Напоминание

" Обучение детей с особенными потребностями"


Автор: Мамыкова Лариса Григорьевна
Должность: учитель истории, обществознания и английского языка
Учебное заведение: МБОУ " Средне-Кушкетская СОШ им. О.Н. Исаева"
Населённый пункт: село Средний Кушкет, Балтасинский район, РТ
Наименование материала: статья
Тема: " Обучение детей с особенными потребностями"
Раздел: среднее образование





Назад




Мамыкова Л.Г.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ им.О.Н.Исаева» Балтасинского

муниципального района РТ, с.Средний Кушкет

Каждый человек рождается на свет для того, чтобы радоваться жизни и

приносить радость, сначала для своих родителей, а затем и для общества. И все

мы разные и не важно, инвалид или не инвалид. Каждый человек имеет право

быть услышанным, понятым и принятым. А детям, которые имеют проблемы со

здоровьем, приходится тяжело вдвойне. Они, легко ранимы и требуют особого

внимания. И кто же,

как

не учитель сможет помочь ребёнку и родителю

преодолеть все трудности, научить жить в этом сложном и жестоком мире.

Министерство

образования

четко

сформулировало,

что

«необучаемых

детей нет».

Радует, что это стало государственным приоритетом. Дети с

различными

потребностями

вследствие

своих

физических,

психических

ограничений часто бывают исключены из жизни общества. И такое отношение

связано не только с отклонениями в здоровье, но и с тем, что социальное

окружение

ребенка-инвалида

само

общество

не

признаёт.

Таких

людей

не

считают

полноправными

членами

общества,

не

дают

возможности

реализовывать себя как личность. И это делается вполне здоровыми, умными

людьми,

вызывая

опасения,

а

все

ли

мы

делаем

правильно

и

живём

ли

правильно.

В последние годы положение детей с различными возможностями стало

намного

улучшаться.

Об

этом

свидетельствует

принятие

в

2007

году

Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, развертывания

сети

реабилитационных

учреждений,

школ.

Все

это

говорит

о

том,

что

отношения общества

к детям с различными возможностями кардинально

меняется.

Одной

из

актуальных

проблем

современного

российского

социума

является

включение

детей

с

ограниченными

возможностями

в

общество.

Поэтому

задача

успешной

адаптации

детей

с

различными

потребностями

является важнейшей социально экономической и политической задачей всех

государственных и общественных структур.

В

связи

с

этим

решение

основных

социальных

проблем

детей

с

различными

потребностями,

в

том

числе

их

обучение,

трудоустройство

и

реабилитация позволит во многом не только изменить положение этой группы в

обществе,

но

и

сформировать

определенный

уровень

социокультурной

толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Жизнь не стоит на месте и с большой скоростью движется

вперёд.

Инновационные

технологии

помогают

всесторонне

развить

возможности

ребенка, а также социализировать его в окружающей среде и в

обществе.

Инновационные

технологии

существуют

в

виде

программ,

документов

и

терапевтических

технологий

таких,

как

Арттерапия,

Библиотерапия,

Музыкотерапия, Иппотерапия и многие другие.

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с

особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и

ментального

развития

в

специальных

(коррекционных)

учреждения

I-VIII

видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в

общеобразовательных учреждениях;

-

инклюзивное

обучение,

когда

дети

с

особыми

образовательными

потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Суть инклюзии

в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не

ребенок под систему. Инклюзивное образование- это признание особенностей

развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом,

наиболее подходящим каждому ребенку.

Меня как родителя и педагога больше интересует вопрос инклюзивного

образования детей с особыми потребностями. На сегодняшний день

на мой

взгляд,

это

один

из

правильных

и

действенных

методов

образования

и

воспитания

обычных

детей

с

детьми,

которые

имеют

ограниченные

возможности здоровья. К детям с ограниченными возможностями здоровья

относят: детей-инвалидов; детей с диагнозом умственная отсталость; детей с

нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с

комбинированными нарушениями в развитии.

Инклюзивное

(франц. inclusif - включающий в себя,

от лат. include -

заключаю,

включаю)

или

включенное

образование

это

термин,

который

используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями

в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование - это

процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их

физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены

в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по

месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом

учитываются

их

особые

образовательные

потребности.

То

есть

они

всегда

рядом

с

родителями.

Кроме

того,

им

должна

оказываться

специальная

поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая

исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение

ко

всем

людям,

создаются

особые

условия

для

детей

с

особыми

образовательными потребностями.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего

социального

подхода

нужно

изменять

не

людей

с

ограниченными

возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана

более

развитой,

гуманной

и

эффективной

системой

не

только

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает

право

на

образование

каждому,

независимо

от

степени

его

соответствия

критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности

каждого

из

них

происходит

формирование

личности.

