Автор: Головина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ № 140
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у детей
младшего дошкольного возраста
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка
в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается
человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка
развивалась правильно и своевременно.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех
основных психических процессов. Поэтому определение направлений и
условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических
задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
У детей с СНР имеются нарушения всех компонентов речевого
высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи у детей с системным недоразвитием
речи проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной
голосоподачи и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости
произношения; темпа речи; ритма речи; интонационной незавершенности
окончания фразы; синтагматического ударения внутри фразы; отсутствии
пауз.
Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в
целом, делая процесс коммуникации более информативным .
Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния
просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности,
ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих
силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти
особенности развития личности детей с СНР приводят к нарушению
социальной адаптации.
Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с
СНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.
Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений по развитию темпо-
ритмической стороны речи для самых маленьких детей. В том числе и для
неговорящих. Упражнения- авторские. Разработанные совместно с учителем-
логопедом Куликовой Е.В. на базе нашего МДОУ.
Ребёнку предлагается картинка. Логопед произносит текст. Ребёнок нажимает
на кнопочки и полосочки и самостоятельно, или совместно с логопедом
произносит знакомые слова в нужном темпе. Ритм задаёт логопед. Например:
Логопед: Машина едет, уходи! Ребёнок: БИ-БИ-БИ БИ-БИ-БИ