Напоминание

"Юные краеведы"


Автор: Ветошкина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Сош №33
Населённый пункт: Республика Коми, г.Сыктывкар
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Юные краеведы"
Раздел: начальное образование





Назад




Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности учащихся 4 «а» класса "Юные краеведы" Составила: Ветошкина Елена Николаевна МАОУ СОШ № 33 г. Сыктывкар
2016-2017 учебный год


1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа «Юные краеведы» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к культуре, традициям коми народа, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:формирование у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, поэтому для решения данных задач программа «Юные краеведы» является актуальной Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, встреч, круглых столов, викторин, праздничных мероприятий, олимпиад, соревнований, поисковых исследований. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Данная программа по внеурочной деятельности организуется по- духовно- нравственному ( этнокультурному) направлению
Цель
: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности через проектную деятельность краеведческой направленности .
Задачи:
 воспитывать патриотизм и гражданственность у обучающихся через краеведческие знания о Республике Коми, г. Сыктывкаре, родной школе.  активизировать поисковую деятельность учащихся.  выработка умений по ведению исследовательской и проектной работы в области краеведения.  формировать у обучающихся навыков информационной культуры.
 использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.  развивать позитивное отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности краеведческой направленности, способствующим воспитанию гражданственности и патриотизма.  Повышать активность обучающихся через участия в интеллектуально- творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх краеведческой направленности.


Основные принципы программы
1. Включение учащихся в активную деятельность. 2. Доступность и наглядность. 3. Связь теории с практикой. 4. Учёт возрастных особенностей. 5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому).




Предполагаемые результаты реализации программы

1.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни):
приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей малой родины; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.

Результаты

второго

уровня

(формирование

позитивного

отношения

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в

целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.

Результаты

третьего

уровня

(приобретение

школьником

опыта

самостоятельного

социального

действия):
школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю) Сроки реализации: 1 год Возраст детей: 10 – 11 лет Набор детей: свободный Состав группы: постоянный Занятия: групповые
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности для 4 класса

«Юные краеведы»

