Автор: Генаева Татьяна Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 3" Ногинский филиал
Населённый пункт: г. Ногинск, Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно-исследовательская работа в медицинском колледже как средство повышения интереса к выбранной профессии"
Раздел: среднее профессиональное
Учебно-исследовательская работа в медицинском колледже как средство
повышения интереса к выбранной профессии
В настоящее время социальный заказ общества ориентирует образование на
подготовку
компетентных
специалистов,
способных
к
научно-познавательной
деятельности
в
процессе
проектирования
и
реализации
своей
деятельности.
Ожидаемый обществом творческий подход студента и будущего специалиста к
восприятию
и
переработке
накопленных
знаний
становится
возможным
при
освоении
студентами
навыков
учебно-исследовательской
деятельности,
включающей
поиск,
анализ
и
критическую
оценку
полученной
информации,
аналитическую
трактовку
положений,
содержащихся
как
в
научных,
так
и
в
художественных
текстах,
выявление
способов
получения
данных,
способствующих решению поставленных задач. Федеральные стандарты нового
поколения
ставят
перед
преподавателем
литературы
новые
цели
и
задачи.
С
введением ФГОС преподаватель должен работать не только над формированием
предметных
универсальных
учебных
действий
студентов,
но
и
над
формированием метапредметных действий.
Одним
из
возможных
вариантов
решения
этой
проблемы
может
стать
исследовательская работа, связанная с решением творческой задачи с заранее
неизвестным результатом.
Учебное
исследование
имеет
целью
приобретение
учащимися
навыка
исследовательской
деятельности,
освоение
креативного
типа
мышления,
формирования активной позиции в процессе обучения.
Учебные исследования можно проводить по всем учебным предметам, но
особенный
потенциал
для
подобных
творческих
работ
имеет
литература.
Классическая
и современная русская литература достаточно широко отражает
медицинскую
тему
и
дает
полноценный
материал
для
самостоятельной
и
исследовательской
работы
студентов.
Приведу
несколько
примеров
из
опыта
своей работы.
Так, студенты I курса, изучая на уроках литературы роман И. С. Тургенева
«Отцы и дети», заинтересовались образом главного героя. У них возник ряд
вопросов: почему Тургенев сделал своего героя по профессии врачом? Случайно
ли, что отец Базарова тоже врач? На страницах романа они нашли упоминание о
страшных болезнях – эпидемиях, о способах лечения, которыми пользовались сам
Базаров и его отец. Словом, так возник необычный интерес у будущих медиков к
данному произведению.
Эффективность исследовательской работы зависит в значительной степени от
того,
как
она
организована.
Опыт
показывает,
что
оптимальной
формой
организации
является
работа
в
микрогруппах,
которая
позволяет
вовлечь
в
творческий процесс как можно больше студентов, развивает такие качества, как
умение
ориентироваться
в
ситуации,
аргументировать
свою
позицию,
анализировать
полученные
сведения,
соглашаться
с
мнением
большинства,
находить компромиссные решения и развивать коммуникативные способности.
Было создано несколько групп студентов, каждая из которых выбрала себе
определенную
тему.
Работа
велась
в
течение
учебного
года
и
завершилась
выступлением
перед
однокурсниками.
Задача
преподавателя
во
время
исследования – координировать все этапы работы. На первом этапе он организует
беседу со студентами, где проводится обоснование проблемы, определение темы
работы.
На
втором
этапе
определяется
количество
участников
исследования,
вырабатывается план действий, сроки работы. Преподаватель дает советы, ведет
наблюдение,
распределяет
обязанности
среди
членов
группы,
помогает
в
постановке целей. На третьем этапе происходит представление готового продукта.
Преподаватель знакомится с готовой работой, оценивает ее качество и помогает в
оформлении
результатов.
Таким
образом,
важнейшая
задача
преподавателя
–
грамотно
определить
степень
своего
участия
в
исследовательской
работе
студентов, при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия
для проявления их творческой активности.
Работая с разными литературно – информационными источниками (прежде
всего текстом самого произведения, затем с книгами по истории медицины и
литературоведению), студенты почувствовали настоящую радость открытий.
Они
выяснили,
что
долгое
время
к
врачам
относились
скептически
или
враждебно. Считалось, что болезнь – наказание за греховную жизнь. Кроме того,
вплоть до XIX века большинство врачей в России было иностранцами. И только
в о II половине XIX века отношение к этой профессии изменилось. Тургенев не
случайно
решил
сделать
своего
героя
врачом,
так
как
именно
в
это
время
медицина
приблизилась
в
своем
развитии
к
естествознанию.
Е.Базаров
–
естественник-материалист. Взгляды героя во многом перекликаются со взглядами
выдающихся русских ученых: А.М.Бутлерова, И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева,
К.А.Тимирязева, которыми были сделаны открытия в области химии, физики,
биологии
и
физиологии.
Таким
образом,
рассказ
о
литературном
герое
превратился
в
лекцию
о
научных
достижениях XIX
века.
Даже
знаменитый
нигилистический
тезис
«отрицание
всего»
стал
понятнее,
ведь
Базаров
формулирует
его
с
позиций
естественника-материалиста.
