Напоминание

"Творческая мастерская "Научи меня, Мама" как одна из форм проектной деятельности по созданию единого образовательного пространства для детей с ОВЗ"


Автор: Полухина Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Волшебная страна"
Населённый пункт: город-курорт Анапа
Наименование материала: Инновационный проект в ДОУ
Тема: "Творческая мастерская "Научи меня, Мама" как одна из форм проектной деятельности по созданию единого образовательного пространства для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Волшебная страна»

муниципального образования

город-курорт Анапа

Инновационный проект

ТЕМА ПРОЕКТА: «Творческая мастерская «Научи меня, Мама»

как одна из форм проектной деятельности по созданию единого

образовательного пространства»

Полухина Ирина Владимировна

старший воспитатель муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 4 «Волшебная страна»

муниципального образования город-курорт Анапа

г-к Анапа, 2017год

2

Содержание

1.

Литературный обзор состояния вопроса……………………………..

3

1.1.

И с т о р и я

т е м ы

п р о е к т а

в

д а н н о м

о б р а з о в а т е л ь н о м

учреждении………………………………………………………………

3

1.2.

История изучения темы проекта в образовательном учреждении и

муниципальном образовании…………………………………………..

5

1.3.

Основные понятия, термины в описании проекта………………..….

7

2.

Психолого-педагогический

портрет

группы

воспитанников,

являющихся

базой

для

формирования

п р ед с т а вл я е м о го

проекта……………………………………..…………………………….

9

3.

Педагогический проект……………………..……………………………..

10

3.1.

Описание

основных

методов

и

методик,

используемых

в

представляемом педагогическом проекте………………………………

10

3.2.

Актуальность педагогического проекта…………………………………

12

3.3.

Научность в представляемом педагогическом проекте…………………

13

3.4.

Результативность педагогического проекта……………………………

14

3.5.

Новизна

(инновационность)

представляемого

педагогического

проекта…………………………………………………………………….

14

3.6.

Технологичность представляемого педагогического проетка………..

15

3.7.

Описание

основных

элементов

представляемого

педагогического

проекта…………………………...............................................................

15

4.

Выводы…………………………………………………………………..

18

3

1.

Литературный обзор состояния вопроса

1.1.История темы проекта в данном образовательном учреждении.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

С рождения каждый ребенок является исследователем. Но, так как самостоя-

тельное исследование ему еще не по силам, то на помощь ему приходят снача-

ла родители и близкие родственники, а затем по мере взросления педагоги. В

дошкольных учреждениях наряду с наглядностью, используется метод поста-

новки вопроса или создание проблемной ситуации, и, как следствие поиски от-

вета или решения проблемы. Однако, все это, носит не системный характер и

как правило применяется в непосредственно образовательной деятельности. И

так, как прогресс не стоит на месте, то вместе с ним педагогами дошкольного

учреждения внедряются все новые направления. Не последнее место принадле-

жит проектной деятельности. Это направление интересно не только педагогам,

но, и детям с родителями.

Проектная деятельность не является принципиально новой в мировой педа-

гогике. Она возникла еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Ее называ-

ли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направ-

ления в философии и образовании, разработанными американским философом

и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи

предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную дея-

тельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Проектная деятельность привлекла внимание и русских педагогов в начале

XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практиче-

ски параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством

русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая груп-

па сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практи-

ке преподавания. В советской педагогике проектная деятельность получила рас-

пространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна-

тьев).

По сути, проектная деятельность не носит инновационный характер, но с

течением времени приобретает несколько иной окрас и требует другого взгляда

на проблему и пути ее решения.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод , что одной из

главных

задач

воспитателя,

является

развитие

умения

мыслить

и

решать

поставленные проблемы не по готовому шаблону, а используя весь имеющийся

4

у детей опыт. Особую роль в познании мира играет семья, поэтому возникла

необходимость привлечь в проектную деятельность родителей воспитанников.

С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и бу-

дет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в

своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в

д р у ж н о й ,

т ё п л о й

а т м о с ф е р е

д о м а .

Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключитель-

ную роль семьи в решении задач воспитания. В статье 18 Закона РФ «Об об-

разовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального

р а з в и т и я

л и ч н о с т и

р е б ё н к а » .

Работа с родителями - один из труднейших аспектов деятельности воспита-

теля. Она требует огромной подготовки и прежде всего знания психологии и пе-

дагогики. Эффективность работы воспитателя во многом зависит от его умения

находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Толь-

ко зная детей и их родителей, только тогда, когда создашь дружный коллектив,

можно решать задачи обучения и воспитания. Сегодня воспитатель и родители

должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает ра-

венство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотруд-

ничестве, что неизбежно влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия с

семьей. По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинени-

ях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле

самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к

работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и

семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад

служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэто-

му

необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и

семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и

ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям,

не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Именно поэтому, сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов вза-

имодействия, которые позволяют учесть не только актуальные потребности де-

тей и родителей, но и способствуют формированию активной родительской по-

зиции. Эффективно организованное сотрудничество даёт возможность, к по-

строению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает

не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а сознание общих целей,

доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Детский сад и се-

мья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного

делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и роди-

телями. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической дея-

5

тельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном про-

цессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходи-

мо для развития их собственного ребенка.

1.2.История изучения темы проета в образовательном учреждении и

муниципальном образовании.

Изучение

вопроса

реализации

проектной

деятельности

в

нашем

дошкольном

учреждении

проводилось

в

соответствии

с

Годовым

планом

работы МАДОУ д/с № 4 «Волшебная страна» на 2014 – 2015 учебный год. Где

одной из годовых задач, перед педагогическим коллективом, стояла задача

реализация образовательных областей с опорой на проектную деятельность. В

2015 – 2016 учебном году проектная деятельность продолжала реализовываться

в направлении: Реализация методов проектов в игровой деятельности. Изучив

проектную деятельность и проанализировав результаты, мы пришли к выводу,

что проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы с

дошкольниками. Работая над реализацией основной годовой задачи ДОУ, очень

часто приходилось прибегать к помощи родителей.

Но как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить

и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной

работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ,

сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения данной проблемы возникла необходимость поиска интересных

форм работы с семьей.

Организация

взаимодействия

с

семьей

работа,

не

имеющая

готовых

технологий

и

рецептов.

Её

успех

определяется

интуицией,

инициативой

и

терпением

педагога,

его

умением

стать

профессиональным

помощником

в

семье.

Для

того,

чтобы

спланировать

работу

с

родителями,

надо

хорошо

знать

родителей

своих

воспитанников.

Поэтому

я

начала

с

анализа

социального

состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском

саду.

Проведение

анкетирования,

личных

бесед

на

эту

тему

помогло

мне

правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать

интересные формы взаимодействия с семьей.

Анализ данных социально-демографической карты показал: 79% наших

воспитанников живут в полных семьях, 12 % -в неполных семьях и 9% - живут

с

отчимами.

Контингент

родителей

неоднородный

и

по

образованию

и

по

профессиональной принадлежности (продавцы, служащие, уборщицы, рабочие,

домохозяйки). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее

профессиональное

образование.

33

%

семей

составляют

семьи

с

одним

ребёнком, 67% - с двумя детьми. 27% родителей недостаточно информированы

6

о деятельности ДОУ, 23% родителей колеблются и занимают выжидательную

позицию, 50% - готовы к сотрудничеству.

Получив

реальную

картину,

на

основе

собранных

данных,

я

проанализировала

особенности

структуры

родственных

связей

каждого

ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала

тактику

своего

общения

с

каждым

родителем.

Это

помогло

мне

лучше

ориентироваться

в

педагогических

потребностях

каждой

семьи,

учесть

ее

индивидуальные особенности.

Я

пришла

к

выводу,

что

организованное

сотрудничество

может

дать

импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе,

предполагающей,

не просто совместное участие в воспитании ребенка, а

осознание

общих

целей,

формирование

доверительных

отношений

и

стремление

к

взаимопониманию.

