Напоминание

"Использование частнопредметных методов обучения для развития познавательного интереса студентов колледжа"


Автор: Дмитриева Светлана Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Гуманитарно-технический колледж
Населённый пункт: город Петропавловск, Республика Казахстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование частнопредметных методов обучения для развития познавательного интереса студентов колледжа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Использование частнопредметных методов обучения для развития

познавательного интереса студентов колледжа
С.В. Дмитриева Магистр педагогической инноватики, преподаватель географии Гуманитарно- технического колледжа Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск Современная система образования находится в состоянии постоянных преобразований. Связано это в первую очередь с быстрым развитием человеческого общества в целом. Современность диктует всё большие требования к специалистам разных профессий, что в свою очередь, повышает требования к образовательному процессу на всех ступенях образования, в рамках которого и формируется будущий специалист. Модернизация системы образования осуществляется различными способами: через совершенствование средств обучения, повышение квалификации педагогических кадров, разработку новых методов обучения и т.д. Изучение каждого из них является важным, т. к. предоставляет возможность улучшить образовательный процесс. В настоящее время в педагогике существует огромное количество методов обучения, систематизированных различными классификациями. Например: - По характеру познавательной деятельности объяснительно- иллюстративные; репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские [1]. - По компонентам деятельности: организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности); стимулирования (методы влияния на мотивацию учебно-познавательной деятельности); контрольно-оценочные (методы, определяющие эффективность учебно- познавательной деятельности). - По способам изложения учебного материала: монологические; диалогические. - По происхождению: общие методы (разрабатываются дидактикой и адаптируются к обучению конкретного предмета); специальные или частнопредметные методы (разрабатываются методикой преподавания конкретного предмета); нетрадиционные методы (зарождаются, как правило, в практике обучения) [2]. В связи с таким многообразием методов, отсутствует необходимость придумывать новые. Однако, перед любым преподавателем стоит одна из основных задач обучения: сделать урок интересным. При изучении классификаций методов обучения особый интерес привлекла классификация методов по происхождению. Дидактикой выделяется особая группа методов обучения, которые называются специальными или частнопредметными. К этой группе методов относятся методы, разработанные в рамках преподавания отдельно взятой дисциплины
(математики, физики, химии и т.д.) и использующиеся только в пределах данной дисциплины. Изучение данных методов привело к формированию гипотезы исследования: разнообразить образовательный процесс и повысить его эффективность в рамках отдельно взятого учебного предмета возможно, если в его рамках адаптировать и использовать частнопредметные методы из других дисциплин. Одним из самых богатых предметов в плане наличия частнопредметных методов обучения является иностранный язык. Связано это во многом с тем, что большое число методов обучения приходят в методику преподавания иностранного языка из-за рубежа и не описываются в отечественной педагогической литературе. Для пример возьмём такой метод обучения иностранному языку, как scaffolding. Scaffolding – популя рный в запад ной психологии т е р м и н , труднопереводимый и многозначный, часто ассоциируемый с идеями Л.С. Выготского. Переводят его по-разному: от просто «опора» до «создание поддерживающих (или несущих) конструкций» [4]. Scaffolding представляет собой процесс, который дает возможность ребенку или новичку решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий (возможностей) [3]. Scaffolding заключается в дозированной помощи в з р о с ло го , управляющего элементами задачи, которые изначально находятся вне способностей (возможностей) ученика, что дает ему возможность концентрироваться на элементах и завершать только те, которые находятся в пределах его способностей. Задача, таким образом, направляется к успешному завершению. Ученик не сможет использовать оказанную помощь, если одно условие не будет выполнено — «понимание решения должно предшествовать выполнению» [4]. Данное условие необходимо, поскольку его соблюдение обеспечивает возможность обратной связи, позволяющей обнаружить отношение между средствами (способами) и результатами, и тем самым «извлечь выгоду» из знания результатов. Суть данного метода в обучении иностранному языку заключается в том, что преподаватель даёт учащимся задания и вместе с ними пошагово выполняет их, постепенно сокращая собственное участие в решении задач. Т.е., педагог даёт им своеобразные временные опоры, которые постепенно отнимает так, что студент в конечном итоге может работать без преподавателя. Несмотря на то, что данный метод используется лишь в практике обучения иностранному языку, он имеет перспективы для использования и в рамках преподавания других учебных дисциплин. В рамках инновационного проекта разработаны пути использования метода scaffolding в рамках преподавания общеобразовательных дисциплин. Примеры т а к о г о использования обобщены и представлены в таблицах 1-4.