Вместе

с

тем,

дети

находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать

отношения,

совместно

с

учителем

творчески

решать

образовательные

проблемы. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех

детей,

помогает

развить

гуманность,

толерантность,

готовность

помогать

сверстникам.

Но, к большому сожалению, в решении этого важного вопроса есть много

проблем.

Большинство директоров и учителей массовых школ недостаточно

знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в

процесс обучения в классах. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать

права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и

социальной

поддержки.

Обнаруживается

недостаток

профессиональных

компетенций

педагогов

в

работе

в

инклюзивной

среде,

наличие

психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Особую роль в

процессе обучения детей с особыми потребностями играют взаимоотношения

между

педагогами

и

родителями.

Родители

лучше

знают

своего

ребенка,

поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет.

Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с

разных

сторон,

а,

следовательно,

это

позволит

взрослым

понять

индивидуальные

особенности

ребенка,

выявить

его

способности

и

сформировать правильные жизненные ориентиры.

Учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и

ближайшего развития. Педагогу не нужно бояться, что учащийся не сразу

усвоил новый материал. Должно пройти время, совершиться формирование

внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней

социальной

деятельности,

присвоение

жизненного

опыта,

становления

психических функций и развития в целом. Для каждого ребёнка этот временной

период

индивидуален.

Он

может

проходить

сутки,

а

может

занимать

и

несколько

лет.

На

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

учителю

следует

активно

использовать

методы

и

приемы

по

формированию

универсальных

учебных действий у детей. Также немаловажную роль в развитии личности

играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится

умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Учителю необходимо вести работу по развитию познавательных и

творческих способностей у школьников, а также по формированию адекватной

самооценки

и

учебной

мотивации,

используя

упражнения

развивающего

характера.

Учителю

необходимо

осуществлять

особое,

индивидуальное

оценивание ответов учащихся, что предполагает:

- использование индивидуальной шкалы достижений в соответствии с

успехами и затраченными усилиями;

- возможность переделать задание, с которым ребенок не справился;

- обязательно поощрить ребёнка за переделанную работу.

Учителю

необходимо

создавать

благоприятный

психологический

микроклимат в классе;

ориентироваться

на

организацию

успеха

ребёнка

в

учебной

деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.

давать учащимся различные поручения;

задействовать

их

в

мероприятиях,

например,

инсценировках,

танцах, в художественном творчестве;

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие

занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать,

понимать

и

осваивать

новое,

быть

открытыми

и

способными

выражать

собственные

мысли,

уметь

принимать

решения

и

помогать

друг

другу,

формулировать интересы и осознавать возможности. В процессе такой работы

дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного

эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы

добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и

отношений с одноклассниками.

Работа

в

инклюзивном

пространстве

предъявляет

очень

высокие

требования к личности педагога:

Нужно осознанно воспринимать происходящее,

Быть очень ответственным,

Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,

Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,

Обладать

навыками

разрешения

конфликтов,

которые

возникают

неизбежно, ведь участники процесса слишком разные,

Быть терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,

Самостоятельно определять индивидуальную программу обучения при

необходимости.

Выбирать интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное

содержание заданий.

Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и

не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может

почувствовать

себя

защищенным,

любимым

и

желанным.

А

стремление

добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек

поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Каждый ребенок

обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут

зависеть его завтрашние победы и поражения.

Учитель должен быть, прежде всего, человеком, любить не школу, а

детей, приходящих в школу, любить не книги о действительности, а саму

действительность. А как говорит Ш. Амонашвили: « Учитель, будь солнцем,

излучающим

человеческое

тепло,

будь

почвой,

богатой

ферментами

человеческих

чувств,

и

сей

знания

не

только

в

памяти

и

сознании

твоих

учеников, но и в их душах и сердцах».

Литература:

1.

Гордеюк

Т.Н.

Психолого-педагогиче ские

инновации

в

коррекционных

классах.,

Гордеюк

Т.Н.,Егошкина

Л.И.-

Волгоград:

Учитель,2009,232 с.

2.

Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 —

234 с.

3.

Ма л о фе е в

Н . Н .

Д е т и

с

от к л о н е н и я ми

в

р а зв и т и и

в

общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам

обучения [текст],Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина Воспитание

и обучение детей с нарушениями развития. 2010.,№5

4.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и

классного руководителя М., Центр « Педагогический поиск»,2001-160с

5.

Стахов

И.В.

Психологические

основы

педагогического

такта.

Саратов 1972.,344с.

6.

Фатихова, Л.Ф Принципы организации обучения детей с особыми

образовательными

пот ребно стями,

С о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и е ,

психологические и философские аспекты формирования личности в культуре

современной России. Сборник научных трудов под ред. Л.Ф. Баянова, Ю.И.

Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. Бирск:2006,220 с.



В раздел образования