Автор: Колбина Алёна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Детский сад № 90 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Эффективность применения комплексных упражнений творческого характера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование
«Эффективность
применения
комплексных
упражнений
творческого
характера
в
работе
учителя
-
логопеда
на
этапе
автоматизации звуков в связной речи у детей с речевыми нарушениями».
Автор: Колбина Алёна Николаевна
Организация: детский сад № 90 ОАО «РЖД»
Населённый пункт: г. Ярославль
Аннотация:
В статье описан опыт работы учителя - логопеда с детьми, имеющими
общее недоразвитие речи III уровня. Данный материал о том, как при помощи
комплексных
упражнений
творческого
характера
можно
эффективно
ускорить процесс автоматизации звуков в связной речи.
Статья
адресована
учителям
–
логопедам,
родителям,
воспитателям
логопедических и комбинированных групп.
Ключевые слова: автоматизация, упражнения творческого характера,
дизартрия.
К
сожалению,
у
многих
детей,
имеющих
нарушение
иннервации
органов
артикуляционного
аппарата
(дизартрию),
«затягивается»
процесс
автоматизации (закрепления) поставленных логопедом звуков в спонтанной
речи. Ребёнок чисто говорит поставленный логопедом звук изолированно, в
слогах, словах, во фразовой речи, а в повседневном общении произношение
звуков
не
контролирует.
Часто
дошкольники,
увлекаясь
какой
–
либо
деятельностью, не следят за правильным проговариванием поставленного
звука в речи. Перед многими логопедами встаёт вопрос: как научить ребёнка
контролировать правильное произношение звуков?
На этот вопрос я нашла ответ путём использования в своей работе
комплексных упражнений творческого характера, разработанных кандидатом
педагогических наук, дефектологом - реабилитологом Малюковой Ириной
Борисовной.
Изначально,
творческие
упражнения
творческого
характера
мною использовались в работе с детьми с целью совершенствования связной
речи, развития общей и мелкой моторики, но в процессе работы я заметила,
что комплексные упражнения творческого характера значительно сокращают
время автоматизации звуков в связной речи. Я активно стала применять
игровые упражнения творческого характера в коррекции звукопроизношения.
Комплексное
упражнение
творческого
характера
включает
в
себя
небольшой диалог из детского произведения и движения, соответствующие
линии сюжета. Взрослый
подбирает текст диалога, в котором бы часто
звучал тот звук, который нужно автоматизировать в связной речи. В диалоге
могут
участвовать
дети
или
взрослый
с
ребёнком.
Упражнения
могут
применять родители, занимаясь с ребёнком дома над автоматизацией звука в
связной
речи.
Обучение
для
детей
становится
эмоциональной,
«живой»
игрой.
Учитывая
тесную
взаимосвязь
состояния
речи
и
моторной
сферы,
ребёнка, в коррекционной работе я советую одновременно развивать речь и
моторику.
Таким
образом,
применяя
комплексные
упражнения
творческого
характера, мы осуществляем коррекцию и совершенствование двигательной,
сенсорной,
речевой,
эмоциональной
и
творческих
сфер,
координации,
пластики,
выразительности
движений,
речи,
мимики,
формирование
и
развитие
познавательных
потребностей
и
интересов,
эстетических
представлений,
эмоционально
–
эстетического
восприятия
окружающего
мира, поэтических способностей, в процессе вживания в художественное
произведение, расширяется кругозор ребёнка, развиваются коммуникативные
и
поведенческие
навыки,
интеллектуальная
сфера
и
ускоряем
этап
автоматизации
звуков
в
связной
речи.
Выполняя
упражнения,
ребёнок
контролирует линию сюжета, выразительность речи, движения и звуковую
строну речи, перенося эти навыки контроля речи в повседневное общение.
Ниже представлена картотека комплексных упражнений творческого
характера на автоматизацию звуков [ С, З, Ш, Ж, Ч, Л, Р, К ] в связной речи.
Стихотворное сопровождение
Название и содержание
упражнения
Автоматизация звука [К] в связной речи
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
«Пироги себе пеки
Не из снега – из муки».
(П. Воронькова)
«Пирог»
Горизонтально расположенные кисти
рук
с
раздвинутыми
в
стороны
пальцами
имитируют
падающие
снежинки.
