Напоминание

О психолого-педагогической поддержке учащихся первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения


Автор: Тихонова Елена Григорьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Колледж метростроя"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: О психолого-педагогической поддержке учащихся первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





О

психолого-педагогической

поддержке

учащихся

первых

курсов

среднего

профессионального образовательного учреждения
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необхо- димость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают, что это означает существенное изменение собственной профессиональной позиции, пере- ход от функций трансляций и интерпретаций знаний к психолого-педагогической под- держке в субъектном освоении этих знаний. При этом понятие «психолого-педагогическая поддержка студентов» понимается ими чрезмерно заужено как помощь, оказываемая ква - лифицированными специалистами нуждающимся в ней студентам, причем только тогда, когда возникает эта нужда. Современные российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что это гораздо более обширное понятие. Оно включает в себя превентивную и оперативную по- мощь преподавателей учебного заведения в решении различных индивидуальных проблем обучающихся. Такие проблемы могут быть связаны с физическим и психическим здоро- вьем учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, а так же жизненным, про - фессиональным и этическим выбором. Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогическую поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наи- более успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и де- ятельности (формирование у молодежи социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Последователи О.С. Газмана внесли некоторые коррективы в понятие «психолого- педагогической поддержки», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее ре - ализации: ·во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а гар- монично сочетаются с ней; ·во-вторых, концепция педагогической поддержки выступает как важнейший прин- цип личностно-ориентированной системы образования; ·в-третьих, педагогическая поддержка - это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыра- жения личности молодого человека, развитие его индивидуальности. Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки становится специальный процесс сов - местного с личностью поддерживаемого, определения ее собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ей сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой, Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, Т.А. Строковой, Б.Е. Фишман, Т. В; Фроловой, С.М. Юс- фина и др. Что касается психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессио- нального образовательного учреждения, то в этом случае существует ряд объективных и субъективных причин, препятствующих полноценной организации этого процесса. Они проявляются в ряде специфических противоречий: ·между потребностью педагогической практики в личностно ориентированном вос- питании, где студент техникума становится субъектом самостоятельного поиска и взве- шенного принятия решений и реально существующим в учреждениях СПО малоэффек- тивным механизмам воспитания для подготовки молодого человека к выполнению соци- альных функций [9,67]; ·между необходимостью формировать высокую мотивационную и практическую готовности к социальному самоопределению и недостаточной компетентностью препода- вателей в решении этой задачи [9,67]; ·между декларированием важного значения фасилитационной деятельности педаго - га, направленной на стимулирование развития личностного потенциала субъектов образо - вательного процесса и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов ее использования в образовательной практике [9,67]; ·между необходимостью постоянного совершенствования учителем своей профес- сиональной деятельности и недостаточной готовностью к повышению своего профессио- нального мастерства [9,ст.67]. Все сказанное подчеркивает необходимость разработать теоретическое обеспечение процесса психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения. На этой базе станет возможным выполнить методическое обеспечение рассматриваемого процесса, а также конкретизировать и апробировать в об- разовательной практике необходимые для этого технологии. Кроме того, необходимы соот- ветствующие изменения в системе повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения, направленной на укоренение психо - лого-педагогической поддержки в образовательном пространстве техникума. Старая «добрая» доктрина «формирования личности специалистов» не поддается частичному обновлению. Необходим системный переход к гуманистической концепции психолого-педагогической поддержки студентов, построенной на признании индивидуаль- ной ценности каждого человека, на поиске путей сопричастности к саморазвитию его когнитивных, чувственных и волевых сфер психики.
Библиографический список
1. .Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 2. .Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М;, 1989. 3. .Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лек- ций). Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД - ЭК», 1996
4. .Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 5. .Борисенков В.П. Педагогиче ские системы: развивающие и развивающиеся //Педагогика; 2003. 6. .Быков С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуали- зации в воспитании подростков. Автореф. дисс.к.п.н. - Тюмень,1999. 7. .Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях пере- стройки общеобразовательной школы. Рн/Д., 1993 8. .Газман О.С. Личность - субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. - М:, 1995. 9. .Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инноваци- онная проблема. // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.


В раздел образования