Автор: Полухина Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Волшебная страна"
Населённый пункт: город-курорт Анапа
Наименование материала: Инновационный проект в ДОУ
Тема: "Творческая мастерская "Научи меня, Мама" как одна из форм проектной деятельности по созданию единого образовательного пространства для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Волшебная страна»
муниципального образования
город-курорт Анапа
Инновационный проект
ТЕМА ПРОЕКТА: «Творческая мастерская «Научи меня, Мама»
как одна из форм проектной деятельности по созданию единого
образовательного пространства»
Полухина Ирина Владимировна
старший воспитатель муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 4 «Волшебная страна»
муниципального образования город-курорт Анапа
г-к Анапа, 2017год
2
Содержание
1.
Литературный обзор состояния вопроса……………………………..
3
1.1.
И с т о р и я
т е м ы
п р о е к т а
в
д а н н о м
о б р а з о в а т е л ь н о м
учреждении………………………………………………………………
3
1.2.
История изучения темы проекта в образовательном учреждении и
муниципальном образовании…………………………………………..
5
1.3.
Основные понятия, термины в описании проекта………………..….
7
2.
Психолого-педагогический
портрет
группы
воспитанников,
являющихся
базой
для
формирования
п р ед с т а вл я е м о го
проекта……………………………………..…………………………….
9
3.
Педагогический проект……………………..……………………………..
10
3.1.
Описание
основных
методов
и
методик,
используемых
в
представляемом педагогическом проекте………………………………
10
3.2.
Актуальность педагогического проекта…………………………………
12
3.3.
Научность в представляемом педагогическом проекте…………………
13
3.4.
Результативность педагогического проекта……………………………
14
3.5.
Новизна
(инновационность)
представляемого
педагогического
проекта…………………………………………………………………….
14
3.6.
Технологичность представляемого педагогического проетка………..
15
3.7.
Описание
основных
элементов
представляемого
педагогического
проекта…………………………...............................................................
15
4.
Выводы…………………………………………………………………..
18
3
1.
Литературный обзор состояния вопроса
1.1.История темы проекта в данном образовательном учреждении.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
С рождения каждый ребенок является исследователем. Но, так как самостоя-
тельное исследование ему еще не по силам, то на помощь ему приходят снача-
ла родители и близкие родственники, а затем по мере взросления педагоги. В
дошкольных учреждениях наряду с наглядностью, используется метод поста-
новки вопроса или создание проблемной ситуации, и, как следствие поиски от-
вета или решения проблемы. Однако, все это, носит не системный характер и
как правило применяется в непосредственно образовательной деятельности. И
так, как прогресс не стоит на месте, то вместе с ним педагогами дошкольного
учреждения внедряются все новые направления. Не последнее место принадле-
жит проектной деятельности. Это направление интересно не только педагогам,
но, и детям с родителями.
Проектная деятельность не является принципиально новой в мировой педа-
гогике. Она возникла еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Ее называ-
ли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направ-
ления в философии и образовании, разработанными американским философом
и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи
предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную дея-
тельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Проектная деятельность привлекла внимание и русских педагогов в начале
XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практиче-
ски параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством
русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая груп-
па сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практи-
ке преподавания. В советской педагогике проектная деятельность получила рас-
пространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна-
тьев).
По сути, проектная деятельность не носит инновационный характер, но с
течением времени приобретает несколько иной окрас и требует другого взгляда
на проблему и пути ее решения.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод , что одной из
главных
задач
воспитателя,
является
развитие
умения
мыслить
и
решать
поставленные проблемы не по готовому шаблону, а используя весь имеющийся
4
у детей опыт. Особую роль в познании мира играет семья, поэтому возникла
необходимость привлечь в проектную деятельность родителей воспитанников.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и бу-
дет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в
своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в
д р у ж н о й ,
т ё п л о й
а т м о с ф е р е
д о м а .
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключитель-
ную роль семьи в решении задач воспитания. В статье 18 Закона РФ «Об об-
разовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
р е б ё н к а » .
