Автор: Рублева Людмила Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБОУ ДОД "Детская школа искусств" Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу развития навыков самостоятельной работы учащихся класса фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Рублева Л.А.
Преподаватель
СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств» Красносельского района
К
вопросу
развития
навыков
самостоятельной
работы
учащихся
класса
фортепиано
Проблема
самостоятельности
ученика
в
обучении
не
теряет
своей
актуальности во все времена. Как развить инициативу в обучении, когда можно
ждать самостоятельной осознанной работы ученика? Ведь от того, как ученик
научится
самостоятельно
работать,
зависит
его
музыкальное
будущее.
Преподаватели
музыкальных
училищ
отмечают,
что
не
все
поступающие
в
училище
умеют
самостоятельно
работать
с
нотным
текстом,
уровень
музыкального мышления отстает от технического развития ученика.
Умение самостоятельно работать очень важно и для музыканта-любителя.
Выучить
новое
произведение,
расширить
свой
репертуар
выпускнику
музыкальной школы не по силам, если он не умеет работать самостоятельно.
Тему воспитания навыков самостоятельной работы раскрывал в своих
методических трудах Щапов А.Н. «Тренировка на уроке, безусловно, необходима
для
нормального
развития
ученика;
недостаточность
ее
приводить
тому,
что
ученик
в
домашней
работе,
не
имея
в
своем
уме
достаточно
отчетливых
критериев,
достигает
лишь
посредственных
результатов.
Однако
педагоги
не
всегда умеют сочетать оказание помощи ученику на уроке с воспитанием навыков
самостоятельной
работы.
Недостаточное
воспитание
этих
навыков
является,
пожалуй, самой слабой стороной практики обучения в фортепианных классах
детских музыкальных школ; они не всегда в достаточной мере формируются даже
на этапе обучения в музыкальном училище. Именно поэтому окончившие курс
обучения нередко бросают личную игру на фортепиано; вся приобретенная ими
за
время
обучения
исполнительская
культура
оказывается
мертвым,
нереализуемым
капиталом,
так
как
они
не
умеют
ее
приложить
к
самостоятельной проработке даже несложной пьесы» [2, С. 40-41].
Самостоятельности нужно учить. Родителям, чьи дети начинают учиться в
музыкальной
школе,
не
надо
надеяться
на
самостоятельность
маленького
ученика.
Обязательно
вместе
с
ребенком
постигать
азы
музыкального
образования.
Вместе
учить
нотную
грамоту,
вместе
сидеть
за
фортепиано,
помогая читать нотный текст и отрабатывая первоначальные приемы игры на
фортепиано. И если маленький ученик начал учить маму или свою куклу, то это
уже начало самостоятельности в обучении. Дать действовать самому ученику, как
только он получил какие-либо знания.
Создание творческой атмосферы и на уроках, и дома является основой к
самостоятельности малыша. Но первый год обучения, когда ребенок еще не умеет
самостоятельно учиться, надо обязательно быть рядом, создавая благоприятную
творческую среду. Очень важно работать с учеником по принципу развивающего
обучения, учитывающего закономерности развития и особенности индивидуума,
когда
учебный
материал
дается
с
учетом
особенностей
восприятия
ученика.
Используя методы развивающего обучения, необходимо заниматься с учеником
чтением с листа, подбором по слуху, транспонированием, импровизацией, то есть
тем, что способствует развитию самостоятельности ученика. На первых уроках
использовать известные всем задания: подобрать или сочинить конец песенки,
сочинить мелодию на текст, понятный ребенку, записать ритмический рисунок
мелодии
и
многие
другие
задания,
которые преподаватель собирает в свою
педагогическую копилку.
Развивающее
обучение
способствует
формированию
и
развитию
познавательных интересов в музыке и в искусстве, развивает мышление, образное
и техническое развитие ученика, помогает в социальной среде.
Итак, развивая инициативу и мышление ученика, слуховую чуткость, мы
развиваем
потребность
к
творчеству
и
самостоятельности.
Е.
Тимакин,
воспитавший блестящих пианистов современности Михаила Плетнева и Иво
Погорелича, в своих трудах подчеркивает, что на начальном этапе работы с
начинающим музыкантом «среди обилия решаемых задач важно не упустить
основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке,
но
и
развивать
интерес
к
музыкальным
занятиям».
