Напоминание

"Эффективность применения комплексных упражнений творческого характера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с речевыми нарушениями"


Автор: Колбина Алёна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Детский сад № 90 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Эффективность применения комплексных упражнений творческого характера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эффективность

применения

комплексных

упражнений

творческого

характера

в

работе

учителя

-

логопеда

на

этапе

автоматизации звуков в связной речи у детей с речевыми нарушениями».

Автор: Колбина Алёна Николаевна

Организация: детский сад № 90 ОАО «РЖД»

Населённый пункт: г. Ярославль

Аннотация:

В статье описан опыт работы учителя - логопеда с детьми, имеющими

общее недоразвитие речи III уровня. Данный материал о том, как при помощи

комплексных

упражнений

творческого

характера

можно

эффективно

ускорить процесс автоматизации звуков в связной речи.

Статья

адресована

учителям

логопедам,

родителям,

воспитателям

логопедических и комбинированных групп.

Ключевые слова: автоматизация, упражнения творческого характера,

дизартрия.

К

сожалению,

у

многих

детей,

имеющих

нарушение

иннервации

органов

артикуляционного

аппарата

(дизартрию),

«затягивается»

процесс

автоматизации (закрепления) поставленных логопедом звуков в спонтанной

речи. Ребёнок чисто говорит поставленный логопедом звук изолированно, в

слогах, словах, во фразовой речи, а в повседневном общении произношение

звуков

не

контролирует.

Часто

дошкольники,

увлекаясь

какой

либо

деятельностью, не следят за правильным проговариванием поставленного

звука в речи. Перед многими логопедами встаёт вопрос: как научить ребёнка

контролировать правильное произношение звуков?

На этот вопрос я нашла ответ путём использования в своей работе

комплексных упражнений творческого характера, разработанных кандидатом

педагогических наук, дефектологом - реабилитологом Малюковой Ириной

Борисовной.

Изначально,

творческие

упражнения

творческого

характера

мною использовались в работе с детьми с целью совершенствования связной

речи, развития общей и мелкой моторики, но в процессе работы я заметила,

что комплексные упражнения творческого характера значительно сокращают

время автоматизации звуков в связной речи. Я активно стала применять

игровые упражнения творческого характера в коррекции звукопроизношения.

Комплексное

упражнение

творческого

характера

включает

в

себя

небольшой диалог из детского произведения и движения, соответствующие

линии сюжета. Взрослый

подбирает текст диалога, в котором бы часто

звучал тот звук, который нужно автоматизировать в связной речи. В диалоге

могут

участвовать

дети

или

взрослый

с

ребёнком.

Упражнения

могут

применять родители, занимаясь с ребёнком дома над автоматизацией звука в

связной

речи.

Обучение

для

детей

становится

эмоциональной,

«живой»

игрой.

Учитывая

тесную

взаимосвязь

состояния

речи

и

моторной

сферы,

ребёнка, в коррекционной работе я советую одновременно развивать речь и

моторику.

Таким

образом,

применяя

комплексные

упражнения

творческого

характера, мы осуществляем коррекцию и совершенствование двигательной,

сенсорной,

речевой,

эмоциональной

и

творческих

сфер,

координации,

пластики,

выразительности

движений,

речи,

мимики,

формирование

и

развитие

познавательных

потребностей

и

интересов,

эстетических

представлений,

эмоционально

эстетического

восприятия

окружающего

мира, поэтических способностей, в процессе вживания в художественное

произведение, расширяется кругозор ребёнка, развиваются коммуникативные

и

поведенческие

навыки,

интеллектуальная

сфера

и

ускоряем

этап

автоматизации

звуков

в

связной

речи.

Выполняя

упражнения,

ребёнок

контролирует линию сюжета, выразительность речи, движения и звуковую

строну речи, перенося эти навыки контроля речи в повседневное общение.

Ниже представлена картотека комплексных упражнений творческого

характера на автоматизацию звуков [ С, З, Ш, Ж, Ч, Л, Р, К ] в связной речи.

Стихотворное сопровождение

Название и содержание

упражнения

Автоматизация звука [К] в связной речи

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

«Пироги себе пеки

Не из снега – из муки».

(П. Воронькова)

«Пирог»

Горизонтально расположенные кисти

рук

с

раздвинутыми

в

стороны

пальцами

имитируют

падающие

снежинки.