Работа с родителями - один из труднейших аспектов деятельности воспита-
теля. Она требует огромной подготовки и прежде всего знания психологии и пе-
дагогики. Эффективность работы воспитателя во многом зависит от его умения
находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Толь-
ко зная детей и их родителей, только тогда, когда создашь дружный коллектив,
можно решать задачи обучения и воспитания. Сегодня воспитатель и родители
должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает ра-
венство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотруд-
ничестве, что неизбежно влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия с
семьей. По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинени-
ях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле
самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к
работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и
семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад
служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэто-
му
необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и
семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и
ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям,
не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Именно поэтому, сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов вза-
имодействия, которые позволяют учесть не только актуальные потребности де-
тей и родителей, но и способствуют формированию активной родительской по-
зиции. Эффективно организованное сотрудничество даёт возможность, к по-
строению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает
не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а сознание общих целей,
доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Детский сад и се-
мья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного
делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и роди-
телями. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической дея-
5
тельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном про-
цессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходи-
мо для развития их собственного ребенка.
1.2.История изучения темы проета в образовательном учреждении и
муниципальном образовании.
Изучение
вопроса
реализации
проектной
деятельности
в
нашем
дошкольном
учреждении
проводилось
в
соответствии
с
Годовым
планом
работы МАДОУ д/с № 4 «Волшебная страна» на 2014 – 2015 учебный год. Где
одной из годовых задач, перед педагогическим коллективом, стояла задача
реализация образовательных областей с опорой на проектную деятельность. В
2015 – 2016 учебном году проектная деятельность продолжала реализовываться
в направлении: Реализация методов проектов в игровой деятельности. Изучив
проектную деятельность и проанализировав результаты, мы пришли к выводу,
что проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы с
дошкольниками. Работая над реализацией основной годовой задачи ДОУ, очень
часто приходилось прибегать к помощи родителей.
Но как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить
и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной
работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ,
сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для решения данной проблемы возникла необходимость поиска интересных
форм работы с семьей.
Организация
взаимодействия
с
семьей
–
работа,
не
имеющая
готовых
технологий
и
рецептов.
Её
успех
определяется
интуицией,
инициативой
и
терпением
педагога,
его
умением
стать
профессиональным
помощником
в
семье.
Для
того,
чтобы
спланировать
работу
с
родителями,
надо
хорошо
знать
родителей
своих
воспитанников.
Поэтому
я
начала
с
анализа
социального
состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском
саду.
Проведение
анкетирования,
личных
бесед
на
эту
тему
помогло
мне
правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать
интересные формы взаимодействия с семьей.
Анализ данных социально-демографической карты показал: 79% наших
воспитанников живут в полных семьях, 12 % -в неполных семьях и 9% - живут
с
отчимами.
Контингент
родителей
неоднородный
и
по
образованию
и
по
профессиональной принадлежности (продавцы, служащие, уборщицы, рабочие,
домохозяйки). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее
профессиональное
образование.
33
%
семей
составляют
семьи
с
одним
ребёнком, 67% - с двумя детьми. 27% родителей недостаточно информированы
6
о деятельности ДОУ, 23% родителей колеблются и занимают выжидательную
позицию, 50% - готовы к сотрудничеству.
Получив
реальную
картину,
на
основе
собранных
данных,
я
проанализировала
особенности
структуры
родственных
связей
каждого
ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала
тактику
своего
общения
с
каждым
родителем.
Это
помогло
мне
лучше
ориентироваться
в
педагогических
потребностях
каждой
семьи,
учесть
ее
индивидуальные особенности.
Я
пришла
к
выводу,
что
организованное
сотрудничество
может
дать
импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе,
предполагающей,
не просто совместное участие в воспитании ребенка, а
осознание
общих
целей,
формирование
доверительных
отношений
и
стремление
к
взаимопониманию.
