О психолого-педагогической поддержке учащихся первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения
Автор: Тихонова Елена Григорьевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Колледж метростроя" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: О психолого-педагогической поддержке учащихся первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения Раздел: среднее профессиональное
профессионального образовательного учреждения
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необхо-
димость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие
из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают,
что это означает существенное изменение собственной профессиональной позиции, пере-
ход от функций трансляций и интерпретаций знаний к психолого-педагогической под-
держке в субъектном освоении этих знаний. При этом понятие «психолого-педагогическая
поддержка студентов» понимается ими чрезмерно заужено как помощь, оказываемая ква -
лифицированными специалистами нуждающимся в ней студентам, причем только тогда,
когда возникает эта нужда.
Современные российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что это
гораздо более обширное понятие. Оно включает в себя превентивную и оперативную по-
мощь преподавателей учебного заведения в решении различных индивидуальных проблем
обучающихся. Такие проблемы могут быть связаны с физическим и психическим здоро-
вьем учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в
учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, а так же жизненным, про -
фессиональным и этическим выбором.
Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогическую
поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наи-
более успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух
сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс
способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и де-
ятельности (формирование у молодежи социально-типичного), а второй становлению его
индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Последователи О.С. Газмана внесли некоторые коррективы в понятие «психолого-
педагогической поддержки», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее ре -
ализации:
·во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а гар-
монично сочетаются с ней;
·во-вторых, концепция педагогической поддержки выступает как важнейший прин-
цип личностно-ориентированной системы образования;
·в-третьих, педагогическая поддержка - это мягкая педагогическая технология,
направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыра-
жения личности молодого человека, развитие его индивидуальности.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том,
что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии,
но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности
человека.
Предметом
педагогической
поддержки
становится
специальный
процесс
сов -
местного с личностью поддерживаемого, определения ее собственных интересов, целей,
возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ей сохранить свое
человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, образе жизни.
Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии
психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой,
Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, Т.А. Строковой, Б.Е. Фишман, Т. В; Фроловой, С.М. Юс-
фина и др.
Что касается психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессио-
нального образовательного учреждения, то в этом случае существует ряд объективных и
субъективных причин, препятствующих полноценной организации этого процесса.
Они проявляются в ряде специфических противоречий:
·между потребностью педагогической практики в личностно ориентированном вос-
питании, где студент техникума становится субъектом самостоятельного поиска и взве-
шенного принятия решений и реально существующим в учреждениях СПО малоэффек-
тивным механизмам воспитания для подготовки молодого человека к выполнению соци-
альных функций [9,67];
·между необходимостью формировать высокую мотивационную и практическую
готовности к социальному самоопределению и недостаточной компетентностью препода-
вателей в решении этой задачи [9,67];
·между декларированием важного значения фасилитационной деятельности педаго -
га, направленной на стимулирование развития личностного потенциала субъектов образо -
вательного процесса и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов
ее использования в образовательной практике [9,67];
·между необходимостью постоянного совершенствования учителем своей профес-
сиональной деятельности и недостаточной готовностью к повышению своего профессио-
нального мастерства [9,ст.67].
Все сказанное подчеркивает необходимость разработать теоретическое обеспечение
процесса психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального
образовательного учреждения. На этой базе станет возможным выполнить методическое
обеспечение рассматриваемого процесса, а также конкретизировать и апробировать в об-
разовательной практике необходимые для этого технологии. Кроме того, необходимы соот-
ветствующие изменения в системе повышения квалификации преподавателей среднего
профессионального образовательного учреждения, направленной на укоренение психо -
лого-педагогической поддержки в образовательном пространстве техникума.
Старая «добрая» доктрина «формирования личности специалистов» не поддается
частичному обновлению. Необходим системный переход к гуманистической концепции
психолого-педагогической поддержки студентов, построенной на признании индивидуаль-
ной ценности каждого человека, на поиске путей сопричастности к саморазвитию его
когнитивных, чувственных и волевых сфер психики.
Библиографический список
1.
.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
2.
.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М;, 1989.
3.
.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лек-
ций). Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД -
ЭК», 1996
4.
.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989
5.
.Борисенков
В.П.
Педагогиче ские
системы:
развивающие
и
развивающиеся //Педагогика; 2003.
6.
.Быков С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуали-
зации в воспитании подростков. Автореф. дисс.к.п.н. - Тюмень,1999.
7.
.Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях пере-
стройки общеобразовательной школы. Рн/Д., 1993
8.
.Газман О.С. Личность - субъект свободной деятельности // Новые ценности
образования. - М:, 1995.
9.
.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инноваци-
онная проблема. // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор,
1995.