Напоминание

Урок развития речи по теме "Период"


Автор: Мерзлякова Марина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок развития речи по теме "Период"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.

9 класс. Урок русского языка.

Учитель: Мерзлякова М.И.

Цели: развитие речи уч-ся

Задачи:

Расширить знакомство с ССК;

Познакомить учащихся с понятием «период»;

Показать роль ССК в поэзии;

Расширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии.

На доске выписаны слова: сага, чело, период, анафора и указаны их значения.

На партах: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая

нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»

1.Постановка целей и задач урока, сообщение темы.

Учитель:

- Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке вы должны усвоить

тему «Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи», научиться

расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях, повторить

синтаксический и пунктуационный разбор теста, в конце урока вы должны уметь

обосновывать взаимосвязь содержания и формы стихотворного произведения.

Для синтаксического анализа возьмём два стихотворения, которые нужно будет

проанализировать.

2.Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и

Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»

Учитель:

- Послушайте стихи, определите, о чём они?

Учащиеся слушают тексты стихотворений, не смотря в текст.

Учитель:

Чтение учителем стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая

нива…» (1837 г.)

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова:

1)

О чём это стихотворение?

2)

Какие чувства оно вызывает? (Мир реален и прекрасен в свои чудные минуты.

Мирозданью доступна гармония, которая зовёт поэта к слиянию с жизнью.)

3)

Определите тему стихотворения. Какое это направление в лирике? (Философская

лирика, характерная для последнего периода творчества М.Ю. Лермонтова. В

стихотворении говорится о расширении рамок поэтического мира, звучит мотив

слияния человека с миром природы.)

4)

Почему стихотворение Лермонтова начинается с описания природы, а

заканчивается смирением души и наслаждением счастьем? (Поэт изображает

движение сил природы, проникающее внутрь и успокаивающее душу человека.

Состояние души уподоблено гармонии природы.)

5)

Докажите эту мысль. Найдите в текстах стихотворений слова-понятия,

определяющие образы, выпишите их

желтеющая нива волнуется;

малиновая слива;

зелёный листок;

ландыш серебристый приветливо кивает;

душистая роса;

румяный вечер;

студёный ключ играет;

смутный сон;

таинственная сага* (исл. – поэтическое сказание)

души тревога смиряется

морщины расходятся на челе* (слав. - лоб)

счастье

земля (бытие)

небеса, бог

Учитель:

- Объясните значения слов и их роль в стихотворении. Сделайте вывод.

Учащиеся делают выводы.

Учитель:

- Таким образом, расцвет и созревание в природе показаны как процесс, который можно

сравнить с развитием души, показана её зрелость, постижение красоты как воплощения

сущности мирозданья.

Чтение учителем стихотворения Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты

бытия…» (1848 г.)

Назовите «поэтический мир» Н.Ф. Щербины (бытие, ум, сердце, душа,

ясновиденье)

3.Сравнительный анализ стихотворений

Сравните два стихотворения. Что общего и чем они отличаются?

Учитель:

«Мир» Лермонтов очень конкретный: вместо «цветок» он говорит «ландыш», вместо

«всё» - перечисляет: нива, лес, сад. В стихотворении - многоликая красочная жизнь.

«Мир» Щербины, наоборот, обобщён. Внутренние «миры» поэтов близки: оба

передают состояние гармонии человека и природы. Хотя у Лермонтова движение от

внешнего мира к внутреннему, а у Щербины – от внутреннего – к внешнему. У

Лермонтова это состояние – итог переживания, а у Щербины – исходная позиция. Это

сходство внешних миров поэтов объясняется влиянием Шеллинга*.

(Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854), немецкий мыслитель,

классик идеалистической философии.)

Подтвердите выводы наблюдением над стилем. (Описание – рассуждение,

раздумье.)

Учитель:

В стихотворениях две стилистически контрастные части. Где граница между ними? Чем

отличаются начало и конец стихотворения? Как изменяется интонация? (В стихах три

восходящих части и одна нисходящая. Три строфы начинаются с повторяющегося союза

«когда» - это литературный приём – анафора*.