Главное
в
работе
–
завоевать
доверие
и
авторитет,
убедить
родителей
в
важности
и
необходимости
согласованных
действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс
воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. В связи с этим
необходимо было выстроить совершенно новые отношения между родителями,
воспитателями и детьми.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»,
«взаимодействие», «партнерство». Я создаю такие условия в детском саду,
которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными
участниками образовательного процесса. Исходя из этого, я выделила группы
родителей, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный
процесс.
Три группы родителей:
-
родители
–
активисты,
которые
умеют
и
с
удовольствием
участвуют
в
воспитательно-образовательном
процессе,
видят
ценность
любой
работы
детского учреждения;
- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации;
- родители –наблюдатели.
В результате этого произошло и переосмысление понимания типов семей: се-
мьи активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успеш-
ности своих детей;
семьи заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специа-
листов;
семьи равнодушные, живущие по принципу «меня точно так же воспитывали».
Таким образом, у меня появилась возможность дифференцированного подхода к
родителям, выстроилось понимание специфики организации работы проектной
деятельности.
7
1.3.Основные понятия, термины в описании проекта
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт»
–
совокуп-
ность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организа-
ции образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух
и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по
решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и парт-
нерской формой организации (возможность свободного размещения, перемеще-
ния и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает
индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с
воспитанниками. Различают: непосредственно
образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности
взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляе-
мую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных
задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе ре-
жимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и
(или) ухода.
«Воспитание» - деятельность, направленная на развитие личности, создания
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
«Обучение» - целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению
опыта
деятельности,
развитию
способностей,
приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаю-
щихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
«Участники образовательных отношений» - обучающиеся, родители (закон-
ные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работ-
ники и их представители, организации, осуществляющие образовательную дея-
тельность.
«Семья» - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или
усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и
взаимной ответственностью. Выделяют репродуктивную, хозяйственно- эконо-
мическую, воспитательную и досуговую функции семьи.
«Взаимодействие» - философская категория, отражающая процессы воздей-
ствия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение од-
ним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, раз-
8
вития, определяет существование и структурную организацию любой матери-
альной системы.
«Форма» (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации
чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массо-
вые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и
нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со
всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные меро-
приятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и де-
тей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы
с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль
опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время
сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в
дошкольной педагогике принято считать традиционными.
«Сотрудничество» - участие в каком-либо общем деле. 2) Совместные дей-
ствия, деятельность. 3) а) Работа в каком-либо учреждении.
«Партнерство» - тип социального воздействия, ориентирующий участников на
равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса,
оптимизацию отношений.
«Технология» – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организацион-
но- методический инструментарий педагогического процесса.
«Проектный метод « – это метод, идущий от детских потребностей и интере-
сов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется
принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллек-
т и в н о е
и
и н д и в и д у а л ь н о е
в
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о ц е с с е .
«Деятельность» - вид активности человека, направленный на познание и твор-
ческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия сво-
е г о
с у щ е с т в о в а н и я .
«Мотивация» – побуждение к действию.
«Компетенция» (от латинского слова соответствовать, подходить) — способ-
ность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического
опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой обла-
сти.
9
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся
базой для формирования представляемого проета
Опыт формировался на базе компенсирующей группы для детей с нарушением
зрения в дошкольном образовательном учреждении.
Все воспитанники группы в течение всего учебного года, вместе с родителями
принимали участие в проекте: Творческая мастерская «Научи меня, мама».
Количество детей – 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек.
Средний возраст группы на момент начала проекта 4,6 лет.
Почти все дети воспитываются в полных семьях.
Сплоченность детского коллектива находится на среднем уровне, конфликты
редки. Хорошо видна сплоченность ребят во время совместных мероприятий и
дел, а так же во время занятий. Дети с удовольствием приходят друг к другу на
выручку. До начала проекта, родители практически не интересовались жизнью
детей в группе.
