Автор: Мерзлякова Марина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок развития речи по теме "Период"
Раздел: среднее образование
Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.
9 класс. Урок русского языка.
Учитель: Мерзлякова М.И.
Цели: развитие речи уч-ся
Задачи:
Расширить знакомство с ССК;
Познакомить учащихся с понятием «период»;
Показать роль ССК в поэзии;
Расширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии.
На доске выписаны слова: сага, чело, период, анафора и указаны их значения.
На партах: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая
нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»
1.Постановка целей и задач урока, сообщение темы.
Учитель:
- Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке вы должны усвоить
тему «Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи», научиться
расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях, повторить
синтаксический и пунктуационный разбор теста, в конце урока вы должны уметь
обосновывать взаимосвязь содержания и формы стихотворного произведения.
Для синтаксического анализа возьмём два стихотворения, которые нужно будет
проанализировать.
2.Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и
Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»
Учитель:
- Послушайте стихи, определите, о чём они?
Учащиеся слушают тексты стихотворений, не смотря в текст.
Учитель:
Чтение учителем стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая
нива…» (1837 г.)
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова:
1)
О чём это стихотворение?
2)
Какие чувства оно вызывает? (Мир реален и прекрасен в свои чудные минуты.
Мирозданью доступна гармония, которая зовёт поэта к слиянию с жизнью.)
3)
Определите тему стихотворения. Какое это направление в лирике? (Философская
лирика, характерная для последнего периода творчества М.Ю. Лермонтова. В
стихотворении говорится о расширении рамок поэтического мира, звучит мотив
слияния человека с миром природы.)
4)
Почему стихотворение Лермонтова начинается с описания природы, а
заканчивается смирением души и наслаждением счастьем? (Поэт изображает
движение сил природы, проникающее внутрь и успокаивающее душу человека.
Состояние души уподоблено гармонии природы.)
5)
Докажите эту мысль. Найдите в текстах стихотворений слова-понятия,
определяющие образы, выпишите их
желтеющая нива волнуется;
малиновая слива;
зелёный листок;
ландыш серебристый приветливо кивает;
душистая роса;
румяный вечер;
студёный ключ играет;
смутный сон;
таинственная сага* (исл. – поэтическое сказание)
души тревога смиряется
морщины расходятся на челе* (слав. - лоб)
счастье
земля (бытие)
небеса, бог
Учитель:
- Объясните значения слов и их роль в стихотворении. Сделайте вывод.
Учащиеся делают выводы.
Учитель:
- Таким образом, расцвет и созревание в природе показаны как процесс, который можно
сравнить с развитием души, показана её зрелость, постижение красоты как воплощения
сущности мирозданья.
Чтение учителем стихотворения Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты
бытия…» (1848 г.)
Назовите «поэтический мир» Н.Ф. Щербины (бытие, ум, сердце, душа,
ясновиденье)
3.Сравнительный анализ стихотворений
Сравните два стихотворения. Что общего и чем они отличаются?
Учитель:
«Мир» Лермонтов очень конкретный: вместо «цветок» он говорит «ландыш», вместо
«всё» - перечисляет: нива, лес, сад. В стихотворении - многоликая красочная жизнь.
«Мир» Щербины, наоборот, обобщён. Внутренние «миры» поэтов близки: оба
передают состояние гармонии человека и природы. Хотя у Лермонтова движение от
внешнего мира к внутреннему, а у Щербины – от внутреннего – к внешнему. У
Лермонтова это состояние – итог переживания, а у Щербины – исходная позиция. Это
сходство внешних миров поэтов объясняется влиянием Шеллинга*.
(Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854), немецкий мыслитель,
классик идеалистической философии.)
Подтвердите выводы наблюдением над стилем. (Описание – рассуждение,
раздумье.)
Учитель:
В стихотворениях две стилистически контрастные части. Где граница между ними? Чем
отличаются начало и конец стихотворения? Как изменяется интонация? (В стихах три
восходящих части и одна нисходящая. Три строфы начинаются с повторяющегося союза
«когда» - это литературный приём – анафора*.
