Автор: Селиванова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Технопарк "Кванториум"
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники и ИКТ на занятиях "Декоративное моделирование"
Раздел: дополнительное образование
Тема проекта: «Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами образовательной
робототехники и ИКТ на занятиях объединения «Декоративное
моделирование».
Цель проекта:
развитие
творческого
кругозора
дошкольника,
конструктивных
умений
и
способностей;
формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального
программирования и моделирования.
Задачи:
Обучающие:
познакомить
с
разновидовыми
комплектами
LEGO,
комплектом
и
средой
программирования LEGO WeDo;
дать
первоначальные
знания
по
робототехнике
и
Лего-конструированию,
программированию
робототехнических
средств,
составлению
моделей,
схем,
таблицы для отображения и анализа данных;
познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
Развивающие:
развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
развивать
психофизические
качества
детей:
память,
внимание,
логическое
и
аналитическое мышление;
развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
формировать
навыки
сотрудничества:
работа
в
коллективе,
в
команде,
малой
группе (в паре);
развивать
социально-трудовые
компетенции:
трудолюбие,
самостоятельность,
умение доводить начатое дело до конца.
Принципы реализации проекта:
проблемность — реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая,
может быть не одно возможное решение;
наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике:
чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
активность
и
сознательность
обучающихся
в
процессе
обучения
—
обеспечивающаяся
самостоятельным
переводом
теоретических
положений
в
готовый технический продукт – модель робота;
доступность
—
как
вариативность
в
выборе
уровня
сложности
решаемой
технической задачи;
прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на
каждом последующем этапе изготовления робота;
научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом
новом этапе
единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения,
реализующихся
через
коллективный
интеллектуальный
труд,
общение
с
педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и
поддержка родителей.
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Направления проекта:
помощь детям в индивидуальном развитии
мотивация к познанию и творчеству:
стимулирование творческой активности
развитие способностей к самообразованию
приобщение к общечеловеческим ценностям
организация детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности,
проводимой с применением следующих методов:
Объяснительно-иллюстративный
—
предъявление
информации
различными
способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
технологическими картами и др.);
Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и
т.д.);
Проблемный
—
постановка
проблемы
и
самостоятельный
поиск
её
решения
детьми;
Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе
выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная
деятельность);
Репродуктивный
—
воспроизводство
знаний
и
способов
деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее
самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых
ребёнок
ставит
и
решает
собственные
задачи,
и
технология
сопровождения
самостоятельной деятельности детей.
Таким
образом,
проектно-ориентированное
обучение
–
это
систематический
учебный
метод,
вовлекающий
ребёнка
в
процесс
приобретения
знаний
и
умений
с
помощью
широкой
исследовательской
деятельности,
базирующейся
на
комплексных,
реальных
вопросах и тщательно проработанных заданиях.
Основная цель использования Лего-технологии и робототехники – это социальный заказ
общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать
и
оценивать
свои
достижения,
работать
с
разными
источниками
информации,
оценивать
их
и
на
этой
основе
формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых
компетентностей обучающихся.
В процессе работы с конструктором обучающиеся знакомятся с ключевыми идеями,
относящимися
к
информационным
технологиям,
многое
узнают
о
самом
процессе
исследования и решения задач, получают представление о возможности разбиения задачи
на более мелкие составляющие, о выдвижении гипотез и их проверке, а также о том, как
обходиться
с
неожиданными
результатами.
Работа
в
команде
является
неотъемлемой
частью всего процесса.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и
творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых
фигур (с 3 до 5 лет), ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он
становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу
обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей
дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO Digital
Designer. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники
в компьютерной среде LEGO WeDO, ROBOLAB RCX.
Для
реализации
проекта
мы
приобрели
разновидовые
и
разновозрастные
Лего
конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего — Конструктор «Первые конструкции»,
Лего-Конструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт,
муниципальный
транспорт,
ферма,
дикие
животные
и
др.),
что
позволит
нам
дать
возможность
желающим
активным
и
творческим
педагогам
попробовать
применение
Лего-конструкторов в воспитательно – образовательном процессе в группах среднего и
старшего дошкольного возраста.