Напоминание

Логопедическое занятие "Звуки Ф, Фь и буква Ф".


Автор: Сидоренко Анна Владимировна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 " Светлячок" ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедическое занятие "Звуки Ф, Фь и буква Ф".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическое занятие

в подготовительной группе

« Звуки Ф, Фь и буква Ф».

1.

Коррекционно – образовательные:

Учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык

различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости;

учить осуществлять звуко – буквенный анализ и синтез слов на основе

наглядно – графических схем; учить определять место звуков в словах;

познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико –

пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить

составлять из букв разрезной азбуки слова: Фома, Филя; продолжать

учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

2.

Коррекционно – развивающие:

Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое

восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление;

воображение. Развивать навыки коммуникации.

3.

Коррекционно – воспитательные:

Развивать навыки самоорганизации и контроля; воспитывать желание

приходить на помощь.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением разных предметов, изображения фокусников Фомы

и Фили, Незнайки. Фишки синего и зелёного цветов; касса букв в словах,

указка.

Раздаточный материал:

Кассы букв; индивидуальные картинки; тарелочки с манной крупой, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Кто показывает фокусы? – (фокусник).

Логопед показывает фокус «Прожорливый дракон»

К нам в гости пришли фокусники Фома и Филя. У них случилась

неприятность. Они потеряли ключи от волшебных сундучков. С их помощью,

они показывают свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем

Фоме и Филе их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задания.

Развитие мимики:

Фома и Филя удивились , когда узнали, что ключик потерялся – показать

удивление. Затем они огорчились – показать огорчение. Потом они

обрадовались, когда узнали, что мы им поможем его найти – показать

радость.

2. Основная часть:

Характеристика звуков Ф, Фь.

На доске картинки с изображением фокусников.

– Какой первый звук в имени Фома?

– Какой первый звук в имени Филя?

– Будем учиться различать звуки Ф, Фь и познакомимся с буквой Ф.

-Звук Ф, какой он? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние

зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при

произнесении звука Ф, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не

дрожит»; твёрдый звук Ф; обозначаем фишкой синего цвета).

– А в слове Филя, какой звук фь? (согласный, так как воздух встречает

преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не

дрожит»; при произнесении звука Фь губы «растянуты» в улыбке, верхние

зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Фь;

обозначаем фишкой зелёного цвета).

Игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три – к обручу

беги» (определение мягкости, твёрдости)

– Сначала называются звуки: ф, к, фь, м, в, ф и т. д.

Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов

Детям предлагают встать на ковер.

Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф],

хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове

– хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где

чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии

которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей,

изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки,

определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.

Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Определение места звуков [ф, ф'] в слове

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые

им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце

слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове

находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы

определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце

слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

Знакомство с буквой Ф

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки

обозначают буквой Ф.

Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.

Логопед: На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-

символы и читает стихи:

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали

похожи на букву Ф.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

- На что похожа буква Ф? –(на ключик). Вот мы и нашли волшебные ключики

Фокусников .

Печатание буквы Ф

Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее на

тарелочках с манной крупой.

Звуко – буквенный анализ слов – Фома, Филя.

– Берём звуковые домики и выкладываем звуковую дорожку, этого слова.

– Обозначаем каждый звук буквой.

Чтение слов.

Кофта, конфета, фартук, фикус, фен.

Составление слов из слогов.

ЛИН-ФИ, ЖОК-ФЛА, КУС-ФО.

Итог занятия.

- На что похожа буква Ф? –(на ключик). Вот мы и нашли волшебные ключики

Фокусников .

Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук Ф.

Вспомните слова со звуком Ф. Расскажите про звук Фь. Вспомните слова со

звукам Фь. Фома и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь (открывают

сундучок и дарят детям конфеты).



В раздел образования