Главное

в

работе

завоевать

доверие

и

авторитет,

убедить

родителей

в

важности

и

необходимости

согласованных

действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс

воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. В связи с этим

необходимо было выстроить совершенно новые отношения между родителями,

воспитателями и детьми.

Новизна

этих

отношений

определяется

понятиями

«сотрудничество»,

«взаимодействие», «партнерство». Я создаю такие условия в детском саду,

которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными

участниками образовательного процесса. Исходя из этого, я выделила группы

родителей, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный

процесс.

Три группы родителей:

-

родители

активисты,

которые

умеют

и

с

удовольствием

участвуют

в

воспитательно-образовательном

процессе,

видят

ценность

любой

работы

детского учреждения;

- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой

мотивации;

- родители –наблюдатели.

В результате этого произошло и переосмысление понимания типов семей: се-

мьи активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успеш-

ности своих детей;

семьи заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специа-

листов;

семьи равнодушные, живущие по принципу «меня точно так же воспитывали».

Таким образом, у меня появилась возможность дифференцированного подхода к

родителям, выстроилось понимание специфики организации работы проектной

деятельности.

7

1.3.Основные понятия, термины в описании проекта

«Федеральный

государственный

образовательный

стандарт»

совокуп-

ность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к

профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

в сфере образования.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организа-

ции образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух

и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по

решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и парт-

нерской формой организации (возможность свободного размещения, перемеще-

ния и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает

индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с

воспитанниками. Различают: непосредственно

образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности

взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляе-

мую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных

задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе ре-

жимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и

(или) ухода.

«Воспитание» - деятельность, направленная на развитие личности, создания

условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

«Обучение» - целенаправленный процесс организации деятельности

обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,

приобретению

опыта

деятельности,

развитию

способностей,

приобретению

опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаю-

щихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

«Участники образовательных отношений» - обучающиеся, родители (закон-

ные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работ-

ники и их представители, организации, осуществляющие образовательную дея-

тельность.

«Семья» - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или

усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и

взаимной ответственностью. Выделяют репродуктивную, хозяйственно- эконо-

мическую, воспитательную и досуговую функции семьи.

«Взаимодействие» - философская категория, отражающая процессы воздей-

ствия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение од-

ним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, раз-

8

вития, определяет существование и структурную организацию любой матери-

альной системы.

«Форма» (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации

чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массо-

вые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и

нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со

всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные меро-

приятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и де-

тей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы

с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль

опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время

сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в

дошкольной педагогике принято считать традиционными.

«Сотрудничество» - участие в каком-либо общем деле. 2) Совместные дей-

ствия, деятельность. 3) а) Работа в каком-либо учреждении.

«Партнерство» - тип социального воздействия, ориентирующий участников на

равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса,

оптимизацию отношений.

«Технология» – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организацион-

но- методический инструментарий педагогического процесса.

«Проектный метод « – это метод, идущий от детских потребностей и интере-

сов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется

принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллек-

т и в н о е

и

и н д и в и д у а л ь н о е

в

о б р а з о в а т е л ь н о м

п р о ц е с с е .

«Деятельность» - вид активности человека, направленный на познание и твор-

ческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия сво-

е г о

с у щ е с т в о в а н и я .

«Мотивация» – побуждение к действию.

«Компетенция» (от латинского слова соответствовать, подходить) — способ-

ность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического

опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой обла-

сти.

9

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся

базой для формирования представляемого проета

Опыт формировался на базе компенсирующей группы для детей с нарушением

зрения в дошкольном образовательном учреждении.

Все воспитанники группы в течение всего учебного года, вместе с родителями

принимали участие в проекте: Творческая мастерская «Научи меня, мама».

Количество детей – 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек.

Средний возраст группы на момент начала проекта 4,6 лет.

Почти все дети воспитываются в полных семьях.

Сплоченность детского коллектива находится на среднем уровне, конфликты

редки. Хорошо видна сплоченность ребят во время совместных мероприятий и

дел, а так же во время занятий. Дети с удовольствием приходят друг к другу на

выручку. До начала проекта, родители практически не интересовались жизнью

детей в группе.

