Напоминание

Консультация для родителей на тему: "Ребенок и речь."


Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей на тему: "Ребенок и речь."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему: « Ребенок и речь .»

Речь – один из наиболее мощных факторов в развитии ребенка и одновременно основа

мышления, т.к. мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение,

абстракция…) развиваются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития

зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции

психической деятельности и поведения. Речь отражает социальную среду , в которой

растет ребенок.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы

определенные условия психического развития:

Определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;

Правильная и координированная работа органов артикуляции, голосовых и

дыхательных систем;

Формирование потребности в общении.

Периоды в развитии речи ( нормативы речевого развития).

Развитие речи происходит в несколько этапов и на каждом из них элементы речевой

системы формируются в строгой закономерности.

1.

Младенчество.

Когда появляются первые слова? Обычно к концу первого года жизни, но задолго

до этого ребенок начинает общаться с миром.

От рождения и до шести месяцев.

К концу первого месяца по характеру плача малыша можно понять

некоторые его желания.

С двух месяцев устанавливается общение с помощью взглядов, мимических

движений. Ребенок начинает улыбаться, взмахивать руками.

В три – четыре месяца – ребенок начинает узнавать голос матери ( или

близкого человека). К концу четвертого месяца младенец воспроизводит

множество звуков, которые не встречаются ни в одном языке .К концу

четвертого месяца малыш начинает повторять слоги, произнося целые «

звуковые дорожки».

В этот период развития очень важным является эмоциональная форма

взаимодействия . Без этого у ребенка не складывается коммуникативная

потребность: т.е интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему.

Речь не развивается вне общения. Очень важно , с первых ней жизни

ребенка все время разговаривать с ним. Интонацией и ритмом выражать

свое отношение , подкреплять речь улыбкой, хвалить малыша. Такая

эмоциональность легче понимается ребенком и способствует его

полноценному развитию, т.к. речевая и эмоциональная активность

вызывает желание вам подражать.

Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки; не

поворачивает голову ,в сторону взрослого; не смеется; не формируется

избирательное внимание к речи окружающих.

Возраст 7 – 10 месяцев.

Это период изменения отношения ребенка к окружающему, период

появления активного интереса к нему. Ребенок не только вступает в

общение со взрослыми, но и начинает исследовать окружающие его

предметы. Появляется лепет, т.е. ритмичные повторения слогов. С

развитием словесной речи, эти компоненты будут подчиняться слову,

фразе.

На 7-8 месяце развиваются способности не только слышать, но и

Воспринимать звучащую речь. Ребенок понимает многие слова,

Узнает названия некоторых предметов, которые ему показывали.

В процессе постоянного общения со взрослым, ребенок усваивает

Произнесение определенных звуков и звукосочетаний. Развивается

отраженный лепет ( т.е. повторение за взрослым) и самолепет ( т.е.

собственная речевая активность).

С 9 – ти месяцев - ребенок начинает выполнять простые словесные

инструкции, дополненные жестами . Интенсивно развивается понимание

речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно

используя игрушки.

Основания для беспокойства: отсутствие отраженного лепета; не

выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.

Возраст 10 – 12 месяцев - ребенок эмоционально взаимодействует с

близкими ( с удовольствием обнимает, целует, прощается, играет в « ладушки». Начинает

выражать свои намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама,

папа, бах…

Основания для беспокойства : не реагирует на свое имя, нет лепетных

слов.



В раздел образования