Напоминание

"Произведения отечественного мультиматографа как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"


Автор: Бахичева Марина Владимировна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статью
Тема: "Произведения отечественного мультиматографа как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Произведения отечественного мультиматографа как средство развития

эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой

психического развития

Бахичева М.В., преподаватель

Государственного профессионального образовательного

автономного учреждения Ярославской области

Ярославского педагогического колледжа

В

статье

поднята

проблема

развития

эмоциональной

сферы

дошкольников с задержкой психического развития. В качестве средства в

ней рассматриваются произведения отечественного мультиматографа.

Проблемой

развития

эмоциональной

сферы

детей

дошкольного

возраста с задержкой психического развития занимались многие ведущие

педагоги, психологи, дефектологи, которыми было обнаружено разнообразие

причин

и

намечены

пути

преодоления

этого

явления.

Ранняя

работа

позволяет максимально снизить степень проявления первичного дефекта и

предотвратить вторичные отклонения. К сожалению, не все виды задержки

психического развития могут быть обнаружены в раннем детстве [2, с. 91].

Один

из

пробелов

в

ребёнке

с

проблемами

в

развитии

-

это

его

эмоциональное

недоразвитие,

которое

обусловлено

как

биологическим

дефектом,

так

и

неумелым

подходом

родителей

к

воспитанию

такого

младенца с первых дней жизни, ограниченностью социальных связей со

взрослыми [1, с. 68].

Многие

исследователи

утверждают,

что

мультфильмы

яркие,

зрелищные, образные, при этом простые, ненавязчивые, доступные – близки

по своим развивающим возможностям сказке, игре, человеческому общению.

Персонажи

мультфильмов

предоставляют ребенку

возможность

познания

различных

способов

взаимодействия

с

окружающим

миром,

формируют

2

первичные

представления

о

добре

и

зле,

эталоны

хорошего

и

плохого

поведения.

Через

сравнение

себя

с

любимыми

героями

ребенок

может

научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и

трудностями, уважительно относиться к другим.

На основании того, что мультфильмы находят эмоциональный отклик у

всех детей независимо от возраста, можно предположить, что их можно

использовать в целях развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Зрительные

образы

оказывают

огромное

воздействие

на

психику

ребёнка

и,

в

конечном

счёте,

на

его

развитие.

Отечественные

мультипликационные

фильмы

в

этом

смысле

являются

самым

сильным

средством воздействия, поскольку движущиеся яркие фигурки сказочных

персонажей

наиболее

привлекают

внимание

ребёнка

и

завладевают

его

сознанием. Подчас ребёнок совершенно не отдаёт себе отчёт в том, почему

ему нравятся те или иные мультипликационные герои [3, с. 56].

Отечественная

мультипликация,

такая

добрая

и

по-настоящему

детская, хоть и была напичкана пропагандистскими идеями, тем не менее, и

сейчас

является

конкурентоспособной

своим

западным

аналогам.

Кроме

того, именно её чаще всего разыскивают заботливые матери и бабушки для

своих

детей

и

внуков.

Всё

дело

в

правильном

выборе

репертуара

для

соответствующего возраста ребёнка. Если мы хотим воспитать полноценное

общество с всесторонне и гармонично развитыми личностями, мы должны

позаботиться о развитии подрастающего поколения с самых малых лет.

Просмотр

и

последующий

разбор

произведений

отечественного

мультиматографа помогают развивать понимание у детей различных видов

эмоций,

чувств

и

ощущений,

умение

разделять

их

на

положительные,

нейтральные и отрицательные. Через просмотр мультфильма целиком или

какого-либо сюжета в отдельности и после обсуждения всей группой, дети

учатся различать разные эмоциональные состояния. У детей вырабатываются

чувства

сострадания,

сопереживания,

стремления

оказать

помощь,

поделиться добротой и заботой [5, с. 30].

3

При

подборе

мультфильма

необходимо

руководствоваться

рядом

условий, так как зрительные образы воздействуют на ребенка достаточно

сильно. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что

в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она

православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро.

И

в

этой

доброй

картине

мира

существует

отрицательный

персонаж,

который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой

злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил,

никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах

злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его

отрицательную

сущность.

Такая

картина

мира

гармонизирует

психику

ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с ЗПР они

дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим

товарищем, как помогать другим.

Лучшими

отечественными

мультфильмами

являются

маленькие

притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий

духовный

смысл

и

яркие

эмоциональные

переживания.

Причем

многие

мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и

дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека, умеющего

понимать переживания другого и сопереживать ему. Например, довольно

старый мультфильм «Волшебный мешочек».

Мультфильм «Самый маленький гном» тоже - о воспитании сердца, о

том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в

каждой

из

нескольких

серий

выручая

из

беды

героев

сказок:

Красную

Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Мультфильм этот хорош

не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает

волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если

кому-то нужна помощь, рост не имеет значения. В данном мультфильме

также очень ярко выражены эмоции и чувства персонажей, радость победы,

4

злость и гнев побеждённых отрицательных героев, удивление спасённых по

поводу проявлений смелости и отваги маленького гнома.

