
2)
Постановка проблемы.
Однажды в сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я встретила
слова, которые меня заинтересовали: «Все мы родом из детства. Все взрослые когда-то
были детьми, только…»
-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу
полностью?( …)
-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?
-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить
верность ваших предположений.
3) Актуализация знаний.
Итак, как обычно начнем урок с «Мозгового штурма».
-Перед вами список литературоведческих терминов. Объясните значение известных
вам слов. (Дети дают точные формулировки)
Поэзия
Рифма
Строфа
Воспоминания
Мемуары
Автобиография
Буриме
-Какое слово вызвало затруднения, показалось незнакомым? (Мемуары.)
-Как нужно поступить в случае затруднения? (Добыть информацию. Обратиться к
справочной литературе.).
*Работа
со
справочником
«Книгочей».
(Дети
сами
открывают
оглавление,
в
алфавитном указателе ищут слово, открывают нужную страницу, зачитывают объяснение
значения.)
4)Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите
на
термины
еще
раз.
Постарайтесь
определить,
чем
мы
будем
заниматься
на
уроке?
(Много
слов
касается
стихотворного
жанра,
значит,
мы
будем
знакомиться с новым стихотворением.)
-Разве воспоминания, мемуары, автобиография сочиняются в стихотворной форме?
Или
эти
слова
попали
в
список
случайно?
(Видимо,
стихотворение
будет
автобиографичным.)
5) Работа по теме урока.
* Слово об авторе.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Прочитайте
тему урока. Как она перекликается с нашими знаниями о творчестве поэта? ( С.Михалков
сочинял стихи для детей и о детях. А дети неразрывно связаны со школой.)
-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:
=Даты жизни и смерти.
=Семья поэта.
=Учеба и становление таланта.
=Тематика произведений.
=Самые известные произведения.
=Интересные факты из жизни.
* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.
Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?
-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение,
его чувства.
(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и
благодарность
школьным
годам,
потому
что
они
были
по-настоящему
счастливыми.
Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )
-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.
* Чтение стихотворения учащимися.
*Анализ произведения.
-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)
-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)
-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие
с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)
-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
( Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.)
-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому
из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте
Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)
*«Проба пера». Проверка домашнего задания.
-Я предлагала вам заранее попробовать сочинить несколько строчек в стихотворной
форме о нашей школе. Кому удалось выполнить задание? (…)
-Молодцы! А теперь в продолжении темы давайте споем гостям одну из самых
любимых песен нашего класса «Листвой шелестит сентябрь»
(Во
время
исполнения
песни
у
гостей
имеется
возможность
познакомиться
с
фотографиями жизни нашего класса, составленными в виде презентации)
* Работа в группах. Литературная игра «Буриме»
(Группам учеников предлагаются карточки с набором рифм. Ребята должны за
определенное время составить четверостишия.)
6) Рефлексия.
Проверка усвоения литературоведческих терминов по карточкам.
7) Итог урока.
-Давайте вернемся к началу урока.
«Все взрослые когда-то были детьми, только… мало кто из них об этом помнит.»
-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и
в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и
чистота помыслов.
-Понравился ли вам урок?
-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?
-Кто хочет похвалить себя?
-Кому нужно над чем-то поработать?
8) Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, выполнение заданий в рабочей тетради.
Приложение №1
Текст Листвой шелестит сентябрь
Пусть осень пройдет золотая,
Метель бушевать перестанет
И солнце, смеясь и сверкая,
В начальные классы заглянет.
Здесь к знаниям новым спешили
Мы с первым учителем вместе,
Росли, удивлялись, дружили
И пели любимые песни.
Припев. Листвой шелестит сентябрь,
И вновь расцветает май.
Мы будем любить тебя,
Начальная школа, знай!
Наш класс, озорной и веселый.
Зачеты, уроки, задачи...
Сегодня начальная школа
Нам в жизни желает удачи!
Откроются двери, и снова
Ты встретишь своих первоклашек.
Мы знаем, начальная школа,
Ты в сердце останешься нашем!
Припев.
Приложение №2
Рифмы для игры «Буриме»
страна – одна
пора - мастера
пир - мир
Мурка - шкурка
море - горе
песок - носок
в лесу - принесу
хлам - нам
зайка - стайка
шкатулку - булку
цветы - мечты
учитель - мучитель
кресло - тесто
творог - пирог
мел - сел
доска - тоска
праздник - безобразник
руки - от скуки
Егор - помидор
вор - забор
Приложение №3
Карточки с литературоведческими
терминами
поэзия
мемуары
рифма
автобиография
строфа
буриме
воспоминания