Автор: Рыкунова Валерия Евгеньевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА
Раздел: полное образование
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ
НЕРАВЕНСТВА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА
В.Е. Рыкунова
ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет», город Белгород
Аннотация:
В
статье
приведены
классификация
методов
решения
тригонометрических неравенств и результаты исследования с позиций «до» и
«после».
Ключевые
слова:
неравенство,
тригонометрические
неравенства,
методика, умения, навыки, тригонометрия, единичная (тригонометрическая)
окружность,
графический
способ,
метод
интервалов,
педагогический
эксперимент.
Вот
уже
полтора
года
я
являюсь
официальным
работником
общеобразовательного учреждения и замечаю, как учащиеся относятся к тем
или иным разделам математики. Из беседы с другими учителями я выяснила,
что больше всего дети не любят разделы тригонометрии и неравенств, а если
сложить их вместе, то это вообще становится для них катастрофой. Ответ на
вопрос:
«почему?»
не
заставил
себя
долго
ждать.
Это
банальное
непонимание.
Так
как
же
добиться
развития
у
обучающихся
к
данным
разделам интереса, а не страха?
Предположим,
что
если выделить
необходимые
для
решения
тригонометрических неравенств основные умения и разработать методику их
формирования, то это поможет учащимся как можно лучше разобраться в
теме «Тригонометрические неравенства» и выработать практические умения
и навыки их решения.
Целью
работы
стала
апробация
методики
обучения
решению
тригонометрических неравенств.
В планирование работы входили следующие задачи:
1.
Проанализировать
литературу
психолого-педагогической,
учебной и методической направленности;
2.
Выявить
роль
и
место
тригонометрических
неравенств
в
школьном курсе математики;
3.
Выделить основные этапы формирования умений и навыков при
решении тригонометрических неравенств;
4.
Выделить классификацию методов решения тригонометрических
неравенств;
5.
Провести
экспериментальное
исследование
по
уровню
знаний
тригонометрических разделов с позиции «до»;
6.
Апробировать
методику
формирования
умений
и
навыков
решений тригонометрических неравенств;
7.
Провести
экспериментальное
исследование
по
уровню
знаний
тригонометрических разделов с позиции «после».
Ана лизируя
учебную
литературу
из
перечня
у ч е б н и ко в
рекомендованных Министерством образования и науки РФ было выявлено,
что в учебнике в учебнике Алгебра и начала математического анализа под
авторством Никольского
и др. [4] схема изучения темы идет следующим
образом: функция – преобразование – уравнения и неравенства. Материал в
учебнике
располагается
от
простого
к
сложному,
что
дает
учащимся
целостное
понимание
изученных
тем.
А
вот
учебник
Алгебра
и
начала
анализа под авторством Мордковича [3] удобен больше для самостоятельного
изучения, так как содержит достаточно сильную и подробно изложенную
теоретическую
базу.
Однако
учебник
мало
насыщен
практическими
упражнениями.
Здесь
схема
выглядит
так:
функция
–
уравнения
–
преобразования.
В учебнике под авторством Алимова и др.[1] тема тригонометрических
неравенств,
к
сожалению,
приводится
как
материал
для
необязательного
изучения. А вот в учебнике под авторством Колягина и др.[2] схема выглядит
следующим образом: тригонометрические формулы – тригонометрические
уравнения – тригонометрические неравенства.
Ни для кого не секрет, что решение тригонометрических неравенств
целиком
и
полностью
строится
на
умении
решать
простейшие
тригонометрические уравнения, поэтому перед учителем стоит задача
как
можно лучше сформировать навыки их решения, то есть в совершенстве
знать материал следующей таблицы
Таблица номер 1 Решение простейших тригонометрических уравнений
Вид
Общий вид решения
Частные решения
уравнения
a
=−
1, x
=¿
a
=
0, x
=¿
a
=
1, x
=¿
sin x
=
a ,
|
a
|
≤1
a
+¿
πk , k
∈
Z
x
=
(
−
1
)
k
arcsin
¿
−
π
2
+
2 πk ,
k
∈
Z
πk , k
∈
Z
π
2
+
2 πk ,
k
∈
Z
cos x
=
a ,
|
a
|
≤1
x
=
± arccosa
+
2 πk ,
k
∈
Z
π
+
2 π k ,
k
∈
Z
π
2
+
πk ,
k
∈
Z
2 πk , k
∈
Z
tg x
=
a ,
a
−
любое
число
x
=
arctg a
+
πn , n
∈
Z
−
π
4
+
πn ,
n
∈
Z
πn , n
∈
Z
π
4
+
πn ,
n
∈
Z
ctg x
=
a ,
a
−
любое
число
x
=
arсctg a
+
πn ,
n
∈
Z
3 π
4
+
πn ,
n
∈
Z
π
2
+
πn ,
n
∈
Z
π
4
+
πn ,
n
∈
Z
Что касается классификации неравенств, то их можно склассифицировать
лишь по методу решения. Рассмотрим ее:
1)
Решение
простейших
тригонометрических
неравенств
с
использованием графиков тригонометрических функций.