Родители

вместе

с

воспитанниками

проявляют

активность

и

творчество

в

проведении различного рода мероприятий. Инициативность, активность, живой

отклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты коллектива

родителей.

Итак,

в

целом

коллектив

группы

целеустремлен,

активно

участвует

в

общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе

есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за

себя и за весь коллектив.

10

3. Педагогический проект.

3.1.

Описание

основных

методов

и

методик,

используемых

в

представляемом педагогическом проета.

В

ФГОС

ДО

говорится,

что

работа

с

родителями

должна

иметь

дифференцированный

подход,

учитывать

социальный

статус,

микроклимат

семьи,

родительские

запросы

и

степень

заинтересованности

родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Главный

момент

в

союзе

«семья

дошкольное

учреждение»

-

личное

взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов

и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка

в

данной

семье.

Неоценима

помощь

друг

другу

в

понимании

ребенка,

в

решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Поэтому

необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного

процесса (дети, воспитатели, родители) возникла личная готовность открыть

самого себя в какой-то деятельности.

Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, в дошкольном

учреждении,

способствует

созданию

благоприятного

климата

в

семье,

психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его

пределами.

На

фоне

традиционных

и

нетрадиционных

форм

работы

ДОУ

и

семьи

(посещение

семьи,

педагогические

беседы,

тематические

консультации,

групповые

и

общие

собрания

родителей,

семинары-

практикумы,

круглые

столы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, видео- фрагменты

организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, а

также многое другое) я выделила технологии и формы, в которых, по моему

мнению, родители могут стать равноправными участниками воспитательно -

образовательного процесса.

К ним относятся :

Технология проектной деятельности

Технология сотрудничества

Творческая мастерская

Наименование

Задачи

Виды деятельности

Технология проектной

деятельности

Организация педагогическо-

го процесса,

основного на взаимодей-

ствии педагога,

родителей и воспитанников

между собой

Технология

сотрудничества

Дать возможность

родителям совместно

с ребенком определить

11

разнообразную творческую

деятельность.

Укрепить партнерство в

системе взаимоотношений

«Взрослый –ребенок» в

результате совместной

деятельности родителей и

детей.

Творческий проект

«Научи меня, мама»

Мастер-классы в рамках

проекта

Организация творческих

выставок

Творческая

мастерская

Обмен опытом и

традициями родителей,

развитие творческих

способностей детей.

Повышение компетентности

родителей в области

педагогических знаний

Виды деятельности с детьми и способы вовлечения родителей в

образовательный процесс

Дети

Родители

Проектная деятельность

- Повышает самостоятельную

активность детей

- Развивает творческое мышление,

- Развивает творческие способности и

коммуникативные навыки, что

позволяет ему успешно

адаптироваться к изменившейся

ситуации

- Формирует навыки

исследовательской деятельности,

-

Р а з в и в а е т

п о з н а в а т е л ь н у ю

активность, самостоятельность,

умение планировать, работать в

коллективе.

- Родители стали

непосредственными участниками

образовательного процесса.

- Повысился авторитет родителей.

- Появился интерес к жизни детей

в детском саду, в семье

- Повысился уровень общения

членов семьи друг с другом.

- Развивались навыки самоанализа

и самооценки, им

предоставлялась возможность

наблюдать за ребенком,

оценивать уровень его развития.

- Расширился кругозор родителей,

- Формировались навыки общения

и взаимодействие родителей с

детьми.

- Родители вовлекаясь в

педагогический процесс ДОУ,

укрепляли заинтересованность в

сотрудничестве с детским садом.

Творческая мастерская «Научи меня, мама»

- Формирует хорошие доверительные

- Побуждают родителей к

12

отношения между детьми и

родителями

- Оказывает положительное влияние

на развитие ребенка и приучает его

сотрудничать.

- Совершенствуются моторные

навыки.

- Формируется воображение.

- Раскрывается творческий

потенциал.

совместной творческой

деятельности с детьми

- Дает возможность семьям

представить положительный

опыт семейного воспитания.

