Автор: Ященко Оксана Анатольевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "Ключевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: посёлка Ключи Омского муниципального района Омской области
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы педагогического коллектива по организации проектной деятельности
Раздел: среднее образование
Ященко Оксана Анатольевна,
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Ключевская
средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района
Омской области»
Система работы педагогического коллектива по организации проектной
деятельности
В
соответствии
с
ФГОС
ООО
при
итоговом
оценивании
результатов
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
должна
учитываться
сформированность
умений
выполнения
проектной
деятельности.
Включение обучающихся основной школы в проектную деятельность,
является одним из путей формирования у них универсальных учебных
действий. И естественно, для получения более высокого результата
этот
процесс
не
может
быть
хаотичным.
Поэтому
возникла
необходимость создание в школе системы работы педагогического
коллектива по организации проектной деятельности и включению в
неё
обучающихся.
Изучив
нормативно-правовую
базу,
пришли
к
выводу
о
необходимости
разработки
Положения
об
организации
проектной деятельности в школе, которое определило направления,
содержание проектной деятельности и функциональные обязанности
участников
образовательных
отношений.
Для
педагогического
коллектива
главной
целью
было
обеспечение
организационно-
педагогических условий для подготовки обучающихся к созданию и
защите проектов.
Навыки проектной деятельности формируются в ходе изучения
всех предметов учебного плана. Однако, как показала педагогическая
практика, этого недостаточно. Поэтому, за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений, в учебный план основного
общего образования введён предмет «Проектная деятельность». На
занятиях обучающиеся знакомятся с типологией проектов, этапами
работы и требованиями к его защите, а также приобретают опыт
проектной
деятельности,
выполняя
групповые
и
парные
проекты
разной направленности.
Большую
роль
в
формировании
навыков
проектной
деятельности
играет
внеурочная
деятельность
и
дополнительное
образование.
Педагоги
дополнительного
образования
организуют
свои
занятия,
используя
проектную
технологию.
Деятельность по
проектированию
выдвигает
новые
требования
и
классному
руководителю,
побуждая
его
содействовать
школьникам
в
проектировании и планировании собственного участия в социальной,
исследовательской,
творческой
деятельности,
осуществлять
воспитание
продуктивными
методами,
в
том
числе
через
проект.
Составляя план работы классного коллектива, классные руководители
включают в него реализацию как минимум одного группового проекта
за
учебный
год,
защита
которого
происходит
на
общешкольном
мероприятии «Фестиваль проектов». В соответствии с разработанным
Положением о проектной деятельности в школе, обучающиеся пятых
классов
работают
над
творческими
проектами,
шестых
над
конструкторскими, 7 классов - исследовательскими, 8 – 9 классов над
социальными.
Основной
процедурой
итоговой
оценки
достижения
метапредметных результатов согласно ООП ООО может послужить
защита итогового индивидуального проекта. Поэтому особое место в
системе работы педагогического коллектива
занимает организация
работы по подготовке и защите итогового индивидуального проекта
обучающимися
9
классов.
Педагогами
школы
было
разработано
Положение об итоговом индивидуальном проекте, в соответствии с
которым работа над индивидуальным итоговым проектом ведется по
трем этапам. На
первом,
организационном
этапе, который длится
апрель-май месяцы, обучающиеся 8 класса выбирают тему проекта из
созданного в школе электронного банка тем, либо формулируют ее
самостоятельно.
На
методическом
совете
школы
за
каждым
обучающимся закрепляется руководитель проекта из числа педагогов
работающих
в
основной
школе,
либо
педагогов
дополнительного
образования.
В
конце
апреля
месяца
обучающиеся
совместно
с
руководителем,
по
необходимости,
проводят
корректировку
темы,
составляют
план
работы
над
проектом.
Руководитель
проекта
заполняет
паспорт
проекта.
Связующую
роль
между
всеми
участниками образовательных отношений при подготовке итогового
индивидуального
проекта
выполняет
классный
руководитель.
На
классном собрании он знакомит родителей с Положением, доводит до
их
сведения,
выбранные
обучающимися
темы
и
закрепленного
руководителя проекта.
Самый
продолжительный
по
времени
это
основной
этап.
С
июня по декабрь обучающиеся
осуществляют поиск
необходимой
информации,
анализируют
ее,
создают
продукт
проектной
деятельности, готовят проектную папку с материалами проекта и его
презентацию.
И
на
заключительном
этапе
в
декабре
месяце
девятиклассники защищают свой индивидуальный проект. Каждый
этап
подготовки
индивидуального
проекта
оценивается
в
соответствии
с
разработанными
и
прописанными
в
Положении
критериями.
Итоговая
оценка
по
подготовке
и
защите
проекта
складывается
из
3
составляющих:
оценки
руководителя
проекта,
который оценивает у обучающихся сформированность универсальных
учебных действий при работе над проектом; оценки проектной папки,
которую оценивают члены экспертной комиссии и оценки защиты
проекта, где оценивается качество продукта проектной деятельности,
умение представить свой продукт, его практическая значимость, а
также ориентация в теме проекта.
Сложившая
система
работы
по
организации
проектной
деятельности обучающихся
позволяет
формировать
и
отслеживать
метапредметные
планируемые
результаты,
а
их
анализ
помогает
планировать
подготовку
индивидуальных
проектов
на
уровне
среднего общего образования.