Решение неравенств данного вида может быть осуществлено следующим
образом:
находится
некий
промежуток
(х1,х2),
на
котором
выполняется
неравенство и прибавляем к его концам число кратное периоду и записываем
ответ.
Если
значение
х1
находится
достаточно
легко,
то
поиск
второго
значения вызывает трудности у учащихся. На протяжении многих лет для
нахождения решений тригонометрических неравенств применяются формулы
корней соответствующих уравнений.
2)
Решение
тригонометрических
неравенств
с
использованием
тригонометрического круга
Это наиболее удобный способ для решения простейших тригонометрических
неравенств. Покажем на примере.
Решить неравенство
sin x
>
√
3
2
На оси ординат отложим значение
sin x
=
√
3
2
и построим соответствующие углы (рисунок 1.1)
x
1
=
π
3
, x
2
=
2 π
3
Рисунок 1.1 – тригонометрический круг
На оси ординат отложим значение ____ и построим углы, очевидно, что
данному неравенству удовлетворяют значения выделенные жирной линией.
Учитываем периодичность функции и записываем ответ
π
3
+
2 πn
<
x
<
2 π
3
+
2 πn , n
∈
Z .
3)
Решение тригонометрических неравенств с использованием метода
интервалов.
Метод
интервалов
заключается
в
следующем:
при
решении
какого-либо
неравенства
на
числовую
прямую
наносятся
точки,
разбивающие
ее
на
промежутки, в которых выражение обращается в нуль или неопределенно.
Такими
точками
являются
корни
уравнений.
Далее
определяют
знак
выражения в каждом промежутке, и в качестве ответа выбирают промежутки
с соответствующим знаком. Если функция периодическая, то неравенство
решается
на
одном
периоде,
затем
полученное
решение
периодически
продолжается.
4)
Решение тригонометрических неравенств с параметрами
Иногда
неравенства,
кроме
букв,
обозначающих
неизвестные,
содержат
другие буквы, называемые параметрами. Тогда мы имеем дело не с одним, а с
бесконечным множеством неравенств. При их решении надо сначала найти
x
√3 /2
множество допустимых значений параметров, а затем разбить это множество
на части, в каждой из которых ответ выражается одной и той же функцией
через параметры. Нужно отметить, что решение таких примеров требует
глубокого и осознанного понимания материала. Однако, в учебной программе
такие неравенства встречаются редко.
Вернемся
к
теме
работы,
напомним,
это
формирование
умений
и
навыков решать тригонометрические неравенства. Так что же такое умения и
как их формировать.
Говоря об умениях решать тригонометрические неравенства, нужно
иметь в виду, что эти умения образуют целый комплекс.
Эти умения формируются в течение длительного времени, рядом из них
учащиеся
должны
владеть,
приступая
к
изучению
тригонометрических
неравенств.
Но
рассмотрение
приемов
решения
тригонометрических
неравенств
предполагает
своего
рода
перенос
этих
умений
на
новое
содержание.
В
процессе
формирования
у
школьников
умений
решать
тригонометрические неравенства можно выделить 3 этапа:
Цель
подготовительного
этапа
состоит
в
том,
что
необходимо
сформировать у школьников умения использовать тригонометрический круг
или график для решения неравенств,
Второй
этап
обучения
решению
тригонометрических
неравенств,
связан
с
методикой
организации
деятельности
учащихся,
которые
ориентированы
на
уже
имеющиеся
у
учащихся
умения
работы
с
тригонометрической окружностью или графиком. Напомним, что эти умения
формируются при решении простейших тригонометрических уравнений и
неравенств
Что касается третьего этапа: знакомство учащихся с приемами решения
тригонометрических
неравенств,
не
являющихся
про стейшими,
целесообразно осуществлять по следующей схеме: обращение к конкретному
тригонометрическому
неравенству
обращение
к
соответствующему
тригонометрическому уравнению
совместный поиск (учитель – учащиеся)
приема решения
самостоятельный перенос найденного приема на другие
неравенства этого же вида.
