Напоминание

"Cовершенствование современного образования, опыт внедрения ФГОС - внеурочной деятельности включенную в основную общеобразовательную программу начального общего образования".


Автор: Султыгова Хяди Казбековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ СОШ№4
Населённый пункт: Республика Ингушетия г. Назрань
Наименование материала: статья Внедрение ФГОС: первый опыт
Тема: "Cовершенствование современного образования, опыт внедрения ФГОС - внеурочной деятельности включенную в основную общеобразовательную программу начального общего образования".
Раздел: начальное образование





Назад




Внедрение ФГОС: первый опыт

Султыгова Хяди Казбековна, учитель начальных классов

ГКОУ «СОШ №4 »

Россия, Республика Ингушетия, г. Назрань

В этой статье я расскажу о совершенствовании современного образования, поговорим о опыте

внедрения ФГОС - внеурочной деятельности, которая включена в основную общеобразовательную

программу начального общего образования.

Духовно-нравственные ценности, самореализация, самовоспитание, саморазвитие, народная

культура, на все выше перечисленные компоненты можно воздействовать с помощью ФГОС. Как

многие педагоги уже знают «Время есть величайший из новаторов», - данные слова принадлежат

английскому философу Френсису Бэкону. Время оказывает влияние на все сферы жизни

человека, в том числе и образование, тем не менее давая шанс поспеть за ним. Внедрение новых

федеральных образовательных стандартов - это не только осуществление заказа общества, но и

требование времени. Смена условий жизнедеятельности нашего общества остро ставят перед

школой, перед каждым учителем и родителем проблему формирования у детей универсальных

учебных умений и способностей, личных качеств созидателя, творца, как условие безопасности,

успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека в развитии общества в

целом. Именно поэтому новый «Федеральный государственный образовательный стандарт

выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у

учащихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей к

самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и

саморазвитию» [1].

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности

становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2].

Эти ценностные ориентиры образования были созданы много лет назад. И, на протяжении веков,

ведущие педагоги мира собирали и описывали опыт формирования у учащихся способностей к

самодеятельности, благодаря которым они становятся самостоятельными и учатся на протяжении

всей жизни.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках

внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал

- это высоконравственный, творческий, компетентный человек, принимающий судьбу Родины,как

свою личную, понимающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и Ингушетии,

укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации» [2].

Культуру страны невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает

истоки духовной жизни народов.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство

должны найти большое применение в новом содержании образования и воспитания младших

школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь,

быт, мировоззрение детей.

Культура народа показывает детям нравственные ценности общества: трудолюбие, милосердие,

любовь к природе, к родной земле, духовный заряд, эстетические и нравственные качества, веру,

любовь к прекрасному, добро и справедливость. Народное искусство обладает огромными

воспитательными качествами. Показывая значимость искусства для разностороннего развития

человека. Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает

различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само

собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и

самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то

художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему

и гармоническому развитию личности» [1].

В учебном плане ФГОС НОО отводятся часы на внеурочную деятельность. Мною разработана

программа внеурочной деятельности «Юный мастер», которая является преобразованной и

дополняет школьную программу в сфере познавательной деятельности. При разработке данной

программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под

руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство» […], рекомендованная Министерством

образования Российской Федерации и дополнительная образовательная программа «Исток»

студии «Сказка». В свою очередь она тоже является модифицированной и дополняет школьную

программу в сфере изучения традиций и обычаев народов России.

В связи с тем, что у младших школьников главной формой деятельности является игровая, то

реализация программы осуществляется через игру - путешествие «Познание культуры».

В культуре любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни

странно, но именно различие в культуре объединяет . Национальное своеобразие сближает

нации, а не разъединяет их. Народы должны изучать друг друга и проявлять чувство

толерантности, чтобы увидеть его индивидуальность. Как мы знаем культура не принадлежит

одному народу, она интернациональна и принадлежит всему человеческому роду, имеет общие

истоки, связана между странами и континентами. Главной же целью любой культуры является

объединение народов. В основу данной программы положена идея диалога двух культур (русской

и ингушской ).

Важность познавательной деятельности в нравственном, эстетическом воспитании молодых

поколений, в формировании их духовного мира показывали слова многих выдающихся

мыслителей, деятелей культуры и науки, художников, писателей, учёных разных стран и народов.

Помимо решения воспитательных задач, познавательная деятельность имеет практическое

применение в любой отрасли деятельности человека. Умение создавать произведения искусства ,

которое является своеобразным языком общения, проявления мысли, итог воображения,

замысла, проектной деятельности человека.

Ведущая роль познавательной деятельности в решении образовательных и воспитательных

задач. Как же организовать свою работу? Какие средства и методы можно применить, для

развития познавательных способностей обучающихся? Каждый идёт своей дорогой к познанию

окружающего мира. Используя в своей работе следующие методы: исследовательский;

объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; дедуктивный. Основополагающими в моей

работе стали принципы: научности, систематичности, последовательности, наглядности и

доступности.

При обучении детей познавательной деятельности , нужно осуществлять тесную связь с

традициями народных ремесел . Без этого обучение искусству может быть оторвано от реальной

жизни, т.к. народные промыслы являются первоосновой профессионального искусства.

Любой народный промысел - это коллективное творчество. Погружение в него учеников

способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста.

Сближение с культурами народов России подрастающему поколению просто необходимо. Дети

становятся добрее и внимательнее друг к другу, повышается интерес к познанию окружающего

мира через игру, песни, импровизации.

Библиографический список

1.Теплов, Б.Н. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.Н. Теплов // Известия

АПН РСФСР. Вып.11. С.7.

.Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. - [Электронный

ресурс] режим доступа - URL:#"justify">.Величко, Н.К. Русская роспись / Н.К. Величко. Москва: Аст-

пресс, 2010. 224 с.

.Туманова, Е. С. В мире красок народного творчества / Е.С. Туманова. В.: Учитель, 2009. 222 с.



В раздел образования