с определением основных видов деятельности обучающихся
№ Дат а Тема Ко л- во час ов Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Мой родной Коми край - 9 часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Республика Коми- часть России. Карта нашей Республики 1 Знакомит (общие сведения) с историей РК, организует работу с картой России и РК. Слушают инструктаж по Т/Б, расписываются в журнале. Принимают участие в беседе, определяют место РК на карте России. Формирование умения слушать, общаться. 2 Символы РК 1 Беседа с элементами теста на знание символов РК .Предлагает поработать над мини – проектом «Символы РК» Участвуют Обсуждают план действия, распределяют задания по группам, ищут информацию по теме, работают над созданием слайдов презентации Формирование умения работать с картами, вести диалог. 3 Работа над мини – проектом «Символы РК» 1 Организует проектную деятельность Работают над созданием слайдов презентации «СимволыРК» Формирование опыта по организации совместной деятельности с другими обучающимися 4 Формы поверхности РК. 1 Просмотр презентационного ролика о РК Правила конструктивной групповой работы.. Формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Развитие интереса к изучению истории родного края
5 Водоемы Коми Края 1 Организует проектную деятельность Работают над созданием общей презентации «Водоемы РК» Правила конструктивной групповой работы. Формирование умения работать в команде, оценивать свои способности и вклад в общее дело. 6 Города РК 1 Показывает фоторяд –города РК, онлайн- викторина о городах РК по сайту библиотеки Маршака Участвуют в обсуждении увиденного. Работают в группах, распределяют задания. Ведут поиск информации в сети Интернет, в энциклопедиях, литературных источниках в школьной библиотеке, создают фотофильм о Сыктывкаре Приобретение школьниками социальных знаний, об основах разработки проектов, понимание реальности и повседневной жизни. 7 Игра «Что? Где? Когда»( по карте РК) 1 Организует игру Работают над созданием слайдов презентации, создают общую презентацию Учатся работать в группах Планирование. Прогнозирование. Сотрудничество. 8 Памятники природы областного значения и охраняемые территории РК Предлагает посмотреть фильм о Печоро- Илычском заповеднике и Национальном Парке «Югыд ва» подсказывает, где найти информацию и фотографии по обсуждаемой теме Ведут поиск информации в сети Интернет, в энциклопедиях, литературных источниках в школьной библиотеке, отбирают нужную информацию. Планирование. Прогнозирование. Сотрудничество. 9 Экскурсия в Краеведческий музей РК 1 Организует экскурсию Повторяют правила поведения в автобусе, в музее Формирование умения работать в команде, оценивать свои способности и вклад в общее дело. История родного края - 11 часов 10 Коми край в древности 1 Знакомит (общие сведения) с историей РК, Участвуют в беседе, определяют место Района на карте России и РК. Формирование умения работать с картами, вести диалог. 11 Обращение коми народа в 1 Знакомство с отрывками книги Знакомятся с первым коми алфавитом и с Формирование опыта по организации
христианскую веру. Стефан Пермский Е.Габовой «Дети древней земли», жизнью Стефана Пермского и его азбукой помощью его пробуют написать коми пословицы. совместной деятельности с другими обучающимися. Формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Развитие интереса к изучению истории родного края 12 Быт коми народа. 1 Контролирует работу в группах Организует показ предметов старины Изучают предметы старины «музейного уголка» класса Формирование умения работать в команде, оценивать свои способности и вклад в общее дело. 13 Работа над мини – проектом «О чем молчат экспонаты старины?» 1 Организует работу групп. В ходе беседы закрепляют знания о предметах быта. Расширение представлений обучающихся о жизни предков 14 Приглашаем к нам в «музейный уголок» 1 Организует посещение выставки для малышей Проводят экскурсию по предметам старины, рассказывают об экспонатах «музейного уголка» Формирование основ коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение) 15 Как в старину учились. 1 Организует экскурсию в школьный музей Знакомятся с коми пословицами об учебе; готовят инсценировки по произведениям В. Савина «Как учились в старину» Формирование умения работать в команде, оценивать свои способности и вклад в общее дело,развивать творческие способности 16 Экскурсия в музей просвещения при СГУ 1 Организует экскурсию Участвуют в беседе по теме, повторяют правила поведения в общественных местах Воспитание нравственных чувств и убеждений, патриотизма и гражданственности 17 Игра –викторина «Знаешь ли ты свой край» 1 Организует игру- викторину. Объясняет правила викторины . Проводит викторину Распределяются на команды, отвечают на поставленные педагогом вопросы, анализируют ответы. Формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Развитие интереса к изучению истории родного края Формирование умения работать в команде, оценивать свои способности и вклад в общее дело. 18 Герои Советского Союза РК 1 Организует беседу о героях - Готовят сообщения о фронтовиках Формирование умения работать в команде,
земляках оценивать свои способности и вклад в общее дело. 19 Работа над мини – проектом «Наши земляки – герои Советского Союза» 1 Контролирует работу в группах Организует работу в группах и парах Работают над созданием презентации Поиск и отбор нужной информации. Формируют навыки публичного выступления 20 Презентация проекта о земляках – героях в школьном музее 1 Рассказывает об участниках локальных войн, учащихся СОШ33 Выступают с презентацией по теме, учатся отвечать на вопросы педагога. Воспитание нравственных чувств и убеждений, патриотизма и гражданственности Природа родного края- 7часов 21 Лес - зеленое богатство Коми края. Охрана лесных богатств. 1 Организует просмотр презентации «Зеленое море тайги» Участвуют в просмотре и беседе по теме презентации. Готовят сообщения о редких растениях и животных РК Воспитание нравственных чувств и убеждений. Воспитание любви к малой родине. Развитие диалогической речи. 22 Тундра. Ижемцы- оленеводы. 1 Организует работу по теме занятия, рисование костюма оленевода Рисуют костюм оленевода, чум Воспитание нравственных чувств и убеждений. Воспитание любви к малой родине. 23 Экологические проблемы в РК 1 Организует презентацию по теме занятия. Просмотр видеоролика по теме. Оформляют экологические плакаты Воспитание нравственных чувств и убеждений. Воспитание любви к природе. 24 Экологическая игра « Зов Пармы» 1 Организует игру, знакомит с правилами Делятся на команды, готовят девизы, эмблемы Планирование. Сотрудничество. Взаимодействие 25 Виртуальная экскурсия по Сыктывкару. Организует работу по теме занятия, ставит проблему чистоты в городе, в микрорайоне Работают над созданием презентации. Расширение представлений обучающихся о достопримечательност ях родного края. Формирование интернет – компетенций 26 Экскурсия к Обелиску павшим солдатам п.Лесозавод 1 Организует посещение, рассказывает историю Обелиска Участвуют и беседе по теме, дома узнают у родителей о родных, участниках ВОВ Развитие диалогической речи, воспитание патриотического чувства 27 Экскурсия в мини- зоопарк при станции юннатов 1 Организует экскурсию Участвуют в экскурсии, делают фотографии Расширение представлений обучающихся о достопримечательност
ях родного края, формирование умения вести фотосъемку. История школы - часть истории республики.-7часов 28 «О чем расскажет старое фото» 1 Организует работу Отбирают фотографии для фотовыставки для «Встречи поколений» в школьном музее. Формирование навыков коллективной работы. 29 «О чем расскажет старое фото» 1 Организует работу по теме занятия Оформляют фотовыставку Формирование навыков коллективной работы. 30- 31 Встреча поколений- вечер встречи с родителями- бывшими учащимися нашей школы 2 Проводит встречу с учителями – ветеранами, выпускниками школы разных лет Участвуют во встрече, знакомятся с выпускниками школы 60 годов, задают вопросы, делают диктофонные записи, фотографируют Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества к Отечеству, к другими людям. Закрепляют правила фиксирования воспоминаний. Развитие диалогической речи 32 Встреча поколений Составление заметки для СМИ 1 Организует работу по систематизации материалов встречи Поколений Пишут заметку для СМИ –в газету «Радуга», обрабатывают фотографии. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества к Отечеству, к другим людям. Закрепляют правила фиксирования воспоминаний, развивают навыки литературного творчества 33 Оформление альбома «Встреча поколений» 1 Организует работу по теме занятия Оформляют альбом, печатают фото, подписи к ним. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества к Отечеству, к другими людям 34 Итоговый урок. «Моя малая родина» Проводит диагностику Отвечают на вопросы, делают диктофонные записи Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества к Отечеству, к другим людям Всего часов за год 34


В раздел образования