Напоминание

"ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ"


Автор: Тимофеева Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: Самарская область город Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: "ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные

изменения. Происходит снижение статуса семьи как воспитательного института.

Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Нарушены

нравственные представления о браке и семье, утрачено традиционное восприятие

родительства

и

детства.

Стало

очевидной

необходимостью

пересматривать

механизмы

эффективного

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения

и

семьи,

повышать

статус

семьи

как

главного

воспитательного

института.

Поэтому,

воспитание

детей

в

семье

необходимо

рассматривать

как

специальную педагогическую деятельность родителей, и в этом смысле родители

должны

являться

особым,

важнейшим

социально-образовательным

институтом.

При этом важным является формирование у них установки на самостоятельную

творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий

и методик, направленных на педагогическое просвещение родителей.

На

практике

педагоги

дошкольных

образовательных

учреждений

часто

сталкиваются

со

множеством

вопросов,

которые

им

задают

родители.

Им

необходима

методическая

помощь,

начальные

знания

психофизических

особенностей дошкольников, о методах и приемах взаимодействия с ними. Все это

говорит об актуальности организации педагогического просвещения родителей,

используя при этом различные средства, в том числе и социальные сети, а также

Интернет-ресурсы.

Все это говорит об актуальности изучаемой нами проблемы, тема которой

сформулирована

как

«Содержание

социально-педагогической

деятельности

по

педагогическому просвещению родителей дошкольников»

Объектом исследования

является педагогическое просвещение родителей

дошкольников.

Предмет исследования – формы социально-педагогической деятельности по

педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Цель

исследования

рассмотреть

формы

социально-педагогической

деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и гипотезой были определены задачи

исследования:

1) изучить научную литературу по теме исследования;

2) определить сущность понятия «педагогическое просвещение родителей»;

3)

рассмотреть формы организации социально-педагогической деятельности

по педагогическому просвещению родителей дошкольников;

Обучение родителя начинается с его психолого-педагогического просвещения.

С точки зрения А.Шатовой психолого-педагогическое просвещение отличается от

любого другого. И это связано не только с его содержание, но и с формами,

которыми оно осуществляется. Прежде всего, с точки зрения автора, «это обмен

педагогическим опытом, который у каждого неповторим. Если сравнивать его с

информированием, то просвещение будет отличаться наличием обратной связи, а

также выявлением позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов.

Следовательно,

в

ходе

проведения

работы

по

педагогическому

просвещению

участники более активны».

Положительные

результаты

в

воспитании

детей

достигаются

при

умелом

сочетании разных средств, при активном включении в эту работу всех членов

дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога,

семьи

и

дошкольного

образовательного

учреждения

состоит

в

признании

необходимости,

взаимосвязи,

взаимопреемственности

в

образовательной

деятельности.

И

то,

и

другое

это

два

основных

и

равноправных

субъекта

социального воспитания и дошкольного образования детей.

В качестве средства педагогического просвещения родителей дошкольников,

мы рассматриваем социальные сети, которые прочно вошли в современную жизнь,

и пользуются большой популярностью у родителей подрастающего поколения.

В

нашем

исследовании

принимали

участие

50

родителей

логопедических

групп дошкольного образовательного учреждения. Из них 35 женщин и 15 мужчин.

Основной

состав

был

представлен

родителями

со

средним

и

средним

профессиональным

образованием,

и

только

36%

респондентов,

по

данным

анкетирования,

имеют

высшее.

Исходя

из

этого

факта,

можно

предположить,

почему такой отклик нашли наши вопросы, связанные с обучением, развитием и

воспитанием детей.

Для

организации

дальнейшей

работы

по

педагогическому

просвещению

родителей дошкольников, нам очень интересно было выявить, «какие вопросы,

связанные

с

воспитанием

их

интересуют

больше

всего».

80%

респондентов

ответили, что для них актуальна информация, связанная с «обучением детей в

определенном возрасте».

40% родителей очень интересовала информация о возрастных особенностях

детей,

об

их

общении

со

сверстниками.

30%

опрошенных

хотели

узнать,

как

организовать досуг ребенка. Об индивидуальных особенностях детей хотели бы

узнать поподробнее 20% респондентов. По 10% опрошенных проявили интерес к

вопросу о мотивации обучения и организации игры с ребенком.

Мы отметили важный момент, что 60% родителей, «если в семье возникают

вопросы, связанные с общением, воспитанием или обучением детей» обращаются к

специалистам: психологам, педагогам, логопедам. Это говорит об актуальности

проблемы, рассматриваемой в нашем исследовании.

30% респондентов пытаются найти ответы на интересующие их вопросы в

Интернете: через поисковые системы, на специальных сайтах, в социальных сетях.

Важно,

что

все-таки

20%

ищут

информацию

в

научной

литературе,

книгах,

журналах, газетах; 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников».

Конечно,

прежде

чем,

организовывать

педагогическое

просвещение

с

использованием Интернет-ресурсов и через социальные сети, необходимо было

выяснить, каково техническое оснащение родителей, участвовавших в опросе. По

результатам ответов 100% респондентов имеют различные технические средства с

выходом в Интернет. 50% указали на наличие ноутбуков и нетбуков, 30% имеют

персональные компьютеры, 10% - планшетные компьютеры и 10% мобильные

телефоны с выходом в глобальную сеть.

