Автор: Ветошкина Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Сош №33 Населённый пункт: Республика Коми, г.Сыктывкар Наименование материала: программа внеурочной деятельности Тема: "Юные краеведы" Раздел: начальное образование
Календарно-тематическое планирование по
внеурочной деятельности учащихся
4 «а» класса "Юные краеведы"
Составила:
Ветошкина Елена Николаевна
МАОУ СОШ № 33
г. Сыктывкар
2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная
деятельность
понимается
сегодня
преимущественно
как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно
полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения
происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая
программа
создает
условия
для
социального,
культурного
и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка,
её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа «Юные краеведы» педагогически целесообразна, так как способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые
не
всегда
удаётся
рассмотреть
на
уроке,
развитию
у
детей
интереса
к
культуре,
традициям коми народа, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой
обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном
этапе развития нашего общества являются:формирование у обучающихся гражданской
ответственности,
духовности
и
культуры,
инициативности,
самостоятельности,
способности к успешной социализации в обществе, поэтому для решения данных
задач программа «Юные краеведы» является актуальной
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, встреч, круглых столов, викторин,
праздничных мероприятий, олимпиад, соревнований, поисковых исследований.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы
он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Данная
программа
по
внеурочной
деятельности
организуется
по-
духовно-
нравственному ( этнокультурному) направлению
Цель : создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности
школьника на основе развития его индивидуальности через проектную деятельность
краеведческой направленности .
Задачи:
воспитывать
патриотизм
и
гражданственность
у
обучающихся
через
краеведческие знания о Республике Коми, г. Сыктывкаре, родной школе.
активизировать поисковую деятельность учащихся.
выработка
умений
по
ведению
исследовательской
и
проектной
работы
в
области краеведения.
формировать у обучающихся навыков информационной культуры.
использование
Интернет
и
информационных
технологий
в
изучение
краеведения.
развивать
позитивное
отношения
к
общеинтеллектуальным
видам
деятельности краеведческой направленности, способствующим воспитанию
гражданственности и патриотизма.
Повышать
активность
обучающихся
через
участия
в
интеллектуально-
творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных
играх краеведческой направленности.
Основные принципы программы
1.
Включение учащихся в активную деятельность.
2.
Доступность и наглядность.
3.
Связь теории с практикой.
4.
Учёт возрастных особенностей.
5.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность
и
последовательность
деятельности
(от
простого
к
сложому).
Предполагаемые результаты реализации программы
1.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания
социальной
реальности
и
повседневной
жизни): приобретение
школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; об
истории
своей
малой
родины;
о
правилах
конструктивной
групповой
работы:
об
основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой
деятельности;
о
способах
самостоятельного
поиска,
нахождения
и
обработки
информации; о правилах проведения исследования.
2.
Результаты
второго
уровня
(формирование
позитивного
отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему
миру.
3.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного
социального
действия): школьник
может
приобрести
опыт
исследовательской
деятельности;
опыт
публичного
выступления;
опыт
самообслуживания,
самоорганизации
и
организации
совместной
деятельности
с
другими детьми.
Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю)
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 10 – 11 лет
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности для 4 класса
«Юные краеведы»
с определением основных видов деятельности обучающихся
№
Дат
а
Тема
Ко
л-
во
час
ов
Деятельность
учителя
(осуществляемые
действия)
Деятельность
учащихся
(осуществляемые
действия)
Формируемые умения
Мой родной Коми край - 9 часов
1
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Республика Коми-
часть России. Карта
нашей Республики
1
Знакомит (общие
сведения) с
историей РК,
организует работу
с картой России и
РК.
Слушают
инструктаж по Т/Б,
расписываются в
журнале.
Принимают участие
в беседе, определяют
место РК на карте
России.
Формирование умения
слушать, общаться.
2
Символы РК
1
Беседа с
элементами теста
на знание
символов РК
.Предлагает
поработать над
мини – проектом
«Символы РК»
Участвуют
Обсуждают план
действия,
распределяют
задания по группам,
ищут информацию
по теме, работают
над созданием
слайдов презентации
Формирование умения
работать с картами,
вести диалог.
3
Работа над мини –
проектом «Символы
РК»
1
Организует
проектную
деятельность
Работают над
созданием слайдов
презентации
«СимволыРК»
Формирование опыта
по организации
совместной
деятельности с
другими
обучающимися
4
Формы поверхности
РК.
1
Просмотр
презентационного
ролика о РК
Правила
конструктивной
групповой работы..