Студенты
сделали
вывод: выбор профессии своему герою у Тургенева не случаен. Следуя правде
жизни, вымышленный герой занимается опытами и увлекается естественными
науками как многие студенты - медики того времени. И хотя профессия героя
остается как бы за пределами повествования, а на первый план выходят его
мировоззренческие взгляды, для студентов восприятие Базарова как врача стало
необходимым ракурсом для понимания романа в целом.
В ходе исследовательской работы была раскрыта еще одна «загадка» – где
учился Е.Базаров? Где формировались его взгляды? В его изображении писатель
отступил от традиционных предысторий, но было достаточно упоминания в
главе III о том, что он прибыл на каникулы из Петербурга. Студенты обратились к
истории
медицины
и
выяснили,
что
в
то
время
существовала
в
Петербурге
Медико-хирургическая
академия,
считавшаяся
рассадником
материализма
и
демократических настроений. Студенты подготовили презентацию и рассказали
об этом старейшем учебном заведении.
Другая группа студентов вела наблюдение за действиями Базарова – врача, за
его
профессиональными
навыками.
Интересным
стало
заключение,
как
его
профессия наложила отпечаток на характер героя, на его речь, в которой часто
мелькают
латинские
термины.
Студенты
совершили
экскурс
в
историю
и
постарались
объяснить,
почему
латинский
язык
стал
основой
языка
медицинского.
На уроках не раз упоминалось о редком качестве И.С.Тургенева – подмечать
и показывать правдиво и достоверно события и факты жизни. Группа студентов,
внимательно
перечитав
роман,
нашла
многочисленные
случаи
упоминания
эпидемий страшных болезней – тифа и холеры. Они сделали сообщение об этих
болезнях, рассказали о пандемиях, которые существуют и в наши дни, о способах
лечения. Читая описание картины смерти Базарова, студенты выяснили, что это
были признаки тифа, а так как медицина того времени не знала антибиотиков, то
Базаров не мог выжить.
Наконец, следующая группа студентов обратила внимание на другого героя
романа – отца Базарова. На уроках, к сожалению, о нем мало говорится, но
оказалось, что этот персонаж очень интересен. Студентам пришлось обратиться к
истории медицины и рассказать, кто такие были штаб-лекари, в чем заключалась
их работа в военное время, почему Василий Иванович Базаров, несмотря на
преклонные годы, оказывает медицинскую помощь населению. Перед нами встал
образ человека, влюбленного в свою работу, отдавшего свою жизнь служению
Отечеству и до конца остающегося верным выбранной профессии.
Закончилось выступление словами:
«Профессии
врача
и
писателя
родственны,
только
врач
лечит
телесные
недуги, а литератор – духовные. Возможно, поэтому для Тургенева был столь
важен выбор занятий своих героев – отца и сына, лекарей по образованию и
замечательных людей по жизни».
Еще
одним
примером
деятельностного
обучения
стала
учебно-
исследовательская работа «Тема медицины в произведениях Л. Н. Толстого» при
изучении романа «Война и мир» и «Севастопольских рассказов», которая была
проведена с учетом всех этапов, но на этапе представления готового продукта
использовалась вопросно – ответная форма подачи материала, когда ответом на
вопрос является вывод, сделанный студентом. Кроме того, подобранный материал
студенты
под
руководством
преподавателя
распределили
по
ролям:
медика,
литературоведа,
комментатора
текста,
чтеца,
историка,
историка
медицины.
Студент – медик излагает и комментирует материал профессионального плана,
дает краткую справку о значении медицинского термина, этиологии, течении и
лечении заболевания.
Студент – историк сообщает необходимые исторические
сведения. Студент – литературовед выполняет задачу, связанную с анализом
проблематики, идейного содержания произведения.
С ту д е н т
–
историк сообщает необходимые исторические сведения.
С т у д е н т
–
историк
медицины
сообщает
сведения
из
истории
медицины,
соотнося
с
содержанием произведений. Студент – чтец приводит цитаты из произведений,
пересказывает
фрагменты
текста.
Одну
роль
могут
выполнять
несколько
студентов, чтобы привлечь максимальное количество учащихся к выступлению.
Кроме того, всех студентов разделили на группы, исходя из объекта исследования
и конкретных задач:
1 группа –
находит и анализирует материалы, касающиеся личности Толстого, его взглядов
н а
м ед и ц и н у
и
в р ач е й ,
р ол и
п и с ат е л я
в
р а з в и т и и
м е д и ц и н ы .
2 группа – студенты читают и анализируют «Севастопольские рассказы» Толстого,
находят в тексте эпизоды, связанные с медицинской темой; готовят сообщения о
деятельности врачей и медсестер во время Крымской войны.
3 группа –
читает и анализирует роман «Война и мир», выбирает фрагменты, связанные с
темой
медицины;
готовит
сообщения
о
деятельности
врачей,
принимавших
участие в Отечественной войне 1812 года, об истории наркоза, истории развития
военно-полевой терапии, некоторых болезнях, названия которых встречаются на
страницах романа.
