Автор: Заколодкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Мошковский детский сад "Улыбка" комбинированного вида
Населённый пункт: р.п.Мошково, Новосибирская область
Наименование материала: проект
Тема: "Бабушкины сказки"
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-этический проект
«Бабушкины сказки»
для детей второй младшей группы
Идея проекта:
Данный проект в канун празднования Международного женского дня, я
решила посвятить старшим членам семьи – бабушкам. Идея разработки подобного
проекта обусловлена не только наступлением праздника, но и осмыслением того
факта, что многие современные дети испытывают дефицит общения со старшим
поколением. Проект должен укрепить эти связи.
ЦЕЛЬ: подчеркнуть роль старшего поколения в воспитании ребенка –
дошкольника
Задачи проекта:
Расширить знания детей о семье.
Помочь ребенку узнать больше о своей бабушке, о ее увлечениях.
Сформировать
у
дошкольников
нравственные
ценности
через
воспитание ответственного отношения к семье, доступного для их
понимания.
Воспитывать
любовь
и
уважение
к
членам
семьи,
заботливое
отношение к близким людям.
Воспитывать
благодарность
к
бабушкам
через
использование
речевых
и
художественно-эстетических
средств
для
повышения
авторитета
бабушки
и
формирования
ее
образа,
как
социально-
значимой личности.
Укреплять связи между поколениями.
Участники проекта:
дети второй младшей группы, их бабушки, родители, педагоги.
Срок реализации: 2 месяца.
Проблема проекта:
Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль
в ней часто играют бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе
с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. К.Д.Ушинский
назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих
и знающих п о
о п ы т у т о н ко с т и
в о с п и т а н и я , «природными
русскими
педагогами». Не в каждой семье есть дедушка, а вот бабушка есть у каждого
ребенка,
да
еще
и
не
одна.
Бабушка
после родителей
-
это самый родной
для ребенка человек. Все дети в группе знают, как зовут маму и папу, но вот
назвать бабушку по имени многие затруднялись. Задача родителей и педагогов
показать детям, что бабушки – не просто бабушки, жизнь которых ограничена
домашними заботами, что не всегда ценит маленький ребенок, а еще бабушка-
труженица. Она работает не только на работе, но и дома у нее много забот и
хлопот. А еще у каждой бабушки есть занятие для души, о котором не каждый
ребенок знает.
"Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом
бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица. Но бабушка является
не
только
хранительницей
очага,
но
и
соединяющим
звеном
поколений
и
традиций, она глубже понимает смысл сказок и, рассказывая их внукам, передает
им
нравственные
традиции,
учит
через сказку
законам
добра
и
красоты.
Учеными доказано, что чтение сказок, особенно дошкольникам, необходимо для
развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки
героев,
тренирует
внимание,
память,
развивает
речь.
А
сказка,
прочитанная
бабушкой, или придуманная ей оставит неизгладимый след в сердце маленького
человека.
Этапы реализации нравственно-этического проекта
«Бабушкины сказки»
Этапы
Деятельность
педагога
Деятельность детей
Деятельность
родителей
1 этап
Подготовительный
Погружение в
проблему,
постановка задач
Знакомит родителей,
бабушек с идеей
проекта. Готовит
консультацию для
родителей «Роль
сказки в развитии
ребенка». Помогает
каждой бабушке
подобрать сказку
или игру для
проведения
совместного досуга
со всеми детьми
группы. Подбирает
стихи и песни про
бабушек.
Прослушивание
песен различных
исполнителей про
бабушку.
Изучают домашние
фотоальбомы,
запоминают имя и
отчество бабушки,
готовят краткий
рассказ о своей
бабушке.
Знакомятся с
проектом,
предлагают свои
идеи. Подбирают
фотографии, готовят
представление для
детей «Моя бабушка
лучшая на свете»
2 этап
Продуктивный
Организация
практической
работы над проектом
Проводит беседы с
детьми. Вносит
изменения в
развивающую среду.
Разучивает с детьми
стихи и песни о
бабушке. Оказывает
помощь бабушкам в
Каждый ребенок
рассказывает о своей
бабушке.
Разучивают стихи,
песни о бабушке.