Родители
вместе
с
воспитанниками
проявляют
активность
и
творчество
в
проведении различного рода мероприятий. Инициативность, активность, живой
отклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты коллектива
родителей.
Итак,
в
целом
коллектив
группы
целеустремлен,
активно
участвует
в
общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе
есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за
себя и за весь коллектив.
10
3. Педагогический проект.
3.1.
Описание
основных
методов
и
методик,
используемых
в
представляемом педагогическом проета.
В
ФГОС
ДО
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Главный
момент
в
союзе
«семья
–
дошкольное
учреждение»
-
личное
взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов
и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка
в
данной
семье.
Неоценима
помощь
друг
другу
в
понимании
ребенка,
в
решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Поэтому
необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного
процесса (дети, воспитатели, родители) возникла личная готовность открыть
самого себя в какой-то деятельности.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, в дошкольном
учреждении,
способствует
созданию
благоприятного
климата
в
семье,
психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его
пределами.
На
фоне
традиционных
и
нетрадиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи
(посещение
семьи,
педагогические
беседы,
тематические
консультации,
групповые
и
общие
собрания
родителей,
семинары-
практикумы,
круглые
столы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, видео- фрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, а
также многое другое) я выделила технологии и формы, в которых, по моему
мнению, родители могут стать равноправными участниками воспитательно -
образовательного процесса.
К ним относятся :
Технология проектной деятельности
Технология сотрудничества
Творческая мастерская
Наименование
Задачи
Виды деятельности
Технология проектной
деятельности
Организация педагогическо-
го процесса,
основного на взаимодей-
ствии педагога,
родителей и воспитанников
между собой
Технология
сотрудничества
Дать возможность
родителям совместно
с ребенком определить
11
разнообразную творческую
деятельность.
Укрепить партнерство в
системе взаимоотношений
«Взрослый –ребенок» в
результате совместной
деятельности родителей и
детей.
Творческий проект
«Научи меня, мама»
Мастер-классы в рамках
проекта
Организация творческих
выставок
Творческая
мастерская
Обмен опытом и
традициями родителей,
развитие творческих
способностей детей.
Повышение компетентности
родителей в области
педагогических знаний
Виды деятельности с детьми и способы вовлечения родителей в
образовательный процесс
Дети
Родители
Проектная деятельность
- Повышает самостоятельную
активность детей
- Развивает творческое мышление,
- Развивает творческие способности и
коммуникативные навыки, что
позволяет ему успешно
адаптироваться к изменившейся
ситуации
- Формирует навыки
исследовательской деятельности,
-
Р а з в и в а е т
п о з н а в а т е л ь н у ю
активность, самостоятельность,
умение планировать, работать в
коллективе.
- Родители стали
непосредственными участниками
образовательного процесса.
- Повысился авторитет родителей.
- Появился интерес к жизни детей
в детском саду, в семье
- Повысился уровень общения
членов семьи друг с другом.
- Развивались навыки самоанализа
и самооценки, им
предоставлялась возможность
наблюдать за ребенком,
оценивать уровень его развития.
- Расширился кругозор родителей,
- Формировались навыки общения
и взаимодействие родителей с
детьми.
- Родители вовлекаясь в
педагогический процесс ДОУ,
укрепляли заинтересованность в
сотрудничестве с детским садом.
Творческая мастерская «Научи меня, мама»
- Формирует хорошие доверительные
- Побуждают родителей к
12
отношения между детьми и
родителями
- Оказывает положительное влияние
на развитие ребенка и приучает его
сотрудничать.
- Совершенствуются моторные
навыки.
- Формируется воображение.
- Раскрывается творческий
потенциал.
совместной творческой
деятельности с детьми
- Дает возможность семьям
представить положительный
опыт семейного воспитания.