- Помогают детям и родителям

учиться понимать друг друга,

доверять друг другу, стать

настоящими партнерами

3.2 Актуальность педагогического проекта

В

настоящее

время

обозначается

целый

ряд

проблем,

как

в

семейном

воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные

и

общественные

задачи,

таким

образом,

оттеснив

родителей

не

только

от

воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив

целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и

специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и

сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными

запросами, а также между семейными и производственными обязанностями

женщины

снижают

статус

матери,

а

«отцовство,

как

важнейший

институт

социализации, фактически погублен».

3.

Кроме

того,

понизился

авторитет

детских

учреждений,

так

как

появилось

множество

организаций

дополнительного

образования,

где,

как

считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду, а детский

сад посещают от случая к случаю.

4.

Детские

сады

продолжают

оставаться

закрытыми

учреждениями,

родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения

детей

в

детском

саду,

поэтому

часто

родители

глухи

к

советам,

просьбам

воспитателей,

не

идут

на

контакт.

Родители

выступают

сторонними

наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они

вкладывают

средства

в

развитие

ДОУ,

высказывают

свои

предложения,

пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и

здесь

возникает

проблема:

такой

«социальный

заказ»

ограничен

музыкой,

танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».

6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно

завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать

от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение

писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с

13

ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не

занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится,

радуется, что ему дорого, чем гордится и другое, то есть вопросы воспитания

родители считают лишними.

7. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками,

сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в

развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не

озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на

проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что

провоцирует развитие неврозов у детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что выше обозначенные

проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе

сотрудничества,

содружества,

взаимопомощи,

что

в

итоге

приведет

к

созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие

успешной

педагогической

деятельности

дошкольного

учреждения

на

современном

этапе

модернизации

системы

образования.

Сотрудничество,

сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий,

но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность

общаться. И наша задача как педагога донести до родителей простую истину:

какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт

не столько о его количестве, сколько о качестве.

Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но не сблизиться с

ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останется у

него на всю жизнь…

Таким образом, возникла необходимость разработки и внедрения формы

работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения.

Я предположила что, одной из таких форм взаимодействия семьи и детского

сада

может стать такая форма работы, как детско-родительская творческая

мастерская

в

рамках

проектной

деятельности.

Конечно,

огромную

роль

в

создании

и

функционировании

детско-родительской

творческой

мастерской

играет

деятельность

педагога

воспитателя.

Опыт

показывает,

что

при

заинтересованном неформальном общении исчезает беспокойство родителей,

появляется чувство доверия к педагогу и готовности к взаимодействию с ним.

Для детей и родителей такое взаимодействие с воспитателем, прежде всего,

условие успешной адаптации к условиям детского сада, создание и укрепление

дружного коллектива детей и взрослых.

3.3. Научность в представляемом педагогическом проекте

Научность

работы

определяется

соответствием

мате р и а ло в

основополагающим

положениям,

принципам,

подходам

современной

14

педагогики

и

психологии

в

вопросах

взаимодействия

семьи

и

детского

образовательного учреждения.

Система

работы,

по

взаимодействию

семьи

и

дошкольного

образовательного

учреждения

построена

с

опорой

на

исследования

наших

отечественных педагогов и психологов.

3.4. Результативность педагогического проекта

Большинство родителей осознали важность сотрудничества с воспитателем и

другими специалистами ДОУ.

Родители

Начало

2016-2017

учебного года

Конец 2016 - 2017

учебного года

Активные

25%

60%

Исполнители

35%

30%

Наблюдатели

40%

10%

Таким

образом,

работая

в

данном

направлении,

мне

удалось

реализовать

поставленные

цели

и

задачи.

Показателем

эффективности

взаимодействия

педагогов

и

родителей

является

проявление

интереса

родителей

к

педагогическому процессу ДОУ. У родителей

повысилась

активность на

уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в

организации образовательного процесса и различных мероприятий. Родители

пришли к

осознанию своей ответственности в воспитании ребёнка путем

создания единого образовательного пространства и социального партнерства

детского сада и семьи.