Правую
кисть
сложить
мордочкой кота (указательный палец
и мизинец выпрямлены вверх – это
ушки,
подушечка
большого
пальца
прижата к ногтям согнутых среднего
и безымянного пальцев – это носик у
кота).
Соединяя
п олусогн утые
ладошки, «лепить» пирожок.
Вытянуть
вперед
руку,
выполнять
волнообразные
движения,
имитируя
текущий
ручеёк.
Правая
кисть
–
мордочка
кот а,
левой
к и с т ь ю
« п о г р о з и т ь »
е м у
п а л ь ц е м ,
проговаривая
фразу
назидательным
тоном.
Автоматизация звука [С] в связной речи
Заглянула в лес весна.
Ёж проснулся ото сна.
Все иголки распушил,
Запыхтел и заспешил:
«Весной, - топ, топ-
В лесу потоп.
Пых, пых беда-
Кругом вода».
(З. Петрова)
«Ёжик»
Исходное положение – руки лежат на
столе
ладонями
вверх.
Соединить
кисти,
скре стив
од н ои м ён н ы е
выпрямленные пальцы – это иголки у
ёжика,
большие
пальцы
соединены
подушечками
и
отведены
вперёд
–
это нос. «Ёжик ползает» по столу в
разных направлениях.
-Почему ты плачешь киска?
-У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
-Почему же стало грустно?
-Потому, что было вкусно!
(В. Орлов)
«Разговор с киской»
Кисть правой руки сложена в виде
мордочки кошки (указательный палец
и мизинец выпрямлены вверх – это
ушки,
подушечка
большого
пальца
прижата к ногтям согнутых среднего
и безымянного пальцев – это носик).
Полусогнутая (ладонью вверх) кисть
левой руки – это миска. Педагог или
ребёнок
задаёт
вопросы,
другой
ребёнок
отвечает,
слегка
сгибая
правую кисть, т. е. кивая головой, в
такт с ответами
Автоматизация звука [З] в связной речи
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку догрызаю.
- А чему ты заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
(Г. Сапгир)
«Заяц»
Исходное положение – сидя на стуле,
мяче или стоя.
Кисть правой или левой руки ребёнка
сложена
в
виде
мордочки
зайца
(указательный
и
средний
палец
выпрямлены
вверх
–
это
уши,
подушечка большого пальца прижата
к
ногтевым
фалангам
согнутых
безымянного пальца и мизинца – это
нос).
Педагог
задаёт
вопро сы,
ребёнок
отвечает,
кивая
кистью
(головой зайца) в такт с ответами
Автоматизация звука [Ш] в связной речи
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш!
(Г. Виеру)
«Ручеёк»
Исходное положение – сидя на мяче,
стуле или стоя. Вытянутой вперёд
рукой выполнять волнообразные
движения, имитируя текущий ручеёк.
Следить за интонированием и
театрализацией.
Автоматизация звука [Ж] в связной речи
Лисёнок проснулся
И вышел умыться,
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица.
Он вежливым был,
Извинился к тому же:
«Пойду, поищу я
Свободные лужи».
(В. Кожевников)
«Лисёнок»
К и с т ь
п р а в о й
р у к и
с л о ж и т ь
м о р д о ч ко й
л и с ы
( с о е д и н и т ь
п о д у ш е ч к а м и
в ы п р я м л е н н ы е
большой,
безымянный
и
средний
пальцы – это нос, а указательный и
мизинец поднять вверх – это ушки).
Левая кисть расположена на уровне
груди горизонтально ладонью вверх –
это
лужа.
Поочерёдно
поднимать
правую и левую ноги. Правая кисть
наклоняется над левой, и левая кисть
тоже
складывается
мордочкой
лисы
(это
отражение
лисёнка
в
луже).
Правая
кисть
удаляется
от
лужи
и
левая кисть выпрямляется. Шагать на
месте, одновременно удаляя правую
кисть от левой.
Автоматизация звука [Ч] в связной речи
-Лютик, лютик, что хохочешь?
-Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь.
(И. Токмакова)
«Лютик»
Левая рука опирается локтём на стол,
кисть расположена горизонтально,
полусогнутые пальцы максимально
разведены – это чашечка цветка.
