Напоминание

"Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у младших дошкольников"


Автор: Головина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ № 140
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у детей

младшего дошкольного возраста

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка

в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается

человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка

развивалась правильно и своевременно.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех

основных психических процессов. Поэтому определение направлений и

условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических

задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

У детей с СНР имеются нарушения всех компонентов речевого

высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.

Нарушения просодической стороны речи у детей с системным недоразвитием

речи проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной

голосоподачи и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости

произношения; темпа речи; ритма речи; интонационной незавершенности

окончания фразы; синтагматического ударения внутри фразы; отсутствии

пауз.

Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в

целом, делая процесс коммуникации более информативным .

Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния

просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности,

ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих

силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти

особенности развития личности детей с СНР приводят к нарушению

социальной адаптации.

Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с

СНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.

Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений по развитию темпо-

ритмической стороны речи для самых маленьких детей. В том числе и для

неговорящих. Упражнения- авторские. Разработанные совместно с учителем-

логопедом Куликовой Е.В. на базе нашего МДОУ.

Ребёнку предлагается картинка. Логопед произносит текст. Ребёнок нажимает

на кнопочки и полосочки и самостоятельно, или совместно с логопедом

произносит знакомые слова в нужном темпе. Ритм задаёт логопед. Например:

Логопед: Машина едет, уходи! Ребёнок: БИ-БИ-БИ БИ-БИ-БИ



В раздел образования