Автор: Барынкина Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №13"
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: Урок-проект по окружающему миру
Тема: "Экономика родного края"
Раздел: начальное образование
Урок-проект по окружающему миру
Барынкина Юлия Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ "СОШ № 13" г.Владимира
Уроки-проекты имеют большое значение. В процессе этой работы происходит
систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее
важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами . Таким образом, эти
уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают
существенное влияние на развитие познавательных и коммуникативных способностей
учащихся.
Проекты возможны в том случае, если у школьников имеется определенный запас
фактического материала. Необязательно, чтобы накопился большой объем этих знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся накапливается определенный
круг представлений о природе, о родном крае. Например, к концу обучения в третьем
классе учащиеся имеют представления об отраслях промышленности, транспорте,
сельском хозяйстве. Эти представления и составляют конкретные фактические знания,
которые являются материалом для проекта.
В курсе окружающего мира практически на каждом уроке есть элементы обобщения.
Важно, чтобы эти уроки не превратились только в уроки повторения и закрепления
изученного материала. Проекты делают обобщение более живым и интересным для детей.
Одновременно уроки-проекты выполняют и контрольно-измерительную функцию,
так как дают возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у
учащихся знаний, и если есть в этом необходимость, то исправлять и пополнять эти
знания.
При правильной организации урока эффективным методом на таком уроке может
быть работа в парах и группах, основным условием ее эффективности является уровень
или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они
должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения. При недостаточной
подготовке учащихся работа в группах может не принести желаемого результата.
Для организации работы в группах нужно составить такие вопросы и задания, ответы на
которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. На уроке желательно
использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения
материала.
В структуре урока-проекта можно выделить следующие моменты:
- организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, совместная
постановка цели и задач предстоящего урока;
- работа в группах по инструкционным картам;
- презентация проекта;
-рефлексия учащимися своей деятельности и заключительное слово учителя, в ходе
которого отмечается, какой материал темы и как был усвоен.
В качестве примера:
Урок- проект в 3 классе «Экономика родного края»
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных,
креативных, рефлексивных, проектировочных , и т. д. ) через реализацию учебного
проекта по теме «Экономика родного края».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование
экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения
( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
2)формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных
ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экономической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3)освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;
4)освоение знаний о значении экономики в жизни человека, применение экономических
знаний в практической деятельности.
Средства (оборудование):
1)учебник по окружающему миру(УМК «Школа России» Плешаков);
2)словари, энциклопедии, хрестоматии;
3)проектор-компьютер, ноутбук;
4)лист А-3, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага,
.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.
2.
3.
4.
Эмоциональное начало
урока.
Выход на тему урока в
сотворчестве с
учащимися через
разгадывание кроссвор-
да.
Постановка цели и задач
урока в сотворчестве с
учащимися
Работа в статичных
группах.
-Планирование
деятельности.
Чтение учеником
стихотворения
Владимир! Нет любимей
края,
Здесь вырос и родился я,
Здесь купола в лучах
играют,
И здесь живёт судьба моя.
Здесь слышен щебет птиц
весёлых,
И слышен звон колоколов,
Здесь я хожу в родную
школу,
И город дарит мне любовь.
Учитель в качестве
фасилитатора проводит
работу в парах
-Какая же тема нашего
урока?(Экономика родного
края)
Учитель в качестве
помощника-фасилитатора
помогает сформулировать
цель и задачи урока,
используя предположения
учащихся.
Учитель сообщает о форме
проекта (изготовление
стенгазеты)
-Сегодня у нас будут
работать
4 группы:
1 группа –
промышленность;
2 группа - полезные
ископаемые;
3 группа – транспорт;
4 группа – сельское
хозяйство.
-Мы попробуем создать
необычную стенгазету,
которая поможет ребятам
узнать об экономике
родного края.
Учащиеся
взаимодействуют в парах
сменного состава и
заполняют кроссворд.
Учащиеся высказывают
свои предположения.
5.
6.
Осуществление
деятельности по
оформлению стенгазеты.
Самостоятельная работа
учащихся. Оформление
результатов.
Презентация проекта.
Оценивание
эмоциональной и
деятельностной сферы
учащихся;
(рефлексия)
-Каждая группа будет
создавать свою часть к
нашей общей газете, ис-
пользуя разные источники
информации.
-Для выполнения
творческого задания
пользуйтесь
инструкционной картой.
-Приступая к работе,
давайте вспомним правила
работы в группе.
Учитель в качестве
эксперта наблюдает,
советует, следит за соб-
людением временных
рамок. Контролирует
соблюдение правил техни-
ки безопасности.
Мотивирует учащихся,
создаёт чувство успеха.
Учитель организует
презентацию результатов
каждой группы, при
необходимости
консультирует учащихся по
вопросам подготовки
презентации. В качестве
эксперта принимает отчёт:
обобщает и резюмирует по-
лученные результаты,
подводит итоги обучения.
Оценивает умения:
общаться, слушать,
обосновывать своё мнение,
умение работать в группе на
общий результат,
толерантность и др
Учащиеся осуществляют
поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации;
распределяют роли в
группе; планируют свою
деятельность; выбирают
форму и способ
презентации
предполагаемого ре-
зультата.
Учащиеся
самостоятельно
выполняют
запланированные
действия,
консультируясь по мере
необходимости с
учителем-экспертом.
Оформляют проект,
изготавливают
продукт, участвуют в
коллективном анализе
проекта, выясняют
причины успехов и
неудач.
Учащиеся осуществляют
защиту проекта.
Демонстрируют
:понимание цели и задач
; умение планировать и
осуществлять работу;
Учащиеся осуществляют
оценивание
деятельности и её
результативности в ходе:
-коллективного
обсуждения;
-самоанализа
(заполнение листов
самооценки).
7.
Спрогнозированный
результат:
Стенгазета "Экономика
Владимирской области"
По методике проведения уроки-проекты достаточно сложны. Успешно они проходят в
том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начнет готовиться к
ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность
подготовки к проекту; выбирает методы и приемы, средства работы, способствующие
организации такой деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.