- Помогают детям и родителям
учиться понимать друг друга,
доверять друг другу, стать
настоящими партнерами
3.2 Актуальность педагогического проекта
В
настоящее
время
обозначается
целый
ряд
проблем,
как
в
семейном
воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные
и
общественные
задачи,
таким
образом,
оттеснив
родителей
не
только
от
воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив
целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и
специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и
сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными
запросами, а также между семейными и производственными обязанностями
женщины
снижают
статус
матери,
а
«отцовство,
как
важнейший
институт
социализации, фактически погублен».
3.
Кроме
того,
понизился
авторитет
детских
учреждений,
так
как
появилось
множество
организаций
дополнительного
образования,
где,
как
считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду, а детский
сад посещают от случая к случаю.
4.
Детские
сады
продолжают
оставаться
закрытыми
учреждениями,
родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения
детей
в
детском
саду,
поэтому
часто
родители
глухи
к
советам,
просьбам
воспитателей,
не
идут
на
контакт.
Родители
выступают
сторонними
наблюдателями, т.е. безразличными.
5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они
вкладывают
средства
в
развитие
ДОУ,
высказывают
свои
предложения,
пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и
здесь
возникает
проблема:
такой
«социальный
заказ»
ограничен
музыкой,
танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».
6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно
завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать
от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение
писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с
13
ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не
занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится,
радуется, что ему дорого, чем гордится и другое, то есть вопросы воспитания
родители считают лишними.
7. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками,
сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в
развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не
озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на
проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что
провоцирует развитие неврозов у детей.
Актуальность проблемы заключается в том, что выше обозначенные
проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе
сотрудничества,
содружества,
взаимопомощи,
что
в
итоге
приведет
к
созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие
успешной
педагогической
деятельности
дошкольного
учреждения
на
современном
этапе
модернизации
системы
образования.
Сотрудничество,
сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий,
но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность
общаться. И наша задача как педагога донести до родителей простую истину:
какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт
не столько о его количестве, сколько о качестве.
Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но не сблизиться с
ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останется у
него на всю жизнь…
Таким образом, возникла необходимость разработки и внедрения формы
работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения.
Я предположила что, одной из таких форм взаимодействия семьи и детского
сада
может стать такая форма работы, как детско-родительская творческая
мастерская
в
рамках
проектной
деятельности.
Конечно,
огромную
роль
в
создании
и
функционировании
детско-родительской
творческой
мастерской
играет
деятельность
педагога
–
воспитателя.
Опыт
показывает,
что
при
заинтересованном неформальном общении исчезает беспокойство родителей,
появляется чувство доверия к педагогу и готовности к взаимодействию с ним.
Для детей и родителей такое взаимодействие с воспитателем, прежде всего,
условие успешной адаптации к условиям детского сада, создание и укрепление
дружного коллектива детей и взрослых.
3.3. Научность в представляемом педагогическом проекте
Научность
работы
определяется
соответствием
мате р и а ло в
основополагающим
положениям,
принципам,
подходам
современной
14
педагогики
и
психологии
в
вопросах
взаимодействия
семьи
и
детского
образовательного учреждения.
Система
работы,
по
взаимодействию
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения
построена
с
опорой
на
исследования
наших
отечественных педагогов и психологов.
3.4. Результативность педагогического проекта
Большинство родителей осознали важность сотрудничества с воспитателем и
другими специалистами ДОУ.
Родители
Начало
2016-2017
учебного года
Конец 2016 - 2017
учебного года
Активные
25%
60%
Исполнители
35%
30%
Наблюдатели
40%
10%
Таким
образом,
работая
в
данном
направлении,
мне
удалось
реализовать
поставленные
цели
и
задачи.
Показателем
эффективности
взаимодействия
педагогов
и
родителей
является
проявление
интереса
родителей
к
педагогическому процессу ДОУ. У родителей
повысилась
активность на
уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в
организации образовательного процесса и различных мероприятий. Родители
пришли к
осознанию своей ответственности в воспитании ребёнка путем
создания единого образовательного пространства и социального партнерства
детского сада и семьи.
