Автор: Буханцова Надежда Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №159
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Я учусь читать.
Раздел: дошкольное образование
Буханцова Надежда Владимировна, учитель-логопед ВКК
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 159
«Я учусь читать».
Современным родителям хочется, чтобы до поступления в школу их
ребенок умел читать. С этой целью часть из них водит детей во всевозможные
центры развития, выдвигая соответствующий запрос. Часть же предпочитает
обучать
детей
чтению
самостоятельно,
в
домашних
условиях.
Работая
учителем-логопедом в детском саду вот уже более десяти лет, я вижу массу
ошибок, которые допускают родители в этом деле. Желание помочь своему
ребенку порой приводит к тому, что они причиняют ему вред, и у ребенка
пропадает
желание
учиться
читать.
Поэтому,
во
избежание
возникновения
подобных ситуаций, в нашем детском саду работает кружок «АБВГД-ейка»,
который несет в себе функцию обучения детей чтению. Кружок предполагает
сотрудничество не только с детьми, но и с «заботливыми» родителями. Радость
детей, их ожидание очередной встречи с родным языком, диагностические
материалы, а также отзывы родителей показывают эффективность работы этого
кружка, поэтому представляю вниманию данный опыт.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым
продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни
ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи (Щерба Л.В.,
Бородич А. И., Выготский Л. С., Швайко Г. С. и другие). Поэтому начинаю занятия
с детьми уже со средней группы детского сада. С психологической точки зрения
начальный
период
обучения
грамоте
—
формирование
у
ребенка
нового
отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя
звуковая
сторона.
Поэтому
в
период
обучения
грамоте
большое
место
отводится
развитию
фонематического
слуха,
умению
различать
в
речевом
потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который
выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к
серьёзному
этапу
–
овладению
письменными
формами
речи
(чтением
и
письмом).
Считаю, что «АБВГДейка» - занимательный кружок для любознательных
детей
и
заботливых
родителей.
Ведь
работа
с
родителями
настолько
же
актуальна, поскольку позволяет избежать ошибок раннего обучения чтению в
семье.
Кружок ориентирован на то, чтобы:
1. Повысить интерес детей к родному языку.
2. Научить детей правильному, плавному, выразительному чтению («чтение без
принуждения»).
3. Познакомить родителей с элементами правильного обучения детей чтению.
Задачи кружка:
1. Предупредить ошибки чтения и письма в школе.
2. Подготовить руку ребенка к письму.
3. Научить ребенка ориентироваться на листе бумаги (клеточка, линия).
Основные методы работы:
- Речевые игры.
- Создание проблемных ситуаций.
- Чтение детской художественной литературы.
Формы организации обучения детей:
- Занятия – путешествия («В гостях у буквы…», «В гостях у друзей», «Полет на
звездолете», «В гостях у медвежонка», «Наши друзья Домовой и Домовенок»).
- Дидактические сказки («Жили-были звуки..», «Старшие и младшие братья»,
«Сердитые звуки», «Лесная школа», «Похищение буквы И»).
-
Викторины
(«Проделки
Деда
Буквоеда»,
«Баба
Яга
в
детском
саду»,
«Путешествие в неизвестную страну», «Путешествие в красный/синий замок»).
- Занятия – экскурсии («Шарики для звуков», «Шагаем вместе», «В отпуске у
бабушки»).
Формы работы с родителями:
Беседы.
Устные консультации.
Консультационные странички.
Анкетирование.
Организация работы кружка «АБВГД-ейка».
Занятия кружка рассчитаны на работу с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста (средняя, старшая, подготовительная к школе группы)
один раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек. Темы
занятий распределены по учебным неделям. Содержание работы представлено
в
перспективных
планах.
Каждый
год
обучения
имеет
цели
и
задачи,
соответствующие
психологическим
особенностям
возраста
детей.
Продолжительность занятий ориентирована на возрастные нормы по СаНПин,
также учитывается настроение детей.
Цель работы с детьми.
Научить
ребенка
дошкольного
возраста
правильному,
плавному,
выразительному чтению.
Цель работы с родителями.
1. Познакомить родителей с элементами правильного обучения детей чтению.
2. Способствовать достижению взаимоотношения в вопросах подготовки детей
к школе.
Задачи работы с детьми.
1.Предупредить ошибки чтения и письма в школе.
2. Совершенствовать фонематический слух и звуковой анализ слов.
3. Подготовить руку ребенка к письму.
4. Научить ребенка ориентироваться в тетради.
В
процессе
работы используются
прописи:
«Пропись
раскраска»,
«Я
учусь
грамоте», «Про все на свете», «Тетрадь по обучению грамоте дошкольников»,
которые позволяют наглядно отследить динамику обучения детей, в том числе,
родителям.
В
начале
и
в
конце
учебного
года
детям
предлагаются
диагностические
(проверочные)
задания,
с
помощью
которых
определяю
уровень
владения
дошкольниками пройденного материала.
Направления работы.
1-ый год обучения.
1.
Познакомить с гласными и наиболее легкими согласными звуками (м, б,
д, н, в, г, п, т, ф, к, х).
2.
Научить выделять первый и последний звуки в слове.
3.
Познакомить
со
«старшими»
(твердыми)
и
«младшими»
(мягкими)
согласными звуками.
4.
Научить слитному чтению слогов, коротких слов.
5.
Познакомить с понятиями «слово», «звук», «буква», «слог».
6.
Научить правильно держать карандаш и располагать лист бумаги для
письма.
7.
Познакомить с правилом «Большая буква в именах людей».
2-ой год обучения.
1.
Продолжить
знакомство
с
гласными
и
согласными
звуками.
Учить
различать твердые и мягкие согласные звуки.
2.
Выделять звуки из начала, середины и конца слова.
3.
Определять ударный (главный) звук и слог в слове.
4.
Познакомить
с
понятием
«предложение».
Учить
составлять
и
анализировать предложения.
5.
Учить делить слова на части (слоги).
6.
Познакомить с понятием «звонкий-глухой» согласный звук.
7.
Учить
печатать
буквы,
слоги,
слова
русского
языка
на
листе
бумаги
в
клеточку.
8.
Познакомить с правописанием сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
9.
Учить анализировать четырехсложные слова.
10.Упражнять в чтении слов, предложений, коротких текстов.
3-ий год обучения.
1.
Познакомить с йотированными гласными (е, ё, ю, я), с Ъ и Ь знаками.
2.
Учить
проводить
полный
звуко-буквенный
анализ
слов
(определять
количество и последовательность звуков и букв в слове).
3.
Закреплять правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
4.
Составлять и печатать предложения.
5.
Упражнять в словоизменении. Словообразовании.
6.
Упражнять в слитном чтении предложений, текстов.
7.
Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку.
8.
Учить писать элементы прописных букв.
Список литературы
1.
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. – М.: Творческий
центр. Сфера, 2005.
2.
Бондарева
Л.Ю.
Обучение
грамоте
дошкольников
и
младших
школьников.
–
Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
3.
Лямина Г.М.Развитие речи ребенка раннего возраста.- М.: Айрис – пресс, 2006. – 96 с.