Самыми популярными поисковыми системами, которые родители применяют

«для поиска информации по вопросам воспитания и обучения детей» оказались

Google и Yandex по 50% ответов.

Небольшое

количество

респондентов

отметили,

что

используют

«специализированные

сайты,

к

которым

они

обращались,

решая

вопросы

воспитания и обучения ребенка». К этим Интернет-ресурсам относятся: Deti.mail;

сайт психологического центра Адалин; Мама; Maam

60%

родителей

ответили,

что

«зарегистрированы

в

социальных

сетях».

Наибольшей популярностью пользуются, конечно, VK (60%) и «Одноклассники» -

50%, затем расположились Facebook (20%), Youtube (10%). А также были родители,

которые при хорошем техническом оснащении не зарегистрированы нигде. Таких

было 30%.

На вопрос «Используете ли вы социальные сети для решения задач обучения и

воспитания детей», по 30% родителей ответили «редко» и «никогда», но нашлись и

такие, которые обращались к социальным сетям «часто», «иногда» - по 20%.

Временное

распределение

«на

поиск

информации

по

вопросам

развития,

воспитания и обучения детей, используя Интернет-ресурсы» выглядит следующим

образом: «мало» - 36%, «не более 30 минут, 1 часа, не более 2 часов» - по 20%, и,

лишь, 4% родителей ответили «пока не найду нужную информацию». В общей

сложности

64%,

принявших

участие

в

опросе

респондентов,

показали

свою

заинтересованность

в

вопросах

педагогики

и

возрастной

психологии,

а

также

показали умение работать с Интернет-источниками.

Показательно, что на вопрос «Использует ли ваш ребенок Интернет-ресурсы

для организации своего досуга», 80% дали утвердительный ответ, и всего 20% -

отрицательный, причем 80% родителей утверждают, что «разрешают посещать

только

детские

сайты».

10%

указали

на Youtube,

и,

также

10%

-

ответили

«никакие».

В

продолжение

предыдущего

вопроса,

родители

(100%)

отметили,

что

основная цель посещения детских сайтов, является просмотр мультфильмов.

Дальше

цели

выстроились

следующим

образом:

60%

детей

играют

в

развивающие игры; 30% - слушают аудио сказки; и такое же процентное отношение

просматривают детские передачи (30%).

На вопрос «Каким образом вы регулируете количество времени, проведенное

ребенком за компьютером и содержание сайтов, которые использует ваш ребенок»,

70% родителей ответили, что сами «следят за временем», а 30% - доверяют в этом

вопросе своим детям, которые уточняют «сколько можно времени поиграть за

компьютером или посмотреть мультфильмы».

При

всей

занятости

современных

родителей,

временные

приоритеты

«потратить

на on-line

консультации

с

педагогом,

психологом,

логопедом»

выстроились следующим образом, «сколько нужно» - 30%, «от 1 часа до 2 часов» -

по 20%, «30 – 40 минут» – по 10%, «нисколько» - 10%.

А если рассматривать более глубоко, предлагая «потратить время на on-line

обучение, связанное с вопросами развития ребенка, его воспитания и обучения»

40% родителей смогли бы выделить 1 – 2 часа ежедневно, «30 минут» - 20%,

«сколько нужно» - 20%, то есть в общей сложности 80% высказались за такую

возможность получить знания по педагогики и возрастной психологии, и, всего

лишь, 20% ответили «нисколько».

Спектр вопросов, которые родители «хотели бы обсудить на занятиях» в

рамках

их

педагогического

просвещения»

был

следующий

(по

убывающей):

«вопросы общения ребенка с другими детьми», «мотивация обучения» - по 20%,

«воспитание

детей»,

«как

повысить

внимательность»,

«особенности

общения

родителей с ребенком» - по 10%, «никаких» - 8%, «о заикании» - 6%, «по вопросу

развития речи» - 4%, «здоровье» - 2%.

Обучение

с

помощью

социальных

ресурсов

обладает

привлекательной

новизной, с одной стороны, а с другой – удобством и возможностью реализации ее

на практике. А если, мы рассматриваем их с точки зрения, средств педагогического

просвещения родителей, то это становится еще более интересным и актуальным.

Наш опрос показал, что социальные ресурсы играют огромную роль для

современных

родителей.

Большое

количество

родителей

(80%)

готовы

как

с

психологической точки зрения, так и с технической, к организации педагогического

просвещения,

используя

при

этом

огромный

потенциал

социальных

сетей

и

Интернет-ресурсов.

Список литературы

1.

Горячев

М.Д.

Горячев

М.М.

Иванушкина

Н.В.,

Мантуленко

В.В.

Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского

государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 5 (116). С. 220 - 227.

2.

Егорова

У.Г.

Просвещение

родителей

в

вопросах

профилактики

отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского государственного

университета. Гуманитарная серия. 2014. № 9 (120). С. 232 - 236.

3.

Шатова

А.Д.

Экономическое

воспитание

дошкольников:

учебно-

методическое

пособие

/

А.Д.

Шатова.

-

М.:

Издательство

«Педагогическое

общество России», 2005. – 124 с., с. 39.



В раздел образования