Напоминание

"Влияние развивающей предметно-пространственной среды на здоровье детей."


Автор: Ширкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Радость"
Населённый пункт: город Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние развивающей предметно-пространственной среды на здоровье детей."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние развивающей предметно-пространственной

среды на здоровье детей.»

Здоровье с точки зрения Всемирной организации Здравоохранения- это

«состояние полного физического, психологического и социального

благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.»

Исходя из этого, мы и создавали развивающую предметно-

пространственную среду в группе. А начать наше знакомство с предметно –

пространственной средой предлагаю с раздевальной комнаты, где находится

уголок «Наше настроение» и «Здравствуйте, я пришёл!» Придя в детский сад,

ребёнок переворачивает свою фотографию и говорит: «Здравствуйте, я

пришёл». В уголке «Наше настроение» он отражает своё эмоциональное

состояние, с которым пришёл в детский сад. Уголок «Наше настроение»

представляет собой интерактивный цветок с разноцветными лепестками ,

обозначающие различные эмоциональные состояния ребёнка: счастье и

радость, грусть, злость, нежелание ни с кем разговаривать. В течении дня

ребёнок может изменить положение своей метки , т.е. поменять лепесток, т. К.

его эмоциональное состояние изменилось.

Пройдя в группу, ребёнок может выбрать любимое занятие в центрах,

которые расположены в группе.

Вот «Уголок природы», где дети сажают семена разных растений, рыхлят

землю, протирают листья. А вот «Уголок творчества», где ребёнок лепит, рисует,

вырезает. В центре «Юный конструктор» создаёт постройки, мосты, транспорт,

целые города»- и все эти центры задействуют мелкую моторику рук,

двигательную функцию зрительных анализаторов, приносят ему радость от

выполненного труда, от общения со сверстниками.

А вот «Центр книги», который на первый взгляд не имеет никакого

отношения к здоровью. На основание огромного многовекого опыта наших

предков , учёные историки пришли к поразительному выводу, что звуковые

повторы в русских народных сказках- это своего рода звукотерапия.

Пропевание звуков в определённой последовательности укрепляет наш

организм:

1 этап –длительное пение звука «У»- стимулирует мочеполовую систему;

2 этап - длительное пение звука «О» - стимулирует работу поджелудочной

железы:

3 этап - длительное пение звука «А» - стимулирует работу желчного пузыря;

И заканчивается всё повтором 1 этапа. ( Статья в журнале « Будь здоров» №

10 за 2001 г).

В течении всего дня у детей нашей группы есть большой выбор игр и

упражнений: мячи, кегельбан для упражнений на ловкость, меткость и развитие

глазомера; канат, дорожки со следами для упражнений на равновесие ,

развитие вестибулярного аппарата и крупной моторики; мешочки с песком для

упражнений на равновесие и формирование правильной осанки; гири в виде

баночек с песком для развития мышц плечевого пояса; дуги для подлезания.

Дети очень любят соревнования –эстафеты «Чья мышка быстрее заберётся в

норку», перетягивание каната, «Армреслинг»

Несколько видов дорожек: с камушками, пуговицами, палочками и

массажёры для стоп используется для профилактики плоскостопия и

активизации биологически активных точек на стопах. Для обучения и

закрепление прыжков и развития мышц нижних конечностей сделаны снаряды

«Солнышко», через «лучи» которого дети прыгают, а так же «змеи» , косички и

дорожка с цветными клетками.

Дети с удовольствием занимаются дыхательными упражнениями:

надувают шары, пускают мыльные пузыри, с помощью коктейльных трубочек

Пускают водные пузыри, дуют на вертушки. Игры «Ветряная мельница»,

«Воздушный футбол», «Волшебный зонтик» любимы всеми детьми без

исключения. «Волшебный зонтик» меняется в зависимости от времени года: с

него свешиваются то капельки , то снежинки, то листики, то цветы. Все эти игры

развивают дыхательную систему.

До утренней зарядки мы проводим пальчиковую гимнастику, которая

снимает напряжение. Утренняя зарядка проходит в физкультурном зале под

весёлую бодрящую музыку. Умывание прохладной водой лица, шеи, рук до

локтей – прекрасная закаливающая процедура.

Музыкотерапия, импровизированные движения под плавную

инструментальную музыку успокаивает нервную систему, обогащаеет

эмоционально.

В ходе занятий проводим физкультминутки, гимнастику для глаз: дети

следят за «движениями» бабочек и стрекоз на стене, за отведённым пальцем,

за предметом, сопровождая эти действия стихотворным текстом.

В игровой зоне большой выбор конструктивных игр разных размеров ,

материалов и модефикаций. Они созданы для развития мелкой моторики :

различные шнуровки, «Собери бусы»( из трубочек), «Найди игрушку»,

«Золушка»(С горохом и фасолью), «Выложи узор из пуговиц», «Собери картинку

из палочек»

Большое внимание в нашей группе уделяется самомассажу. Для него

используем мячи-ёжики, массажные губки, карандаши, прищепки, сухой

бассейн. Упражнения проходят в стихотворной форме, что очень нравиться

детям. Они позволяют активизировать биологически активные точки.

В группе создана картотека таких упражнений.

Проводятся игры – перевоплощения для снятия психоэмоционального

напряжения. После сна проводится гимнастика на кровати, закаливающие

процедуры: ходьба босиком, солевой метод. Заканчиваются оздоровительная

работа вечерней прогулкой на свежем воздухе.



В раздел образования