Автор: Тимофеева Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: Самарская область город Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: "ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные
изменения. Происходит снижение статуса семьи как воспитательного института.
Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Нарушены
нравственные представления о браке и семье, утрачено традиционное восприятие
родительства
и
детства.
Стало
очевидной
необходимостью
пересматривать
механизмы
эффективного
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
и
семьи,
повышать
статус
семьи
как
главного
воспитательного
института.
Поэтому,
воспитание
детей
в
семье
необходимо
рассматривать
как
специальную педагогическую деятельность родителей, и в этом смысле родители
должны
являться
особым,
важнейшим
социально-образовательным
институтом.
При этом важным является формирование у них установки на самостоятельную
творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий
и методик, направленных на педагогическое просвещение родителей.
На
практике
педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений
часто
сталкиваются
со
множеством
вопросов,
которые
им
задают
родители.
Им
необходима
методическая
помощь,
начальные
знания
психофизических
особенностей дошкольников, о методах и приемах взаимодействия с ними. Все это
говорит об актуальности организации педагогического просвещения родителей,
используя при этом различные средства, в том числе и социальные сети, а также
Интернет-ресурсы.
Все это говорит об актуальности изучаемой нами проблемы, тема которой
сформулирована
как
«Содержание
социально-педагогической
деятельности
по
педагогическому просвещению родителей дошкольников»
Объектом исследования
является педагогическое просвещение родителей
дошкольников.
Предмет исследования – формы социально-педагогической деятельности по
педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Цель
исследования
–
рассмотреть
формы
социально-педагогической
деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и гипотезой были определены задачи
исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) определить сущность понятия «педагогическое просвещение родителей»;
3)
рассмотреть формы организации социально-педагогической деятельности
по педагогическому просвещению родителей дошкольников;
Обучение родителя начинается с его психолого-педагогического просвещения.
С точки зрения А.Шатовой психолого-педагогическое просвещение отличается от
любого другого. И это связано не только с его содержание, но и с формами,
которыми оно осуществляется. Прежде всего, с точки зрения автора, «это обмен
педагогическим опытом, который у каждого неповторим. Если сравнивать его с
информированием, то просвещение будет отличаться наличием обратной связи, а
также выявлением позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов.
Следовательно,
в
ходе
проведения
работы
по
педагогическому
просвещению
участники более активны».
Положительные
результаты
в
воспитании
детей
достигаются
при
умелом
сочетании разных средств, при активном включении в эту работу всех членов
дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога,
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения
состоит
в
признании
необходимости,
взаимосвязи,
взаимопреемственности
в
образовательной
деятельности.
И
то,
и
другое
–
это
два
основных
и
равноправных
субъекта
социального воспитания и дошкольного образования детей.
В качестве средства педагогического просвещения родителей дошкольников,
мы рассматриваем социальные сети, которые прочно вошли в современную жизнь,
и пользуются большой популярностью у родителей подрастающего поколения.
В
нашем
исследовании
принимали
участие
50
родителей
логопедических
групп дошкольного образовательного учреждения. Из них 35 женщин и 15 мужчин.
Основной
состав
был
представлен
родителями
со
средним
и
средним
профессиональным
образованием,
и
только
36%
респондентов,
по
данным
анкетирования,
имеют
высшее.
Исходя
из
этого
факта,
можно
предположить,
почему такой отклик нашли наши вопросы, связанные с обучением, развитием и
воспитанием детей.
Для
организации
дальнейшей
работы
по
педагогическому
просвещению
родителей дошкольников, нам очень интересно было выявить, «какие вопросы,
связанные
с
воспитанием
их
интересуют
больше
всего».
80%
респондентов
ответили, что для них актуальна информация, связанная с «обучением детей в
определенном возрасте».
40% родителей очень интересовала информация о возрастных особенностях
детей,
об
их
общении
со
сверстниками.
30%
опрошенных
хотели
узнать,
как
организовать досуг ребенка. Об индивидуальных особенностях детей хотели бы
узнать поподробнее 20% респондентов. По 10% опрошенных проявили интерес к
вопросу о мотивации обучения и организации игры с ребенком.
Мы отметили важный момент, что 60% родителей, «если в семье возникают
вопросы, связанные с общением, воспитанием или обучением детей» обращаются к
специалистам: психологам, педагогам, логопедам. Это говорит об актуальности
проблемы, рассматриваемой в нашем исследовании.
30% респондентов пытаются найти ответы на интересующие их вопросы в
Интернете: через поисковые системы, на специальных сайтах, в социальных сетях.
Важно,
что
все-таки
20%
ищут
информацию
в
научной
литературе,
книгах,
журналах, газетах; 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников».
Конечно,
прежде
чем,
организовывать
педагогическое
просвещение
с
использованием Интернет-ресурсов и через социальные сети, необходимо было
выяснить, каково техническое оснащение родителей, участвовавших в опросе. По
результатам ответов 100% респондентов имеют различные технические средства с
выходом в Интернет. 50% указали на наличие ноутбуков и нетбуков, 30% имеют
персональные компьютеры, 10% - планшетные компьютеры и 10% мобильные
телефоны с выходом в глобальную сеть.
