Автор: Ширкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Радость"
Населённый пункт: город Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние развивающей предметно-пространственной среды на здоровье детей."
Раздел: дошкольное образование
«Влияние развивающей предметно-пространственной
среды на здоровье детей.»
Здоровье с точки зрения Всемирной организации Здравоохранения- это
«состояние полного физического, психологического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.»
Исходя из этого, мы и создавали развивающую предметно-
пространственную среду в группе. А начать наше знакомство с предметно –
пространственной средой предлагаю с раздевальной комнаты, где находится
уголок «Наше настроение» и «Здравствуйте, я пришёл!» Придя в детский сад,
ребёнок переворачивает свою фотографию и говорит: «Здравствуйте, я
пришёл». В уголке «Наше настроение» он отражает своё эмоциональное
состояние, с которым пришёл в детский сад. Уголок «Наше настроение»
представляет собой интерактивный цветок с разноцветными лепестками ,
обозначающие различные эмоциональные состояния ребёнка: счастье и
радость, грусть, злость, нежелание ни с кем разговаривать. В течении дня
ребёнок может изменить положение своей метки , т.е. поменять лепесток, т. К.
его эмоциональное состояние изменилось.
Пройдя в группу, ребёнок может выбрать любимое занятие в центрах,
которые расположены в группе.
Вот «Уголок природы», где дети сажают семена разных растений, рыхлят
землю, протирают листья. А вот «Уголок творчества», где ребёнок лепит, рисует,
вырезает. В центре «Юный конструктор» создаёт постройки, мосты, транспорт,
целые города»- и все эти центры задействуют мелкую моторику рук,
двигательную функцию зрительных анализаторов, приносят ему радость от
выполненного труда, от общения со сверстниками.
А вот «Центр книги», который на первый взгляд не имеет никакого
отношения к здоровью. На основание огромного многовекого опыта наших
предков , учёные историки пришли к поразительному выводу, что звуковые
повторы в русских народных сказках- это своего рода звукотерапия.
Пропевание звуков в определённой последовательности укрепляет наш
организм:
1 этап –длительное пение звука «У»- стимулирует мочеполовую систему;
2 этап - длительное пение звука «О» - стимулирует работу поджелудочной
железы:
3 этап - длительное пение звука «А» - стимулирует работу желчного пузыря;
И заканчивается всё повтором 1 этапа. ( Статья в журнале « Будь здоров» №
10 за 2001 г).
В течении всего дня у детей нашей группы есть большой выбор игр и
упражнений: мячи, кегельбан для упражнений на ловкость, меткость и развитие
глазомера; канат, дорожки со следами для упражнений на равновесие ,
развитие вестибулярного аппарата и крупной моторики; мешочки с песком для
упражнений на равновесие и формирование правильной осанки; гири в виде
баночек с песком для развития мышц плечевого пояса; дуги для подлезания.
Дети очень любят соревнования –эстафеты «Чья мышка быстрее заберётся в
норку», перетягивание каната, «Армреслинг»
Несколько видов дорожек: с камушками, пуговицами, палочками и
массажёры для стоп используется для профилактики плоскостопия и
активизации биологически активных точек на стопах. Для обучения и
закрепление прыжков и развития мышц нижних конечностей сделаны снаряды
«Солнышко», через «лучи» которого дети прыгают, а так же «змеи» , косички и
дорожка с цветными клетками.
Дети с удовольствием занимаются дыхательными упражнениями:
надувают шары, пускают мыльные пузыри, с помощью коктейльных трубочек
Пускают водные пузыри, дуют на вертушки. Игры «Ветряная мельница»,
«Воздушный футбол», «Волшебный зонтик» любимы всеми детьми без
исключения. «Волшебный зонтик» меняется в зависимости от времени года: с
него свешиваются то капельки , то снежинки, то листики, то цветы. Все эти игры
развивают дыхательную систему.
До утренней зарядки мы проводим пальчиковую гимнастику, которая
снимает напряжение. Утренняя зарядка проходит в физкультурном зале под
весёлую бодрящую музыку. Умывание прохладной водой лица, шеи, рук до
локтей – прекрасная закаливающая процедура.
Музыкотерапия, импровизированные движения под плавную
инструментальную музыку успокаивает нервную систему, обогащаеет
эмоционально.
В ходе занятий проводим физкультминутки, гимнастику для глаз: дети
следят за «движениями» бабочек и стрекоз на стене, за отведённым пальцем,
за предметом, сопровождая эти действия стихотворным текстом.
В игровой зоне большой выбор конструктивных игр разных размеров ,
материалов и модефикаций. Они созданы для развития мелкой моторики :
различные шнуровки, «Собери бусы»( из трубочек), «Найди игрушку»,
«Золушка»(С горохом и фасолью), «Выложи узор из пуговиц», «Собери картинку
из палочек»
Большое внимание в нашей группе уделяется самомассажу. Для него
используем мячи-ёжики, массажные губки, карандаши, прищепки, сухой
бассейн. Упражнения проходят в стихотворной форме, что очень нравиться
детям. Они позволяют активизировать биологически активные точки.
В группе создана картотека таких упражнений.
Проводятся игры – перевоплощения для снятия психоэмоционального
напряжения. После сна проводится гимнастика на кровати, закаливающие
процедуры: ходьба босиком, солевой метод. Заканчиваются оздоровительная
работа вечерней прогулкой на свежем воздухе.