Напоминание

Консультация для родителей "Странный ребенок".


Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей "Странный ребенок".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей « Странный ребенок».

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти

от контактов ,жить в своем собственном мире. Неконтактность , однако, может проявляться в

разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается характерологической чертой

ребенка, но бывает иногда вызвана:

недостаточностью его зрения или слуха ;

глубоким интеллектуальным недоразвитием;

речевыми трудностями;

невротическими расстройствами;

тяжелым госпитализмом ( т.е. хроническим недостатком общения, порожденным

социальной изоляцией ребенка в младенчестве).

В большинстве этих разных случаев - нарушение коммуникации являются прямым следствием

проявления основной недостаточности:

малой потребности в общении;

трудностей восприятия информации и понимания ситуации;

болезненного невротического опыта;

хронического недостатка общения в раннем детстве;

невозможности пользоваться речью.

Существует ,однако, нарушение общения , при котором все эти трудности связаны в один особый и

странный узел , где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может

ребенок общаться ; а если не может , то почему. Такое нарушение может быть связано с

синдромом раннего детского аутизма.

Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей :

стремление уйти от общения;

ограничение контактов даже с близкими людьми:

неспособность играть с другими детьми;

отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;

стереотипность поведения;

страхи, агрессия, самоагрессия;

нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития;

трудности в обучении.

Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

Вместе с тем близкие, как правило, не сомневаются в том , что их внимание и ласка нужны

малышу, даже в том случае, когда они не могут успокоить и утешить ребенка. Они не считают , что

их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним: случается, что он дарит им мгновения

удивительного взаимопонимания.

В большинстве случаев родители не считают своих детей умственно отсталыми .Прекрасная

память, проявляемая в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно

произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к

музыке, стихам – все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле « все сможет».

Однако, хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание ,

научить его чему- нибудь бывает крайне трудно. Когда его оставляют в покое, он доволен и

спокоен, но чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на

собственное имя; его очень сложно втянуть в игру. И чем больше его тормошат, чем больше с ним

стараются заниматься, снова и снова проверяя , действительно ли он может говорить;

действительно ли существует его( проявляемая время от времени) сообразительность., тем

больше он отказывается от контакта, тем все более становятся ожесточенными его странные,

стереотипные действия, самоагрессия.

Родители неминуемо сталкиваются с такими вопросами, как:

Почему все его способности проявляются только случайно?

Почему он не хочет пользоваться ими в реальной жизни?

В чем и как ему можно помочь, если родители не чувствуют себя способными его

успокоить, уберечь от страха; если он не хочет принимать ласку и помощь?

Что делать , если усилия организовать жизнь ребенка, научить его оканчиваются тем, что

только ожесточают взрослых и самого ребенка, разрушая немногие , уже существующие,

формы контакта?

Исследования показывают, что после первого года жизни необычность такого ребенка становится

явной : трудно организовать взаимодействие , привлечь внимание ребенка, заметна задержка его

речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем

отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности начинаются сглаживаться , ребенок

может больше тянуться к людям, но в это время, на первый план , выступает выраженная

задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации.

Опыт специалистов показывает, что несмотря на тяжесть нарушений , в некоторой части

случаев, возможна успешная социализация таких людей – приобретение навыков

самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть ,

что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную

динамику: ребенок может стать более адаптированным , общительным и самостоятельным в

кругу близких ему людей.



В раздел образования