Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей: "Если вас тревожит развитие вашего ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
: «
Если
вас
тревожит
развитие
вашего
ребенка
»
Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям,
которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и
обучении. Эта система имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств и способов помощи
и заслуженно признана во всем мире .Однако реализация этой помощи . в каждом конкретном
случае, зависит не только от специалистов, но и от того, насколько необходимость такой помощи
очевидна для родителей.
Родители не специалисты в области решения разнообразных проблем и они не обязаны
разбираться во всех тонкостях развития ребенка. Но их внимание к особенностям развития и
поведения своего малыша, поможет вовремя заметить признаки неблагополучия и помочь
ребенку их преодолеть. И именно родители определяют :
Попадет ли ребенок в поле зрения специалистов?
Получит ли необходимую помощь?
Как сложится его обучение?
К какому результату оно приведет?
В соответствии с существующим положением , все рекомендации специалистов по организации
необходимых для ребенка условий обучения, могут быть осуществлены только с согласия
родителей. Это, в свою очередь, ставит родителей ребенка с отклонениями развития в сложное
положение: они должны не только понять, но и принять особенности своего ребенка, влияющие
на его судьбу, и сделать выбор, иногда нелегкий для родительского самолюбия.
На практике часто встречаются две крайности: одни родители склонны объяснять все
особенности отклонения в развитии и поведении «шустростью», «ленью» ,т.е. уходить тем самым
от проблем .Другие болезненно переживают малейшие нарушения в развитии своего ребенка,
много раз они проверяют и перепроверяют, что ребенок может и в чем он затрудняется ,
упрекают ребенка в его несостоятельности, фиксируя его внимание на собственной неуспешности.
И в том ,и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи . т.к. оказывается
заложником родительского самолюбия.
Учитывая и понимая , чем вызвана такая реакция родителей, предлагаем обратиться к
специалистам - только комплексный анализ нарушений в развитии, их причин и возможных
последствий, может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.
Когда желательна комплексная консультация специалистов?
1.
Ребенок появился на свет в результате неблагополучно протекавшей беременности и
родов.
2.
Ребенок имеет ( имел) много проблем в первые годы жизни / серьезные заболевания,
крики, беспокойство, плохой сон и т.п./.
3.
В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья , которые влияют на его общее
состояние.
4.
Поздно начал сидеть, стоять ,говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит
вас и сейчас.
5.
У ребенка имеется снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
6.
Ребенок наблюдается или получал ( получает ) лечение в связи с состоянием нервной
системы ( парезы, параличи, судорожные проявления).
7.
Не способен следовать инструкции ( не может сосредоточиться на деятельности, не
понимает с чего начать, быстро отвлекается).
8.
Импульсивен ( сначала делает, потом думает).
9.
Склонен к чрезмерной двигательной активности.
10.
Моторно неловок, плохо развиты движения рук, не любит рисовать, лепить; не
справляется с мелкими деталями конструктора.
11.
Неуютно чувствует себя в обществе сверстников; склонен замыкаться или, наоборот,
агрессивен.
12.
Быстро устает или быстро пресыщается даже теми занятиями, которые его привлекали.
13.
Ребенок часто находится в плохом настроении и не проявляет интереса к окружающему.
Указанные проявления , а тем более их сочетания , могут оказаться тревожным сигналом
неблагополучия. И чем раньше будут приняты меры . тем лучшими будут результаты.
Где можно получить консультацию по поводу состояния ребенка и в каком типе детского
учреждения целесообразно обучать ребенка?
В ЦПМПк и консультативно – диагностических центрах специалисты разного профиля:
(врачи, психологи, дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.)
смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности в обучении.
Почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов - консультантов, а не
опираться на советы врачей , работающих в поликлинике?
Потому что в ЦПМПк и в диагностических центрах диагностика проводится с учетом
клинических ,психологических и педагогических аспектов. И все достоинства и недостатки
ребенка будут изучены и предложены различные варианты обучения.