4.Синтаксический анализ текста

Объяснение учителя (на примерах предложенных стихотворений)

1)Идейно-эмоциональный комплекс стихотворения Лермонтова «Когда волнуется

желтеющая нива…» соответствует структуре стихотворения. Своеобразие его в том, что

это одно предложение.

Это ССК - сложная синтаксическая конструкция – ПЕРИОД – сложное предложение с

сочинительной и подчинительной связью, в интонационном отношении распадающееся на

две части - с повышением интонации и понижением.

После однородных придаточных предложений в периоде ставится запятая и тире, которое

обозначает смысловую и интонационную паузу и предшествует выводу в 4-й строфе.

Части периода отделяются друг от друга точкой с запятой, т.к. это осложнённая

синтаксическая конструкция.

Схема ССК – периода:

[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].

2)Стихотворение Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» написано знакомым

по тексту Лермонтова периодом.

- Попробуйте самостоятельно доказать это и сделайте вывод.

Учащиеся приводят доказательства того, что это стихотворение написано периодом, и

делают вывод: сходство этих стихотворений есть и в содержании, и в синтаксической

форме.

Учитель:

Отмеченные сходство и различие структуры анализируемых стихотворений и их

содержания говорят об очевидности обращения Щербины к творчеству Лермонтова.

Наш анализ показал, что Щербина всё время идёт за Лермонтовым, переосмысливает его.

Щербина видит в стихотворении Лермонтова универсальную модель бытия, символ

вечной жизни и истолковывает его.

Всё стихотворение Лермонтова становится символом торжества вечной жизни – её

вечного движения, обновления, красоты и гармонии.

3) Учитель:

Подведём итог: для чего используется ССК в стихотворении? (Это необходимо

для того, чтобы стихотворение хорошо звучало.)

Зачем поэты используют сложное предложение с различными видами связи?

(Нужно было передать душевный настрой.)

Найдите грамматические основы в каждом из простых предложений

Сколько всего простых предложений в стихотворении?

Объясните знаки препинания между основными частями ССК.

Объясните знаки препинания внутри основных частей СП.

Начертите схему периода в тетрадь.

4)Подведём итоги:

- На примере двух стихотворений вы увидели единство формы (знаки препинания,

синтаксический строй, ритм, музыкальность стиха) и содержания (мысли, впечатления).

Чтобы передать весь этот настрой, потребовалось использовать синтаксические

конструкции русского языка.

5. Творческое задание.

Учитель:

Попробуйте составить и записать предложение – период по схеме. Возможно –

стихотворение – период.

Схема ССК – периода:

[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].

Выразительно прочитайте, соблюдая интонацию периода.

6.Подведение итогов урока, рефлексия, оценки.

Учитель:

- Сравните получившиеся примеры. У кого, как вы считаете, получилось лучше? Запишите

наиболее удачные примеры.

7. Домашнее задание

Выучите любое стихотворение наизусть.

Материал для учащихся

Тексты стихотворений для анализа

Михаил Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

1837

Николай Щербина

Когда в высокие минуты бытия

Внимает ум сердечным убежденьям

И открывается всему душа моя,

Восторженным полна ясновиденьем,-

Тогда одним живущим существом

Я вижу мир перед собою,

И многое сливается в одном,

И дышит общею судьбою.

1848

Алла Волкоморова*

Когда иду в объятьях снегопада

Наедине со светом фонарей,

Уж одному тому безумно рада,

Что можно волю мысли дать своей;

Когда снежинок танец одичалый

Ласкает взгляд движением своим,

Когда шепчу, бессвязные сначала,

Слова стихов, подаренные им;

Когда совсем случайно замечаю,

Что спит в снегу сознание моё, -

Тогда я словно сказку открываю

И становлюсь участницей её.

1979

Комментарий

* Волкоморова Алла – ученица средней школы № 10 г. Перми. Однажды учитель И.В.

Крузе на уроке русского языка задала задание: найти и выписать из любого текста

предложение – период. А Алла принесла своё новое стихотворение «Когда иду в объятьях

снегопада…»



В раздел образования