Анкетирование родителей показало, что многие из них смогли повысить
свою компетентность в воспитании детей, а также уровень педагогических
знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения
и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки,
взаимопроникновения
в
проблемы
друг
друга.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического проекта
Приоритет
семейного
воспитания
требует
новых
отношений
семьи
и
дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями
«сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Изменения,
происходящие
в
дошкольном
образовании,
формируют
предпосылки
для
поиска
новых,
современных
методов
сотрудничества
с
родителями.
15
Существует много разных форм взаимодействия с семьями воспитанников:
посещение
семьи,
педагогические
беседы,
тематические
консультации,
групповые
и
общие
собрания
родителей,
семинары-
практикумы,
мастер-
классы, круглые столы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей,
видео-
фрагменты
организации
различных
видов
деятельности,
режимных
моментов, игровых образовательных ситуаций и так далее.
На
фоне
традиционных
и
нетрадиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи
я
выделила виды деятельности , в которых, по моему мнению, родители могут
стать равноправными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Такие как:
- Совместные проекты;
- Творческая мастерская «Научи меня, мама»
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с мамой.
3.6. Технологичность представляемого педагогического проета
Опыт
рамках
организации
проекта
Творческой
мастерской
представляет
особую значимость для педагогов детских садов. Современная семья в силу
социально-
экономических
потрясений
в
стране
испытывает
большие
трудности. В виду большой занятости родителей, они не имеют возможности
заниматься самообразованием в данном направлении с детьми. Кому как не
педагогам следует оказывать качественную помощь родителям в этом вопросе.
В ходе проекта разработаны: анкеты для родителей, план работы Творческой
мастерской
«Научи
меня,
мама»,
конспекты
родительских
мастер-классов
,
выставки работ детей и родителей .
Проект апробирован и позволит профессионально и систематически подойти к
решению проблемы взаимодействия с семьей в рамках ДОУ.
3.7.Описание основных элементов представляемого проекта.
Цель работы: создание единого образовательного пространства детского сада и
семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Задачи:
1.
Внедрить нетрадиционные формы работы с семьѐй.
2.
Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения
родителей.
3.
Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье
детском саду.
Для скоординированной и эффективной работы детского сада и родителей я
подобрала и использовала разнообразные формы работы с родителями, которые
представлены в таблице.
16
Форма
работы
Задачи
Способы
взаимодействия с
родителями
Анкетировани
е
Взаимодействие с родителями
для изучения их семейной
микросреды, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка
в детском саду, о проблемах
воспитания и развития ребенка,
Ответы родителей на
вопросы
анкеты
возникающих
в
с е м ь е ,
с
ц е л ь ю
п р а в и л ь н о
выстроить
работу
с
родителями,
сделать ее эффективной, подобрать
интересные формы взаимодействия
с семьей.
Ответы
родителей
на
вопросы анкеты
Выставки
детских
работ,
изготовленных
в м е с т е
с
родителями
Привлечь родителей к активному
участию в воспитательно-
образовательном процессе.
Вовлечение
семьи
в
единое образовательное
пространство через
выполнение совместных
продуктивных
р а б от
дома
Долгосрочный
п р о е к т
–
Творческая
мастерская
«Научи
меня,
мама»
С д е л а т ь
р о д и т е л е й
непосредственными участниками
о б р а зо ват е л ь н о го
п р о ц е с с а ,
обогатить их педагогический
опыт, открыть неизвестные
стороны собственного ребенка,
испытать
чувство
удовлетворения
от своих успехов и успехов ребенка.
Совместная творческая и
познавательная
деятельность:
изготовление
поделок,
подарков, необходимого
материа ла
по
т е м е ,
составление конспектов
Поставив
перед
собой
цель:
сформировать
единое
образовательное
пространство
«семья
-
детский
сад»,
подразумевающего
взаимодействие,
сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении
дошкольного детства ребенка, я применила технологию вовлечения родителей в
педагогический процесс, которую можно отразить следующей формулой:
Воспитатель Родитель- понимаю- принимаю –помогаю-участвую
Дети
17
Из данной формулы вытекает, что воспитатель и родители являются партнерами
в воспитании детей. Воспитатель в форме партнерской деятельности помогает
родителям общаться с детьми, применять методы воспитания, соответствующие
возрасту детей; предоставляет возможность получить практические знания, для
развития познавательных способностей, изобразительных навыков и т.д.
