Автор: Султыгова Хяди Казбековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ СОШ№4
Населённый пункт: Республика Ингушетия г. Назрань
Наименование материала: статья Внедрение ФГОС: первый опыт
Тема: "Cовершенствование современного образования, опыт внедрения ФГОС - внеурочной деятельности включенную в основную общеобразовательную программу начального общего образования".
Раздел: начальное образование
Внедрение ФГОС: первый опыт
Султыгова Хяди Казбековна, учитель начальных классов
ГКОУ «СОШ №4 »
Россия, Республика Ингушетия, г. Назрань
В этой статье я расскажу о совершенствовании современного образования, поговорим о опыте
внедрения ФГОС - внеурочной деятельности, которая включена в основную общеобразовательную
программу начального общего образования.
Духовно-нравственные ценности, самореализация, самовоспитание, саморазвитие, народная
культура, на все выше перечисленные компоненты можно воздействовать с помощью ФГОС. Как
многие педагоги уже знают «Время есть величайший из новаторов», - данные слова принадлежат
английскому философу Френсису Бэкону. Время оказывает влияние на все сферы жизни
человека, в том числе и образование, тем не менее давая шанс поспеть за ним. Внедрение новых
федеральных образовательных стандартов - это не только осуществление заказа общества, но и
требование времени. Смена условий жизнедеятельности нашего общества остро ставят перед
школой, перед каждым учителем и родителем проблему формирования у детей универсальных
учебных умений и способностей, личных качеств созидателя, творца, как условие безопасности,
успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека в развитии общества в
целом. Именно поэтому новый «Федеральный государственный образовательный стандарт
выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у
учащихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей к
самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и
саморазвитию» [1].
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности
становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2].
Эти ценностные ориентиры образования были созданы много лет назад. И, на протяжении веков,
ведущие педагоги мира собирали и описывали опыт формирования у учащихся способностей к
самодеятельности, благодаря которым они становятся самостоятельными и учатся на протяжении
всей жизни.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках
внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал
- это высоконравственный, творческий, компетентный человек, принимающий судьбу Родины,как
свою личную, понимающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и Ингушетии,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации» [2].
Культуру страны невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает
истоки духовной жизни народов.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство
должны найти большое применение в новом содержании образования и воспитания младших
школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь,
быт, мировоззрение детей.
Культура народа показывает детям нравственные ценности общества: трудолюбие, милосердие,
любовь к природе, к родной земле, духовный заряд, эстетические и нравственные качества, веру,
любовь к прекрасному, добро и справедливость. Народное искусство обладает огромными
воспитательными качествами. Показывая значимость искусства для разностороннего развития
человека. Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает
различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само
собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и
самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то
художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему
и гармоническому развитию личности» [1].
В учебном плане ФГОС НОО отводятся часы на внеурочную деятельность. Мною разработана
программа внеурочной деятельности «Юный мастер», которая является преобразованной и
дополняет школьную программу в сфере познавательной деятельности. При разработке данной
программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под
руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство» […], рекомендованная Министерством
образования Российской Федерации и дополнительная образовательная программа «Исток»
студии «Сказка». В свою очередь она тоже является модифицированной и дополняет школьную
программу в сфере изучения традиций и обычаев народов России.
В связи с тем, что у младших школьников главной формой деятельности является игровая, то
реализация программы осуществляется через игру - путешествие «Познание культуры».
В культуре любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни
странно, но именно различие в культуре объединяет . Национальное своеобразие сближает
нации, а не разъединяет их. Народы должны изучать друг друга и проявлять чувство
толерантности, чтобы увидеть его индивидуальность. Как мы знаем культура не принадлежит
одному народу, она интернациональна и принадлежит всему человеческому роду, имеет общие
истоки, связана между странами и континентами. Главной же целью любой культуры является
объединение народов. В основу данной программы положена идея диалога двух культур (русской
и ингушской ).
Важность познавательной деятельности в нравственном, эстетическом воспитании молодых
поколений, в формировании их духовного мира показывали слова многих выдающихся
мыслителей, деятелей культуры и науки, художников, писателей, учёных разных стран и народов.
Помимо решения воспитательных задач, познавательная деятельность имеет практическое
применение в любой отрасли деятельности человека. Умение создавать произведения искусства ,
которое является своеобразным языком общения, проявления мысли, итог воображения,
замысла, проектной деятельности человека.
Ведущая роль познавательной деятельности в решении образовательных и воспитательных
задач. Как же организовать свою работу? Какие средства и методы можно применить, для
развития познавательных способностей обучающихся? Каждый идёт своей дорогой к познанию
окружающего мира. Используя в своей работе следующие методы: исследовательский;
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; дедуктивный. Основополагающими в моей
работе стали принципы: научности, систематичности, последовательности, наглядности и
доступности.
При обучении детей познавательной деятельности , нужно осуществлять тесную связь с
традициями народных ремесел . Без этого обучение искусству может быть оторвано от реальной
жизни, т.к. народные промыслы являются первоосновой профессионального искусства.
Любой народный промысел - это коллективное творчество. Погружение в него учеников
способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста.
Сближение с культурами народов России подрастающему поколению просто необходимо. Дети
становятся добрее и внимательнее друг к другу, повышается интерес к познанию окружающего
мира через игру, песни, импровизации.
Библиографический список
1.Теплов, Б.Н. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.Н. Теплов // Известия
АПН РСФСР. Вып.11. С.7.
.Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. - [Электронный
ресурс] режим доступа - URL:#"justify">.Величко, Н.К. Русская роспись / Н.К. Величко. Москва: Аст-
пресс, 2010. 224 с.
.Туманова, Е. С. В мире красок народного творчества / Е.С. Туманова. В.: Учитель, 2009. 222 с.