Автор: Филатова Нюргустана Тихоновна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МБОО "ЫКСОШ №1 им. А.И.Софронова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель
Наименование материала: Проект
Тема: "Развивающий и творческий мир лепки из соленого теста и пластилина"
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ ТЕСТА И
ПЛАСТИЛИНА
МБОО
«Ытык-Кюельская
средняя
общеобразовательная
школа №1 им. А.И. Софронова»
Учитель индивидуального обучения Филатова Нюргустана
Тихоновна
Творческое название проекта:
Развивающий и творческий мир в
лепке из теста и пластилина.
Цель проекта:
Развитие детского творчества, чувства
красоты, художественного вкуса и фантазии, создание интереса
к занятиям лепкой.
Основные задачи проекта:
- развить интерес к данному виду деятельности;
-
научить
свободно
пользоваться
способами
лепки
и
выразительными средствами
-
учить
детей
активно
воспринимать
указания
учителя,
проявлять
инициативу
в
поиске
форм,
способов
лепки,
выразительных средств.
- постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему
для
лепки,
пользуясь
впечатлениями
от
воспринятого
посредством
наблюдений
окружающего,
от
слушания
художественной литературы,
рассматривания
иллюстраций
и
восприятия произведений искусства;
Условия реализации проекта:
- Предметно – развивающая среда
- Профессиональная компетентность педагога
Актуальность проекта:
лепка имеет большое значение
для
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Она не только доставляет им
удовольствие, но и способствует укреплению мышц рук,
развитию
гибкости
и
ловкости
пальцев,
а
также
пространственного воображения, всестороннего развития,
все
это
в
свою
очередь,
влияет
на
развитие
речи
и
мышления.
К
тому
же
лепка
благотворно
влияет
на
нервную систему в целом.
Межпредметные связи:
- Художественное творчество
- Социальный мир
- Познание, развитие общего кругозора
- Проект реализуется в совместной деятельности педагога
и детей.
Участники проекта:
-
Ученики с ограниченными возможностями здоровья,
дети - инвалиды
- Педагог
Сроки проекта
– долгосрочный.
Этапы реализации проекта:
На
первом
этапе
тема
раскрывается
и
излагается
в
доступной
для
ребенка
форме,
с
целью
чтобы
формировалось понятие, развивалось творческое начало в
каждом ученике. Наглядно показывается изображение того
или
иного
предмета,
например:
различные
фигурки
зверей, цветы, венки и многое другое. И даются задания,
которые требуют от них первоначальной ориентировки в
творческой деятельности: по установке учителя (сочини,
придумай, найди, измени) дети действуют совместно с
педагогом, проявляя при этом элементы творчества.
На втором этапе дают задания, которые ведут учеников к
целенаправленным
действиям
и
поискам.
Ученик,
действуя
вместе
с
учителем,
начинает
понимать,
что
приобретенные
умения
можно
комбинировать
и
видоизменять.
Третий
этап
–
это
задания,
ведущие
ученика
к
самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в
различных
видах
деятельности,
к
планированию
своих
действий, отбору выразительных средств.
Таким образом, лепка является не только как развивающий вид
деятельности на уроках, но и на внеклассных занятиях в виде
кружка.
Творческая
деятельность
ученика
в
этих
видах
работ
не
обязательно приводит к желаемому результату, но участие в
ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности.
Они
любознательны
и
полны
желания
делать
что-то
интересное.
Для
обеспечения
условий,
необходимых
для
самореализации
в
процессе
деятельности,
необходимо
заботиться
о
том,
чтобы
понятия
и
впечатления,
которые
получают
ученики,
носили
объемный
и
разносторонний
характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей,
тем
они
любознательны,
увлеченные.
Если
дети
сохранят
увлеченность,
то
смогут
не
только
оптимистиче ски
воспринимать
действительность,
но
и
будут
стремиться
к
культурному времяпрепровождению.
Итак, предлагаю тематическое планирование совместно –
партнерской
деятельности
по
лепке
с
учениками
с
ограниченными возможностями здоровья:
Сентябрь
«Золотая осень», «Дары природы»
Октябрь
«Дары осени», «Птицы»
Ноябрь
«Зимушка – зима», «Домашние животные»
Декабрь
«Новогодняя елка», «Сказочные герои»
Январь
«Любимые герои сказок», «Разноцветные фигурки»
Февраль
«Зимние забавы», «Снеговик», «Ко дню 23 февраля»
Март
«Весна», « Ко дню 8 марта», «Волшебные цветы»
Апрель
«Жизнь животных весной»
Май
«Цветущее лето», «Солнышко лучистое»
Предполагаемый результат:
Развитие
самостоятельности,
инициативно сти,
творческих способностей учеников, овладение умениями
и навыками работы с соленым тестом – лепка с натуры,
по представлению, лепка скульптуры из 2 – 3 предметов,
выразительность
образа
пропорции,
способы
лепки
(сплющивание и защипывание, соединение краев теста,
оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание,
примазывание и раскатывание)
Дети постепенно учатся понимать красоту окружающего
мира, у них развивается интерес к жизни и стремление к
прекрасному. Все это положительно влияет на здоровье и
н а
о б щ е е
р а з в и т и е
д е т е й
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями.