Автор: Бахичева Марина Владимировна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статью
Тема: "Произведения отечественного мультиматографа как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
1
Произведения отечественного мультиматографа как средство развития
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития
Бахичева М.В., преподаватель
Государственного профессионального образовательного
автономного учреждения Ярославской области
Ярославского педагогического колледжа
В
статье
поднята
проблема
развития
эмоциональной
сферы
дошкольников с задержкой психического развития. В качестве средства в
ней рассматриваются произведения отечественного мультиматографа.
Проблемой
развития
эмоциональной
сферы
детей
дошкольного
возраста с задержкой психического развития занимались многие ведущие
педагоги, психологи, дефектологи, которыми было обнаружено разнообразие
причин
и
намечены
пути
преодоления
этого
явления.
Ранняя
работа
позволяет максимально снизить степень проявления первичного дефекта и
предотвратить вторичные отклонения. К сожалению, не все виды задержки
психического развития могут быть обнаружены в раннем детстве [2, с. 91].
Один
из
пробелов
в
ребёнке
с
проблемами
в
развитии
-
это
его
эмоциональное
недоразвитие,
которое
обусловлено
как
биологическим
дефектом,
так
и
неумелым
подходом
родителей
к
воспитанию
такого
младенца с первых дней жизни, ограниченностью социальных связей со
взрослыми [1, с. 68].
Многие
исследователи
утверждают,
что
мультфильмы
–
яркие,
зрелищные, образные, при этом простые, ненавязчивые, доступные – близки
по своим развивающим возможностям сказке, игре, человеческому общению.
Персонажи
мультфильмов
предоставляют ребенку
возможность
познания
различных
способов
взаимодействия
с
окружающим
миром,
формируют
2
первичные
представления
о
добре
и
зле,
эталоны
хорошего
и
плохого
поведения.
Через
сравнение
себя
с
любимыми
героями
ребенок
может
научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и
трудностями, уважительно относиться к другим.
На основании того, что мультфильмы находят эмоциональный отклик у
всех детей независимо от возраста, можно предположить, что их можно
использовать в целях развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Зрительные
образы
оказывают
огромное
воздействие
на
психику
ребёнка
и,
в
конечном
счёте,
на
его
развитие.
Отечественные
мультипликационные
фильмы
в
этом
смысле
являются
самым
сильным
средством воздействия, поскольку движущиеся яркие фигурки сказочных
персонажей
наиболее
привлекают
внимание
ребёнка
и
завладевают
его
сознанием. Подчас ребёнок совершенно не отдаёт себе отчёт в том, почему
ему нравятся те или иные мультипликационные герои [3, с. 56].
Отечественная
мультипликация,
такая
добрая
и
по-настоящему
детская, хоть и была напичкана пропагандистскими идеями, тем не менее, и
сейчас
является
конкурентоспособной
своим
западным
аналогам.
Кроме
того, именно её чаще всего разыскивают заботливые матери и бабушки для
своих
детей
и
внуков.
Всё
дело
в
правильном
выборе
репертуара
для
соответствующего возраста ребёнка. Если мы хотим воспитать полноценное
общество с всесторонне и гармонично развитыми личностями, мы должны
позаботиться о развитии подрастающего поколения с самых малых лет.
Просмотр
и
последующий
разбор
произведений
отечественного
мультиматографа помогают развивать понимание у детей различных видов
эмоций,
чувств
и
ощущений,
умение
разделять
их
на
положительные,
нейтральные и отрицательные. Через просмотр мультфильма целиком или
какого-либо сюжета в отдельности и после обсуждения всей группой, дети
учатся различать разные эмоциональные состояния. У детей вырабатываются
чувства
сострадания,
сопереживания,
стремления
оказать
помощь,
поделиться добротой и заботой [5, с. 30].
3
При
подборе
мультфильма
необходимо
руководствоваться
рядом
условий, так как зрительные образы воздействуют на ребенка достаточно
сильно. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что
в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она
православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро.
И
в
этой
доброй
картине
мира
существует
отрицательный
персонаж,
который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой
злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил,
никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах
злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его
отрицательную
сущность.
Такая
картина
мира
гармонизирует
психику
ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с ЗПР они
дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим
товарищем, как помогать другим.
Лучшими
отечественными
мультфильмами
являются
маленькие
притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий
духовный
смысл
и
яркие
эмоциональные
переживания.
Причем
многие
мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и
дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека, умеющего
понимать переживания другого и сопереживать ему. Например, довольно
старый мультфильм «Волшебный мешочек».
Мультфильм «Самый маленький гном» тоже - о воспитании сердца, о
том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в
каждой
из
нескольких
серий
выручая
из
беды
героев
сказок:
Красную
Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Мультфильм этот хорош
не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает
волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если
кому-то нужна помощь, рост не имеет значения. В данном мультфильме
также очень ярко выражены эмоции и чувства персонажей, радость победы,
4
злость и гнев побеждённых отрицательных героев, удивление спасённых по
поводу проявлений смелости и отваги маленького гнома.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще
всего
оказываются
не
большие
и
сильные,
а
маленькие
и
слабые,
что
вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию. Они начинают
отождествлять себя с такими героями, переживать и чувствовать так же как
они. Пример, мультфильм «Самый большой друг».
