Напоминание

Консультация для родителей: "Если вас тревожит развитие вашего ребенка"


Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей: "Если вас тревожит развитие вашего ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

родителей

: «

Если

вас

тревожит

развитие

вашего

ребенка

»

Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям,

которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и

обучении. Эта система имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств и способов помощи

и заслуженно признана во всем мире .Однако реализация этой помощи . в каждом конкретном

случае, зависит не только от специалистов, но и от того, насколько необходимость такой помощи

очевидна для родителей.

Родители не специалисты в области решения разнообразных проблем и они не обязаны

разбираться во всех тонкостях развития ребенка. Но их внимание к особенностям развития и

поведения своего малыша, поможет вовремя заметить признаки неблагополучия и помочь

ребенку их преодолеть. И именно родители определяют :

Попадет ли ребенок в поле зрения специалистов?

Получит ли необходимую помощь?

Как сложится его обучение?

К какому результату оно приведет?

В соответствии с существующим положением , все рекомендации специалистов по организации

необходимых для ребенка условий обучения, могут быть осуществлены только с согласия

родителей. Это, в свою очередь, ставит родителей ребенка с отклонениями развития в сложное

положение: они должны не только понять, но и принять особенности своего ребенка, влияющие

на его судьбу, и сделать выбор, иногда нелегкий для родительского самолюбия.

На практике часто встречаются две крайности: одни родители склонны объяснять все

особенности отклонения в развитии и поведении «шустростью», «ленью» ,т.е. уходить тем самым

от проблем .Другие болезненно переживают малейшие нарушения в развитии своего ребенка,

много раз они проверяют и перепроверяют, что ребенок может и в чем он затрудняется ,

упрекают ребенка в его несостоятельности, фиксируя его внимание на собственной неуспешности.

И в том ,и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи . т.к. оказывается

заложником родительского самолюбия.

Учитывая и понимая , чем вызвана такая реакция родителей, предлагаем обратиться к

специалистам - только комплексный анализ нарушений в развитии, их причин и возможных

последствий, может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.

Когда желательна комплексная консультация специалистов?

1.

Ребенок появился на свет в результате неблагополучно протекавшей беременности и

родов.

2.

Ребенок имеет ( имел) много проблем в первые годы жизни / серьезные заболевания,

крики, беспокойство, плохой сон и т.п./.

3.

В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья , которые влияют на его общее

состояние.

4.

Поздно начал сидеть, стоять ,говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит

вас и сейчас.

5.

У ребенка имеется снижение слуха или выраженное нарушение зрения.

6.

Ребенок наблюдается или получал ( получает ) лечение в связи с состоянием нервной

системы ( парезы, параличи, судорожные проявления).

7.

Не способен следовать инструкции ( не может сосредоточиться на деятельности, не

понимает с чего начать, быстро отвлекается).

8.

Импульсивен ( сначала делает, потом думает).

9.

Склонен к чрезмерной двигательной активности.

10.

Моторно неловок, плохо развиты движения рук, не любит рисовать, лепить; не

справляется с мелкими деталями конструктора.

11.

Неуютно чувствует себя в обществе сверстников; склонен замыкаться или, наоборот,

агрессивен.

12.

Быстро устает или быстро пресыщается даже теми занятиями, которые его привлекали.

13.

Ребенок часто находится в плохом настроении и не проявляет интереса к окружающему.

Указанные проявления , а тем более их сочетания , могут оказаться тревожным сигналом

неблагополучия. И чем раньше будут приняты меры . тем лучшими будут результаты.

Где можно получить консультацию по поводу состояния ребенка и в каком типе детского

учреждения целесообразно обучать ребенка?

В ЦПМПк и консультативно – диагностических центрах специалисты разного профиля:

(врачи, психологи, дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.)

смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности в обучении.

Почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов - консультантов, а не

опираться на советы врачей , работающих в поликлинике?

Потому что в ЦПМПк и в диагностических центрах диагностика проводится с учетом

клинических ,психологических и педагогических аспектов. И все достоинства и недостатки

ребенка будут изучены и предложены различные варианты обучения.

Если родители ребенка со снижением слуха или зрения , или двигательными

нарушениями в какой – то степени готовы психологически к тому , что их ребенок будет

учиться « не как все» и будет посещать специализированный детский сад или школу, то

родители детей, отстающих в интеллектуальном развитии, узнав диагноз ребенка ,нередко

переживают сильный стресс; будь –то задержка психического развития( это вариант

нормального развития, требующий специальной коррекционно – развивающей

педагогической поддержки), или диагноз « умственная отсталость легкой степени»,

предполагающей обучение по облегченной программе.

Большинство родителей воспринимают направление ребенка для обучения в речевую

школу ( т.е. школу для детей с недостатками речевого развития, обучение в которой

предполагает специальную программу по русскому языку) также болезненно, как и

сообщение о глубокой умственной отсталости. Некоторые родители , понимающие

нарушения в развитии детей и переживающие за их будущее благополучие, опасаются, что

зафиксированный диагноз на документе повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. В

результате чего, они отказываются решать проблемы ребенка способами, предложенными

специалистами, тем самым игнорируя проблемы, предполагая , что они сами исчезнут. В

данном случае, своевременность оказания помощи играет принципиальное значение.

После постановки диагноза перед родителями стоит ответственный выбор: какое

учреждение будет посещать ребенок – специализированное или массовое дошкольное

учреждение. Многие родители убеждены, что их ребенок должен обучаться « со всеми» и

имеют формальное право свое убеждение осуществить. Но прежде чем реализовать это

право следует учесть следующие моменты:

Образовательная система в массовом детском саду достаточно требовательна и ребенку,

испытывающему определенные трудности, будет очень неуютно.

Стремясь определить своего ребенка в дошкольное учреждение среди « нормально»

развивающихся детей, родители надеются , что их ребенок« подтянется, исправится». И

при этом они не учитывают, что « обучение ведет за собой развитие» ( Л.С. Выготский).

Только в том случае, если обучение соответствует реальным возможностям ребенка,

ребенок может развиться и его пребывание в детском саду будет комфортным и

полезным.

Самое печальное, в этой ситуации, то, что ребенок с ограниченными возможностями

здоровья оказываются в незавидном положении, т.к. в силу разных причин не может в

общие сроки и в общем потоке освоить образовательную программу. И чтобы

компенсировать свои проблемы, ребенок нуждается в специальной программе, которая

бы соответствовала его возможностям и специальном педагоге, который знает систему

работы с особыми детьми.

Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную

информацию о предполагаемом пути обучения и развития; какой объем знаний ребенок

может усвоить при предложенной форме обучения.

Обязательно нужно уточнить , есть ли другие альтернативные способы психологической и

педагогической помощи, кроме предложенных и каковы перспективы его социальной

адаптации .

Если консультация вас не удовлетворила, можно получить « второе мнение». Иногда

специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребенком, и

возможно он не до конца разобрался в данной ситуации, поэтому повторная консультация

поможет вам уточнить невыясненные вопросы. В итоге существенные противоречия

между вашим мнением и мнением специалистов о возможностях вашего ребенка должны

быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов.

Следует также учесть, что важные решения не стоит принимать в состоянии стресса.

Практика показывает, что хладнокровных родителей , эмоционально не реагирующих на

оценку возможностей своего ребенка, просто не бывает. Необходимо прежде всего

успокоиться и определить такую тактику работы с ребенком . чтобы максимально помочь

его развитию и обучению.

Но не все особенности развития предполагают необходимость обучения и воспитания

в детском специализированном учреждении. Например, никто не сомневается насколько

важно умение ребенка сосредоточенно работать. В значительной степени это умение

является результатом воспитания – если ребенок освоил действия с конструктором,

пластилином, карандашом и красками и под руководством взрослого ,он занимается этим

увлеченно, не отвлекаясь, то и при выполнении учебных заданий он показывает

сосредоточенность, целенаправленно выполняя предложенное упражнение.

