Напоминание

Я учусь читать.


Автор: Буханцова Надежда Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №159
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Я учусь читать.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Буханцова Надежда Владимировна, учитель-логопед ВКК

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 159

«Я учусь читать».

Современным родителям хочется, чтобы до поступления в школу их

ребенок умел читать. С этой целью часть из них водит детей во всевозможные

центры развития, выдвигая соответствующий запрос. Часть же предпочитает

обучать

детей

чтению

самостоятельно,

в

домашних

условиях.

Работая

учителем-логопедом в детском саду вот уже более десяти лет, я вижу массу

ошибок, которые допускают родители в этом деле. Желание помочь своему

ребенку порой приводит к тому, что они причиняют ему вред, и у ребенка

пропадает

желание

учиться

читать.

Поэтому,

во

избежание

возникновения

подобных ситуаций, в нашем детском саду работает кружок «АБВГД-ейка»,

который несет в себе функцию обучения детей чтению. Кружок предполагает

сотрудничество не только с детьми, но и с «заботливыми» родителями. Радость

детей, их ожидание очередной встречи с родным языком, диагностические

материалы, а также отзывы родителей показывают эффективность работы этого

кружка, поэтому представляю вниманию данный опыт.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым

продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни

ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи (Щерба Л.В.,

Бородич А. И., Выготский Л. С., Швайко Г. С. и другие). Поэтому начинаю занятия

с детьми уже со средней группы детского сада. С психологической точки зрения

начальный

период

обучения

грамоте

формирование

у

ребенка

нового

отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя

звуковая

сторона.

Поэтому

в

период

обучения

грамоте

большое

место

отводится

развитию

фонематического

слуха,

умению

различать

в

речевом

потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который

выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к

серьёзному

этапу

овладению

письменными

формами

речи

(чтением

и

письмом).

Считаю, что «АБВГДейка» - занимательный кружок для любознательных

детей

и

заботливых

родителей.

Ведь

работа

с

родителями

настолько

же

актуальна, поскольку позволяет избежать ошибок раннего обучения чтению в

семье.

Кружок ориентирован на то, чтобы:

1. Повысить интерес детей к родному языку.

2. Научить детей правильному, плавному, выразительному чтению («чтение без

принуждения»).

3. Познакомить родителей с элементами правильного обучения детей чтению.

Задачи кружка:

1. Предупредить ошибки чтения и письма в школе.

2. Подготовить руку ребенка к письму.

3. Научить ребенка ориентироваться на листе бумаги (клеточка, линия).

Основные методы работы:

- Речевые игры.

- Создание проблемных ситуаций.

- Чтение детской художественной литературы.

Формы организации обучения детей:

- Занятия – путешествия («В гостях у буквы…», «В гостях у друзей», «Полет на

звездолете», «В гостях у медвежонка», «Наши друзья Домовой и Домовенок»).

- Дидактические сказки («Жили-были звуки..», «Старшие и младшие братья»,

«Сердитые звуки», «Лесная школа», «Похищение буквы И»).

-

Викторины

(«Проделки

Деда

Буквоеда»,

«Баба

Яга

в

детском

саду»,

«Путешествие в неизвестную страну», «Путешествие в красный/синий замок»).

- Занятия – экскурсии («Шарики для звуков», «Шагаем вместе», «В отпуске у

бабушки»).

Формы работы с родителями:

Беседы.

Устные консультации.

Консультационные странички.

Анкетирование.

Организация работы кружка «АБВГД-ейка».

Занятия кружка рассчитаны на работу с детьми среднего и старшего

дошкольного возраста (средняя, старшая, подготовительная к школе группы)

один раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек. Темы

занятий распределены по учебным неделям. Содержание работы представлено

в

перспективных

планах.

Каждый

год

обучения

имеет

цели

и

задачи,

соответствующие

психологическим

особенностям

возраста

детей.

Продолжительность занятий ориентирована на возрастные нормы по СаНПин,

также учитывается настроение детей.

Цель работы с детьми.

Научить

ребенка

дошкольного

возраста

правильному,

плавному,

выразительному чтению.

Цель работы с родителями.

1. Познакомить родителей с элементами правильного обучения детей чтению.

2. Способствовать достижению взаимоотношения в вопросах подготовки детей

к школе.

Задачи работы с детьми.

1.Предупредить ошибки чтения и письма в школе.

2. Совершенствовать фонематический слух и звуковой анализ слов.

3. Подготовить руку ребенка к письму.

4. Научить ребенка ориентироваться в тетради.

В

процессе

работы используются

прописи:

«Пропись

раскраска»,

«Я

учусь

грамоте», «Про все на свете», «Тетрадь по обучению грамоте дошкольников»,

которые позволяют наглядно отследить динамику обучения детей, в том числе,

родителям.

В

начале

и

в

конце

учебного

года

детям

предлагаются

диагностические

(проверочные)

задания,

с

помощью

которых

определяю

уровень

владения

дошкольниками пройденного материала.

Направления работы.

1-ый год обучения.

1.

Познакомить с гласными и наиболее легкими согласными звуками (м, б,

д, н, в, г, п, т, ф, к, х).

2.

Научить выделять первый и последний звуки в слове.

3.

Познакомить

со

«старшими»

(твердыми)

и

«младшими»

(мягкими)

согласными звуками.

4.

Научить слитному чтению слогов, коротких слов.

5.

Познакомить с понятиями «слово», «звук», «буква», «слог».

6.

Научить правильно держать карандаш и располагать лист бумаги для

письма.

7.

Познакомить с правилом «Большая буква в именах людей».

2-ой год обучения.

1.

Продолжить

знакомство

с

гласными

и

согласными

звуками.

Учить

различать твердые и мягкие согласные звуки.

2.

Выделять звуки из начала, середины и конца слова.

3.

Определять ударный (главный) звук и слог в слове.

4.

Познакомить

с

понятием

«предложение».

Учить

составлять

и

анализировать предложения.

5.

Учить делить слова на части (слоги).

6.

Познакомить с понятием «звонкий-глухой» согласный звук.

7.

Учить

печатать

буквы,

слоги,

слова

русского

языка

на

листе

бумаги

в

клеточку.

8.

Познакомить с правописанием сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

9.

Учить анализировать четырехсложные слова.

10.Упражнять в чтении слов, предложений, коротких текстов.

3-ий год обучения.

1.

Познакомить с йотированными гласными (е, ё, ю, я), с Ъ и Ь знаками.

2.

Учить

проводить

полный

звуко-буквенный

анализ

слов

(определять

количество и последовательность звуков и букв в слове).

3.

Закреплять правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

4.

Составлять и печатать предложения.

5.

Упражнять в словоизменении. Словообразовании.

6.

Упражнять в слитном чтении предложений, текстов.

7.

Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку.

8.

Учить писать элементы прописных букв.

Список литературы

1.

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. – М.: Творческий

центр. Сфера, 2005.

2.

Бондарева

Л.Ю.

Обучение

грамоте

дошкольников

и

младших

школьников.

Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.

3.

Лямина Г.М.Развитие речи ребенка раннего возраста.- М.: Айрис – пресс, 2006. – 96 с.



В раздел образования