Просмотр
мультфильмов
с
последующим
обсуждением
и
разыгрыванием отдельных эпизодов в виде этюдов и игр организуется с
целью обогащения эмоционально-чувственного опыта детей. Это могут быть
мультфильмы,
в
которых
ярко
представлены
эмоциональные
состояния
героев, такие как «И мама меня простит» (Союзмультфильм, 1975. Режиссер:
А. Петров. По стихотворению
Э. Мошковской
«Обида»), анимационный
сериал
«Зверюшки-добрюшки»
(Фонд
социально-культурных
программ
«Губерния», 2010. Режиссер: М. Поляков. По мотивам сказок Г. Цыферова)
серии «Первое удивление», «Спор», «Грустная весна», «Смех и слезы»).
При
восприятии
мультфильмов
у
дошкольников
развивается
эмоциональная
отзывчивость
на
сюжет.
Они
переживают
чувства,
характерные для разных героев, определяют чувства и сопереживают им.
Отечественные
мультфильмы
обладают
богатыми
педагогическими
возможностями:
-
расширяют
представления
о
различных
модальностях
эмоций,
знакомят с их обозначениями, явлениями, ситуациями, в которых они могут
проявляться;
-
совершенствуют понимание эмоций, что способствует социализации,
а
поскольку
воспитанники
учатся,
подражая,
то
мультипликационный
материал может служить примером поведения в той или иной ситуации;
-
формируют
оценочное
отношение
к
миру,
развитие
мышления,
понимание причинно-следственных связей появления различных эмоций;
-
развивают эстетический вкус, чувство юмора;
5
-
являются
источником
формирования
и
развития
положительных
эмоций, которые в свою очередь являются основой для формирования более
сложных;
-
яркость и образность;
-
краткость и динамичность смены образов;
-
присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил;
-
анимизм
(одушевление
неодушевленных
предметов,
наделение
животных и растений человеческими способностями) [4, 108].
Влияние
мультипликационных
фильмов
на
развитие
дошкольников
можно
объяснить
действием
психологических
механизмов:
заражение,
внушение и подражание.
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного
индивида
к
другому.
В
отношении
младших
дошкольников
герои
мультфильмов могут выступать как носители определённого эмоционального
состояния
или
поведения.
Мультипликационный
фильм
способствует
погружению ребёнка в особое эмоциональное состояние, даёт возможность
эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего
возраста остро нуждается.
Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными
средствами, которые вызывают определённые состояния, создают некоторые
ощущения,
формируют
представления.
Мультфильм
демонстрирует
не
только
эмоциональные
состояния,
которые
переживают
его
герои,
но
и
формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и
яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям младшего
дошкольника. Следующий механизм – подражание.
Подражание
–
это
следование
какому-либо
примеру,
образцу
Мультипликация должна быть понятной, вызывать у воспитанника именно те
чувства,
которые
содержат
события
мультфильма,
стимулировать
к
формированию правильной оценки и отношений [6, с. 24]..
6
Для развития эмоциональной сферы можно использовать следующие
мультфильмы:
«Просто так», «Одуванчик»,
«Песенка радости», «Крошка
Енот», «У страха глаза велики», «Золушка», «Как тоску одолели», «Павлиний
хвост»,
«Первый
раз»,
«Приключение
кота
Леопольда»,
«Месть
кота
Леопольда»,
«Сказка
о
рыбаке
и
рыбке»,
«Раз
-
горох,
два
-
горох»,
«Принцесса и нищий», «Обида» и др.
Таким образом, лучшими средствами развития детей являются те, с
которыми
они
повседневно
встречаются.
Эмоциональное
развитие
с
использованием
мультфильмов,
которые
являются
частью
детской
субкультуры, постоянными спутниками ребёнка может стать эффективным,
при условии тщательного и продуманного их подбора.
Список литературы:
1.
Бреслав,
Г.М.
Эмоциональные
особенности
формирования
личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав - М.,2012. - 79
с.
2.
Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии
[Текст] - М., 2011. - 176 с.
3.
Ишкова,
Е.И.
Восприятие
дошкольниками
содержания
мультипликационных фильмов [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2015. - №
1. - 56 с.
4.
Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие младших дошкольников
[Текст] / А.Д.Кошелева - М. - 2008. - 176 с.
5.
Соколова, М.В. Персонажи мультфильмов в играх и игрушках детей
[Текст] // Соколова М.В. «Психологическая наука и образование». - 2011. -
№2. - 68 с.
6.
Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного
возраста [Текст] / Г.А. Широкова - М. - 2008. - 291с.