Правую

кисть

сложить

мордочкой кота (указательный палец

и мизинец выпрямлены вверх – это

ушки,

подушечка

большого

пальца

прижата к ногтям согнутых среднего

и безымянного пальцев – это носик у

кота).

Соединяя

п олусогн утые

ладошки, «лепить» пирожок.

Вытянуть

вперед

руку,

выполнять

волнообразные

движения,

имитируя

текущий

ручеёк.

Правая

кисть

мордочка

кот а,

левой

к и с т ь ю

« п о г р о з и т ь »

е м у

п а л ь ц е м ,

проговаривая

фразу

назидательным

тоном.

Автоматизация звука [С] в связной речи

Заглянула в лес весна.

Ёж проснулся ото сна.

Все иголки распушил,

Запыхтел и заспешил:

«Весной, - топ, топ-

В лесу потоп.

Пых, пых беда-

Кругом вода».

(З. Петрова)

«Ёжик»

Исходное положение – руки лежат на

столе

ладонями

вверх.

Соединить

кисти,

скре стив

од н ои м ён н ы е

выпрямленные пальцы – это иголки у

ёжика,

большие

пальцы

соединены

подушечками

и

отведены

вперёд

это нос. «Ёжик ползает» по столу в

разных направлениях.

-Почему ты плачешь киска?

-У меня пустая миска!

Съела я кусочек сала,

И теперь мне грустно стало.

-Почему же стало грустно?

-Потому, что было вкусно!

(В. Орлов)

«Разговор с киской»

Кисть правой руки сложена в виде

мордочки кошки (указательный палец

и мизинец выпрямлены вверх – это

ушки,

подушечка

большого

пальца

прижата к ногтям согнутых среднего

и безымянного пальцев – это носик).

Полусогнутая (ладонью вверх) кисть

левой руки – это миска. Педагог или

ребёнок

задаёт

вопросы,

другой

ребёнок

отвечает,

слегка

сгибая

правую кисть, т. е. кивая головой, в

такт с ответами

Автоматизация звука [З] в связной речи

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку догрызаю.

- А чему ты заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят.

(Г. Сапгир)

«Заяц»

Исходное положение – сидя на стуле,

мяче или стоя.

Кисть правой или левой руки ребёнка

сложена

в

виде

мордочки

зайца

(указательный

и

средний

палец

выпрямлены

вверх

это

уши,

подушечка большого пальца прижата

к

ногтевым

фалангам

согнутых

безымянного пальца и мизинца – это

нос).

Педагог

задаёт

вопро сы,

ребёнок

отвечает,

кивая

кистью

(головой зайца) в такт с ответами

Автоматизация звука [Ш] в связной речи

- Ручеёк, куда спешишь?

- К речке, к речке, мой малыш!

- Ручеёк, когда ты спишь?

- Никогда не сплю, малыш!

(Г. Виеру)

«Ручеёк»

Исходное положение – сидя на мяче,

стуле или стоя. Вытянутой вперёд

рукой выполнять волнообразные

движения, имитируя текущий ручеёк.

Следить за интонированием и

театрализацией.

Автоматизация звука [Ж] в связной речи

Лисёнок проснулся

И вышел умыться,

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица.

Он вежливым был,

Извинился к тому же:

«Пойду, поищу я

Свободные лужи».

(В. Кожевников)

«Лисёнок»

К и с т ь

п р а в о й

р у к и

с л о ж и т ь

м о р д о ч ко й

л и с ы

( с о е д и н и т ь

п о д у ш е ч к а м и

в ы п р я м л е н н ы е

большой,

безымянный

и

средний

пальцы – это нос, а указательный и

мизинец поднять вверх – это ушки).

Левая кисть расположена на уровне

груди горизонтально ладонью вверх –

это

лужа.

Поочерёдно

поднимать

правую и левую ноги. Правая кисть

наклоняется над левой, и левая кисть

тоже

складывается

мордочкой

лисы

(это

отражение

лисёнка

в

луже).

Правая

кисть

удаляется

от

лужи

и

левая кисть выпрямляется. Шагать на

месте, одновременно удаляя правую

кисть от левой.

Автоматизация звука [Ч] в связной речи

-Лютик, лютик, что хохочешь?

-Да ведь ты меня щекочешь.

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь - захохочешь.

(И. Токмакова)

«Лютик»

Левая рука опирается локтём на стол,

кисть расположена горизонтально,

полусогнутые пальцы максимально

разведены – это чашечка цветка.

