Автор: Чиликина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Консультация для родителей на тему: "Ребенок и речь."
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему: « Ребенок и речь .»
Речь – один из наиболее мощных факторов в развитии ребенка и одновременно основа
мышления, т.к. мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция…) развиваются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития
зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции
психической деятельности и поведения. Речь отражает социальную среду , в которой
растет ребенок.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы
определенные условия психического развития:
Определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;
Правильная и координированная работа органов артикуляции, голосовых и
дыхательных систем;
Формирование потребности в общении.
Периоды в развитии речи ( нормативы речевого развития).
Развитие речи происходит в несколько этапов и на каждом из них элементы речевой
системы формируются в строгой закономерности.
1.
Младенчество.
Когда появляются первые слова? Обычно к концу первого года жизни, но задолго
до этого ребенок начинает общаться с миром.
От рождения и до шести месяцев.
К концу первого месяца по характеру плача малыша можно понять
некоторые его желания.
С двух месяцев устанавливается общение с помощью взглядов, мимических
движений. Ребенок начинает улыбаться, взмахивать руками.
В три – четыре месяца – ребенок начинает узнавать голос матери ( или
близкого человека). К концу четвертого месяца младенец воспроизводит
множество звуков, которые не встречаются ни в одном языке .К концу
четвертого месяца малыш начинает повторять слоги, произнося целые «
звуковые дорожки».
В этот период развития очень важным является эмоциональная форма
взаимодействия . Без этого у ребенка не складывается коммуникативная
потребность: т.е интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему.
Речь не развивается вне общения. Очень важно , с первых ней жизни
ребенка все время разговаривать с ним. Интонацией и ритмом выражать
свое отношение , подкреплять речь улыбкой, хвалить малыша. Такая
эмоциональность легче понимается ребенком и способствует его
полноценному развитию, т.к. речевая и эмоциональная активность
вызывает желание вам подражать.
Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки; не
поворачивает голову ,в сторону взрослого; не смеется; не формируется
избирательное внимание к речи окружающих.
Возраст 7 – 10 месяцев.
Это период изменения отношения ребенка к окружающему, период
появления активного интереса к нему. Ребенок не только вступает в
общение со взрослыми, но и начинает исследовать окружающие его
предметы. Появляется лепет, т.е. ритмичные повторения слогов. С
развитием словесной речи, эти компоненты будут подчиняться слову,
фразе.
На 7-8 месяце развиваются способности не только слышать, но и
Воспринимать звучащую речь. Ребенок понимает многие слова,
Узнает названия некоторых предметов, которые ему показывали.
В процессе постоянного общения со взрослым, ребенок усваивает
Произнесение определенных звуков и звукосочетаний. Развивается
отраженный лепет ( т.е. повторение за взрослым) и самолепет ( т.е.
собственная речевая активность).
С 9 – ти месяцев - ребенок начинает выполнять простые словесные
инструкции, дополненные жестами . Интенсивно развивается понимание
речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно
используя игрушки.
Основания для беспокойства: отсутствие отраженного лепета; не
выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.
Возраст 10 – 12 месяцев - ребенок эмоционально взаимодействует с
близкими ( с удовольствием обнимает, целует, прощается, играет в « ладушки». Начинает
выражать свои намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама,
папа, бах…
Основания для беспокойства : не реагирует на свое имя, нет лепетных
слов.