В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще

всего

оказываются

не

большие

и

сильные,

а

маленькие

и

слабые,

что

вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию. Они начинают

отождествлять себя с такими героями, переживать и чувствовать так же как

они. Пример, мультфильм «Самый большой друг».

Просмотр

мультфильмов

с

последующим

обсуждением

и

разыгрыванием отдельных эпизодов в виде этюдов и игр организуется с

целью обогащения эмоционально-чувственного опыта детей. Это могут быть

мультфильмы,

в

которых

ярко

представлены

эмоциональные

состояния

героев, такие как «И мама меня простит» (Союзмультфильм, 1975. Режиссер:

А. Петров. По стихотворению

Э. Мошковской

«Обида»), анимационный

сериал

«Зверюшки-добрюшки»

(Фонд

социально-культурных

программ

«Губерния», 2010. Режиссер: М. Поляков. По мотивам сказок Г. Цыферова)

серии «Первое удивление», «Спор», «Грустная весна», «Смех и слезы»).

При

восприятии

мультфильмов

у

дошкольников

развивается

эмоциональная

отзывчивость

на

сюжет.

Они

переживают

чувства,

характерные для разных героев, определяют чувства и сопереживают им.

Отечественные

мультфильмы

обладают

богатыми

педагогическими

возможностями:

-

расширяют

представления

о

различных

модальностях

эмоций,

знакомят с их обозначениями, явлениями, ситуациями, в которых они могут

проявляться;

-

совершенствуют понимание эмоций, что способствует социализации,

а

поскольку

воспитанники

учатся,

подражая,

то

мультипликационный

материал может служить примером поведения в той или иной ситуации;

-

формируют

оценочное

отношение

к

миру,

развитие

мышления,

понимание причинно-следственных связей появления различных эмоций;

-

развивают эстетический вкус, чувство юмора;

5

-

являются

источником

формирования

и

развития

положительных

эмоций, которые в свою очередь являются основой для формирования более

сложных;

-

яркость и образность;

-

краткость и динамичность смены образов;

-

присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил;

-

анимизм

(одушевление

неодушевленных

предметов,

наделение

животных и растений человеческими способностями) [4, 108].

Влияние

мультипликационных

фильмов

на

развитие

дошкольников

можно

объяснить

действием

психологических

механизмов:

заражение,

внушение и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного

индивида

к

другому.

В

отношении

младших

дошкольников

герои

мультфильмов могут выступать как носители определённого эмоционального

состояния

или

поведения.

Мультипликационный

фильм

способствует

погружению ребёнка в особое эмоциональное состояние, даёт возможность

эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего

возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными

средствами, которые вызывают определённые состояния, создают некоторые

ощущения,

формируют

представления.

Мультфильм

демонстрирует

не

только

эмоциональные

состояния,

которые

переживают

его

герои,

но

и

формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и

яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям младшего

дошкольника. Следующий механизм – подражание.

Подражание

это

следование

какому-либо

примеру,

образцу

Мультипликация должна быть понятной, вызывать у воспитанника именно те

чувства,

которые

содержат

события

мультфильма,

стимулировать

к

формированию правильной оценки и отношений [6, с. 24]..

6

Для развития эмоциональной сферы можно использовать следующие

мультфильмы:

«Просто так», «Одуванчик»,

«Песенка радости», «Крошка

Енот», «У страха глаза велики», «Золушка», «Как тоску одолели», «Павлиний

хвост»,

«Первый

раз»,

«Приключение

кота

Леопольда»,

«Месть

кота

Леопольда»,

«Сказка

о

рыбаке

и

рыбке»,

«Раз

-

горох,

два

-

горох»,

«Принцесса и нищий», «Обида» и др.

Таким образом, лучшими средствами развития детей являются те, с

которыми

они

повседневно

встречаются.

Эмоциональное

развитие

с

использованием

мультфильмов,

которые

являются

частью

детской

субкультуры, постоянными спутниками ребёнка может стать эффективным,

при условии тщательного и продуманного их подбора.

Список литературы:

1.

Бреслав,

Г.М.

Эмоциональные

особенности

формирования

личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав - М.,2012. - 79

с.

2.

Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии

[Текст] - М., 2011. - 176 с.

3.

Ишкова,

Е.И.

Восприятие

дошкольниками

содержания

мультипликационных фильмов [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2015. - №

1. - 56 с.

4.

Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие младших дошкольников

[Текст] / А.Д.Кошелева - М. - 2008. - 176 с.

5.

Соколова, М.В. Персонажи мультфильмов в играх и игрушках детей

[Текст] // Соколова М.В. «Психологическая наука и образование». - 2011. -

№2. - 68 с.

6.

Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного

возраста [Текст] / Г.А. Широкова - М. - 2008. - 291с.



В раздел образования