Формирование у
обучающихся
навыков
информационной
культуры. Развитие
интереса к изучению
истории родного края
5
Водоемы Коми Края
1
Организует
проектную
деятельность
Работают над
созданием общей
презентации
«Водоемы РК»
Правила
конструктивной
групповой работы.
Формирование умения
работать в команде,
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело.
6
Города РК
1
Показывает
фоторяд –города
РК, онлайн-
викторина о
городах РК по
сайту библиотеки
Маршака
Участвуют в
обсуждении
увиденного.
Работают в группах,
распределяют
задания. Ведут
поиск информации в
сети Интернет, в
энциклопедиях,
литературных
источниках в
школьной
библиотеке, создают
фотофильм о
Сыктывкаре
Приобретение
школьниками
социальных знаний,
об основах разработки
проектов, понимание
реальности и
повседневной жизни.
7
Игра «Что? Где?
Когда»( по карте РК)
1
Организует игру
Работают над
созданием слайдов
презентации,
создают общую
презентацию
Учатся работать в
группах
Планирование.
Прогнозирование.
Сотрудничество.
8
Памятники природы
областного значения
и охраняемые
территории РК
Предлагает
посмотреть фильм
о Печоро-
Илычском
заповеднике и
Национальном
Парке «Югыд ва»
подсказывает, где
найти
информацию и
фотографии по
обсуждаемой теме
Ведут поиск
информации в сети
Интернет, в
энциклопедиях,
литературных
источниках в
школьной
библиотеке,
отбирают нужную
информацию.
Планирование.
Прогнозирование.
Сотрудничество.
9
Экскурсия в
Краеведческий
музей РК
1
Организует
экскурсию
Повторяют правила
поведения в
автобусе, в музее
Формирование умения
работать в команде,
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело.
История родного края - 11 часов
10
Коми край в
древности
1
Знакомит (общие
сведения) с
историей РК,
Участвуют в беседе,
определяют место
Района на карте
России и РК.
Формирование умения
работать с картами,
вести диалог.
11
Обращение коми
народа в
1
Знакомство с
отрывками книги
Знакомятся с первым
коми алфавитом и с
Формирование опыта
по организации
христианскую веру.
Стефан Пермский
Е.Габовой «Дети
древней земли»,
жизнью Стефана
Пермского и его
азбукой
помощью его
пробуют написать
коми пословицы.
совместной
деятельности с
другими
обучающимися.
Формирование у
обучающихся
навыков
информационной
культуры. Развитие
интереса к изучению
истории родного края
12
Быт коми народа.
1
Контролирует
работу в группах
Организует показ
предметов
старины
Изучают предметы
старины «музейного
уголка» класса
Формирование умения
работать в команде,
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело.
13
Работа над мини –
проектом «О чем
молчат экспонаты
старины?»
1
Организует работу
групп.
В ходе беседы
закрепляют знания о
предметах быта.
Расширение
представлений
обучающихся о
жизни предков
14
Приглашаем к нам в
«музейный уголок»
1
Организует
посещение
выставки для
малышей
Проводят экскурсию
по предметам
старины,
рассказывают об
экспонатах
«музейного уголка»
Формирование основ
коммуникативной
культуры (умеет
слушать и слышать
собеседника,
высказывать свое
мнение)
15
Как в старину
учились.
1
Организует
экскурсию в
школьный музей
Знакомятся с коми
пословицами об
учебе; готовят
инсценировки по
произведениям В.
Савина «Как
учились в старину»
Формирование умения
работать в команде,
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело,развивать
творческие
способности
16
Экскурсия в музей
просвещения при
СГУ
1
Организует
экскурсию
Участвуют в беседе
по теме, повторяют
правила поведения в
общественных
местах
Воспитание
нравственных чувств
и убеждений,
патриотизма и
гражданственности
17
Игра –викторина
«Знаешь ли ты свой
край»
1
Организует игру-
викторину.
Объясняет
правила
викторины .
Проводит
викторину
Распределяются на
команды, отвечают
на поставленные
педагогом вопросы,
анализируют ответы.
Формирование у
обучающихся
навыков
информационной
культуры. Развитие
интереса к изучению
истории родного края
Формирование умения
работать в команде,
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело.
18
Герои Советского
Союза РК
1
Организует беседу
о героях -
Готовят сообщения о
фронтовиках
Формирование умения
работать в команде,
земляках
оценивать свои
способности и вклад в
общее дело.