Главным
критерием
правильного подхода к ученику является «пробуждение инициативы, активного
стремления к исполнению» [1, С. 7-8].
Чтение с листа, самостоятельность разбора нотного текста всегда требуют
особого труда и внимания ученика. Тимакин советует учить разбору нотного
текста
с
первых
шагов,
предостерегая
при
этом
о
преждевременной
самостоятельности учеников. «Главная цель при этом заключается в том, чтобы
как можно скорее перейти от разрозненного процесса складывания звуков к
слитному процессу исполнения. Достижение связанного процесса (без ошибок и
остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании произведения, а не
заключительного» [1,C.10]. Читать нотный текст не по отдельным нотам, а по
группам
нот,
в
соответствии
с
мелодической
и
гармонической
структурой
музыки»
[1,С.
70].
Ученикам
нравится
читать
нотный
текст
по
фразам
или
мотивам, чередуясь с преподавателем. Слушая звучание мелодии в исполнении
учителя,
дети
учатся
интонировать.
Разбирая
новое
произведение
в
классе,
ученики просят преподавателя исполнить, чтобы легче было читать нотный текст.
Но, на наш взгляд, ученику полезнее самому развивать свой внутренний слух и
при разборе нотного текста самостоятельно складывать мелодию. Работу над
окраской и образностью звучания произведения ученик может делать и дома,
если в классе над этим уже велась работа. Сложнее привить музыкальный вкус и
звуковую
культуру.
Над
этим
надо
работать
в
классе,
хотя,
используя
современные
возможности
интернета,
ученик
может
прослушать
изучаемое
произведение
в
исполнении
своих
сверстников
и
маститых
музыкантов.
Современные информационные технологии расширяют возможности и качество
самостоятельной работы.
От
чего
зависит
эффективность
домашней
работы?
Это
и
домашняя
обстановка, и умение организовать занятия, помощь родителей. Ученик должен
точно
понимать
и
суметь
объяснить,
как
надо
заниматься
дома.
Планируя
домашнюю работу, ученик может сам определить время занятий на фортепиано.
Детям
нравится,
когда
им
доверяют.
Появляется
ответственность
за
свои
действия.
Полезна
цитата Стива
Джобса:
«Работать
нужно не
12
часов,
а
головой!»
Тема организации домашней работы, умения самостоятельно добиваться
результата затрагивается в работах Щапова. «От налаженности самостоятельной
домашней
работы
ученика
зависит
и
содержание,
и
форма
урока».
Щапов
предлагает в начале урока ученику сделать «устный самоотчет» о проделанной
домашней работе, о том, что у него в данной пьесе стало хорошо выходить и что
еще не очень. Можно попросить ученика показать, как он дома работал над
произведением.
Щ а п о в
п и ш е т ,
ч т о на
уроке
«эффективно
использовать
и
полусамостоятельную работу ученика, когда педагог наблюдает и подсказывает
применение того или иного рабочего приема. Это помогает ученику использовать
весь накопленный опыт, научиться выдержки и терпению в работе».
Всем
известно,
что
ученик
может
самостоятельно
выучить
быстро
произведение, которое ему нравится. Это способствует и технической стороне
исполнения. Важна увлеченность ученика, которая проявляется после хорошего
показа педагога, похода в филармонию. Ученик осознавая, что для исполнения
более
сложного
произведения
необходимо
развитие
пианистической
техники,
может часами проводить за инструментом. Задача преподавателя научить ученика
находить нужные пианистические приемы, чтобы не переиграть руки.
Важно
не
давать
знания
в
готовом
виде.
Задавая
вопросы
ученику,
преподаватель
помогает
ученику
самостоятельно
добывать
знания.
Развивая
общекультурный уровень, дать ученику задание найти биографию композитора,
понять самостоятельно историю создания произведения. Сравнить творчество
художников
и
композиторов
той
эпохи,
когда
создавалось
музыкальное
произведение.
Обучаясь игре на фортепиано, развивая самостоятельность мышления,
творческие способности, умение работать с информацией, ученики приобретают
навыки, которые помогают повышать уровень развития личности.
Список литературы
1. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста Методическое пособие Издание 2
е. – М.: Советский композитор. - 1989. – 144 с.
2. Щапов А. Н. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.
Классика 21в. — 2004. – 176 с.