Кончиками пальцев правой руки
перебирать по ладони левой руки,
изображая ползающую букашку
Автоматизация звука [Л] в связной речи
-Ну, весна, как дела? – У меня
уборка.
-Для чего тебе метла? – Снег смести с
пригорка.
- Для чего тебе ручьи? – мусор смыть
с дорожек!
-для чего тебе лучи? – для уборки
тоже.
Всё помою, просушу, вас на праздник
приглашу!
О. Высоцкая
«Разговор с весной»
Кистью правой руки погладить
ладошку левой руки
Имитация ручья волнообразными
движениями кисти руки
Пальцы на обеих руках расправить
«веером» - это лучи солнца
Сгибать и разгибать пальцы на обеих
руках
Автоматизация звуков [Л], [Р] в связной речи
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй.
- Здравствуй.
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я ловила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушёл, хитрец,
Сорвался. (Е. Чеповецкий)
Исходное положение – сидя на стуле,
мяче или стоя. Выпрямленные кисти
рук располагаются вертикально
ладонями внутрь на уровне груди –
это две рыбки. Сгибание –
разгибание выпрямленных пальцев в
пястно-фаланговых суставах
имитирует движения тела рыбы в
воде. Отведение и приведение
мизинцев имитирует открывающиеся
рты.
Партнёр ребёнка (педагог, родители
или другой ребёнок) может, сгибая-
р а з г и б а я
г о р и з о н т а л ь н о
р а с п о л о ж е н н ы е
к и с т и
р у к ,
имитировать
плещущие ся
н а д
рыбками волны
Автоматизация звука [Р] в связной речи
- Как зовут тебя ворона?
- Карповна.
- Что ты делаешь ворона?
- Каркаю.
- Что ж кричишь, как на пожар?
- Нравится. Хороша я, карраша,
каррасавица!
(И. Гамазкова)
«Ворона»
Наклоны вперёд.
Исходное положение - сидя на стуле,
на мяче или стоя, ноги врозь, кисти
сзади в замок.
Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок
отвечает,
наклоняясь
в п е р ё д ,
максимально
поднимая
руки
за
спиной. Имитация движений птицы -
носик вниз - хвостик вверх.
Следить за ритмизацией движений и
речи.
-Кра, - кричит ворона –
Кража, караул, грабёж, пропажа.
Кисть
правой
руки
складывается
в
ф о р м е
г о л о в ы
в о р о н ы
Вор прокрался утром рано, брошь
украл он из кармана,
Карандаш, картонку, пробку,
И красивую коробку
-Стой, ворона, не кричи,
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана,
У тебя ведь нет кармана.
-Как!- подпрыгнула ворона,
Заморгала удивлённо.
-Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!
(В. Орлов)
(выпрямленные пальцы собираются в
щепоть – это клюв). Выпрямленная
кисть
левой
руки
прижимается
внутренней
поверхностью
своего
запястья к локтевому краю запястья
правой
руки
–
это
туловище
у
вороны.
Ворона
громко
кричит,
открывая клюв.
Поморгать глазами
-Ворон, ворон, гость лесной,
Побеседуешь со мной?
Как тебя зовут? Макар?
-Кар!
-Ты, наверно, очень стар?
-Кар!
-Очень тёмный твой загар.
-Кар!
-Ты совсем как кочегар.
-Кар!
-Голова как чёрный шар.
-Кар!
-Остронос ты как комар.
-Кар!
-Видно, крепкий твой удар!
-Кар!
«Ворон»
Исходное положение – стойка ноги
врозь, кисти сзади в замок. Взрослый
задаёт вопросы, а ребёнок отвечает,
наклоняясь
вперёд,
максимально
поднимая руки за спиной. Имитация
движений
птицы
–
носик
вниз
–
хвостик вверх
Желаю успехов!
Библиографический список:
Малюкова, И.Б. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в
начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Малюкова. -
Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 25с.
Нейродинамическая
ритмопластика.
Комплексные
упражнения
творческого характера («Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров»):
учебно
–
методическое
пособие.
Программа
«Театр
исцеляющих
и
развивающих движений». / Авт.-сост. И.Б. Малюкова. - Ярославль: Изд-во
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. – 31 с.