Кончиками пальцев правой руки

перебирать по ладони левой руки,

изображая ползающую букашку

Автоматизация звука [Л] в связной речи

-Ну, весна, как дела? – У меня

уборка.

-Для чего тебе метла? – Снег смести с

пригорка.

- Для чего тебе ручьи? – мусор смыть

с дорожек!

-для чего тебе лучи? – для уборки

тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник

приглашу!

О. Высоцкая

«Разговор с весной»

Кистью правой руки погладить

ладошку левой руки

Имитация ручья волнообразными

движениями кисти руки

Пальцы на обеих руках расправить

«веером» - это лучи солнца

Сгибать и разгибать пальцы на обеих

руках

Автоматизация звуков [Л], [Р] в связной речи

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй.

- Здравствуй.

- Как дела?

- На рыбалке я была,

Я ловила рыбака,

Дядю Петю-чудака.

- Где же твой рыбак?

Попался?

- Нет, ушёл, хитрец,

Сорвался. (Е. Чеповецкий)

Исходное положение – сидя на стуле,

мяче или стоя. Выпрямленные кисти

рук располагаются вертикально

ладонями внутрь на уровне груди –

это две рыбки. Сгибание –

разгибание выпрямленных пальцев в

пястно-фаланговых суставах

имитирует движения тела рыбы в

воде. Отведение и приведение

мизинцев имитирует открывающиеся

рты.

Партнёр ребёнка (педагог, родители

или другой ребёнок) может, сгибая-

р а з г и б а я

г о р и з о н т а л ь н о

р а с п о л о ж е н н ы е

к и с т и

р у к ,

имитировать

плещущие ся

н а д

рыбками волны

Автоматизация звука [Р] в связной речи

- Как зовут тебя ворона?

- Карповна.

- Что ты делаешь ворона?

- Каркаю.

- Что ж кричишь, как на пожар?

- Нравится. Хороша я, карраша,

каррасавица!

(И. Гамазкова)

«Ворона»

Наклоны вперёд.

Исходное положение - сидя на стуле,

на мяче или стоя, ноги врозь, кисти

сзади в замок.

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок

отвечает,

наклоняясь

в п е р ё д ,

максимально

поднимая

руки

за

спиной. Имитация движений птицы -

носик вниз - хвостик вверх.

Следить за ритмизацией движений и

речи.

ра, - кричит ворона –

Кража, караул, грабёж, пропажа.

Кисть

правой

руки

складывается

в

ф о р м е

г о л о в ы

в о р о н ы

Вор прокрался утром рано, брошь

украл он из кармана,

Карандаш, картонку, пробку,

И красивую коробку

-Стой, ворона, не кричи,

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана,

У тебя ведь нет кармана.

-Как!- подпрыгнула ворона,

Заморгала удивлённо.

-Что ж вы раньше не сказали?

Караул! Карман украли!

(В. Орлов)

(выпрямленные пальцы собираются в

щепоть – это клюв). Выпрямленная

кисть

левой

руки

прижимается

внутренней

поверхностью

своего

запястья к локтевому краю запястья

правой

руки

это

туловище

у

вороны.

Ворона

громко

кричит,

открывая клюв.

Поморгать глазами

-Ворон, ворон, гость лесной,

Побеседуешь со мной?

Как тебя зовут? Макар?

-Кар!

-Ты, наверно, очень стар?

-Кар!

-Очень тёмный твой загар.

-Кар!

-Ты совсем как кочегар.

-Кар!

-Голова как чёрный шар.

-Кар!

-Остронос ты как комар.

-Кар!

-Видно, крепкий твой удар!

-Кар!

«Ворон»

Исходное положение – стойка ноги

врозь, кисти сзади в замок. Взрослый

задаёт вопросы, а ребёнок отвечает,

наклоняясь

вперёд,

максимально

поднимая руки за спиной. Имитация

движений

птицы

носик

вниз

хвостик вверх

Желаю успехов!

Библиографический список:

Малюкова, И.Б. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в

начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Малюкова. -

Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 25с.

Нейродинамическая

ритмопластика.

Комплексные

упражнения

творческого характера («Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров»):

учебно

методическое

пособие.

Программа

«Театр

исцеляющих

и

развивающих движений». / Авт.-сост. И.Б. Малюкова. - Ярославль: Изд-во

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. – 31 с.



В раздел образования