4.Синтаксический анализ текста
Объяснение учителя (на примерах предложенных стихотворений)
1)Идейно-эмоциональный комплекс стихотворения Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива…» соответствует структуре стихотворения. Своеобразие его в том, что
это одно предложение.
Это ССК - сложная синтаксическая конструкция – ПЕРИОД – сложное предложение с
сочинительной и подчинительной связью, в интонационном отношении распадающееся на
две части - с повышением интонации и понижением.
После однородных придаточных предложений в периоде ставится запятая и тире, которое
обозначает смысловую и интонационную паузу и предшествует выводу в 4-й строфе.
Части периода отделяются друг от друга точкой с запятой, т.к. это осложнённая
синтаксическая конструкция.
Схема ССК – периода:
[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].
2)Стихотворение Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» написано знакомым
по тексту Лермонтова периодом.
- Попробуйте самостоятельно доказать это и сделайте вывод.
Учащиеся приводят доказательства того, что это стихотворение написано периодом, и
делают вывод: сходство этих стихотворений есть и в содержании, и в синтаксической
форме.
Учитель:
Отмеченные сходство и различие структуры анализируемых стихотворений и их
содержания говорят об очевидности обращения Щербины к творчеству Лермонтова.
Наш анализ показал, что Щербина всё время идёт за Лермонтовым, переосмысливает его.
Щербина видит в стихотворении Лермонтова универсальную модель бытия, символ
вечной жизни и истолковывает его.
Всё стихотворение Лермонтова становится символом торжества вечной жизни – её
вечного движения, обновления, красоты и гармонии.
3) Учитель:
Подведём итог: для чего используется ССК в стихотворении? (Это необходимо
для того, чтобы стихотворение хорошо звучало.)
Зачем поэты используют сложное предложение с различными видами связи?
(Нужно было передать душевный настрой.)
Найдите грамматические основы в каждом из простых предложений
Сколько всего простых предложений в стихотворении?
Объясните знаки препинания между основными частями ССК.
Объясните знаки препинания внутри основных частей СП.
Начертите схему периода в тетрадь.
4)Подведём итоги:
- На примере двух стихотворений вы увидели единство формы (знаки препинания,
синтаксический строй, ритм, музыкальность стиха) и содержания (мысли, впечатления).
Чтобы передать весь этот настрой, потребовалось использовать синтаксические
конструкции русского языка.
5. Творческое задание.
Учитель:
Попробуйте составить и записать предложение – период по схеме. Возможно –
стихотворение – период.
Схема ССК – периода:
[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].
Выразительно прочитайте, соблюдая интонацию периода.
6.Подведение итогов урока, рефлексия, оценки.
Учитель:
- Сравните получившиеся примеры. У кого, как вы считаете, получилось лучше? Запишите
наиболее удачные примеры.
7. Домашнее задание
Выучите любое стихотворение наизусть.
Материал для учащихся
Тексты стихотворений для анализа
Михаил Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
1837
Николай Щербина
Когда в высокие минуты бытия
Внимает ум сердечным убежденьям
И открывается всему душа моя,
Восторженным полна ясновиденьем,-
Тогда одним живущим существом
Я вижу мир перед собою,
И многое сливается в одном,
И дышит общею судьбою.
1848
Алла Волкоморова*
Когда иду в объятьях снегопада
Наедине со светом фонарей,
Уж одному тому безумно рада,
Что можно волю мысли дать своей;
Когда снежинок танец одичалый
Ласкает взгляд движением своим,
Когда шепчу, бессвязные сначала,
Слова стихов, подаренные им;
Когда совсем случайно замечаю,
Что спит в снегу сознание моё, -
Тогда я словно сказку открываю
И становлюсь участницей её.
1979
Комментарий
* Волкоморова Алла – ученица средней школы № 10 г. Перми. Однажды учитель И.В.
Крузе на уроке русского языка задала задание: найти и выписать из любого текста
предложение – период. А Алла принесла своё новое стихотворение «Когда иду в объятьях
снегопада…»