19
Работа над мини –
проектом «Наши
земляки – герои
Советского Союза»
1
Контролирует
работу в группах
Организует
работу в группах и
парах
Работают над
созданием
презентации
Поиск и отбор
нужной
информации.
Формируют навыки
публичного
выступления
20
Презентация
проекта о земляках –
героях в школьном
музее
1
Рассказывает об
участниках
локальных войн,
учащихся СОШ33
Выступают с
презентацией по
теме, учатся отвечать
на вопросы педагога.
Воспитание
нравственных чувств
и убеждений,
патриотизма и
гражданственности
Природа родного края- 7часов
21
Лес - зеленое
богатство Коми
края. Охрана лесных
богатств.
1
Организует
просмотр
презентации
«Зеленое море
тайги»
Участвуют в
просмотре и беседе
по теме презентации.
Готовят сообщения о
редких растениях и
животных РК
Воспитание
нравственных чувств
и убеждений.
Воспитание любви к
малой родине.
Развитие
диалогической речи.
22
Тундра. Ижемцы-
оленеводы.
1
Организует работу
по теме занятия,
рисование
костюма
оленевода
Рисуют костюм
оленевода, чум
Воспитание
нравственных чувств
и убеждений.
Воспитание любви к
малой родине.
23
Экологические
проблемы в РК
1
Организует
презентацию по
теме занятия.
Просмотр
видеоролика по
теме.
Оформляют
экологические
плакаты
Воспитание
нравственных чувств
и убеждений.
Воспитание любви к
природе.
24
Экологическая игра
« Зов Пармы»
1
Организует игру,
знакомит с
правилами
Делятся на команды,
готовят девизы,
эмблемы
Планирование.
Сотрудничество.
Взаимодействие
25
Виртуальная
экскурсия по
Сыктывкару.
Организует работу
по теме занятия,
ставит проблему
чистоты в городе,
в микрорайоне
Работают над
созданием
презентации.
Расширение
представлений
обучающихся о
достопримечательност
ях родного края.
Формирование
интернет –
компетенций
26
Экскурсия к
Обелиску павшим
солдатам
п.Лесозавод
1
Организует
посещение,
рассказывает
историю Обелиска
Участвуют и беседе
по теме, дома узнают
у родителей о
родных, участниках
ВОВ
Развитие
диалогической речи,
воспитание
патриотического
чувства
27
Экскурсия в мини-
зоопарк при станции
юннатов
1
Организует
экскурсию
Участвуют в
экскурсии, делают
фотографии
Расширение
представлений
обучающихся о
достопримечательност
ях родного края,
формирование умения
вести фотосъемку.
История школы - часть истории республики.-7часов
28
«О чем расскажет
старое фото»
1
Организует работу
Отбирают
фотографии для
фотовыставки для
«Встречи
поколений» в
школьном музее.
Формирование
навыков коллективной
работы.
29
«О чем расскажет
старое фото»
1
Организует работу
по теме занятия
Оформляют
фотовыставку
Формирование
навыков коллективной
работы.
30-
31
Встреча поколений-
вечер встречи с
родителями-
бывшими
учащимися нашей
школы
2
Проводит встречу
с учителями –
ветеранами,
выпускниками
школы разных лет
Участвуют во
встрече, знакомятся
с выпускниками
школы 60 годов,
задают вопросы,
делают диктофонные
записи,
фотографируют
Формирование
позитивного
отношения к базовым
ценностям нашего
общества к Отечеству,
к другими людям.
Закрепляют правила
фиксирования
воспоминаний.
Развитие
диалогической речи
32
Встреча поколений
Составление
заметки для СМИ
1
Организует работу
по систематизации
материалов
встречи
Поколений
Пишут заметку для
СМИ –в газету
«Радуга»,
обрабатывают
фотографии.
Формирование
позитивного
отношения к базовым
ценностям нашего
общества к Отечеству,
к другим людям.
Закрепляют правила
фиксирования
воспоминаний,
развивают навыки
литературного
творчества
33
Оформление
альбома «Встреча
поколений»
1
Организует работу
по теме занятия
Оформляют альбом,
печатают фото,
подписи к ним.
Формирование
позитивного
отношения к базовым
ценностям нашего
общества к Отечеству,
к другими людям
34
Итоговый урок.
«Моя малая родина»
Проводит
диагностику
Отвечают на
вопросы, делают
диктофонные записи
Формирование
позитивного
отношения к базовым
ценностям нашего
общества к Отечеству,
к другим людям
Всего часов за год
34