Напоминание

"Рекомендации родителям будущих первоклассников!"


Автор: Бальон Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рекомендации родителям будущих первоклассников!"
Раздел: начальное образование





Назад




Родителям будущих первоклассников!

Начало обучения в школе – один из наиболее важных, но в то же

время, и сложных моментов в жизни детей. Это не только новые условия

жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса,

появление новых контактов, новых обязанностей. Это определенный период

взросления ребенка.

Обучение

становится

приоритетной

задачей

в

жизни

ребенка.

Как

правило,

у

первоклассника

высокий

уровень

школьной

мотивации,

что

помогает ему легко и быстро освоить новую социальную роль. Если в семье

ребенку было привито понимание о важности и необходимости обучения в

школе, то поступая в первый класс, дети уже достаточно ясно представляют

себе, зачем надо хорошо учиться.

Начало

школьного

обучения

является

для

каждого

ребенка

сильным

стрессом.

Очень

сложным

для первоклассников является адаптационный

п е р и од . Адаптация

к

школе

это

перестройка

познавательной,

мотивационной

и

эмоционально-волевой

сфер

ребёнка

при

переходе

к

систематическому

организованному

школьному

обучению.

Это

довольно

длительный процесс и занимает до 8 недель.

Выделяют три уровня школьной адаптации:

1. Высокий уровень адаптации:

- ребёнок положительно относится к школе,

- предъявляемые требования воспринимает адекватно;

- учебный материал усваивает легко;

- решает усложнённые задачи,

- прилежен,

- внимательно слушает указания, объяснения учителя,

- выполняет поручения без внешнего контроля;

- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда

готов ко всем урокам),

- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

- занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации:

- первоклассник положительно относится к школе, её посещения не

вызывают отрицательных переживаний,

- понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и

наглядно, усваивает основное содержание учебных программ,

- самостоятельно решает типовые задачи,

-

сосредоточен

и

внимателен

при

выполнении

заданий,

поручений,

указаний взрослого, но при его контроле;

- общественные поручения выполняет добросовестно,

- дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации:

- отрицательно или индифферентно относится к школе;

- нередки жалобы на нездоровье;

- доминирует подавленное настроение;

- наблюдаются нарушения дисциплины;

- объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;

-

самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении

самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

- к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль,

систематические напоминания и побуждения со стороны учителя, родителей;

-

общественные поручения выполняет под контролем, без особого

желания, пассивен;

- близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть

одноклассников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является

степень

участия

родителей

в

его

школьной

жизни,

в

организации

приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Некоторые

практические

рекомендации

помогут

ребенку

легче

адаптироваться к школе.

Примерно дней за 10 до начала занятий в школе ребенку следует быть

уже дома, в привычной обстановке.

Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше,

если

при

этом

вы

о

чем-то

посоветуетесь

с

ребенком,

вызовете

у

него

радостные эмоции в связи с предстоящим обучением.

Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим

дня ребенка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда

он начнет учиться.

Будите

ребенка

спокойно.

Проснувшись,

он

должен

увидеть

Вашу

улыбку.

Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых

слов - у него впереди трудный день.

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него

тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали

себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден,

жаждет чем-то поделиться, выслушайте его, это не займет много времени.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 2-3

часа

после

возвращения

из

школы,

чтобы

ребенок

успел

отдохнуть

от

занятий. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.

Не

заставляйте

делать

уроки

за

один

присест.

После

15-20

минут

занятий необходимы 5-10 минут отдыха, желательно, если он будет заполнен

интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и

т.д.).

Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку

возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь

терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай

разберемся вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается,

необходима.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда

учиться

сложнее

и

утомление

наступает

быстрее,

работоспособность

снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года

или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо

внимательным к состоянию ребенка.

Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое

самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

Помните, что адаптация к школе – непростой процесс, и происходит он

совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо,

если в этот период привыкания к школе кто- то из взрослых будет рядом с

ребенком.



В раздел образования