Анкетирование родителей показало, что многие из них смогли повысить

свою компетентность в воспитании детей, а также уровень педагогических

знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения

и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки,

взаимопроникновения

в

проблемы

друг

друга.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического проекта

Приоритет

семейного

воспитания

требует

новых

отношений

семьи

и

дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями

«сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Изменения,

происходящие

в

дошкольном

образовании,

формируют

предпосылки

для

поиска

новых,

современных

методов

сотрудничества

с

родителями.

15

Существует много разных форм взаимодействия с семьями воспитанников:

посещение

семьи,

педагогические

беседы,

тематические

консультации,

групповые

и

общие

собрания

родителей,

семинары-

практикумы,

мастер-

классы, круглые столы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей,

видео-

фрагменты

организации

различных

видов

деятельности,

режимных

моментов, игровых образовательных ситуаций и так далее.

На

фоне

традиционных

и

нетрадиционных

форм

работы

ДОУ

и

семьи

я

выделила виды деятельности , в которых, по моему мнению, родители могут

стать равноправными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Такие как:

- Совместные проекты;

- Творческая мастерская «Научи меня, мама»

- Выставки детских работ, изготовленных вместе с мамой.

3.6. Технологичность представляемого педагогического проета

Опыт

рамках

организации

проекта

Творческой

мастерской

представляет

особую значимость для педагогов детских садов. Современная семья в силу

социально-

экономических

потрясений

в

стране

испытывает

большие

трудности. В виду большой занятости родителей, они не имеют возможности

заниматься самообразованием в данном направлении с детьми. Кому как не

педагогам следует оказывать качественную помощь родителям в этом вопросе.

В ходе проекта разработаны: анкеты для родителей, план работы Творческой

мастерской

«Научи

меня,

мама»,

конспекты

родительских

мастер-классов

,

выставки работ детей и родителей .

Проект апробирован и позволит профессионально и систематически подойти к

решению проблемы взаимодействия с семьей в рамках ДОУ.

3.7.Описание основных элементов представляемого проекта.

Цель работы: создание единого образовательного пространства детского сада и

семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Задачи:

1.

Внедрить нетрадиционные формы работы с семьѐй.

2.

Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения

родителей.

3.

Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье

детском саду.

Для скоординированной и эффективной работы детского сада и родителей я

подобрала и использовала разнообразные формы работы с родителями, которые

представлены в таблице.

16

Форма

работы

Задачи

Способы

взаимодействия с

родителями

Анкетировани

е

Взаимодействие с родителями

для изучения их семейной

микросреды, их настроя и

ожиданий от пребывания ребенка

в детском саду, о проблемах

воспитания и развития ребенка,

Ответы родителей на

вопросы

анкеты

возникающих

в

с е м ь е ,

с

ц е л ь ю

п р а в и л ь н о

выстроить

работу

с

родителями,

сделать ее эффективной, подобрать

интересные формы взаимодействия

с семьей.

Ответы

родителей

на

вопросы анкеты

Выставки

детских

работ,

изготовленных

в м е с т е

с

родителями

Привлечь родителей к активному

участию в воспитательно-

образовательном процессе.

Вовлечение

семьи

в

единое образовательное

пространство через

выполнение совместных

продуктивных

р а б от

дома

Долгосрочный

п р о е к т

Творческая

мастерская

«Научи

меня,

мама»

С д е л а т ь

р о д и т е л е й

непосредственными участниками

о б р а зо ват е л ь н о го

п р о ц е с с а ,

обогатить их педагогический

опыт, открыть неизвестные

стороны собственного ребенка,

испытать

чувство

удовлетворения

от своих успехов и успехов ребенка.

Совместная творческая и

познавательная

деятельность:

изготовление

поделок,

подарков, необходимого

материа ла

по

т е м е ,

составление конспектов

Поставив

перед

собой

цель:

сформировать

единое

образовательное

пространство

«семья

-

детский

сад»,

подразумевающего

взаимодействие,

сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении

дошкольного детства ребенка, я применила технологию вовлечения родителей в

педагогический процесс, которую можно отразить следующей формулой:

Воспитатель Родитель- понимаю- принимаю –помогаю-участвую

Дети

17

Из данной формулы вытекает, что воспитатель и родители являются партнерами

в воспитании детей. Воспитатель в форме партнерской деятельности помогает

родителям общаться с детьми, применять методы воспитания, соответствующие

возрасту детей; предоставляет возможность получить практические знания, для

развития познавательных способностей, изобразительных навыков и т.д.