Следует особо отметить, что повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от

выполнения заданий обусловлено особенностями состояния нервной системы .Неврологи,

в таких случаях, говорят о наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции , т.е. не

сбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной

двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в

действиях и повышенной утомляемости.

В разные возрастные периоды мозговые дисфункции проявляют себя различно.

До 3-4 лет , она может проявлять себя в виде общей двигательной расторможенности,

возбудимости и частой смены настроения. В игре он недостаточно целенаправлен, он

быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко

задерживается – словарный запас у него скуден, позже появляется фразовая речь. Он

может не проявлять интереса к чтению сказок, рассматриванию картинок, играм с

кубиками, сюжетным играм. У таких детей плохой сон, они часто страдают аллергическими

реакциями, нарушением координации, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет еще ярче проявляется повышенная возбудимость, раздражительность,

импульсивность поведения, частая смена настроения, а иногда двигательная

расторможенность. Обращает на себя внимание поведение ребенка; все более отчетливо

становится заметна неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний

У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность сочетается с

замедленным типом мышления. Это порой дезориентирует взрослых, давая повод

думать, что ребенок может быть более быстрым и на занятиях. Следует знать, что детям с

подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотическая активность в

игре и замедленность, инертность и низкая продуктивность в умственной деятельности.

В более старшем возрасте становятся более отчетливыми неловкие и недостаточно

точные движения пальцев, из-за чего дети хуже рисуют, лепят, с трудом застегивают

пуговицы, чем их сверстники.

К началу обучения в школе тревожными проявлениями нередко оказываются

неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание

целенаправленно и сосредоточенно работать .Скудность речи, неумение связно

рассказывать, искажение слов и грамматические ошибки создают предпосылки для

трудностей в овладении родным языком. Дети с мозговыми дисфункциями часто плохо

ориентируются в пространстве ( они путают левую и правую сторону, им трудно выполнить

инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое и зрительное внимание у

них ограничено, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей, в

результате чего переработка полученной информации идет более медленно, хуже

удерживается в памяти . труднее воспроизводится. Все это создает предпосылки для

возникновения трудностей в овладении учебными навыками и нарушений поведения.

Такие дети остро нуждаются в специализированной помощи, направленной на коррекцию

перечисленных трудностей. Если коррекционную помощь начать в дошкольном возрасте,

то к началу обучения в школе, то многие проблемы будут скомпенсированы или хотя бы

сглажены, и обучение пойдет более успешно.

К этому следует добавить, что коррекция трудностей, возникающих у детей с

мозговыми дисфункциями, включает как психолого – педагогические, так и медицинские

мероприятия. С помощь лекарств можно улучшить память, внимание, память, поведение.

Лекарственные препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге

помогают повысить общий тонус и работоспособность. Кроме того обязательно

нормализуется сон и снижается тревожность у детей.

Главное: попытки форсировать обучение с целью « наверстать» упущенное и

« догнать» сверстников за счет длительных, интенсивных и частых занятий, а также

использования быстрого темпа обучения чаще всего приводят к отрицательному

результату, т.к. уставший ребенок будет протестовать и отказываться от занятий.

Хороших результатов можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные

способности ребенка и задерживаясь на каждом этапе освоения темы ровно столько,

чтобы ребенок усвоив материал мог поверить в свои силы .

Такие дети очень трудны для педагогов, так как постоянно требуют внимания,

отвлекают внимание детей и мешают им заниматься. Если воспитатель в группе понимает

причины такого поведения ребенка в группе и не считает его поступки « сознательными»

нарушениями, то у него больше шансов установить доброжелательные отношения с таким

ребенком и помочь ему.

Конечно, от специалистов зависит многое. Но от родителей – зависит еще больше.

Без помощи и участия родителей ни один, даже самый замечательный специалист, не в

состоянии решить проблемы вашего ребенка. Родители должны быть готовы приложить

усилия в преодолении проблем и тем самым помочь специалистам в развитии, обучении и

коррекции проблем своего ребенка



В раздел образования