Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей "Странный ребенок".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей « Странный ребенок».
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти
от контактов ,жить в своем собственном мире. Неконтактность , однако, может проявляться в
разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается характерологической чертой
ребенка, но бывает иногда вызвана:
недостаточностью его зрения или слуха ;
глубоким интеллектуальным недоразвитием;
речевыми трудностями;
невротическими расстройствами;
тяжелым госпитализмом ( т.е. хроническим недостатком общения, порожденным
социальной изоляцией ребенка в младенчестве).
В большинстве этих разных случаев - нарушение коммуникации являются прямым следствием
проявления основной недостаточности:
малой потребности в общении;
трудностей восприятия информации и понимания ситуации;
болезненного невротического опыта;
хронического недостатка общения в раннем детстве;
невозможности пользоваться речью.
Существует ,однако, нарушение общения , при котором все эти трудности связаны в один особый и
странный узел , где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может
ребенок общаться ; а если не может , то почему. Такое нарушение может быть связано с
синдромом раннего детского аутизма.
Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей :
стремление уйти от общения;
ограничение контактов даже с близкими людьми:
неспособность играть с другими детьми;
отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;
стереотипность поведения;
страхи, агрессия, самоагрессия;
нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития;
трудности в обучении.
Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
Вместе с тем близкие, как правило, не сомневаются в том , что их внимание и ласка нужны
малышу, даже в том случае, когда они не могут успокоить и утешить ребенка. Они не считают , что
их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним: случается, что он дарит им мгновения
удивительного взаимопонимания.
В большинстве случаев родители не считают своих детей умственно отсталыми .Прекрасная
память, проявляемая в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно
произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к
музыке, стихам – все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле « все сможет».
Однако, хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание ,
научить его чему- нибудь бывает крайне трудно. Когда его оставляют в покое, он доволен и
спокоен, но чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на
собственное имя; его очень сложно втянуть в игру. И чем больше его тормошат, чем больше с ним
стараются заниматься, снова и снова проверяя , действительно ли он может говорить;
действительно ли существует его( проявляемая время от времени) сообразительность., тем
больше он отказывается от контакта, тем все более становятся ожесточенными его странные,
стереотипные действия, самоагрессия.
Родители неминуемо сталкиваются с такими вопросами, как:
Почему все его способности проявляются только случайно?
Почему он не хочет пользоваться ими в реальной жизни?
В чем и как ему можно помочь, если родители не чувствуют себя способными его
успокоить, уберечь от страха; если он не хочет принимать ласку и помощь?
Что делать , если усилия организовать жизнь ребенка, научить его оканчиваются тем, что
только ожесточают взрослых и самого ребенка, разрушая немногие , уже существующие,
формы контакта?
Исследования показывают, что после первого года жизни необычность такого ребенка становится
явной : трудно организовать взаимодействие , привлечь внимание ребенка, заметна задержка его
речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем
отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности начинаются сглаживаться , ребенок
может больше тянуться к людям, но в это время, на первый план , выступает выраженная
задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации.
Опыт специалистов показывает, что несмотря на тяжесть нарушений , в некоторой части
случаев, возможна успешная социализация таких людей – приобретение навыков
самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть ,
что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную
динамику: ребенок может стать более адаптированным , общительным и самостоятельным в
кругу близких ему людей.