Родители
уверены
в
том,
что
ДОУ
всегда
поможет
им
в
решении
педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут
учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Я, в свою очередь, получаю поддержку и понимание со стороны родителей в
решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся
дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Одной
из
эффективных
форм
взаимодействия
с
родителями
при
включении
их
в
образовательное
пространство
детского
сада,
по
моему
мнению,
стал
долгосрочный
проект,
который
мы
назвали
Творческая
мастерская «Научи меня, мама». Родители активно включились в организацию и
проведение творческой мастерской. Данный вид работы был выбран вместе с
родителями на общем собрании. Вторым этапом совместно с мамами были
разработаны план проведения и конспекты планируемых мастер-классов. Была
рассмотрена,
обсуждена
литература
соответствующая
тематикам
мастер-
классов. Также принят во внимание
опыт других детских садов. И работа
началась.
Согласно плана, родители готовили и проводили творческие
мастер-
классы с детьми. Применяли различные педагогические приемы, попробовали
себя в роли педагога. Дети всегда с нетерпением ждали и ждут новых, можно
сказать
приключений,
которые
им
предложат
не
кто
иной,
а
мама.
Массу
положительных эмоций получили не только дети, но и их родители. Все мастер-
классы были запланированы во вторую половину дня и родители и дети в
результате не только не торопились домой, а активно включались в процесс
творчества
вместе
с
детьми.
В
результате
активность
и
инициативность
родителей
повысилась.
В
настоящее
время
сами
родители
предлагают
дальнейшее развитие работы творческой мастерской «Научи меня, мама» и
продление проекта на более длительный срок. Родители стали более активно
включаться
в
процесс
творчества
и
участвовать
в
различных
конкурсах
и
выставках. Родители не только стараются
участвовать, но и распространять
опыт своей работы с детьми в детском саду в средствах массой информации
публикуя статьи.
Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашей группе,
а родители - активные участники. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это
надо и где я могу эти знания применять» — вот основной тезис современного
понимания процесса взаимодействия педагог-родитель-ребенок.
18
4.Выводы
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения
детей, ускоряет процесс формирования компетенций, способствует росту
авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой
такого
единства
являются
педагогические
знания
родителей,
их
осведомленность
о
работе
дошкольных
учреждений.
Таким
образом,
выстроенный диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве,
содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, способствует формированию
одинаковых требований , методов и приемов в воспитании детей в кругу семьи
и
ДОУ.
Вспомним
высказывание
Бориса
Кригера
«
Нет
ничего
хуже,
чем
воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна
дверь в этом мире, полном замков и запоров.» В ходе проекта педагогами и
родителями подобран один общий ключ, который помог нам открыть много
дверей для своих детей.
19
Библиографический список
1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное
учреждение и семья- единое пространство детского развититя: методическое
руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ М.:
ЛИНКА- ПРЕСС, 2001.-224с.
2.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений Пособие
для работников дошкольных образовательных учреждений. - /М. - 2002. - 120 с.
3. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей: Диагностика,
планирование , конспекты лекций, консультации, мониторинг/М.: ТЦ Сфера,
2005.-112 с./Cерия «Библиотека руководителя ДОУ»
4.Дронь А.В., Данилюк О.В. «Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников». Программа «Ребенок-педагог- родитель»/ СПБ.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-96 с.
5 . Х а б а р о ва
Т. В .
« П ед а го г и ч е с к и е
т ех н ол о г и и
в
д о ш ко л ь н о м
образовании»/СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-80 с.
6. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.
1994г.
7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
8. Сертакова Н.М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей: метод. пособие.-/ СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-80 с.