Родители

уверены

в

том,

что

ДОУ

всегда

поможет

им

в

решении

педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут

учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Я, в свою очередь, получаю поддержку и понимание со стороны родителей в

решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся

дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Одной

из

эффективных

форм

взаимодействия

с

родителями

при

включении

их

в

образовательное

пространство

детского

сада,

по

моему

мнению,

стал

долгосрочный

проект,

который

мы

назвали

Творческая

мастерская «Научи меня, мама». Родители активно включились в организацию и

проведение творческой мастерской. Данный вид работы был выбран вместе с

родителями на общем собрании. Вторым этапом совместно с мамами были

разработаны план проведения и конспекты планируемых мастер-классов. Была

рассмотрена,

обсуждена

литература

соответствующая

тематикам

мастер-

классов. Также принят во внимание

опыт других детских садов. И работа

началась.

Согласно плана, родители готовили и проводили творческие

мастер-

классы с детьми. Применяли различные педагогические приемы, попробовали

себя в роли педагога. Дети всегда с нетерпением ждали и ждут новых, можно

сказать

приключений,

которые

им

предложат

не

кто

иной,

а

мама.

Массу

положительных эмоций получили не только дети, но и их родители. Все мастер-

классы были запланированы во вторую половину дня и родители и дети в

результате не только не торопились домой, а активно включались в процесс

творчества

вместе

с

детьми.

В

результате

активность

и

инициативность

родителей

повысилась.

В

настоящее

время

сами

родители

предлагают

дальнейшее развитие работы творческой мастерской «Научи меня, мама» и

продление проекта на более длительный срок. Родители стали более активно

включаться

в

процесс

творчества

и

участвовать

в

различных

конкурсах

и

выставках. Родители не только стараются

участвовать, но и распространять

опыт своей работы с детьми в детском саду в средствах массой информации

публикуя статьи.

Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашей группе,

а родители - активные участники. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это

надо и где я могу эти знания применять» — вот основной тезис современного

понимания процесса взаимодействия педагог-родитель-ребенок.

18

4.Выводы

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения

детей, ускоряет процесс формирования компетенций, способствует росту

авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой

такого

единства

являются

педагогические

знания

родителей,

их

осведомленность

о

работе

дошкольных

учреждений.

Таким

образом,

выстроенный диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве,

содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, способствует формированию

одинаковых требований , методов и приемов в воспитании детей в кругу семьи

и

ДОУ.

Вспомним

высказывание

Бориса

Кригера

«

Нет

ничего

хуже,

чем

воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна

дверь в этом мире, полном замков и запоров.» В ходе проекта педагогами и

родителями подобран один общий ключ, который помог нам открыть много

дверей для своих детей.

19

Библиографический список

1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное

учреждение и семья- единое пространство детского развититя: методическое

руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ М.:

ЛИНКА- ПРЕСС, 2001.-224с.

2.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений Пособие

для работников дошкольных образовательных учреждений. - /М. - 2002. - 120 с.

3. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей: Диагностика,

планирование , конспекты лекций, консультации, мониторинг/М.: ТЦ Сфера,

2005.-112 с./Cерия «Библиотека руководителя ДОУ»

4.Дронь А.В., Данилюк О.В. «Взаимодействие ДОУ с родителями

дошкольников». Программа «Ребенок-педагог- родитель»/ СПБ.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-96 с.

5 . Х а б а р о ва

Т. В .

« П ед а го г и ч е с к и е

т ех н ол о г и и

в

д о ш ко л ь н о м

образовании»/СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-80 с.

6. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.

1994г.

7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

8. Сертакова Н.М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения с семьей: метод. пособие.-/ СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-80 с.



В раздел образования