Автор: Сидоренко Анна Владимировна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 " Светлячок" ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедическое занятие "Звуки Ф, Фь и буква Ф".
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие
в подготовительной группе
« Звуки Ф, Фь и буква Ф».
1.
Коррекционно – образовательные:
Учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык
различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости;
учить осуществлять звуко – буквенный анализ и синтез слов на основе
наглядно – графических схем; учить определять место звуков в словах;
познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико –
пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить
составлять из букв разрезной азбуки слова: Фома, Филя; продолжать
учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
2.
Коррекционно – развивающие:
Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое
восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление;
воображение. Развивать навыки коммуникации.
3.
Коррекционно – воспитательные:
Развивать навыки самоорганизации и контроля; воспитывать желание
приходить на помощь.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением разных предметов, изображения фокусников Фомы
и Фили, Незнайки. Фишки синего и зелёного цветов; касса букв в словах,
указка.
Раздаточный материал:
Кассы букв; индивидуальные картинки; тарелочки с манной крупой, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Кто показывает фокусы? – (фокусник).
Логопед показывает фокус «Прожорливый дракон»
К нам в гости пришли фокусники Фома и Филя. У них случилась
неприятность. Они потеряли ключи от волшебных сундучков. С их помощью,
они показывают свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем
Фоме и Филе их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задания.
Развитие мимики:
Фома и Филя удивились , когда узнали, что ключик потерялся – показать
удивление. Затем они огорчились – показать огорчение. Потом они
обрадовались, когда узнали, что мы им поможем его найти – показать
радость.
2. Основная часть:
Характеристика звуков Ф, Фь.
На доске картинки с изображением фокусников.
– Какой первый звук в имени Фома?
– Какой первый звук в имени Филя?
– Будем учиться различать звуки Ф, Фь и познакомимся с буквой Ф.
-Звук Ф, какой он? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние
зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при
произнесении звука Ф, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не
дрожит»; твёрдый звук Ф; обозначаем фишкой синего цвета).
– А в слове Филя, какой звук фь? (согласный, так как воздух встречает
преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не
дрожит»; при произнесении звука Фь губы «растянуты» в улыбке, верхние
зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Фь;
обозначаем фишкой зелёного цвета).
Игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три – к обручу
беги» (определение мягкости, твёрдости)
– Сначала называются звуки: ф, к, фь, м, в, ф и т. д.
Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф],
хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове
– хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где
чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии
которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей,
изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки,
определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые
им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце
слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове
находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы
определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце
слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
Знакомство с буквой Ф
Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки
обозначают буквой Ф.
Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.
Логопед: На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-
символы и читает стихи:
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали
похожи на букву Ф.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- На что похожа буква Ф? –(на ключик). Вот мы и нашли волшебные ключики
Фокусников .
Печатание буквы Ф
Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее на
тарелочках с манной крупой.
Звуко – буквенный анализ слов – Фома, Филя.
– Берём звуковые домики и выкладываем звуковую дорожку, этого слова.
– Обозначаем каждый звук буквой.
Чтение слов.
Кофта, конфета, фартук, фикус, фен.
Составление слов из слогов.
ЛИН-ФИ, ЖОК-ФЛА, КУС-ФО.
Итог занятия.
- На что похожа буква Ф? –(на ключик). Вот мы и нашли волшебные ключики
Фокусников .
Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук Ф.
Вспомните слова со звуком Ф. Расскажите про звук Фь. Вспомните слова со
звукам Фь. Фома и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь (открывают
сундучок и дарят детям конфеты).