Если родители ребенка со снижением слуха или зрения , или двигательными
нарушениями в какой – то степени готовы психологически к тому , что их ребенок будет
учиться « не как все» и будет посещать специализированный детский сад или школу, то
родители детей, отстающих в интеллектуальном развитии, узнав диагноз ребенка ,нередко
переживают сильный стресс; будь –то задержка психического развития( это вариант
нормального развития, требующий специальной коррекционно – развивающей
педагогической поддержки), или диагноз « умственная отсталость легкой степени»,
предполагающей обучение по облегченной программе.
Большинство родителей воспринимают направление ребенка для обучения в речевую
школу ( т.е. школу для детей с недостатками речевого развития, обучение в которой
предполагает специальную программу по русскому языку) также болезненно, как и
сообщение о глубокой умственной отсталости. Некоторые родители , понимающие
нарушения в развитии детей и переживающие за их будущее благополучие, опасаются, что
зафиксированный диагноз на документе повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. В
результате чего, они отказываются решать проблемы ребенка способами, предложенными
специалистами, тем самым игнорируя проблемы, предполагая , что они сами исчезнут. В
данном случае, своевременность оказания помощи играет принципиальное значение.
После постановки диагноза перед родителями стоит ответственный выбор: какое
учреждение будет посещать ребенок – специализированное или массовое дошкольное
учреждение. Многие родители убеждены, что их ребенок должен обучаться « со всеми» и
имеют формальное право свое убеждение осуществить. Но прежде чем реализовать это
право следует учесть следующие моменты:
Образовательная система в массовом детском саду достаточно требовательна и ребенку,
испытывающему определенные трудности, будет очень неуютно.
Стремясь определить своего ребенка в дошкольное учреждение среди « нормально»
развивающихся детей, родители надеются , что их ребенок« подтянется, исправится». И
при этом они не учитывают, что « обучение ведет за собой развитие» ( Л.С. Выготский).
Только в том случае, если обучение соответствует реальным возможностям ребенка,
ребенок может развиться и его пребывание в детском саду будет комфортным и
полезным.
Самое печальное, в этой ситуации, то, что ребенок с ограниченными возможностями
здоровья оказываются в незавидном положении, т.к. в силу разных причин не может в
общие сроки и в общем потоке освоить образовательную программу. И чтобы
компенсировать свои проблемы, ребенок нуждается в специальной программе, которая
бы соответствовала его возможностям и специальном педагоге, который знает систему
работы с особыми детьми.
Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную
информацию о предполагаемом пути обучения и развития; какой объем знаний ребенок
может усвоить при предложенной форме обучения.
Обязательно нужно уточнить , есть ли другие альтернативные способы психологической и
педагогической помощи, кроме предложенных и каковы перспективы его социальной
адаптации .
Если консультация вас не удовлетворила, можно получить « второе мнение». Иногда
специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребенком, и
возможно он не до конца разобрался в данной ситуации, поэтому повторная консультация
поможет вам уточнить невыясненные вопросы. В итоге существенные противоречия
между вашим мнением и мнением специалистов о возможностях вашего ребенка должны
быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов.
Следует также учесть, что важные решения не стоит принимать в состоянии стресса.
Практика показывает, что хладнокровных родителей , эмоционально не реагирующих на
оценку возможностей своего ребенка, просто не бывает. Необходимо прежде всего
успокоиться и определить такую тактику работы с ребенком . чтобы максимально помочь
его развитию и обучению.
Но не все особенности развития предполагают необходимость обучения и воспитания
в детском специализированном учреждении. Например, никто не сомневается насколько
важно умение ребенка сосредоточенно работать. В значительной степени это умение
является результатом воспитания – если ребенок освоил действия с конструктором,
пластилином, карандашом и красками и под руководством взрослого ,он занимается этим
увлеченно, не отвлекаясь, то и при выполнении учебных заданий он показывает
сосредоточенность, целенаправленно выполняя предложенное упражнение.
