Напоминание

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники и ИКТ на занятиях "Декоративное моделирование"


Автор: Селиванова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Технопарк "Кванториум"
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники и ИКТ на занятиях "Декоративное моделирование"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема проекта: «Развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами образовательной

робототехники и ИКТ на занятиях объединения «Декоративное

моделирование».

Цель проекта:

развитие

творческого

кругозора

дошкольника,

конструктивных

умений

и

способностей;

формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального

программирования и моделирования.

Задачи:

Обучающие:

познакомить

с

разновидовыми

комплектами

LEGO,

комплектом

и

средой

программирования LEGO WeDo;

дать

первоначальные

знания

по

робототехнике

и

Лего-конструированию,

программированию

робототехнических

средств,

составлению

моделей,

схем,

таблицы для отображения и анализа данных;

познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при

конструировании робототехнических средств.

Развивающие:

развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;

развивать

психофизические

качества

детей:

память,

внимание,

логическое

и

аналитическое мышление;

развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

формировать

навыки

сотрудничества:

работа

в

коллективе,

в

команде,

малой

группе (в паре);

развивать

социально-трудовые

компетенции:

трудолюбие,

самостоятельность,

умение доводить начатое дело до конца.

Принципы реализации проекта:

проблемность — реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая,

может быть не одно возможное решение;

наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике:

чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

активность

и

сознательность

обучающихся

в

процессе

обучения

обеспечивающаяся

самостоятельным

переводом

теоретических

положений

в

готовый технический продукт – модель робота;

доступность

как

вариативность

в

выборе

уровня

сложности

решаемой

технической задачи;

прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на

каждом последующем этапе изготовления робота;

научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом

новом этапе

единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения,

реализующихся

через

коллективный

интеллектуальный

труд,

общение

с

педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и

поддержка родителей.

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Направления проекта:

помощь детям в индивидуальном развитии

мотивация к познанию и творчеству:

стимулирование творческой активности

развитие способностей к самообразованию

приобщение к общечеловеческим ценностям

организация детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности,

проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный

предъявление

информации

различными

способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с

технологическими картами и др.);

Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и

т.д.);

Проблемный

постановка

проблемы

и

самостоятельный

поиск

её

решения

детьми;

Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе

выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная

деятельность);

Репродуктивный

воспроизводство

знаний

и

способов

деятельности (форма:

собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее

самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых

ребёнок

ставит

и

решает

собственные

задачи,

и

технология

сопровождения

самостоятельной деятельности детей.

Таким

образом,

проектно-ориентированное

обучение

это

систематический

учебный

метод,

вовлекающий

ребёнка

в

процесс

приобретения

знаний

и

умений

с

помощью

широкой

исследовательской

деятельности,

базирующейся

на

комплексных,

реальных

вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Основная цель использования Лего-технологии и робототехники – это социальный заказ

общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать

пути

их

реализации,

контролировать

и

оценивать

свои

достижения,

работать

с

разными

источниками

информации,

оценивать

их

и

на

этой

основе

формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых

компетентностей обучающихся.

В процессе работы с конструктором обучающиеся знакомятся с ключевыми идеями,

относящимися

к

информационным

технологиям,

многое

узнают

о

самом

процессе

исследования и решения задач, получают представление о возможности разбиения задачи

на более мелкие составляющие, о выдвижении гипотез и их проверке, а также о том, как

обходиться

с

неожиданными

результатами.

Работа

в

команде

является

неотъемлемой

частью всего процесса.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и

творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых

фигур (с 3 до 5 лет), ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он

становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу

обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей

дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO Digital

Designer. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники

в компьютерной среде LEGO WeDO, ROBOLAB RCX.

Для

реализации

проекта

мы

приобрели

разновидовые

и

разновозрастные

Лего

конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего — Конструктор «Первые конструкции»,

Лего-Конструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт,

муниципальный

транспорт,

ферма,

дикие

животные

и

др.),

что

позволит

нам

дать

возможность

желающим

активным

и

творческим

педагогам

попробовать

применение

Лего-конструкторов в воспитательно – образовательном процессе в группах среднего и

старшего дошкольного возраста.



В раздел образования