Студенты познакомились с
раздумьями Л. Н.Толстого о болезни и смерти, о взаимоотношениях врача с
больным,
о
врачебных
буднях.
Устами
своих
героев,
страдавших
от
самых
различных
недугов,
телесных
и
душевных,
Л.
Н.
Толстой
правдиво
и
ярко
изобразил состояние врачебного дела в России в начале 19 века и этим внес
неоценимый
вклад
в
сокровищницу
современной
медицины.
Интеграция
профессиональных
и
гуманитарных
дисциплин,
т.е.
литературы
и
медицины,
позволяет не только пробудить интерес у студентов, но и решать конкретные
учебные
задачи.
Обращение
к
теме,
значимой
для
студентов
медицинского
училища, дает возможность приобщить их к чтению и изучению художественных
произведений,
к
различным
видам
деятельности,
акцентировать
внимание
на
духовно-нравственных ценностях (гуманности, милосердии, уважении к человеку,
профессиональной ответственности).
Исследовательская работа велась с
большим
интересом,
и
в
результате
студенты
расширили
знания
как
по
литературе,
так
и
в
области
медицины,
смогли
соотнести
художественную
литературу с общественной жизнью и фактами истории, то есть процесс усвоения
знаний стал более осознанным, сформировались навыки самостоятельной работы,
развились
коммуникативные
способности.
Результаты
исследования
можно
использовать в дальнейшем на уроках литературы.
Преподаватель литературы Генаева Т. А.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем
обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего,
воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым
материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе.
Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу
набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас,
сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то.
Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не
сложившейся жизнью, разочарованием во всем.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с
этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность
педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая
техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует
считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна
эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в
школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только
если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к
делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и
мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный
учитель».
Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной
щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных
учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не
только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры,
должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и
телесное развитие.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с
ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты
совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений,
возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к
общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы. Как
только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый — учитель, влияние
которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом,
созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель
является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно
присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.
Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что
в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на
информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы
диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм
и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности
и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному
сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной
степени может способствовать и позитивный образ учителя.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал
ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через
совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание
материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-
педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и
доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как
воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается
воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого
учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его
установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со
взрослыми.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных
возможностей школьника могут выступать:
организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
формирование мотива предстоящей деятельности;
использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
обучение учащихся различным способам переработки информации;
личностно-ориентированный подход;
опора на сильные стороны ученика;
опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.
Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к
учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он
должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к
творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки,
высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать
ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные
особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные
стороны каждого ученика.
Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более
ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную
позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать
мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на
найденном как на окончательной истине.
В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в
первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель
учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества,
духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой
почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль
взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм
поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием
как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Система педагогической подготовки в АГПУ решает задачу воспитания современного
учителя. Она выстроена в соответствии с Государственным образовательным стандартом,
соответствует принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в
университете. Факультативный курс "Основы педагогического мастерства" гармонично
дополняет дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о
профессиональной деятельности педагога, его личности; способствует формированию
гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-
воспитателя, оценить свои способности, степень готовности и учебно-воспитательному
процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию,
саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы. Цели и задачи работы –
приобщить к профессии, помочь правильно понять идеи реформы школы, включить в
процесс становления себя как педагога.
Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит
гордо". И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук,
которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг
современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он
накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно
учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово
вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.
Тема актерского мастерства в работе педагога, на мой взгляд, очень актуальна. Именно от
его умения привлечь внимание детей, заинтересовать их своим предметов во многом
зависит будущий выбор профессии ребенка. Умение разбираться в том, что хорошо, что
плохо, умение жить правильно.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально
организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи
накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его
умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в
развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений
определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха,
исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и
художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов
деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и
деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются
способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с
окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу
поймать внимание детей, расположить их к себе.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,
благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности
личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как
процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и
науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям,
сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий
потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное
русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.
К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя:
"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя...
посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и
поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он
чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и
добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории,
что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".
Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от
низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства,
обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно
увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.
Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко
раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель
жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно
расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям
души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных,
эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие
человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля. Вот почему лучшим
наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д. Ушинский считал любовь к
труду. Воспитание любви к труду, таким образом, ещё один важный аспект в становлении
личности.
Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности
развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее
настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более
сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.
Это не позволяет ему сделать шаг извне направляемой деятельности к самостоятельности,
а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребенок
вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.
Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда,
но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить
детей в самостоятельную результативную деятельность.
Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку,
расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение
вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и,
учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне
прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку,
стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды
деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных
обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более
низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации,
спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно
вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально
содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен
воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей
побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы
нового.
Итак, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности
заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии
социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им
задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои
творческие возможности, свой талант.
ния можно использовать в дальнейшем на уроках литературы.
Преподаватель литературы Генаева Т. А.