Следует особо отметить, что повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от
выполнения заданий обусловлено особенностями состояния нервной системы .Неврологи,
в таких случаях, говорят о наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции , т.е. не
сбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной
двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в
действиях и повышенной утомляемости.
В разные возрастные периоды мозговые дисфункции проявляют себя различно.
До 3-4 лет , она может проявлять себя в виде общей двигательной расторможенности,
возбудимости и частой смены настроения. В игре он недостаточно целенаправлен, он
быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко
задерживается – словарный запас у него скуден, позже появляется фразовая речь. Он
может не проявлять интереса к чтению сказок, рассматриванию картинок, играм с
кубиками, сюжетным играм. У таких детей плохой сон, они часто страдают аллергическими
реакциями, нарушением координации, двигательной неловкостью.
С 4-5 лет еще ярче проявляется повышенная возбудимость, раздражительность,
импульсивность поведения, частая смена настроения, а иногда двигательная
расторможенность. Обращает на себя внимание поведение ребенка; все более отчетливо
становится заметна неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний
У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность сочетается с
замедленным типом мышления. Это порой дезориентирует взрослых, давая повод
думать, что ребенок может быть более быстрым и на занятиях. Следует знать, что детям с
подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотическая активность в
игре и замедленность, инертность и низкая продуктивность в умственной деятельности.
В более старшем возрасте становятся более отчетливыми неловкие и недостаточно
точные движения пальцев, из-за чего дети хуже рисуют, лепят, с трудом застегивают
пуговицы, чем их сверстники.
К началу обучения в школе тревожными проявлениями нередко оказываются
неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание
целенаправленно и сосредоточенно работать .Скудность речи, неумение связно
рассказывать, искажение слов и грамматические ошибки создают предпосылки для
трудностей в овладении родным языком. Дети с мозговыми дисфункциями часто плохо
ориентируются в пространстве ( они путают левую и правую сторону, им трудно выполнить
инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое и зрительное внимание у
них ограничено, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей, в
результате чего переработка полученной информации идет более медленно, хуже
удерживается в памяти . труднее воспроизводится. Все это создает предпосылки для
возникновения трудностей в овладении учебными навыками и нарушений поведения.
Такие дети остро нуждаются в специализированной помощи, направленной на коррекцию
перечисленных трудностей. Если коррекционную помощь начать в дошкольном возрасте,
то к началу обучения в школе, то многие проблемы будут скомпенсированы или хотя бы
сглажены, и обучение пойдет более успешно.
К этому следует добавить, что коррекция трудностей, возникающих у детей с
мозговыми дисфункциями, включает как психолого – педагогические, так и медицинские
мероприятия. С помощь лекарств можно улучшить память, внимание, память, поведение.
Лекарственные препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге
помогают повысить общий тонус и работоспособность. Кроме того обязательно
нормализуется сон и снижается тревожность у детей.
Главное: попытки форсировать обучение с целью « наверстать» упущенное и
« догнать» сверстников за счет длительных, интенсивных и частых занятий, а также
использования быстрого темпа обучения чаще всего приводят к отрицательному
результату, т.к. уставший ребенок будет протестовать и отказываться от занятий.
Хороших результатов можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные
способности ребенка и задерживаясь на каждом этапе освоения темы ровно столько,
чтобы ребенок усвоив материал мог поверить в свои силы .
Такие дети очень трудны для педагогов, так как постоянно требуют внимания,
отвлекают внимание детей и мешают им заниматься. Если воспитатель в группе понимает
причины такого поведения ребенка в группе и не считает его поступки « сознательными»
нарушениями, то у него больше шансов установить доброжелательные отношения с таким
ребенком и помочь ему.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от родителей – зависит еще больше.
Без помощи и участия родителей ни один, даже самый замечательный специалист, не в
состоянии решить проблемы вашего ребенка. Родители должны быть готовы приложить
усилия в преодолении проблем и тем самым помочь специалистам в развитии, обучении и
коррекции проблем своего ребенка