Таблица 1 – Возможности использования метода scaffolding в рамках преподавания английского языка Задание на первом этапе выполнени я Составить рассказ на тему «Английский язык в моей профессиональной деятельности». Для этого: 1. Ознакомиться с планом рассказа, предлагаемым педагогом 2. Найти перевод слов, предлагаемых учителем для использования по словарю 3. Составить отдельные предложения 4. Составить текст 5. Подготовить его пересказ Задание на втором этапе выполнени я Составить рассказ на тему «Английский язык в моей профессиональной деятельности». Для этого: 1. Составить план рассказа 2. Подобрать из словаря слова, которые понадобятся для рассказа 3. Составить отдельные предложения 4. Составить текст 5. Подготовить его пересказ Задание на третьем этапе выполнени я Составить рассказ на тему «Английский язык в моей профессиональной деятельности». Для этого: 1. Составить план рассказа 2. Составить отдельные предложения 3. Составить текст 4. Подготовить его пересказ Изначально студент не может составить рассказ, так как ему не хватает словарного запаса. Пользуясь словами, предложенными педагогом, он расширяет словарный запас и в дальнейшем (на втором этапе или уроке) может использовать их самостоятельно. К третьему этапу выполнения данные слова отложатся в памяти студента и он сможет составить рассказ, не пользуясь словарём. Таблица 2 – Возможности использования метода scaffolding в рамках преподавания географии Задание на первом этапе выполнени я Определить, какой тип электростанций является наиболее подходящим для развития на территории Республики Казахстан: 1. Изучить материал учебника, посвящённый типам электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС, элект ро ст анции, работающие на альтернативных источниках энергии) 2. Составить сводную таблицу по типам электростанций, состоящую из следующих столбцов: сырьевая база, основная территория распространения 3. Выбрать один тип электростанций, который является наиболее подходящим для развития на территории РК
Задание на втором этапе выполнени я Определить, какой тип электростанций является наиболее подходящим для развития на территории Республики Казахстан: 1. Составить сводную таблицу по типам электростанций, состоящую из следующих столбцов: плюсы электростанции, минусы электростанции 2. Выбрать один тип электростанций, который является наиболее подходящим для развития на территории РК Задание на третьем этапе выполнени я Определить, какой тип электростанций является наиболее подходящим для развития на территории Республики Казахстан: На основе географических особенностей, сырьевой базы и уровня технического развития РК, составить эссе на тему «Какой тип электростанций является наиболее подходящим для развития на территории Республики Казахстан» Таким образом, приступая к изучению раздела «Топливно- энергетический комплекс» мира, студенты не могут дать полного, развёрнутого и вдумчивого ответа на вопрос, касающийся наилучшего типа электростанций. После дозированного приёма информации, ответ на данный вопрос сформируется сам собой. Таблица 3 – Возможности использования метода scaffolding в рамках преподавания географии Задание на первом этапе выполнени я Составить таблицу: Какие виды туризма можно развивать на территории Казахстана и Северного Казахстана 1. Прочитать материал по общей характеристике Казахстана; 2. Изучить материал, касающийся типологии туризма 3.Составить план таблицы и заполнить таблицу по туризму Казахстана Задание на втором этапе выполнени я Составить таблицу: Какие виды туризма можно развивать на территории Северного Казахстана: 1. Обсудить составленные таблицы и выявить наиболее подходящие и неподходящие пункты плана для характеристики туризма страны и региона; 2. Составить план характеристики туризма Северного Казахстана 3. Обсудить составленные планы и составить единый общий план Задание на третьем этапе выполнени я Составить таблицу: Какие виды туризма можно развивать на территории Северного Казахстана: 1. Заполнить таблицу «туризм Северного Казахстана» по составленному плану 2. Заполнить таблицу «туризм Южного Казахстана» по
составленному плану Таблица 4 - Возможности использования метода scaffolding в рамках преподавания физики Задание на первом этапе выполнения Дать характеристику сети электрического тока по рисунку, зная, что: 1 участок: Сопротивление на участке 1=2ома, напряжение=4 вольта; 2 участок: I = 20 кА, t = 0,2 мс Задание на втором этапе выполнения Дать характеристику сети электрического тока по рисунку, зная, что: I = 20 кА=20 А, t = 0,2 мс=0,2 с Подобрать все остальные значения характеристик электрической цепи, подходящих по данному условию рисунку Задание на третьем этапе выполнения Дать характеристику сети электрического тока по рисунку Таким образом, в рамках первого этапа студенты решают задачи по конкретным условиям, используя известные им формулы. К третьему этапу, они учатся использовать все формулы и характеристики электрического тока в совокупности. Этапы выполнения задания могут быть различными по времени и использоваться либо в рамках одного академического часа, либо в течение нескольких занятий В рамках проверки гипотезы исследования, проведено сравнение результатов выполнения задания, описанного в таблице 2, т.е. написания эссе по географии на тему «Какой тип электростанций является наиболее подходящим для развития на территории Республики Казахстан», в 2014-2015 и в 2015-2016 учебном году студентами первого курса специальности «Туризм» Гуманитарно-технического колледжа. При этом, студенты обеих групп имели примерно одинаковые начальные знания по предмету: средний балл за вступительный тест по географии при поступлении в колледж равен 4,08 и 4,12 соответственно. В 2014-2015 году метод scaffolding при изучении данной рассматриваемой темы не использовался, в 2015-2016 учебном году – использовался. Средний балл за написание сочинения составил 3,8 в 1-м году и 4,3 во 2-м. Таким образом, подтверждается гипотеза исследования: разнообразить образовательный процесс и повысить его эффективность в рамках отдельно взятого учебного предмета возможно, если в его рамках адаптировать и использовать частнопредметные методы из других дисциплин (в частности, метод scaffolding).
Метод scaffolding, как один из частнопредметных методов обучения является перспективным для использования в рамках преподавания различных общеобразовательных дисциплин. Эффективность его использования будет достигнута тогда, когда: метод будет использоваться в комплексе с другими методами обучения; использование частнопредметного метода адаптировано под специфику конкретной рассматриваемой дисциплины.
Список литературы 1 Мынбаева А. К. Инновационные методы обучения, Или как ИНТЕРЕСНО ПРЕПОДАВАТЬ: учебное пособие.- Алматы, 2010. - 201с. 2 Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. – М.: Валдос, 2012. – 370 с. 3 Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research //Conference papers, International Education Research Conference. - Auckland, New Zealand, 2003. [site] aare.edu.au/03pap/ver03682.pdf 4 Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in prob lem solving // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. Vol. 17. P. 89—100.


В раздел образования