Напоминание

"Экономика родного края"


Автор: Барынкина Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №13"
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: Урок-проект по окружающему миру
Тема: "Экономика родного края"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-проект по окружающему миру

Барынкина Юлия Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 13" г.Владимира

Уроки-проекты имеют большое значение. В процессе этой работы происходит

систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее

важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами . Таким образом, эти

уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают

существенное влияние на развитие познавательных и коммуникативных способностей

учащихся.

Проекты возможны в том случае, если у школьников имеется определенный запас

фактического материала. Необязательно, чтобы накопился большой объем этих знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся накапливается определенный

круг представлений о природе, о родном крае. Например, к концу обучения в третьем

классе учащиеся имеют представления об отраслях промышленности, транспорте,

сельском хозяйстве. Эти представления и составляют конкретные фактические знания,

которые являются материалом для проекта.

В курсе окружающего мира практически на каждом уроке есть элементы обобщения.

Важно, чтобы эти уроки не превратились только в уроки повторения и закрепления

изученного материала. Проекты делают обобщение более живым и интересным для детей.

Одновременно уроки-проекты выполняют и контрольно-измерительную функцию,

так как дают возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у

учащихся знаний, и если есть в этом необходимость, то исправлять и пополнять эти

знания.

При правильной организации урока эффективным методом на таком уроке может

быть работа в парах и группах, основным условием ее эффективности является уровень

или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они

должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения. При недостаточной

подготовке учащихся работа в группах может не принести желаемого результата.

Для организации работы в группах нужно составить такие вопросы и задания, ответы на

которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. На уроке желательно

использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения

материала.

В структуре урока-проекта можно выделить следующие моменты:

- организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, совместная

постановка цели и задач предстоящего урока;

- работа в группах по инструкционным картам;

- презентация проекта;

-рефлексия учащимися своей деятельности и заключительное слово учителя, в ходе

которого отмечается, какой материал темы и как был усвоен.

В качестве примера:

Урок- проект в 3 классе «Экономика родного края»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных,

креативных, рефлексивных, проектировочных , и т. д. ) через реализацию учебного

проекта по теме «Экономика родного края».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование

экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов

обучения

( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения

результата;

2)формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных

и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных

ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,

истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экономической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,

норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных

архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

4)освоение знаний о значении экономики в жизни человека, применение экономических

знаний в практической деятельности.

Средства (оборудование):

1)учебник по окружающему миру(УМК «Школа России» Плешаков);

2)словари, энциклопедии, хрестоматии;

3)проектор-компьютер, ноутбук;

4)лист А-3, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага,

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

2.

3.

4.

Эмоциональное начало

урока.

Выход на тему урока в

сотворчестве с

учащимися через

разгадывание кроссвор-

да.

Постановка цели и задач

урока в сотворчестве с

учащимися

Работа в статичных

группах.

-Планирование

деятельности.

Чтение учеником

стихотворения

Владимир! Нет любимей

края,

Здесь вырос и родился я,

Здесь купола в лучах

играют,

И здесь живёт судьба моя.

Здесь слышен щебет птиц

весёлых,

И слышен звон колоколов,

Здесь я хожу в родную

школу,

И город дарит мне любовь.

Учитель в качестве

фасилитатора проводит

работу в парах

-Какая же тема нашего

урока?(Экономика родного

края)

Учитель в качестве

помощника-фасилитатора

помогает сформулировать

цель и задачи урока,

используя предположения

учащихся.

Учитель сообщает о форме

проекта (изготовление

стенгазеты)

-Сегодня у нас будут

работать

4 группы:

1 группа –

промышленность;

2 группа - полезные

ископаемые;

3 группа – транспорт;

4 группа – сельское

хозяйство.

-Мы попробуем создать

необычную стенгазету,

которая поможет ребятам

узнать об экономике

родного края.

Учащиеся

взаимодействуют в парах

сменного состава и

заполняют кроссворд.

Учащиеся высказывают

свои предположения.

5.

6.

Осуществление

деятельности по

оформлению стенгазеты.

Самостоятельная работа

учащихся. Оформление

результатов.

Презентация проекта.

Оценивание

эмоциональной и

деятельностной сферы

учащихся;

(рефлексия)

-Каждая группа будет

создавать свою часть к

нашей общей газете, ис-

пользуя разные источники

информации.

-Для выполнения

творческого задания

пользуйтесь

инструкционной картой.

-Приступая к работе,

давайте вспомним правила

работы в группе.

Учитель в качестве

эксперта наблюдает,

советует, следит за соб-

людением временных

рамок. Контролирует

соблюдение правил техни-

ки безопасности.

Мотивирует учащихся,

создаёт чувство успеха.

Учитель организует

презентацию результатов

каждой группы, при

необходимости

консультирует учащихся по

вопросам подготовки

презентации. В качестве

эксперта принимает отчёт:

обобщает и резюмирует по-

лученные результаты,

подводит итоги обучения.

Оценивает умения:

общаться, слушать,

обосновывать своё мнение,

умение работать в группе на

общий результат,

толерантность и др

Учащиеся осуществляют

поиск, сбор,

систематизацию и анализ

информации;

распределяют роли в

группе; планируют свою

деятельность; выбирают

форму и способ

презентации

предполагаемого ре-

зультата.

Учащиеся

самостоятельно

выполняют

запланированные

действия,

консультируясь по мере

необходимости с

учителем-экспертом.

Оформляют проект,

изготавливают

продукт, участвуют в

коллективном анализе

проекта, выясняют

причины успехов и

неудач.

Учащиеся осуществляют

защиту проекта.

Демонстрируют

:понимание цели и задач

; умение планировать и

осуществлять работу;

Учащиеся осуществляют

оценивание

деятельности и её

результативности в ходе:

-коллективного

обсуждения;

-самоанализа

(заполнение листов

самооценки).

7.

Спрогнозированный

результат:

Стенгазета "Экономика

Владимирской области"

По методике проведения уроки-проекты достаточно сложны. Успешно они проходят в

том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начнет готовиться к

ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность

подготовки к проекту; выбирает методы и приемы, средства работы, способствующие

организации такой деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.



В раздел образования