Самыми популярными поисковыми системами, которые родители применяют
«для поиска информации по вопросам воспитания и обучения детей» оказались
Google и Yandex по 50% ответов.
Небольшое
количество
респондентов
отметили,
что
используют
«специализированные
сайты,
к
которым
они
обращались,
решая
вопросы
воспитания и обучения ребенка». К этим Интернет-ресурсам относятся: Deti.mail;
сайт психологического центра Адалин; Мама; Maam
60%
родителей
ответили,
что
«зарегистрированы
в
социальных
сетях».
Наибольшей популярностью пользуются, конечно, VK (60%) и «Одноклассники» -
50%, затем расположились Facebook (20%), Youtube (10%). А также были родители,
которые при хорошем техническом оснащении не зарегистрированы нигде. Таких
было 30%.
На вопрос «Используете ли вы социальные сети для решения задач обучения и
воспитания детей», по 30% родителей ответили «редко» и «никогда», но нашлись и
такие, которые обращались к социальным сетям «часто», «иногда» - по 20%.
Временное
распределение
«на
поиск
информации
по
вопросам
развития,
воспитания и обучения детей, используя Интернет-ресурсы» выглядит следующим
образом: «мало» - 36%, «не более 30 минут, 1 часа, не более 2 часов» - по 20%, и,
лишь, 4% родителей ответили «пока не найду нужную информацию». В общей
сложности
64%,
принявших
участие
в
опросе
респондентов,
показали
свою
заинтересованность
в
вопросах
педагогики
и
возрастной
психологии,
а
также
показали умение работать с Интернет-источниками.
Показательно, что на вопрос «Использует ли ваш ребенок Интернет-ресурсы
для организации своего досуга», 80% дали утвердительный ответ, и всего 20% -
отрицательный, причем 80% родителей утверждают, что «разрешают посещать
только
детские
сайты».
10%
указали
на Youtube,
и,
также
10%
-
ответили
«никакие».
В
продолжение
предыдущего
вопроса,
родители
(100%)
отметили,
что
основная цель посещения детских сайтов, является просмотр мультфильмов.
Дальше
цели
выстроились
следующим
образом:
60%
детей
–
играют
в
развивающие игры; 30% - слушают аудио сказки; и такое же процентное отношение
просматривают детские передачи (30%).
На вопрос «Каким образом вы регулируете количество времени, проведенное
ребенком за компьютером и содержание сайтов, которые использует ваш ребенок»,
70% родителей ответили, что сами «следят за временем», а 30% - доверяют в этом
вопросе своим детям, которые уточняют «сколько можно времени поиграть за
компьютером или посмотреть мультфильмы».
При
всей
занятости
современных
родителей,
временные
приоритеты
«потратить
на on-line
консультации
с
педагогом,
психологом,
логопедом»
выстроились следующим образом, «сколько нужно» - 30%, «от 1 часа до 2 часов» -
по 20%, «30 – 40 минут» – по 10%, «нисколько» - 10%.
А если рассматривать более глубоко, предлагая «потратить время на on-line
обучение, связанное с вопросами развития ребенка, его воспитания и обучения»
40% родителей смогли бы выделить 1 – 2 часа ежедневно, «30 минут» - 20%,
«сколько нужно» - 20%, то есть в общей сложности 80% высказались за такую
возможность получить знания по педагогики и возрастной психологии, и, всего
лишь, 20% ответили «нисколько».
Спектр вопросов, которые родители «хотели бы обсудить на занятиях» в
рамках
их
педагогического
просвещения»
был
следующий
(по
убывающей):
«вопросы общения ребенка с другими детьми», «мотивация обучения» - по 20%,
«воспитание
детей»,
«как
повысить
внимательность»,
«особенности
общения
родителей с ребенком» - по 10%, «никаких» - 8%, «о заикании» - 6%, «по вопросу
развития речи» - 4%, «здоровье» - 2%.
Обучение
с
помощью
социальных
ресурсов
обладает
привлекательной
новизной, с одной стороны, а с другой – удобством и возможностью реализации ее
на практике. А если, мы рассматриваем их с точки зрения, средств педагогического
просвещения родителей, то это становится еще более интересным и актуальным.
Наш опрос показал, что социальные ресурсы играют огромную роль для
современных
родителей.
Большое
количество
родителей
(80%)
готовы
как
с
психологической точки зрения, так и с технической, к организации педагогического
просвещения,
используя
при
этом
огромный
потенциал
социальных
сетей
и
Интернет-ресурсов.
Список литературы
1.
Горячев
М.Д.
Горячев
М.М.
Иванушкина
Н.В.,
Мантуленко
В.В.
Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского
государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 5 (116). С. 220 - 227.
2.
Егорова
У.Г.
Просвещение
родителей
в
вопросах
профилактики
отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского государственного
университета. Гуманитарная серия. 2014. № 9 (120). С. 232 - 236.
3.
Шатова
А.Д.
Экономическое
воспитание
дошкольников:
учебно-
методическое
пособие
/
А.Д.
Шатова.
-
М.:
Издательство
«Педагогическое
общество России», 2005. – 124 с., с. 39.