Рисуют свою
бабушку вместе с
родителями. Делают
Принимают участие
в подготовке
выставки «У
бабушки руки
золотые»
их совместной
деятельности с
детьми. Готовит
необходимые
материалы для
изготовления
открытки для
бабушки.
Фотографирует
детей для
оформления зала.
подарки.
3 этап
Обобщающий
Систематизация
информации
Оформляют
выставку «У
бабушки руки
золотые».
Организуют работу
по подготовке
чествования
бабушек. Готовит
детей вместе с
музыкальным
руководителем и
вторым педагогом к
празднику бабушек.
Готовит атрибуты
для кукольного
театра.
Изготавливают
пригласительные для
праздника бабушек.
Помогают детям,
педагогам. Готовят
кукольный театр
«Чья бабушка
лучше». Готовят
чаепитие.
4 этап
Заключительный
Организует
совместный досуг
родителей, бабушек
и детей с
приглашением
сотрудников
детского сада.
Подводит детей к
формулированию
общих выводов.
Готовит заметку для
газеты «Мошковская
новь».
Участвуют в
чествовании
бабушек
Помогают бабушкам
приготовить
угощение для детей.
Участвуют в
чествовании
бабушек.
Организовывают
чаепитие
Подготовительный этап
Чтение художественной литературы про бабушку, прослушивание песен
про бабушку вызвало у детей интерес к бабушке. Дети стали больше задавать
вопросов родителям про бабушку (как зовут по имени, отчеству, где работает или
работала,
что
любит
делать).
Дети
с
интересом
рассматривали
альбомы
с
бабушкиными фотографиями, а мамы и папы, углубившись в воспоминания,
рассказывали детям о своих мамах, вспоминали интересные истории.
Продуктивный этап
Родители вместе с детьми рисовали портрет бабушки. Этими работами
была оформлена центральная стена в зале в день чествования бабушек.
Бабушки
по
одной
приходили
в
группу
после
полдника.
Ребенок
рассказывал, что подготовил с родителями, о бабушке. Бабушка читала или
рассказывала сказку. Затем играла с детьми, рисовала, собирала пазлы. А ребята
показывали группу и рассказывали о том, как они живут, чем занимаются в
группе.
Выставка «У бабушки руки золотые» привлекла внимание, как детей, так и
взрослых. Дети узнали, что их бабушки умеют вязать, шить, вышивать. Они
гордились своими бабушками и говорили: «А это сделала моя бабушка!»
Для поздравления бабушек я с детьми сделала открытки.
Заключительный этап
Презентация
проекта
была
организована
в
форме
семейного
досуга
с
участием детей, их бабушек, родителей и педагогов детского сада. Его я назвала
«Праздник веселых бабушек и озорных внучат». На праздник приехали даже
бабушки, живущие за несколько километров от своих внуков.
Я подготовила конкурсы для бабушек: бабушки угадывали голос свого внука
или внучки, учили пеленать кукол, петь колыбельную. Ребята проверили, как их
бабушки ловко пекут блины.
Дети выучили стихи, песни. Музыкальный руководитель разучила с детьми
танец с детьми для бабушек и совместный танец бабушек и внуков.
Внуки проявили заботу о бабушках и нарядили их на дискотеку, научили
играть в свою любимую игру «Ку-ку».
Родители подготовили кукольный театр «Чья бабушка лучше».
После праздника состоялось чаепитие в группе. Дети с удовольствием
дегустировали
выпечку
бабушек.
Угощения
хватило
бабушкам,
родителям,
гостям и воспитателям. Бабушки остались довольны праздником и тем, что в
канун праздника 8 Марта именно им одним в этот день звучали стихи, песни и
поздравления. Многим не хватает внимания в семье в силу занятости детей, на
праздники они получили это внимание сполна.
Я считаю, что проект был полезен и детям и бабушкам, так как, уходя,
бабушки
говорили:
«Приглашайте
нас
еще!».
Дети
больше
узнали
о
своих
бабушках,
а
бабушки
с
удовольствием
посмотрели
на
своих
повзрослевших
внуков, ощутили их заботу и внимание.
Книга
отзывов
детского
сада
пополнилась
словами
благодарности
от
родителей. А фотоальбом группы пополнился общей фотографией с бабушками.
О нашем празднике районная газета «Мошковская Новь» напечатала
заметку «Дом бережет».