Мы
решили
экспериментально
проверить
эффективность
методики.
Ход эксперимента был разбит на три этапа: диагностирующий, обучающий,
диагностирующий. Базой исследования стало Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
24
с
углубленным
изучением
отдельных
предметов»
Старооскольского
городского
округа.
В
качестве
испытуемых
был
выбран
10
А
класс,
в
количестве 29 человек. Первая диагностика проводилась после нескольких
уроков по данному разделу, которые проводил учитель, ведущий этот класс.
Диагностика
показала,
что
в
1
задании
среди
ошибок
самая
распространенная
это
отсутствие
умения
определять
положение
отрицательного угла.
Во 2 задании учащиеся определяют четверть, через подсчитывание
градусной
меры,
а
не
выделение
полного
периода.
А
также
допущены
ошибки на неправильное представление десятичной дроби к обыкновенному
виду.
В
3
задании
распространенные
ошибки:
определение
только
одной
точки у функций синус и косинус, а не пар точек, для функции тангенс точки
отмечают на линии тангенса, а не на окружности.
В задании 4 ни один из учеников не решил все примеры правильно.
Возможно
из-за
того,
что
учащиеся
имеют
недостаточные
навыки
использования формул приведения
В 5 задании сложность вызвало обозначение точки
9 π
4
в дуге PM.
В
следующем
задании
возникают
затруднения
в
определении
направления дуги, находящейся в левой части графика
В
7
задании
оказалось
сложным
выявить
ошибки
в
решении
тригонометрических
неравенств
с
помощью
свойств
тригонометрических
функций, так как остальные 20 учащихся, не приступали к выполнению
задания.
В
последнем
задании
основная
ошибка
–
используется
аналогия
с
формулой косинуса разности.
Для
достижения
выполняемости
поставленных
ранее
задач,
были
проведены как уроки, так и дополнительные занятия. Содержание таких
уроков вобрало в себя теоретическую основу и практическую составляющую.
После проведения уроков с использованием методики был проведен
повторный
диагностирующий
эксперимент,
который
показал
следующие
результаты, которые представлены на экране.
Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью сказать, что
данная
методика
имеет
место
быть
в
школьном
курсе
математики,
а
следовательно цель эксперимента была достигнута. Об этом свидетельствует
улучшение результатов проверочных работ, а также интерес школьников в
процессе обучения.
Анализ и сравнение результатов тестирования до и после обучающего
эксперимента представлены на диаграмме.
1
2
3
4
5
6
7
8
0
5
10
15
20
25
30
Сравнительная диаграмма
Выполнили задание до
обучающего эксперимента
выполнили задание после
обучающего эксперимента
Номера заданий
Количество учащихся
Диаграмма 1 – сравнительная диаграмма результатов тестирования
В
заключении
хотелось
бы
сказать,
что учитывая
то,
что
тригонометрические
неравенства
подразделяются
на
несколько
типов,
очевидно, что и методика для решения каждого из них будет отлична от
другой, поэтому учитель должен владеть всеми методиками формирования
навыков и умений решать подобные неравенства.
Конечно,
для
достижения
поставленных
целей
образовательной
программы
недостаточно только средств и методов, которые предлагают
авторы
современных
учебников.
Здесь
большую
роль
играют
как
индивидуальные особенности обучающихся, так и уровень "базы" знаний
тригонометрии. От этих показателей и выстраивается возможность изучения
разно уровневых неравенств.
Список литературы:
1.
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др., Алгебра и начала
математического анализа. // 10-11 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень. / - М.: Просвещение, 2012
2.
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра и начала
математического
анализа.
10
//
Учеб.
для
общеобразоват.
учреждений: базовый и профил. уровни. Под ред. Жижченко А.Б./
М.: Просвещение, 2011
3.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11//
Учеб. для общеобразоват. учреждений /М.: Мнемозина, 2009
4.
Никольский С.М. , Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и
начала
математического
анализа,
10//
Учеб.
для
общеобразоват.
учреждений: базовый и профил. уровни/ М.: Просвещение, 2009